АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
РОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ХУДОЖНИКА
Как в самом себе, так и в других, я наблюдал внезапный расцвет способностей во всех видах деятельности, расцвет, который является следствием открытия сознания — так, например, тот, кто долго и безуспешно работал над тем, чтобы выразить себя в поэзии, в течение дня становился мастером поэтического языка и ритма. Это вопрос надлежащего безмолвия разума и надлежащей открытости Слову, которое стремится выразить себя — ибо Слово уже готово, оно сформировано в тех внутренних планах, где получают рождения все виды искусства, но измениться должен передающий разум — измениться и стать совершенным каналом передачи, а не препятствием.
Шри Ауробиндо [2, с. 187]
В результате практики упражнений, описанных в предыдущей главе, вы провели комплексное очищение всех уровней вашей энергоинформационной системы, научились глубинному расслаблению, позволяющему наполнять себя жизненной энергией, стали более чувствительными по отношению к звучанию макро- и микрокосмоса, обрели навык вхождения и пребывания в состоянии безмолвия разума. Вся эта работа сопровождалась созданием медитативных графических образов, у которых от занятия к занятию менялся и энергетический потенциал, и эстетическая выразительность. Качественное изменение этих параметров обычно наблюдается после прохождения человеком таинства Покаяния и при дальнейшей работе с космическим и божественным центрами. После этого раскрываются творческие способности в различных сферах деятельности: в искусстве, науке, спорте и т.д. Человек начинает легко обретать вдохновение, которое описывают в своих мемуарах гении. Так, например, Моцарт писал: «Когда я нахожусь наедине с собой и бываю в приподнятом расположении духа, когда, например, путешествую в вагоне, или гуляю, или не сплю ночью, тогда рождаются у меня музыкальные мысли в изобилии и наилучшего качества. Откуда и как они приходят ко мне, этого я не знаю, да я тут и ни при чем. Какие мне приходят на ум, те я и удерживаю в голове и напеваю про себя, как мне, по крайней мере, говорили это друзья. Если такое состо-
Арт-терапия
яние продолжается долее, то одна мысль приходит ко мне за другою, так что стоило бы мне употребить крохотное усилие, чтобы приготовить паштет из звуков по правилам контрапункта, инструментовки и пр. И вот, если мне не мешает ничто, распаляется душа моя. Тогда то, что приходит ко мне, все растет, светлеет, и вот пьеса, как бы она ни была длинна, почти готова, так что я окидываю ее уже одним взором, как прекрасную картину или дорогого человека, и слушаю ее в своем воображении отнюдь не преемственно, как это имеет место впоследствии, а как бы одновременно. Это — истинное наслаждение!» О том же свидетельствовал и Бетховен: «Вы, может быть, спросите меня: откуда у меня берутся идеи? Этого не умею вам сказать с уверенностью. Они являются незваными, непосредственно или опосредствованным путем, я мог бы их черпать пригоршнями на открытом воздухе, в лесу, на прогулке, в ночной тиши, рано утром; вызываемые настроениями, которые у поэта претворяются в слова, а у меня в тона, звенят, бушуют, свирепствуют, пока наконец не окажутся стоящими передо мной в виде нот на бумаге» [19, с. 27].
Русский поэт А. Майков вспоминал, что во время работы над трагедией «Два мира» «еще раз как бы пережил те блаженные часы и минуты, когда творились у меня эти образы, когда я не рассуждал об них, не думал ничего, что теперь написал, а писал бессознательно, что мне часто казалось, что кто-то невидимый мне диктует и я, как пишущий под диктант, вперед гадаю и догадываюсь, что дальше будет, куда, к чему этот невидимый ведет. Но этот диктующий не являлся ко мне насильно, когда я его звал; часто я садился и писал и натруждался и думал много раз, что конец, все готово — не тут-то было: он явится, и — спадет шелуха собственного изделия, все написанное прочь! И начинает диктовать он» [19, с. 28].
Глава 4. Рождение внутреннего художника
Каждый гениальный художник знал моменты наивысшего подъема духовных сил, счастливые минуты творческого самозабвения. О них прекрасно и точно писал Пушкин в «Осени»:
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Рис. 27. А. С. Пушкин. Орленок
| Также легко и свободно, подобно стихам, появляются из под руки медитативного художника линии спонтанного рисунка. Появились они и изпод руки гениального поэта. Хорошо известно, что рукописи Пушкина содержат множество графических рисунков и каллиграфических проб пера (рис. 27). Сам поэт приводит описание дневни-
Арт-терапия
ка Онегина, в котором можно узнать и его собственную рукопись:
Он был исписан, изрисован Рукой Онегина кругом. Меж непонятного маранья Мелькали мысли, замечанья, Портреты, числа, имена, Да буквы, тайны письмена, Отрывки, письма черновые, И, словом, искренний журнал, В который душу изливал Онегин в дни свои младые...
Сам поэт называет сопутствующие стихам графические образцы «непонятным мараньем», мы же попытаемся предложить читателю гипотезу, вносящую ясность в причины возникновения «маранья» и скрытый в нем глубокий смысл. Внимательно вчитываясь в перечисление содержания дневника Онегина, можно увидеть неслучайно возникшую последовательность образов. Она открывается «непонятным мараньем» — в нашем методе оно соответствует контакту сознания с энергетическим и эмоциональным телами автора. Далее следуют «мысли, замечанья, портреты» — свидетельство контакта с ментальным телом. Следующие далее «числа, имена, да буквы», являясь элементами мистического абстрактного мышления, свидетельствуют о контакте сознания с духовным телом пишущего; затем следуют «тайны письмена», о них мы подробнее поговорим позже, а сейчас лишь скажем о них как о признаке работы с уровнем Космического Сознания. После этого перечисления идет возврат к обычному творческому материалу, к «отрывкам» и «письмам черновым». Анализируя этот ряд, можно высказать
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 489 | Нарушение авторских прав
|