Наследственные нарушения свертывания крови
Гемофилия А – наиболее характерный тип гемофилии (составляет 80-85% всех случаев гемофилии).
В США гемофилия А (ГА) встречается у 25 из 100 000 мужчин. Основное нарушение при ГА – отсутствие или снижение активности ФVIII в плазме. ФVIII циркулирует в плазме, будучи связан с фактором Виллебранда.
ГА наследуется сцеплено с Х-хромосомой. Сыновья женщин-носителей гена гемофилии наследуют его в 50% случаев. Все сыновья гемофиликов здоровы, а дочери обязательно являются носителями дефектной хромосомы. У женщин ГА встречается редко. Ею страдают девочки, рожденные от гемофилика-мужчины и женщины-носителя гемофилии. Еще более редкий случай – абсолютная инактивация нормальной Х-хромосомы у женщины-носителя или генетический дефект в Х-хромосоме при синдроме Шерешевского-Тернера.
У больных с уровнем активности ФVIII менее 1% наблюдаются спонтанные кровоизлияния в суставы (гемартроз) и мышцы (гематомы). Посттравматические или связанные с хирургическим вмешательством кровотечения опасны, так как приводят к возникновению обширных гематом, сдавливающих нервы, вызывающих окклюзию сосудов с развитием гангрены. Рецидивирующие субпериостальные кровоизлияния являются причиной развития деструкции костей, патологических переломов.
Лабораторная диагностика: увеличено частичное тромбопластиновое время, нормальное протромбиновое время и время кровотечения (см. приложение). Активность ФVIII в плазме снижена или отсутствует.
Принципы лечения: возмещение недостатка плазменного фактора концентратом ФVIII или введение десмопрессина (см. выше). Следует избегать травм с раннего детства (обкладывать кроватку подушками, не давать игрушек с острыми углами); регулярно проводить профилактическую санацию зубов; перед хирургическим вмешательством проводят инфузию ФVIII, антифибринолитические препараты. В настоящее время исследуется новый терапевтический подход к лечению гемофилии – генная инженерия. Ген вносится в человеческие фибробласты, после чего эти клетки трансплантируются мышам, которые начинают продуцировать человеческие факторы свертывания крови.
Гемофилия В (болезнь Кристмаса) – вызвана дефицитов фактора IХ. Возникает в результате мутации, сцепленной с Х-хромосомой (делеция в гене ФIХ). При гемофилии В (ГВ) также, как и при ГА возникают кровотечения (гемартрозы, гематомы), но частота их в 5 раз ниже, чем при дефиците ФVIII.
Лабораторная диагностика: увеличено частичное тромбопластиновое время. Время кровотечения и протромбиное время не изменены (смотри приложение), активность Ф1Х снижена или отсутствует.
У больных с ГВ может синтезироваться нефункциональный Ф1Х или отсутствовать его синтез.
Принципы лечения: заместительная терапия. При тяжелых кровотечениях – введение концентрата Ф1Х, при небольших кровотечениях – свежезамороженная плазма.
Гемофилия С (дефицит Х1 фактора) – врожденная патология, наследуется аутосомно-рециссивным путем; наблюдается в основном у евреев-ашкенази.
У гетерозигот кровотечения незначительны. У гомозигот с дефицитом ФХ1 осложнений, связанных с кровоточивостью, мало. Но при травме или хирургическом вмешательстве не исключено возникновение сильного кровотечения с формированием гемартроза и гематомы.
Лабораторная диагностика: увеличено частичное тромбопластиновое время; нормальное протромбиновое время; нормальное количество тромбоцитов; нормальное время кровотечения. Уровень ФХ1 в плазме снижен или равен нулю.
Принципы лечения: замещение ФХ1 вливанием свежезамороженной плазмы или концнтрата ФХ1. Перед небольшими хирургическими вмешательствами профилактическое введение e-аминокапроновой кислоты или транексамовой кислоты.
Парагемофилия (дефицит ФV) – наследуется аутосомно-доминантно и по аутосомно-рециссивному типу, что свидетельствует о полигенности парагемофилии.
Для больных характерен геморрагический синдром, выраженность которого зависит от степени дефицита в плазме ФУ. Отмечаются петехии, экхимозы, кровоподтеки, носовые, десневые кровотечения, меноррагии, желудочно-кишечные кровотечения. У больных при выраженных формах заболевания часты длительные кровотечения при удалении зубов, тонзиллэктомии, порезах. Наиболее тяжелая кровоточивость наблюдается у больных с уровнем ФУ менее 2%. При заболеваниях средней тяжести уровень ФУ составляет 2-6%, при легкой - 6-16%.
Лабораторная диагностика: увеличено частичное тромбопластиновое время и протромбиновое время; нормальное количество тромбоцитов; уровень ФV в плазме снижен или равен 0.
Лечение – заместительная терапия свежезамороженной плазмой.
Приобретенные нарушения свертывания крови
В условиях клиник наиболее широко представлен феномен внутрисосудистого микросвертывания крови (ВМСК). ВМСК может протекать остро, хронически и локально.
Этиологические факторы остро развивающегося ВМСК:
- инфекции (грамотрицательная и грамположительная септицемии, тяжелая малярия, брюшной тиф, вирусные инфекции);
- хирургическая травма (использование экстракорпорального кровообращения, размозжение тканей, черепно-мозговые травмы);
- злокачественные новообразования (острый лейкоз, лимфомы);
- реакции гиперчувствительности (анафилактический шок)
- метаболические нарушения (гипер-гипотермии, острая гипоксия, гипотензия);
- акушерские осложнения (разрыв плаценты, эмболия околоплодными водами, эклампсия, задержка плаценты, повреждение тканей);
- прочие (острый некроз печени, змеиный яд, тяжелые ожоги, острый респираторный дистресс-синдром взрослых).
Этиологические факторы хронически протекающего ВМСК:
- задержка в матке мертвого плода (наблюдается повреждение тканей с выделением тканевого фактора – тромбопластина);
- злокачественные опухоли (опухолевые клетки выделяют в кровь прокоагулянты: тканевой фактор, фермент, превращающий ФХ в ФХа, микровезикулы – аналоги прокоагулянтов мембраны тромбоцита);
- заболевания печени (цирроз, некроз печени).
Этиологические факторы локального ВМСК:
Ограниченное внутрисосудистое свертывание крови возникает при некоторых заболеваниях, связанных с потреблением тромбоцитов и факторов свертывания крови в строго ограниченных анатомических областях.
- аневризма аорты;
- гемангиомы (доброкачественные опухоли, которые потребляют и удаляют из кровотока тромбоциты и факторы свертывания);
- заболевания почек (системная красная волчанка, уремия);
Основные звенья патогенеза ВМСК:
1. Повреждение тканей, в результате чего в кровь поступают прокоагулянты (например, тканевой фактор), что сопровождается активацией свертывающей системы крови по внешнему механизму за счет активации ФУ11. Этот механизм развития коагулопатии наблюдается при акушерских осложнениях, злокачественных новообразованиях, после травмы, хирургических вмешательств, некрозе печени, внутрисосудистом гемолизе, укусах некоторых змей, малярии).
2. Повреждение эндотелия, в результате чего происходит обнажение коллагена в субэндотелиальной зоне, что вызывает активацию тромбоцитов и факторов, участвующих в инициации свертывания крови по внутреннему механизму. Такого рода изменения сопровождаются избыточным образованием тромбина. Меняются свойства эндотелия – преобладает выделение им факторов с сильными прокоагулянтными свойствами, что сопровождается непрерывной активацией свертывания крови. Обширное повреждение эндотелия вызывают бактерии (менингококки) и продукты их жизнедеятельности (эндотоксины), вирусы (вирус герпеса), тяжелые ожоги, острые поражения легких, нарушения обмена веществ.
3. Поражение тромбоцитов/макрофагов. Непосредственная стимуляция тромбоцитов приводит к образованию внутрисосудистых тромбоцитарных микроагрегатов, способных провоцировать развитие коагулопатии потребления. По такому механизму она развивается при некоторых бактериальных и вирусных инфекциях, действии эндотоксинов, иммунных комплексов, которые непосредственно или за счет стимуляции макрофагов повреждают тромбоциты.
Образование тромбина на ранних стадиях развития ВМСК способствует образованию фибриновых микротромбов, которые вызывают обструкцию микроциркуляторного русла и полиоргнную недостаточность. В этой стадии у больных появляются признаки острой почечной недостаточности, ухудшение оксигенирования крови, отклонения от нормы показателей печеночных проб, нарушение гемостаза.
Продолжающаяся активация свертывающей системы сопровождается частичным потреблением как факторов свертывания крови, так и естественных ингибиторов сериновых протеаз (АТIII, ПС, ПS), что усугубляет процесс микротромбообразования.
Патогенез геморрагических осложнений, встречающихся при широком круге заболеваний, также многообразен и определяется ведущими патогенетическими механизмами основного заболевания. В основе развития геморрагических осложнений могут лежать следующие механизмы:
- повреждение эндотелиальных клеток эндотоксином или медиаторами воспаления.
- Выделение и активация протеина С (ПС). Который вызывает как ингибирование ФV и ФVIII, так и подавление выделения ингибитора активатора плазминогена, результатом чего является увеличение содержания тканевого активатора плазминогена;
- тромбининдуцированное потребление тромбоцитов, истощение факторов I, II, V, VIII, ХIII и активация фибринолиза;
- накопление в кровотоке метаболитов средне- и низкомолекулярной массы, обладающих антикоагулянтным эффектом и ингибирующих адгезивно-агрегационные свойства тромбоцитов.
Таким образом, геморрагические проявления при приобретенных нарушениях гемостаза могут быть обусловлены нарушением сосудистого, тромбоцитарного и коагуляционного компонентов гемостаза, а также определяться комплексом этих факторов.
У больных с такими нарушениями обнаруживаются признаки как микрососудистого тромбоза, так и тяжелого геморрагического диатеза.
Признаки отложения фибрина в микрососудистом русле:
Кожа: синие пальцы ног, ишемия, поверхностная гангрена.
Неврологические: притупление чувствительности, бред, кома.
Легочные: дыхательная недостаточность, острый респираторный дисресссиндром.
Желудочно-кишечные: стрессовые язвы.
Гематологические: внутрисосудистый гемолиз, гипербилирубинемия.
Почечные: олигурия, азотемия, кортикальный некроз.
Признаки кровотечения:
Кожа: петехии, пурпура, экхимоз, гематомы, кровотечение в местах венепункций.
Неврологические: обусловлены внутримозговым кровотечением.
Желудочно-кишечные: массивное кровотечение.
Слизистые оболочки: носовые, десневые, маточные кровотечения.
Почечные: гематурия.
Лабораторная диагностика приобретенных нарушений свертывания крови может выявить следующие сдвиги: снижение содержания тромбоцитов (<150 000/мкл), снижение ФV и ФVIII, снижение содержания фибриногена (<150 мг%), увеличение продуктов деградации фибрина; истощение антитромбина111(ATIII),a2-антиплазмина, системы протеин С (ПС)/протеин S (ПS).
Принципы лечения остро протекающей коагулопатии:.
1. Лечение основного заболевания.
2. Активное устранение гипоксемии и гиповолемии.
3. Лечение гепарином для прекращения активации системы свертывания крови.
4. Заместительная терапия концентратами ATIII, протеина С, свежезамороженной плазмой, криопреципитатом, тромбоцитами.
Выдвигавшееся длительный преиод времени мнение, что ВМСК и геморрагические проявления являют собой гиперкоагуляционную и геморрагическую фазу одного и того же универсального коагулопатического синдрома (тромбогеморрагический синдром, коагулопатия потребления, синдром дефибринирования, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови – ДВС), так и не стало общепризнанным. В связи с выраженными нозологическими особенностями протекания приобретенных нарушений гемостаза при разных заболеваниях нозологический подход к данной проблеме сохранил свою актуальность.
Нарушение гемостаза сосудистого (вазопатии) и смешанного генеза
Наследственная геморрагическая телеангиэктазия (болезнь Рандю-Ослера). Наиболее частая наследственная геморрагическая вазопатия. Наследуется по аутосомно-доминантному типу с различной пенетрантностью. Характерно сниженное содержание коллагена в субэндотелиальном слое сосудистой стенки. Это обуславливает очаговое истончение и расширение просвета микрососуда, неполноценный локальный гемостаз. Болезнь Рандю-Ослера проявляется геморрагическим диатезом. Причинами кровоточивости являются низкая резистентность и легкая ранимость сосудистой стенки в локусах ангиоэктазии, низкая способность тромбоцитов агрегироваться при их стимуляции и снижение коагуляционной способности крови.
Клинические признаки болезни Рандю-Ослера.
Кожные проявления: телеангиэктазии в виде неправильной формы пятны шек, сосудистых паучков, ярко-красных круглых или овальных узелков, начинают формироваться к 6-10 годам на крыльях носа, слизистой носа, губ, языка, коже волосистой части головы. С возрастом число и распространеность телеангиэктазий увеличивается, кровоточивость возникает чаще и протекает тяжелее.
Слизистые оболочки внутренних органов: рецидивирующие носовые, легочно-бронхиальные, желудочно-кишечные кровотечения из телеангиэктазий.
Сосуды внутренних органов: образование артериовенозных аневризм в сосудах легких, печени, почках, селезенке.
Гематологические проявления: постгеморрагическая анемия в результате упорных кровотечений из телеангиэктазий слизистых и кровоизлияний во внутренние органы.
Лабораторная диагностика: при наличии видимых телеангиэктазий диагностика не представляет трудностей. Выявления изменений сосудов внутренних органов способствует эндоскопическое исследование. Со стороны крови – анемия, умеренная гиперкоагуляция, тромбоцитоз; при множественных телеангиэктазах – тромбоцитопения, развитие внутрисосудистого микросвертывания крови.
Принципы лечения:
1. Местные орошения кровоточащих слизистых охлажденным раствором –e-аминокапроновой кислоты.
2. Назначение эстрогенов или тестостеронов, смягчающих геморрагический синдром.
3. Щадящий режим при воспитании ребенка с телеангиэктазией, предупреждение травм, физического и умственного перенапряжения, стрессовых ситуаций, соблюдение диеты, выбор в соответствии с тяжестью болезни спортивных занятий, профессии.
Геморрагический васкулит (геморрагический иммунный микротромбоваскулит, болезнь Шенлейна-Геноха).
Одно из самых распространенных, хорошо известных геморрагических заболеваний. В его основе лежит множественный микротромбоваскулит, который поражает сосуды кожи и внутренних органов. Болезнь чаще встречается в детском возрасте.
Этологические и патогенетические факторы. Геморрагический васкулит (ГВ) является иммунокомплексным заболеванием, при котором микрососуды подвергаются “асептическому воспалению” с деструкцией стенок, тромбированием, образованием циркулирующих иммунных комплексов, активированных компонентов системы комплемента. Иммунокомплексное поражение сосудов при ГВ неспецифично, его могут спровоцировать инфекционные (вирусные, бактериальные – стрептококковые – инфекции) и неинфекционные факторы (прививки, лекарственные препараты, пищевые продукты, паразитарные инвазии, холод).
Клинические проявления:
Кожные проявления: симметричное поражение конечностей, ягодиц папулезно-геморрагической сыпью, которая может осложниться центральными некрозами и покрываться корочками.
Суставной синдром: возникают боли разной интенсивности в крупных суставах (коленных).
Абдоминальный синдром: сильные, постоянные или схваткообразные боли в животе. Связана с кровоизлияниями в стенку кишки, геморрагиями в субсерозный слой и брыжейку. Проявляется кровавой рвотой, меленой, свежей кровью в кале.
Гематологические проявления: лейкоцитоз, при обильных кровотечениях острая постгеморрагическая анемия, увеличение СОЭ, гиперфибриногенемия.
Почечный синдром: развивается по типу острого или хронического гломерулонефрита с макро- или микрогематурией, протеинурией, цилиндрурией. Возможно развитие нефротического синдрома.
Неврологические проявления: головные боли, менингеальные симптомы, эпилептиформные припадки.
Легочные проявления: возникают в результате поражения сосудов легких, обуславливающее тяжелое (иногда смертельное) кровотечение.
Лабораторная диагностика: повышение уровня циркулирующих иммунных комплексов; гиперфибриногенемия; повышение содержания фактора Виллебранда, снижение содержания АТ111.
Принципы лечения: 1. Госпитализация и выявление фактора, вызвавшего сенсибилизацию организма. 2. Гепаринотерапия. 3. Заместительная терапия концентратом АТ111. 4. При высоком содержании в крови белков острой фазы, криоглобулинов (образуются при синдроме Рейно, холодовой крапивнице, отеке Квинке) применяется плазмоферез, трансфузии свежезамороженной плазмы. 5. Местная терапия кожных проявлений апликациями димексида с гепарином.
Литература
Основная:
1. Патологическая физиология / Под. Ред. Н.Н. Зайко. Элиста АЗГ Эсен, 1994. – С. 359 – 363.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. АДО, В.В, Новицкого. Изд. Томского университета.- Томск, 1994. – С. 288 – 292.
3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць. – Киев: Логос, 1996. – С. 389 – 393.
4. Патофизиология. Курс лекций / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: Медицина, 1995.- С. 387 – 397.
Дополнительная:
1. Иванов Е.П. Руководство по гемостазологии. Мн.: Беларусь, 1991. – 302с.
2. Руководство по гематологии / Под ред. А.И. Воробьева. – М.: Медицина, 1985. – Т 1. – С. 133 – 157.
3. Руководство по гематологии / Под ред. А.И. Воробьева. – М.: Медицина, 1985. – Т. 2. – С. 160 – 349.
4. Фермилен Ж., Ферстрате М. Гемостаз: Пер. с франц. – М.: Медицина, 1984. – 192с.
5. Ферстрате М., Фермилен Ж. Тромбозы: Пер. с франц. – М.: Медицина, 1986. – 336с.
6. Фред Дж Шиффман. Патофизиология крови. Москва: Бином, 2000. – С.149 – 283.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 592 | Нарушение авторских прав
|