АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 4. Рождение внутреннего художника. образом — мы вне опасностей: искус пройден, окончена первая ступень посвящения» (А

Прочитайте:
  1. V. Перерождение в рак (малигнизация)
  2. Алексей Будза Арт-терапия. Йога внутреннего художника
  3. Более частое рождение детей с синдромом Дауна.
  4. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  5. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  6. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  7. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  8. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  9. Глава 4. Рождение внутреннего художника
  10. Глава 4. Рождение внутреннего художника

образом — мы вне опасностей: искус пройден, окончена первая ступень посвящения» (А. Белый).

Продолжим анализ «Портрета Пикассо». Нос статуи загнут таким образом, что оконтуривает вторую глазницу и проходит через первую, что символизирует чувстви­тельность внутреннего и внешнего зрения художника, тонкость восприятия процессов, происходящих как во внешнем, так во внутреннем мире, сравнимую с обо­нянием. На рисунке присутствуют два цветка. Красная гвоздика, лежащая на постаменте, — символ признатель­ности, уважительного, благодарного отношения мира к художнику. И белый четырехлепестковый цветок между двусмысленными складками тела-кожи статуи, которые можно воспринять как пальцы художника, дарящие миру цветок — его творчество, — вызов? Я позволил себе краткую символическую интерпретацию этого пор­трета, чтобы соотнести его художественное содержание с высказыванием Сальвадора Дали о Пикассо: «Пикас­со — человек, о котором после своего отца я думаю чаще всего. Оба они, каждый по-своему, играют в моей жизни роль Вильгельма Телля. Ведь это против их авторитета я без всяких колебаний героически восстал еще в самом нежном отрочестве». Этот портрет действительно соответ­ствует определению, данному Андре Бретоном в той его части, где говорится о попытке выразить действительное движение мысли, но он не подходит к определению, где говорится о «записи мышления, которая совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону ка­ких-либо эстетических и моральных соображений». Здесь главный идеолог сюрреализма немного усиливает сторону психологического автоматизма. Автоматизм присутству­ет в потоке ассоциативных образов, проходящих перед внутренним взором художника, но в момент воплощения этих образов на холсте они все-таки подвергаются цензуре


Арт-терапия

его творческого сознания. Подтверждение своему впечат­лению я нашел в оценке искусствоведа Н. А. Дмитриевой: «Нетрудно заметить внутреннюю противоречивость идеи „психического автоматизма". Автоматизм предполагает спонтанный творческий акт, подчиненный подсознатель­ным импульсам, т. е. чисто интуитивный и мгновенный. Противоречиво возведение такого акта в программу, ибо программа — дело вполне сознательное, акт же должен быть самопроизвольным. Обстоятельная неоакадемиче-ская фиксация „сонных грез", какую можно видеть на полотнах Сальвадора Дали, Ива Танчи, —длительное и трудоемкое занятие, писать такие полотна в состоянии транса немыслимо. Грезы Сальвадора Дали сильно отдают рассудочной сочиненностью, хотя им нельзя отказать в эффектности концепций, но эта эффектность опять-таки обдуманная и менее всего автоматически возникающая» [48, с. 49]. В отличие от сюрреалистической живописи медитативные графика и живопись действительно яв­ляются примером психического автоматизма, т. е. они происходят на более глубоком уровне измененного со­знания художника. Но в них легко привнести элементы сюрреализма, если медитативный художник рассмотрит свой рисунок, созданный в медитации, в обычном со­стоянии сознания, увидит в нем ассоциативные образы и разовьет их в обычной технике живописи, что я неодно­кратно наблюдал у моих студентов. Таким образом мы получим новую сюрреалистическую работу. При анализе сюрреализма более интересно понять, из каких областей психокосмоса образы приходят к художнику, нежели тех­нические детали их воплощения на полотне. Получается, что, создавая сюрреалистическую картину, художник суммирует воздействие всех уровней бытия.

В отличие от художников-сюрреалистов, художник, прошедший специальную медитативную подготовку,



Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 418 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)