АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Пример врожденных способностей

Прочитайте:
  1. Альтернирующие синдромы – примеры, этиология, клиническая симптоматика.
  2. Внутривенное введение лекарственного вещества на примере эуфиллина
  3. Генная инженерия и современная биотехнология. Примеры использования в микробиологической практике.
  4. Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей
  5. Ежегодно на земном шаре опухоли впервые выявляются примерно у 6000000 человек.
  6. Запомните примеры моногенных заболеваний, передающихся по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и Х-сцепленному рецессивному типам.
  7. Иллюстрация игр № 1—15 примерами
  8. Клинический пример
  9. Клинический пример
  10. Клинический пример

Один из самых выдающихся математиков Сриниваса Рамануджан (1887-1920) часто приводится в качестве примера врожденных мате­матических способностей. В возрасте 14 лет он самостоятельно из­учил двухтомный курс тригонометрии. Очевидно, с этого момента он так увлекся математикой, что уже в 15 лет самостоятельно открыл' формулы Эйлера, выражаюшие синус и косинус через показательную функцию мнимого аргумента, не зная, что они уже открыты.

В 16-летнем возрасте ему удалось достать книгу по высшей матема­тике, которая содержала 6165 различных теорем и формул, большин­ство из них без выводов. Знакомство с его биографией показывает, что он занимался математикой практически непрерывно. Судя по его сообщениям о том, что некоторые формулы ему внушают во сне боги, вычисления не прекращались даже во сне. Из-за этого он не смог


 


164 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

учиться и закончить даже первый курс Мадрасского университета. Не­сколько лет он не имел никаких определенных занятий. Когда в 1909 г. он женился и стал работать клерком в порту, жена и теша приходили кормить его в обеденный перерыв, потому что он был слишком занят вычислениями, чтобы прерываться для еды.

Когда он сообщил о своих работах в Кембридж, то там выхлопота­ли для него стипендию, и с 1914 по 1919 г. он работал в Кембридже вместе с английскими математиками. В аналитической теории чисел Рамануджан практически самостоятельно воссоздал целую область математики, которая сложилась в течение длительного времени уси­лиями большого количества ученых. В 1918 г. он был избран профес­сором Кембриджского университета.

Трудно сказать, имеем ли мы в лице Рамануджана пример врож­денного таланта или нет. Однако абсолютно очевидно, что здесь на­лицо колоссальное сосредоточение усилий на одной сфере деятель­ности и огромное количество практики, причем практики особого рода, протекавшей с огромным напряжением сил. Его здоровье ока­залось подорванным, он заболел туберкулезом, вернулся в Индию и вскоре умер.

Кроме количества и качества практики в числе альтернативных влияний, сказывающихся на успешности обучения и могущих быть основой экстраординарных достижений, обычно упоминаются:

1) внимание и способность к концентрации;

2) уровень мотивации;

3) уверенность в себе и оптимизм;

4) энтузиазм и энергичность.

В целом можно считать, что концепция врожденного таланта не находит подтверждения в экспериментальных данных и противоре­чит целому ряду наблюдений. Более того, вера во врожденный та­лант, который обладает некими признаками, поддающимися обнару­жению на ранней стадии развития (например, с помощью каких-либо тестов), по существу просто вредна, если речь идет о ее приме­нении в социальной и воспитательной области. Любое разделение детей на группы якобы одаренных или неодаренных от рождения дискриминационно, несправедливо и абсолютно бесполезно.

Возникает довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, концепция врожденной одаренности не находит достаточно убеди­тельного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ничем не от­личаются от обычных людей, т. е. их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками. Вспомним расхожее выраже-


Эмергенез 165

ние о том, что природа отдыхает на потомках гениев. Родители и многочисленные родственники Рамануджана не только не обладали математическими талантами или склонностью к математике, но не отличались вообще какими бы то ни было интеллектуальными до­стижениями.

С другой стороны, воздействия внешней среды, связанные с воз­никновением особой одаренности, тоже не удается идентифициро­вать. По этому поводу высказывались многие исследователи. Так, Бёрт писал: «Достаточно парадоксально, что влияние хорошей среды наиболее сомнительно там, где под сомнением и влияние хорошей наследственности». Ему вторит Симонтон: «Если социально-эконо­мический статус, стимулирующая домашняя среда, одаренные роди­тели — все делают свой вклад в возникновение гения, тогда каждый ребенок в данной семье должен получать примерно равный шанс на успех. Но как много людей слышало о братьях или сестрах Баха, Рембрандта, Сервантеса, Декарта, Дарвина, Ганди или Сун-Ятсена?» (Simonton, 1984).


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 473 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)