АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОТКАЗ ОТ ЛИДЕРСТВА — ЧЕТВЕРТОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Сначала мы утрачиваем понимание своего места в природе. Затем мы теряем контакт с самими собой. Дальше следует жизнь... Каков результат всего этого, нетрудно догадаться. Да, когда мы теряем контакт с естественными жизненными циклами, сила и качество наших лидерских способностей тают как снег.
На одном из своих семинаров на тему «Лидерство, Сила и Творчество» я предложил участникам разделиться на три группы в соответствии с тем, какое из трех перечисленных качеств — Лидерство, Силу или Творчество — они считают наиболее важным для организации нашей жизни в будущем. Затем я предложил каждой группе обсудить причины, побудившие ее членов выбрать именно это качество, а также выдвинуть своего лидера. Через сорок пять минут я попросил их обосновать свою позицию и попытаться переубедить и привлечь на свою сторону членов двух других групп. Это породило ужасный беспорядок, конфликты и разочарование среди людей. Некоторые даже перестали участвовать в обсуждении. Очень убедительно выступал один человек из группы «Сила», так же как и один из членов группы «Творчество». Но с наибольшими трудностями столкнулась группа «Лидерство». Ее члены не только вошли в конфликт с двумя остальными группами, но начали конфликтовать также между собой. В основном это были столкновения по поводу «силы» и выбора лидера. Некоторые из членов группы, в основном женщины, стушевались, в то время как более агрессивные мужчины продолжали бороться за первенство.
Что мы, главным образом, узнали в результате этой деятельности?
Одна женщина из лидерской группы обнаружила, что спустя некоторое время начала чувствовать себя ненадежно и неуверенно. Особенно в тот момент, когда ей нужно было убедить одного из более властных мужчин в группе. Она рассказала, что были моменты, когда она не могла даже думать и говорить. Другой член группы, мужчина, отметил, что чувствовал в себе силу, но в то же время агрессию и стремление к контролю. Он заметил, что вступил в соперничество за роль лидера с другим сильным мужчиной из своей группы. Еще одна женщина отметила, что ее не удовлетворяет собственная роль слабой и зависимой, хотя при этом она основала и успешно вела свой бизнес.
Какой можно сделать вывод о лидерстве или о его недостатке?
Прежде всего, мы научились маскировать свои действительные природные способности. Мужчин и женщин воспитывали по-разному, но и те и другие научились играть в общественные игры по правилам общества. Нас, мужчин, учили в основном соперничать и побеждать — любой ценой, в любое время — и завоевывать роль лидера. Женщин учили следовать за мужчинами и оставаться позади (хотя сейчас, по мере того как женщины находят свое настоящее место в жизни, ситуация все больше меняется). Все мы исполняем эти роли и верим, в силу своего воспитания, что это и есть наше «естественное» место в жизни. Однако когда мы сталкиваемся со стрессовой и кризисной ситуацией, действительная правда выходит наружу. Известно, что женщины переносят стресс и кризис лучше, чем мужчины, поскольку обладают необходимой для этого эмоциональной силой. Нас же, мужчин, учат в основном думать и меньше чувствовать. Именно поэтому женщины живут дольше нас. Давайте вспомним о том, что убийца мужчин номер один — это болезнь сердца. Основная причина этого в том, что большинство мужчин не умеют правильно заботиться о себе. Ведь этим всегда занимались женщины, начиная с наших матерей. Но на них же эта опека должна заканчиваться.
Мораль проста и понятна:
Когда мы, вместо того чтобы следовать за волей природы, подчиняемся диктату общественной «воли» и житейских штампов, то отдаляемся от собственной силы и мудрости, от умения руководить своей судьбой. Не говоря уже про те «роли», которые нас научили исполнять. Они становятся движущей силой нашего лидерства, и мы лишаемся возможности задействовать и развивать природные способности. В дополнение ко всему эти роли укрепляют наше ложное чувство самосознания — мешают нормальному восприятию себя, как мужчинам, так и женщинам. Мы склонны задействовать только один набор врожденных способностей. Но в этом нет необходимости. В природе присутствуют оба начала — мужское и женское, они олицетворяют ее функцию и ритм. В нас тоже сосуществуют оба начала, и мы должны использовать и развивать их в себе. Задействование только одной из сторон порождает состояние полуслепоты и полужизни. В этом случае нам приходится компенсировать и скрывать в себе однобокость, так же как и свою экспрессивную способность к жизни и творчеству.
Если человек отказывает себе в возможности полноценного общения, познания и творчества — это полбеды. Но когда он сознательно выбирает жалкое существование — настоящая беда! Жить, чувствуя себя потерянными, под гнетом постоянного страха — это состояние затянувшегося детства. Своего рода ощущение первого рождения. В таком состоянии мы остаемся полупарализованными и неспособными вырваться на свободу и изменить свое мышление, чувства и убеждения. Но самое главное — мы не можем остановить прокручивающуюся в нашем сознании пленку, которая продолжает вбивать клин между реальностью нашего прошлого и настоящим. Чтобы изменить все это, с нашей стороны необходима «упрямая настойчивость», желание действительно быть свободными. Желание достаточно сильное, чтобы вновь обрести себя и свои лидерские способности. Потому что до тех пор, пока мы не изменим эту картину, которую сами создали и вообразили, пока не перепишем сценарии и не станем сами режиссерами тех фильмов, которые воображаем и создаем, мы так и не сможем пережить «второе рождение» и начать двигаться из своего укрытия в сумрачной темноте.
Разъединенность чувств и мыслей ведет к отчуждению. Мы теряем свое законное место в системе «природного порядка». Со временем мы забываем или блокируем воспоминания о нем. Чтобы вновь вспомнить об этом, необходимо овладеть умением входить в непрожитые и неизведанные части нас самих и нашей жизни. Мы должны войти в это пространство, возникшее в результате нашей разъединенности, и узнать причины и историю его происхождения. Потому что именно тогда мы обнаружим, что последствия и воздействие этой разъединенности отзываются на протяжении поколений. Она передается от отца к сыну, от матери к дочери. Целые семьи взращивают и усиливают ее, следуя ей и передавая своей молодежи. Не отдавая себе отчета, они передавали это состояние дальше, искренне полагая, что так и должно быть, потому что точно так же поступали с ними. Такова культура — ее обычаи и привычки, пересмотреть которые в достаточной степени дают себе труд лишь очень немногие люди.
Глава 2 ПОТЕРЯННЫЕ ДЕТИ, ПОТЕРЯННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, ПОТЕРЯННЫЕ ЛИДЕРЫ
Что будет, если мы поменяем местами фразы в названии этой главы следующим образом: «Потерянные лидеры, потерянные взрослые» и затем — «потерянные дети»? Думаю, это будет ближе к истине. Кто может наверняка сказать, что и когда было утеряно первым? Была ли это наша способность к лидерству или умение быть взрослыми? В сущности, это и не важно. Для того чтобы найти ответ, потребуются годы сосредоточенных исследований прошлого и социальных архивов. Важно другое — взглянуть на то, как мы все это время воспитывали своего ребенка, и оценить полученный результат. Все, что нужно сделать, — это увидеть последствия и то, как в результате наши дети справляются с лидерскими обязанностями взрослого человека — в семье, школе, коллективе, в бизнесе и правительстве. И мы увидим, что наши дети, как правило, скорее сами «оказываются в когтях» этих обязанностей, чем держат их в своих руках. Один из моих учителей по семейной терапии утверждал, что сегодняшние взрослые вовсе не являются взрослыми. Это испуганные и запутавшиеся дети, живущие в больших телах и делающие вид, что они серьезные люди. Отсюда всеобщий человеческий кризис и проблемы.
Первая глава была посвящена «пагубным» последствиям разъединенности и отрицания, где затрагивались корни этого состояния — потеря контакта с природой и влияние семьи, культуры и общества в целом. Во второй главе мы рассмотрим основные и самые устойчивые последствия разъединенности и отрицания, а также пагубные воздействия, которые оно оказало на наши врожденные и приобретенные способности к лидерству и на нашу собственную творческую судьбу. Эта часть книги может оказаться более болезненной и трудной для нашего восприятия и чувств, чем первая глава. Никому не нравится лицезреть темную и уродливую часть самого себя и человеческой души в целом. Мы все предпочли бы читать только об успехах и о «светлых сторонах» всего существующего. Но я убежден, что через это необходимо пройти, прежде чем мы будем готовы перейти к более радостным частям книги, которые последуют за этой главой. Прежде чем встретиться со своими «ангелами», мы должны научиться смело смотреть в лицо своим «демонам», подружиться с ними и сделать их своими союзниками. Только в этом случае мы сможем начать новое строительство фундамента для лидерства — с самого основания ввысь, а не сверху вниз. Кстати, приходилось ли вам видеть здание, строительство которого начиналось с крыши? Итак, мы вновь направляемся в центр своей внутренней «пустоты», с тем чтобы извлечь из нее то, что там спрятано. И не забывайте о том, что я по-прежнему иду рядом с вами. Ведь это и мое путешествие тоже. Давите начнем...
Сценарий первый:
Мать занята разговором по телефону. «Вот, детка, — она протягивает ключи от машины, список покупок и чековую книжку своему трехгодовалому сыну. —
Возьми машину и вот этот список, поезжай в супермаркет и купи нам продуктов на неделю».
«Это абсурд!» — скорее всего, подумали вы. Какие родители в здравом уме взвалят на своего ребенка подобную ответственность? Но вы и не подозреваете о том, какого рода вещи мы заставляем своих детей делать для нас, даже не задумываясь об этом в моменты своей «занятости» и стресса.
И сценарий второй:
Меняя в машине свечи зажигания, отец говорит своей любознательной трехлетней дочери, которая «хочет помочь своему папочке»: «Давай-ка иди помогай своей матери на кухне. Эта работа слишком грязная для юной леди».
Оба сценария наглядно демонстрируют, как мы, взрослые, не осознавая последствий, сами превышаем возможности наших детей, а также подрываем их растущее нетерпеливое стремление к познанию окружающего их мира.
Дети обладают некой встроенной руководящей системой. Она естественна. В детстве эта система еще свежа, сильна и открыта внешнему миру. Дети доверяют ее руководству и выражают это в своих играх и творческой изобретательности. Они охотно следуют за этой системой, она становится источником лидерства на заре их жизни.
Мы же, взрослые, не догадываясь об этом, намеренно отрываем детей от естественного источника руководства, поскольку сами, в свою очередь, будучи детьми, были от него оторваны. Сами того не сознавая, мы начинаем втискивать детей во взрослый мир раньше, чем они становятся готовыми к этому. Сначала так поступают с нами, затем мы поступаем так сами с собой, а в дальнейшем это перерастает в привычку относиться так ко всем.
Чтобы было проще понять, как все это происходит, я разделил изложение на три части, перечисленные в названии этой главы. Начну с «потерянных детей».
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 498 | Нарушение авторских прав
|