АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Тема 3. Исследование психофизиологических характеристик в психогенетике
Методические рекомендации по изучению тем. При изучении этой темы внимание необходимо обратить на генотип и среду как факторы межиндивидуальной изменчивости характеристики вегетативной и центральной нервной системы, связь генотипа с сенсорными и двигательными характеристиками.
Большинство исследований генетической детерминации психофизиологических признаков свидетельствует о влиянии генетических факторов на их индивидуальные особенности. Влияние генетических факторов наблюдается практически для всех исследованных к настоящему времени психофизиологических показателей: от ЧСС (частоты сердечных сокращений) до показателей вызванных потенциалов. Так, оценки наследуемости кровяного давления колеблются от 13% до 82% (для систолического давления) и от 0% до 64% (для диастолического давления). Достаточно высокие показатели обнаружены и для параметров КГР(кожно-гальваническая реакция). Роль наследственных факторов оказалась достаточно высокой и для всех частотных диапазонов ЭЭГ. Результаты генетического анализа спектральных характеристик ЭЭГ в дошкольном возрасте свидетельствуют о высокой наследуемости (от 55% до 81%) показателей всех частотных диапазонов; наследуемость несколько меньше для показателей когерентности (30%- •-71%).. Большая часть фенотипической изменчивости биоэлектрической активности мозга в юношеском возрасте также обусловлена генетическими факторами (более 80% — для спектральных характеристик ЭЭГ и около 60% — для показателей когерентности). Семейные исследования ЭЭГ показали, что ряд редких типов ЭЭГ обнаруживает аутосомно-доминантный тип наследования. Несколько меньшие но, тем не менее, существенные генетические влияния обнаружены и для показателей различных типов вызванных потенциалов.
Исследование психофизиологических характеристик испытуемых разных возрастных групп показало, что относительный вклад генетических факторов может увеличиваться или уменьшаться в ходе развития. Изменение оценок наследуемости не обязательно означает одновременное изменение молекулярных механизмов. Признак в разных возрастах может определяться одними и теми же генами, а оценки наследуемости могут изменяться. В то же время, наоборот, показатели наследуемости могут оставаться стабильными при том, что на фенотип в разные возрастные периоды действуют разные гены. Лонгитюдные исследования дают возможность определить, какие именно — одни и те же или разные — гены вносят свой вклад в изменчивость признака на разных этапах онтогенеза. Лонгитюдное исследование ЭЭГ, в котором специально ставилась задача оценки генетической стабильности, показало, что спектральные характеристики в 5 и 7 лет имеют достаточно высокие показатели наследуемости и стабильность этих показателей обусловлена генетическими причинами. Выявленные в 5 лет генетические факторы объясняют большую часть генетической изменчивости и в 7 лет. Появляются также и новые генетические факторы. Новые генетические влияния связаны, по всей вероятности, с перестройкой нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе наблюдаемых показателей когерентности. При этом на том же возрастном интервале сохраняется влияние одних и тех же генетических факторов на зрительные ВП (вызванные потенциалы), тогда как в более старшем возрасте для большинства показателей зрительных ВП генетическая общность не превышает 30%.
Исследования генетических основ психофизиологии человека пока еще носят несистематический характер и, как правило, проводятся без какого-либо единого плана, тем не менее, полученные к настоящему времени данные позволяют проследить очень интересную, на наш взгляд, закономерность — увеличение наследуемости тех или иных показателей в экспериментальных ситуациях, требующих большего "включения" испытуемого. Можно напомнить, что оценки наследуемости систолического давления увеличиваются почти в два раза в ответ на эмоциональные нагрузки; также в два раза увеличивается наследуемость респираторной синусной аритмии при решении задач; увеличивается влияние генетических факторов на параметры ПМСД (потенциалы мозга, связанные с движением) при прогнозе.
В частности, было обнаружено, что увеличение оценки наследования респираторной синусной аритмии при функциональных нагрузках происходит не в результате роста дисперсии, обусловленной наследственными факторами, а в результате уменьшения дисперсии, обусловленной влияниями несистематической среды. Более того, генетические факторы, обусловливающие дисперсию признака, были одними и теми же, как в покое, так и при нагрузках. Из этого можно заключить, что, по всей вероятности, состояние "покоя" было менее однородным — разное восприятие испытуемыми данной ситуации отражалось на дисперсии исследуемого показателя. Таким образом, состояние "покоя" несло большую долю "случайной" дисперсии и просто менее подходило для регистрации респираторной синусной аритмии.
В большинстве случаев вряд ли возможно говорить о наследуемости физиологического показателя "самого по себе", вне контекста, вне определения его места, смысла, функциональной роли в целостной системе, в которую он включен в момент исследования. Работ, выполненных в этом ключе, немного, однако очевидна их перспективность. Так, показана различная степень наследственной и средовой обусловленности компонентов ориентировочной и оборонительной реакций, а в некоторых случаях — различная природа их наследственной обусловленности (Кочубей Б.И., 1983, 1985). Было установлено, что влияние наследственных факторов на ПМСД зависит от функционального уровня (по Бернштейну), на котором происходит принятие решения и оценка сигнала обратной связи (Малых С.Б., 1986; Malykh S.B., 1986).
Факт высокой наследуемости параметров ЭЭГ открывает широкие перспективы для анализа сцепления данного количественного признака с определенным генетическим маркером. Современные достижения молекулярной генетики и статистики дают возможность оценки связи ДНК-маркера с фенотипическим признаком. Действительно, исследование О. Стейнлейна и коллег (Steinlein О. et al., 1992) позволило локализовать ген, ответственный за низкоамплитудный альфа-вариант ЭЭГ. Оказалось, что низкоамплитудный альфа-вариант ЭЭГ связан с маркером дистальной части хромосомы 20q.
Развитие в последние годы статистических методов обеспечило возможность оценки таких факторов (взаимодействие генотипа и возраста, генотипа и пола), которые были недоступны для обычного корреляционного анализа; использование многомерных моделей дает возможность оценить генетические факторы, лежащие основе взаимосвязей различных областей мозга, взаимосвязей разных параметров ЭЭГ. Так, многомерный анализ показателей ЭЭГ, проведенный К. ван Бейстервельдт (1996), показал, что взаимосвязи левого и правого полушария обусловлены одними и теми же генетическими факторами.
Литература.
1. Левонтин Р.: Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.
2. Малых Р.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А.: Основы психогенетики. Учебник. – М., 1998.
3. Равич-Щербо Психогенетика. Учебник. - М., 2004.
4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /под ред. И.В. Равич – Щербо. – М., 1988.
5. Фогель Ф.,Мотульский А.: Генетика человека в 3 томах. М., 1990.
6. Эрман Л., Парсонс П.: Генетика поведения и эволюция. – М.,1984.
7. Эфроимсон В.П.: Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 1978.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1288 | Нарушение авторских прав
|