Течение брюшного тифа у детей чаще всего гладкое, в ряде случаев возможны обострения, рецидивы и осложнения, а в исходе заболевания - нередко формируется длительное бактерионосительство.
Клиническими предвестниками рецидива являются: длительный субфебрилитет, тахикардия или, наоборот, брадикардия, медленное сокращение размеров печени и селезенки, стойкий метеоризм, обложенность языка, олигурия. Как правило, рецидивы протекают легче и короче, чем первичное заболевание. Чем тяжелее форма болезни, тем чаще бывают рецидивы.
Существует точка зрения, что рецидивы возникают вследствие длительного сохранения брюшнотифозных бактерий в костном мозге, и при ослаблении защитных сил организма они проникают в ток крови, размножаются и дают новую волну заболевания. Частота рецидивов у детей во многом зависит от проводимой терапии и составляет 5-30%.
Бактерионосительство - большая часть детей освобождается от возбудителя спустя 2-3 недели после установления нормальной температуры тела. Однако у части детей (около 4%) возбудитель брюшного тифа продолжает обнаруживаться в течение нескольких месяцев, и даже лет в испражнениях, желчи и т.д. Причинами длительного носительства могут быть:
Ряд авторов брюшнотифозное носительство рассматривают как хронический инфекционный процесс. При этом палочки брюшного тифа десятки лет паразитируют в клетках ретикулогистиоцитарной системы, особенно костного мозга. При определенных условиях бактерии выходят в кровь и начинают выделяться из организма.
Кишечное кровотечение обычновозникает в результате образования язв в тонкой кишке и сопровождается появлением:
· общей слабости, бледности кожного покрова, головокружения, нередко — падением температуры тела до нормы;
· пульс учащается, становится слабого наполнения и напряжения, артериальное давление падает, тоны сердца становятся глухими, появляется систолический шум на верхушке сердца;
· в периферической крови характерно падение гемоглобина и уменьшение числа тромбоцитов;
· несколько часов спустя от начала кровотечения, иногда к концу суток - кал становится «дегтеобразным».
Массивное кровотечение из кишечника у детей в последние годы встречается редко, чаще оно бывает незначительным, но может продолжаться в течение нескольких суток, состояние детей при этом ухудшается постепенно, что существенно затрудняет своевременную раннюю диагностику.
Перфорация кишечника, как и кишечное кровотечение, может возникнуть на 2-4 неделе болезни, в том числе и при легких, стертых формах заболевания, и ведет к развитию диффузного или ограниченного (местного) перитонита. Клинически перфорация кишечника сопровождается:
· появлением резких болей в животе, повторной рвоты и ухудшением общего состояния больного;
· при этом появляются симптомы характерные для "острого живота", лейкопения сменяется лейкоцитозом.
При тяжелом общем состоянии и выраженной брюшнотифозной интоксикации, в связи с глубоким торможением коры головного мозга, боли в животе, и напряжение мышц брюшной стенки могут быть не выражены или даже отсутствовать. Однако, на ранних стадиях, всегда удается обнаружить три ведущих диагностических признака перфоративного перитонита: острые боли в животе, напряжение мышц живота и изменение типа дыхания
Редкими осложнениями брюшного тифа у детей являются: инфекционно-токсический шок;
инфекционно-аллергический миокардит, тромбофлебит и др.
Осложнения у детей раннего возраста при брюшном тифе чаще всего носят неспецифический характер и возникают за счет присоединения вторичной бактериальной флоры с развитием пневмонии, отита и др.
ДИАГНОСТИКА
Брюшной тиф у детей диагностируется на основании клинико-эпидемиологических данных, с учетом возрастных особенностей, при обязательном лабораторном подтверждении диагноза. Лабораторная диагностикаоснована на обнаружении возбудителя (или антигена) в биоматериале и специфических антител в крови больного.
Бактериологические методы. Для ранней диагностики брюшного тифа наибольшее значение имеет посев крови «гемокультура», которую следует проводить на протяжении всего лихорадочного периода. Со 2-й недели болезни брюшнотифозные микробы можно обнаружить в посевах кала, мочи и дуоденального содержимого. Наиболее высокий процент выделения палочек брюшного тифа получается при посевах костного мозга. В целом бактериологическое подтверждение диагноза брюшного тифа удается получить у 80-90% больных.
Серологические методы лабораторной диагностики брюшного тифа направлены на обнаружение и нарастание титра специфических антител в сыворотке крови или антигенов в биосубстрате. В практической работе чаще всего применяют реакцию Видаля и РНГА с использованием эритроцитарных О-, Н- и Vi-антигенов.
· Реакция Видаля основана на обнаружении специфических брюшнотифозных О- и Н-антител в крови больного с помощью соответствующих антигенов. Положительные результаты чаще всего можно получить, начиная с 8-9 дня болезни. Реакция Видаля может быть положительной также у привитых и перенесших брюшной тиф ранее, поэтому решающее значение будет иметь нарастание титра антител в динамике заболевания в 2-4 и более раз. Для более точного выявления специфических иммунных сдвигов в крови больного реакцию Видаля следует ставить с 0-IX, 0-XII-Ag и Н-монодиагностикумами для исключения перекрестных реакций с сальмонеллами других серогрупп.
· Специфической и чувствительной является РНГА с эритроцитарными 0 - и Vi-антигенами и реакция Vi-гемагглютинации. В РНГА концентрация 0-антител нарастает в динамике заболевания, тогда как титры Vi-антител существенно не меняются. Серологические реакции (РНГА и др.) на обнаружение специфических антител в крови больного следует ставить, начиная с 4-5 дня болезни, а затем на 2-3 неделе и позднее. Диагноз брюшного тифа считается подтвержденным при титре антител 1:200 и выше или при нарастании их титра в 2-4 раза в динамике заболевания. При оценке серологических реакций важно учитывать, что нарастание титров специфических О-антител свидетельствует о текущем инфекционном процессе, а наличие только Н - или Vi-антител — о перенесенном брюшном тифе или бактерионосительстве.
· В последние годы для серологической диагностики используется иммуноферментный анализ (ИФА). Выявление специфических брюшнотифозных IgМ в крови указывает на текущий инфекционный процесс, а изолированное обнаружение IgG, - о вакцинальной природе антител или перенесенном ранее брюшном тифе.
Для экспресс-диагностики брюшного тифа и бактерионосительства используются серологические реакции, направленные на обнаружение антигена в фекалиях, моче и других субстратах: иммунофлюоресцентный метод, реакция нарастания титра фага (РНФ), реакция нейтрализации антител (РНА), иммуноферментный (ИФА) и иммунорадиометрический анализ (ИРА). Указанные методы специфичны, высоко чувствительны и позволяют быстро (в течение нескольких часов) обнаружить присутствие брюшнотифозных бактерий (антигена) в исследуемом материале (кровь, моча, испражнения и др.).
В крови на высоте заболевания развивается характерная для брюшного тифа лейкопения и нейтропения со сдвигом формулы крови влево до юных и даже миелоцитов, а также анэозинофилия, лимфоцитоз, ускорение СОЭ.
Толстая капля крови и мазок на малярию – исследуются в начальном периоде. В динамике заболевания каждые 5-7 дней проводится общий анализ мочи и крови, при необходимости – биохимия крови, коагулограмма, гематокрит, КОС, электролиты крови, рентгенография органов грудной клетки, ЭКГ и др.