АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Механизм токсического действия ацетальдегида

Прочитайте:
  1. I. Нейрогенные механизмы (нейротонический и нейропаралитический) развития ишемии.
  2. I. Отметить механизм действия местных анестетиков.
  3. IgE-независимый Т-лимфоцитзависимый механизм
  4. II АНТИКОАГУЛЯНТЫ прямого действия
  5. II. Ангиопротекторы прямого действия.
  6. II. Механизм действия гормонов (хроническая регуляция).
  7. III. Сосудорасширяющие препараты прямого миотропного действия (миотропные средства)
  8. IX Схема ориентировочной основы действия при лечении
  9. V 1.5.1. Физиологические механизмы приспособления к холоду
  10. VII Схема ориентировочной основы действия при лечении пульпита методом девитальной экстирпации

Благодаря своей чрезвычайно высокой реакционной способности ацетальдегид вступает с катехоламинами в неферментативную реакцию конденсации. Продуктами такой реакции являются представители опиатных веществ- титрагидроизохиномины и b-карболины. Тетрагидроизохинолины обладают морфинеподобным действием, а b-карболины связываются с “бензодиазепиновыми” и опиатными рецепторами структур мозга, тем самым участвуя в регуляции процессов торможения в отджелах ЦНС, где медиаторам является гамма-аминомасляная кислота. Это объясняет факт эффективного устранения транквилизаторами бензодиазепинового ряда симптомов алкогольной абстиненции. Под действием ацетальдегида увеличивается образование катехоламинов, в частности, норадреналина, а также его предшественника дофамина. С накоплением последнего в организме связывают развитие абстинентного синдрома и его крайнего проявления белой горячки. Это подтверждается купированием симптомов этих процессов апоморфином в дозах, не вызывающих рвоты. Апоморфин - лекарственное вещество, предназначенное вызывать рвоту, способно также влиять на обмен дофамина, снижая его концентрацию при избытке и восстанавливая до нормы при недостатке.

Патогенез хронического алкоголизма в общем виде может быть представлен следующим образом: в результате окисления этанола в организме образуются ацетальдегид и ацетат. Использование в окислении NАD ведет к избыточному образованию NАDН, что приводит к увеличению “восстановленности” клеток организма. Такое состояние клетки в сочетании с накоплением уксусной кислоты является причиной нарушения жирового, белкового и углеводного обмена и изменения физико-химических свойств клеточных мембран. Под воздействием повышенного количества ацетальдегида происходит освобождение катехоламинов, дофамина и увеличение их концентрации в гипоталамусе и среднем мозге, что вызывает развитие фазы возбуждения. Следующие за этим истощение медиаторов и их распад в указанных структурах мозга влекут за собой развитие фазы торможения. Ацетальдегид, вступая в реакцию с норадреналином, образует опиатные вещества. Комплекс опиатов и дефамина вызывает симптоматику абстинентного синдрома, а также участвует в формировании психической и физической зависимости. В увеличении концентрации ацетальдегида при хронической алкогольной интоксикации играет роль стимуляция ЛЛЭОС и каталазной системы, что через увеличение концентрации катехоламинов ведет к постоянному образованию опиатов и дофамина, со всеми вышеуказанными вытекающими из этого последствиями. Компенсаторно в организме снижается чувствительность дофаминергической системы мозга и повышается активность энкефалиназы - фермента, разрушающего опиаты. Снижение чувствительности дофаминовой системы мозга и повышение активности энкефаминазы составляют основу развития толерантности к алкоголю.

Роль генетической предрасположенности факторов внешней Среды в развитии алкоголизма. Алкоголизм наряду с большинством неинфекционных болезней относится к мультифакторным заболеваниям. Это означает, что организм наследует генетическую предрасположенность, реализация которой зависит от возможности и желания контакта человека с алкоголем. Средняя распространенность алкоголизма составляет около 10% среди мужчин и 3-5% среди женщин. Существуют как выраженные, так и малосимптомные формы заболевания, а также варианты с высокой, средней и малой скоростью прогрессирования. В наличии и степени выраженности генетической предрасположенности к развитию алкоголизма играют роль биохимические параметры метаболизма этанола.

Как уже упоминалось, существуют по крайней мере 10 изоформ АДГ, отличающихся друг от друга по степени своей активности, с чем в конечном итоге и связана скорость образования ацетальдегида. Однако, для того, чтобы ацетальдегид быстро и выраженно проявил свои токсические свойства недостаточно одной высокой активности амогольдегидрогеназы. Это свойство проявляется наиболее ярко в случае ослабления процессов его дальнейшего окисления. В отдельных случаях это имеет место. Фермент ацетальдегиддегидрогеназы также неоднороден и имеет два варианта: ААДГ-1 со сниженной и ААДГ-II с повышенной активностью. Если в одном организме сочетаются АДГ с высокой активностью и ААДГ-1, то происходит быстрое и значительное накопление ацетальдегида сразу после приема даже небольшой дозы алкоголя. Это вызывает резко отрицательные ощущения - чувство жара, тошноту, рвоту, что внушает отвращение к спиртным напиткам. Такое сочетание ферментов имеет место в монголоидных популяциях (японцы, якуты и т.д.), а также среди индейцев. С этим связано значительно меньшее потребление алкоголя в Японии по сравнению с европейскими странами. Употребление даже незначительных доз алкоголя, несмотря на отрицательные ощущения лицами, имеющими описанный ферментный спектр, приводит к быстрому развитию у них тяжелого алкоголизма.

Сочетание ферментов с противоположными свойствами - низкой активностью АДГ и ААДГ-II определяет высокую толерантность организма к алкоголю. В таких случаях систематическое употребление алкоголя ведет к раннему возникновению социальных проблем при отсутствии клинических признаков алкогольного поражения организма. Для их развития иногда требуется несколько десятилетий злоупотребления алкоголем. АДГ преимущественно ответственная за первый этап окисления этанола при остром и несистематическом его потреблении. При систематическом злоупотреблении (80-100 г в день чистого этанола в день 2 раза в неделю и более) главным образом активируется МЭОС. Следовательно, способность к активации этой системы, что детерминировано генетически, будет также оказывать влияние на развитие предрасположенности к алкоголизму.

Еще один из изоферментов АДГ, обладающий низкой активностью обладает свойоством ингибировать мужские половые гормоны. Уровень этих гормонов, по невыясненной в настоящее время причине, способен определять скорость развития алкоголизма. При прочих равных условиях у лиц, имеющих низкий уровень содержания андрогенов, быстрее развиваются признаки заболевания. При изначально высокой активности этого изофермента происходит уменьшение содержания андрогенов и нарастает скорость развития и степень тяжести алкоголизма. Таким образом, гиперандроноиды изначально более устойчивы к алкогольной интоксикации. Предрасположенность к развитию алкоголизма зависит также от индивидуальных особенностей метаболизма биогенных аминов и, прежде всего, активности таких ферментов, как моноаминоксидаза (МАО) и дофамин - в - гидроксилаза (ДБГ). МАО основной фермент катаболизма катехоламинов, а ДБГ является одним из главных регуляторов содержания дофамина.

Заболеваемость алкоголизмом выше у лиц, имеющих низкую активность указанных ферментов. Следует отметить, что активность МАО также является регулируемой. Ее эндогенным ингибитором является трибулин. Белок трибулин, являясь эндогенным ингибитором МАО, в тоже время обладает сходством к бензодиазепиновым рецепторам. Приведенные данные еще раз подтверждают сложность формирования предрасположенность к развитию хронического алкоголизма и значительные трудности предсказания судьбы человека в зависимости от характера употребления им спиртных напитков. Развитие алкоголизма можно считать невозможным только в случае исключения любой возможности контакта человека с алкоголем.


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 1086 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)