ТРУД СО ЗНАКОМ МУДРОСТИ
Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе ее был смысл.
А.Сент-Экзюпери
В работе отдыхаю, в работе черпаю силы.
И.И.Греков
| С давних времен было подмечено, что излечивает тоску, грусть, "душевные раны", страх, холод, болезни полезный, созидательный труд (А. Сент-Экзюпери), труд "приятный" (В. Шекспир), труд приносящий "почести и радости" (Мирза-Шафи) и, в конечном счете, такой мудрый труд приносит нам счастье и полное удовлетворение (Г. Селье и Т. Кокс).
Какая же работа вызывает у нас чувство удовольствия, удовлетворяет нас? К факторам, вызывающим удовлетворение работой, Т. Кокс отнес следующие:
1) работа, требующая большого физического напряжения, с которой можно успешно справиться;
2) заинтересованность личности в самой работе;
3) вознаграждение за её выполнение, которое соответствует ожиданиям человека;
4) условия работы, позволяющие выполнять её удовлетворительно и не предъявляющие к человеку чрезмерно высоких требований;
5) высокое самоуважение, которое при этом испытывают;
6) сохранение основных моральных ценностей ненарушенными в результате всего перечисленного выше (1981).
В идеальном случае Г. Селье рекомендует нам найти себе "игровую профессию", как можно более приятную, но главное, полезную и созидательную (1979).
Я убежден, что одним из лучших антистрессовых средств может быть труд, к которому "лежит душа", труд - осмысленный, приносящий удовлетворение, труд творческий, целенаправленный, свободный.
Эту мысль развил А. Сент-Экзюпери. Он писал: "Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе её был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый удар её только унижает каторжника; если кирка в руках изыскателя, каждый удар только возвышает изыскателя" (1983, с. 10).
Многоопытный хирург, академик Е.А. Вагнер исповедуется, что, любя свою профессию, испытывая к ней неподдельный интерес, как правило, перестаешь считаться со временем, не замечаешь тяжести работы, перестаешь делить её на "свою" и "чужую". Сознание того, что ты нужен, ты можешь, у тебя должно получиться, - прекрасный стимул к работе. Наше дело тем и отличается от многих, что делает этот стимул, само приучает трудиться много и на совесть" (1986).
Предлагаю вам ответить на вопрос: кто, и в какой мере черпает в труде физические и душевные силы из героев известной притчи, чей труд осиян призванием? "Путник встречает трех человек, занятых одним и тем же: каждый несет тяжелый камень. И путник каждому поочередно задает один и тот же вопрос: что вы делаете? Первый отвечает: я несу камень. Второй говорит: я зарабатываю хлеб. А третий восклицает: я строю Руанский собор" (Цит. по: Сизов Н., 1981, с. 8).
Согласитесь, что труд врача должен быть более священным, чем строителя собора, ибо спасенная жизнь, восстановленное здоровье не менее прекрасны, чем Руанский собор, как для больного, его близких и врача.
Примечательно и то, что "оправдавший высокий жребий свой", часто именуется везучим. Секрет "везучих", их жизнестойкости тоже сокрыты в мудром труде. Я, как Сергей Смирнов (1978), могу сказать:
А я - из разряда везучих,
Не то что, везет мне всегда, -
Нет, сам я везу через кручи
Все грузы свои и года.
Везу. И хочу, чтобы лучше
Везлось по любой целине.
Везу. И сознанье – везучий –
Во всем импонирует мне.
Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают". Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.
1. В работу следует "входить" постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.
2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Следует придерживаться обычной последовательности и системности в работе, что обеспечивает длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.
4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.
5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнения и тренировку (Цит. по: Алексеев С.В., Усенко В.Р., 1988, с. 43).
Вместе с тем, мудрый труд, труд с выше указанными признаками, утратит мудрость при низком искусстве отдыха.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 389 | Нарушение авторских прав
|