АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Клиническая классификация брюшного тифа у детей
Тип
| Тяжесть
| Течение
| Осложнения
| Типичный тиф
Атипичные формы:
cтертая,
· cубклиническая
· пневмотиф
· менинготиф
· нефротиф и др.
Бактерионосительство
| Легкая форма
Среднетяжелаяформа
Тяжелая форма
| Острое
Затяжное
Абортивное
Волнообразное
Рецидивирующее
| Пневмония
Бронхит
Миокардит
Менингоэнцефалит
Перфорация кишечника
Кишечное кровотечение
Остеомиелит, пиелит
Инфекционно-
токсический шок
|
ЭТИОЛОГИЯ
Брюшнотифозная палочка (S.typhi) относится к семейству энтеробактерий, грамотрицательная, подвижная (имеет 8-14 перитрихиально расположенных жгутиков), хорошо растет на обычных питательных средах, особенно при добавлении желчи, факультативный анаэроб.
S.typhi содержат соматический термостабильный О-антиген (эндотоксин), который является сложным мукополисахаридным комплексом, в состав которого входит и Vi-антиген. Согласно классификации Кауфмана-Уайта, S. typhi относится к группе Д, которая характеризуется наличием IX и XII О-антигенов.
Патогенность брюшнотифозных бактерий определяет эндотоксин, играющий основную роль в патогенезе заболевания, и "ферменты агрессии", такие как гиалуронидаза, фибринолизин, лецитиназа, гемолизин, гемотоксин, каталаза и другие, выделяемые бактериями в процессе колонизации и гибели. В ходе инфекционного процесса S. typhi могут вырабатывать лекарственную устойчивость, видоизменяться (переходить в L-формы) и таким образом, жить десятилетиями в организме человека, не поддаваясь лечению антибактериальными препаратами.
S. typhi тифа устойчива во внешней среде, например, она способна длительное время сохранять жизнеспособность при низких температурах (до 60 дней), в воде (до 90 дней), мясе, сыре, хлебе, молоке, масле (до 1-3 мес.), на овощах и фруктах (до 5-10 дней) и размножаться в пищевых продуктах.
ПАТОГЕНЕЗ
Входными воротами инфекции является желудочно-кишечный тракт. Брюшнотифозные палочки являются тропными к лимфатической системе и их внедрение возможно уже в лимфатические образования ротоглотки – миндалины. В тонзиллярной ткани может быть катаральное воспаление, а в разгар заболевания и язвенно-некротическое. Далее, минуя желудок и 12-перстную кишку, возбудитель достигает нижнего отдела тонкой кишки и проникает в лимфоидные образования (солитарные фолликулы и пейеровы бляшки), где и размножается. Затем лимфогенно попадает на следующий барьер – в мезентериальные лимфатические узлы, где также происходит размножение и накопление возбудителя. Все это происходит в инкубационном периоде (от 10-14 дней - до 3-х недель), клинических проявлений нет.
В конце инкубационного периода возбудитель из лимфатических узлов кишечника в большом количестве прорывается в кровеносную систему - возникает бактериемия, что является началом клинических проявлений заболевания: появление лихорадки и инфекционно-токсического синдрома. Посев крови (гемокультура) является самым ранним абсолютно достоверным методом диагностики болезни уже в начальном периоде заболевания.
Массивная гибель брюшнотифозных бактерий и накопление эндотоксина приводят к развитию специфической интоксикации, которая клинически проявляется снижением аппетита (вплоть до анорексии), лихорадкой, адинамией, сонливостью, а при тяжелом состоянии развивается «status typhosus». Токсическое действие эндотоксина на сердечно-сосудистую систему сопровождается выраженными гемодинамическими нарушениями (брадикардия, гипотония, изменения ЭКГ и др.). Гемодинамические изменения в сердечной мышце, наряду с развитием дистрофических и воспалительных изменений, принимают характер инфекционно-токсического миокардита.
При бактериемии происходит гематогенный занос возбудителя в разные органы, в первую очередь в печень, селезенку, костный мозг и кожу, где возникают вторичные очаги воспаления с образованием характерных брюшнотифозных гранулем.Из тканевых очагов и мест первичной локализации возбудитель периодически проникает в ток крови, усиливая и поддерживая бактериемию, которая может продолжаться от 2-3 дней до 3-4 недель и более.
В эту фазу на коже появляется типичная розеолезная сыпь, отмечается увеличение печени, селезенки, нарушения функции костного мозга. Токсическое воздействие захватывает ауэрбаховское и солнечное сплетение, что проявляется болевым синдромом, метеоризмом, могут быть запоры (что наиболее характерно для детей старшего возраста) или диарея (энтерит) – для детей раннего возраста. Закономерно поражается вегетативная нервная система, страдает функция пищеварительных желез, в том числе поджелудочной, что необходимо учитывать при назначении диеты.
Размножающиеся в печени и желчном пузыре S. typhi могут вызывать воспалительные изменения в желчных путях. Выделяясь с желчью в кишечник, они повторно внедряются в уже ранее сенсибилизированные лимфатические образования и вызывают в них характерные морфологические изменения:
Повторное внедрение возбудителя в лимфоидный аппарат (начиная со 2-й недели), приводит к аллергической реакции тонкой кишки и феномену Артюса, который характеризуется некрозом гранулем солитарных фолликул и пейеровых бляшек. У детей раннего возраста эта и последующие стадии могут отсутствовать, и болезнь заканчивается как бы на стадии мозговидного набухания или образованием лишь поверхностного некроза. У детей старшего возраста, как и у взрослых, обычно возникает более глубокий и распространенный некроз пейеровых бляшек и солитарных фолликул с образованием язв. В этом периоде могут возникать наиболее тяжелые осложнения брюшного тифа - перфорация тонкого кишечника с развитием перитонитаи кишечное кровотечение (3-4-я неделя болезни), даже при легких и абортивных формах болезни.
При благоприятном течении болезни, в начале 5-й недели наступает стадия заживления язв. Динамика морфологических изменений в кишечнике не связана с лихорадкой, поэтому больных не выписывают из стационара раньше, чем через 3 недели после нормализации температуры. В эти сроки могут быть осложнения и рецидивы.В тяжелых случаях, наряду со специфическими изменениями в кишечнике обнаруживаются морфологические изменения, свойственные брюшнотифозному энцефалиту, миокардиту, пневмонии, нефриту и др.
Продолжительное и неравномерное поступление микробов и эндотоксина из первичного (кишечник) и вторичных очагов воспаления в кровь обуславливает длительный и волнообразный характер лихорадки.Токсическое воздействие на костный мозг, возникновение очагов воспаления и некроза проявляется лейкопенией, нейтропенией, анэозинофилией, относительным лимфоцитозом или ядерным сдвигом влево в периферической крови.
В ответ на циркуляцию возбудителя и его токсинов в крови вырабатываются специфические антитела: агглютинины, преципитины, комплементсвязывающие и др., которые, наряду с фиксацией микробов ретикулоэндотелиальными клетками, осуществляют элиминацию брюшнотифозных бактерий и обеспечивают выздоровление. Однако у ряда больных формирование гуморального и клеточного иммунитета при брюшном тифе происходит менее интенсивно, либо генетически детерминирована его дефектность, и полной элиминации возбудителя не происходит. В этих случаях брюшнотифозные бактерии длительно сохраняются в желчном пузыре, почках, лимфатических узлах, костном мозге - развивается хроническое носительство.
Повторные заболевания встречаются крайне редко, после перенесенного брюшного тифа у большинства больных формируется стойкий иммунитет.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 668 | Нарушение авторских прав
|