АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные положения учения Адлера

Прочитайте:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. Основные теоретические положения
  3. III. ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
  4. IX. Вечер дня обручения
  5. VIII.Основные физиологические показатели пищеварительных соков.
  6. Автор метода получения энзимов
  7. Актиномицеты. Особенности морфологии и ультраструктуры. Сходство с грибами и отличия от грибов. Способы микроскопического изучения.
  8. Аномалии положения жен пол.органов.
  9. Аномалии развития и положения век
  10. Антимикробные и антитоксические лечебные и профилактические сыворотки. Принципы получения и применения.

Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.

Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным, благодаря чему он добивается очень многого.

Борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. Стремление к превосходству, по Адлеру, является врожденным и коренится в эволюционном процессе. Все виды развиваются в направлении более эффективной адаптации к окружающему, в противном случае они погибают. Каждый индивидуум стремится к самосовершенствованию и совершенствованию своих отношений с окружающей средой. Если цель превосходства включает общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.

Жизненные цели. Целесообразность. Каждый человек выбирает для себя более специфическую, отвечающую его индивидуальным особенностям, более конкретную жизненную цель. Основа для формирования жизненных целей закладывается в детском возрасте как компенсация чувства неполноценности, неуверенности в себе и беспомощности в мире взрослых. Чем более выражено чувство неполноценности, тем сильнее гипертрофированы жизненные цели. Сформировавшись в детском возрасте, она чаще всего полностью не осознается, но обеспечивает главные направления и задачи нашей деятельности. Ученый выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу, любовь.

Жизненный стиль. Индивидуальность. Это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Его можно анализировать только с позиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целостное представление о личности, ее целях и жизненном стиле. Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так как в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, чувству неудовлетворенности, неврозу.

Схема апперцепции. Когнетивные социально-ориентированныедопущения. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта. Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.

Творческая сила личности. Теология вымысла. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Творческая сила оказывает активное влияние на взаимодействие индивидуума и внешней среды, а следовательно, активно влияет на его судьбу. Роль психоаналитика заключается в том, чтобы вскрыть эти творческие силы и направить их в нужное русло.

Чувство общности. Социально-личностные чувства. В своих поздних работах Адлер большое внимание уделил социальным интересам личности, «чувству общности». Под которым он понимал «чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком... расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе».

Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности. Способность к сотрудничеству (кооперации) имеет глубокие филогенетические корни, так как люди с давних пор объединялись для добывания пищи. Защиты от хищников и внешнего врага.

Как и психоанализ, индивидуальная психология видит корни невроза в инфантильном опыте. Его первоначальной причиной является переживание слабости, которое испытывает младенец.

Адлер считал чрезвычайно важной для дальнейшего функционирования личности «семейную органическую конституцию» - типичные образцы семейного реагирования. Ребенок тяжело переживает неприятие и отвержение, неадекватные ожидания от него членов семьи. Адлер указывал на сходство поведенческих стратегий и личностных проблем у детей, занимающих определенное положение в семье («низложенного принца», младший часто бывает любимчиком семьи).

Закрепление инфантильного опыта происходит благодаря формированию апперцептивных схем. Экспериментируя со способами и моделями поведения, ребенок их бессознательно классифицирует на успешные и неуспешные. Ошибочные апперцептивные схемы функционируют как аксиомы, поддерживающие неадаптивное поведение. Например, в результате постоянного соперничества с братом в борьбе за внимание и любовь матери у мальчика формируется опыт: «Любовь следует заслужить покорным поведением». К искажениям приводят также психологические травмы. Например, если ребенка наказывают за своеволие, он может генерализовать такой опыт до следующей апперцептивной схемы: «За инициативу наказывают».

Такие когнитивные образования, формирующие специфические жесткие и неэффективные модели поведения, Адлер назвал «базисными ошибками». В их основе могут лежать:

- ложные ценности: «Человек должен стремиться к всеобщей любви», «Надо всегда избегать конфликтов»;

- ограниченное восприятие и понимание жизни: «Неудачи укрепляют силу духа», «За успех ждет расплата»;

- слишком широкое обобщение травматического опыта: «Люди завистливы», «Все женщины корыстны»;

- чувство неполноценности: «Я - неудачник», «Все я делаю невпопад».

Стремясь справиться с болезненными переживаниями, человек отыскивает различные способы их избегания. Формируется защитный стиль жизни, при котором человек бессознательно ограничивает свою активность в определенных сферах жизнедеятельности.

Травматический опыт, который приобретает ребенок, порождает не только желание избежать неудачи, но и стремление ее возместить. Уже в раннем детстве дети с выраженным чувством неполноценности в играх, фантазиях выбирают роли героев-победителей, готовясь к взрослой роли непонятого гения, страдальца.

Комплекс неполноценности закономерным образом связан с комплексом превосходства. Попытка за счет развития чувства превосходства избавиться от комплекса неполноценности определяется как компенсация.

Адлер полагал, что, поскольку в современной западной культуре доминируют маскулинные ценности и ориентации, и у мужчин, и у женщин компенсация приобретает характер «мужского протеста». У женщин он проявляется в отрицании половой роли. Фрейд рассматривал особенности женской психологии как проявление зависти к пенису. Не соглашаясь с этим объяснением, Адлер видел истоки психологической фемининной ориентации в социальном контексте. Он считал, что женщина стремится получить не пенис, а власть, которая в современной западной культуре сосредоточена у мужчин.

Таким образом, чувство неполноценности, чувство превосходства и в противовес им социальный интерес являются основными факторами структуры и динамики личности. При этом Адлер предложил идею не каузальной, а телеологической детерминации поведения. Человек всегда действует для чего-либо или ради чего-либо, поэтому все его поступки зависят от цели.

Реализация цели требует формирования специфической мотивационно-потребностной сферы и инструментальных характеристик (способов организации опыта, образцов реагирования, моделей принятия решений и т.п.). Стиль жизни складывается к 4-5 годам и определяет пути самореализации человека в будущем.

Как и Фрейд, Адлер придавал решающее значение детскому опыту. Однако он считал, что человек – активный субъект жизнедеятельности, он «и картина, и художник».

Адлер описал три варианта стиля жизни. Первый вариант представляет совпадение стремления к совершенству и социального интереса и является единственной адаптивной возможностью существования.

Другой вариант стиля жизни получил название сверхкомпенсации. Он является частичным приспособлением за счет развития стремления к совершенству в одной сфере жизнедеятельности. Развитие этой сферы всегда больше, чем требуется для успешного функционирования. При этом формируется защитный стиль жизни, обеспечивающий ограничение в других сферах. Сверхкомпенсация имеет границы адаптивности: при столкновении с новыми жизненными задачами она чревата заболеванием.

Третий вариант – невроз – является неуспешным способом компенсации чувства неполноценности за счет развития личности на болезненной стороне жизни. Для описания невроза Адлер пользовался не медицинской моделью, а социально-психологическими критериями. Формируя защитный стиль жизни, невротик создает дистанцию между собой и жизненными задачами. Невротическая симптоматика становится средством избавления от ответственности за поступки, оправданием бездействия. «Больного жалеют, ему уделяют внимание». Невротик не осознает ни средств, ни цели, к которой он стремится. Так, совместное проживание с авторитарной матерью, зависимость от нее осознается молодым человеком как неизбежное и естественное жизненное обстоятельство, а в действительности является дистанцией, которую он создал между собой и проблемой.

В психотерапевтическом процессе в русле индивидуальной психологии можно выделить три основные линии:

- выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;

- исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;

- развитие социального интереса.

 

Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

- снижение чувства неполноценности;

- развитие социальногоинтереса (просоциальной направленности);

- коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 56850 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)