АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Фазы психодраматического действия
Фазы работы группы: 1. «разогрев» и разминка, 2. драматическое действие, 3. обсуждение (обратная связь, эмоциональный обмен).
Цель первой фазы – подготовка к психодраматическому действию. Для решения этой задачи могут быть использованы специальные упражнения, групповые дискуссии, даже молчание. Часто началом работы становится дискуссия «Что я хочу получить от этой группы?» или «Для чего я здесь?». Однако уже на этой фазе могут применяться специфические средства психодрамы, например, участники в парах обсуждают вопрос о целях прихода в группу, а затем каждый участник пары говорит от имени другого, являясь его «внутренним голосом». Темы разминки должны быть связаны с проблемами, актуальными для группы. На этом этапе ведущий предлагает участникам символически изобразить барьеры, которые стоят на его жизненном пути, с помощью рисования, пантомимы или других средств. В процессе обмена переживаниями по поводу выполнения данного упражнения осуществляется выбор протагониста для углубления проблемы барьеров. Ведущему на начальном этапе важно дифференцировать неготовность группы к работе и готовность, блокированную страхом. В случае сопротивления необходима его проработка, которая осуществляется специфическими средствами психодрамы.
Фаза психодраматического действия – главная и центральная в психодраме, отличается наибольшей длительностью, динамичностью, эмоциональным накалом. На данной фазе достигается инсайт. Когда протагонист выявлен, ведущий готовит его к работе: помогает освоить сам способ драматизации, проявлять спонтанность, войти в роль, преодолевая беспокойство и сопротивление. Вначале проблема предъявляется через описание ситуации без интерпретаций и рассуждений, затем протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. Ведущий советует ему походить по сцене, описывая проблему, метафорически изобразить ситуации «Стена непонимания», «Раздирающие меня противоречия» и т.п. Для прояснения проблем в семье применяется построение пространственной социограммы. Описание сцены и действие происходят в настоящем времени, определяются значимые для действия люди, вспомогательные «Я». В психодраме могут разыгрываться не только ситуации межличностных отношений, но и фантазии, сны. Важна не точность воспроизведения обстановки, а точность и глубина отображения субъективной реальности протагониста. Действующими лицами могут быть не только люди, но чувства, идеи, предметы-символы. В ходе разыгрывания психотерапевт выделяет факторы, определяющие проблему, это могут быть, например, детские травматические переживания. Тяжесть нахлынувших на протагониста переживаний уравновешивается максимальным комфортом в роли: поддержка группы, контроль ситуации протагонистом и ощущение возможности ее изменить. Психотерапевт предлагает протагонисту не только заново пережить, но и «переиграть» ситуаций, изменив жизненный сценарий.
В фазе обсуждения почти не используется действие. Основные средства этой стадии – выражение чувств, обсуждение, анализ. Исключение составляют невербальные упражнения или игровые действия, направленные на регуляцию эмоциональной напряженности. Иногда применяется разыгрывание ситуации в будущем. Для активизации работы иногда предлагается разыграть сцену обсуждения этого сеанса с кем-либо из группы или обратиться к кому-либо, имеющему сходные проблемы. Третья фаза подразделяется на две части – идентификация и ролевая обратная связь. Идентификация позволяет выразить чувства и отношения, которые вызваны игрой и знакомы участникам группы из прошлого опыта. Обсуждение служит отправной точкой для формулировки проблемы другим протагонистом. Во второй части участники описывают чувства, возникшие у них в роли (протагониста, вспомогательного «Я», зрителя). Ведущий следит, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их оценками, интерпретациями, советами. На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей способности решать проблемы. В конце обсуждения протагонист высказывается о своих переживаниях.
Морено предлагал также четвертую фазу анализа как дополнение к третьей (анализ точности исполнения роли, особенностей поведения в разных ролях, значения предложенных интерпретаций и выводов).
В конце напряженного сеанса группа выражает сопереживание протагонисту в глубоких идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг дает возможность плавно вернуться в реальность после болезненных переживаний, почувствовать внутреннее единство группы, взаимосвязь и взаимозависимость.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 395 | Нарушение авторских прав
|