Тревога перед неизвестным процессом родов связан а как раз с жесткой структурой таких утверждений как: «Роды — это схватки, схватки — это больно». Тяжелый эмоциональный фон в ответ на такие утверждения — напряжение, сниженное настроение, тревожность — становится хроническим и мешает женщине в полной мере переживать беременность, парализует желание готовиться к родам. У некоторых женщин страхи настолько велики, что они готовы отказаться от естественных родов и просят врача о кесаревом сечении. Страх и другие негативные чувства по отношению к предстоящим родам могут проявляться осложнениями течения беременности, например угрозой невынашивания, токсикозом, неготовностью шейки матки к родам, а во время родов— различными аномалиями родовой деятельности, чаще всего нарушением ритма (дискоординацией) или слабостью. И исходом таких родов действительно часто является кесарево сечение. Известно, что у женщин, прошедших подготовку к родам (тех, кто выявил свои неэффективные установки и разрешил их), процент оперативных родов, а также родовых травм и других осложнений существенно ниже.
Мнение о возможных, но еще не случившихся переживаниях не может быть Однозначно объективным. Какие-то факторы учитываются, какие-то нет. В результате создается неполное или даже искаженное представление о возможном событии и соответственно формируется ложное отношение к нему. Вот еще одна иррациональная установка беременных, часто звучащая почти как тождество: «Роды — это схватки». Кратко и категорично.
Но ведь такое утверждение лишь наполовину соответствует действительности!
В родовом процессе наблюдается ритмичное чередование схваток и пауз. Причем и те, и другие одинаково важны. Так же как для понимания слова важны все составляющие его слоги, а не только ударный. Представляя роды, женщины часто акцентируют внимание на схватках, забывая о паузах, которых по количеству ровно столько же, сколько схваток, и за 12-16-часовой период родов суммарная продолжительность пауз намного превышает общее время схваток. Осознание этого факта может принести большую пользу.
Деятельность матки во время родов подчиняется закону ритма. Этот закон универсален и проявляется повсеместно: день - ночь, прилив - отлив, времена года и т. д. И в человеческом организме действует тот же принцип. Это сокращение и расслабление сердца, перистальтика кишечника, вдох и выдох.
В родах любое ощущение несет свою целесообразность. Например, цель схваток— раскрыть маточный зев и тем самым сформировать родовой канал для продвижения плода.
Итак, восстановим справедливость.
Утверждение «роды — это схватки» заменим более гибким и объемным:
«Роды — это целесообразный ритмичный процесс, физиологически проявляющийся закономерным чередованием схваток и пауз».
А можно так: «Беременность и роды — это процесс мистериальный, волшебный, неповторимый, очень значимый, а потому ощутимый. Значимое дается в ощущениях».
Вероятно, эти утверждения вызывают у вас отклик? Что вы чувствуете?
Следующее иррациональное утверждение. Схватки — это больно». Несомненно, физиологическая боль в родах присутствует. Весь вопрос в том, только ли больно или есть и другие ощущения? На опрос «Как вы узнали, что это больно?» — женщины часто дают неопределенные ответы: «Все так говорят... а как же иначе... а что, разве не так?» Не так. Поль — лишь одна из составляющих в комплексе многообразных ощущений, но не главная. Она занимает только пятую позицию после ощущений напряжения, тяжести, распирания, усталости.
Во время схватки можно спросить роженицу. Что вы сейчас чувствуете?» Она ответит: «Мне больно». Далее задать уточняющий вопрос: «Что сильнее чувствуете, боль или напряжение?» Как вы думаете, что она ответит?! — «Напряжение!»
С физиологической точки зрения это и понятно. Болевых рецепторов в матке немного, а в области шейки они отсутствуют вообще. Для мышечного сокращения (сожмите, например, кулак) характерны плотность, тяжесть, усталость, но никак не боль. При возрастании напряжения до определенной пороговой величины появляется боль. В норме это происходит к середине первого периода родов. Если женщина чувствует боль раньше, то одной из причин может быть напряжение тела. Одним из эффективных способов снижения болезненности является расслабление тела, чему вполне можно научиться (см. «Рационально-кинестетические практики», с. 94).
Программные установки, которые ведут вас по беременности к родам, выявить легко. Проанализируйте свою речь, вслушайтесь в слова и тексты, которые произносите.
Вот пример. Беременная спрашивает: «Скажите, а что брать с собой в больницу, когда я поеду рожать?» Понятно, что имеется в виду родильный дом. Но бессознательное-то настраивается на больницу (от слова «боль, боль лечить»), а не на «родильный» (почти как родной) дом. А если есть боль, есть и страдание от нее. «Родильный дом» несет совсем другую информацию. Во-первых, «дом», во вторых «род...ный».
Возможно, иногда вы даете себе противоположные по смыслу послания, сами того не замечая. Чтобы стало ясно, о чем идет речь, приведу наглядные примеры.
Работая в отделении патологии беременности, на обходе я спрашивала женщин, что их беспокоит, и часто слышала в ответ: «Иногда у меня сильно напрягается матка, я волнуюсь — вдруг это угроза прерывания беременности. Я очень хочу сохранить беременность, для меня это важно». Перед вами посыл на сохранение беременности.
А через несколько предложений: «Иногда ребенок так больно шевелится. Я так устала от беременности. Быстрее бы уже родить». А это противоположный посыл — на роды, причем преждевременные («быстрее бы»). Хотя женщина этого не осознает, давая своему мозгу такую установку.
Организм не знает, какой запрос исполнить. В результате — неосознаваемый конфликт. Конфликт — это потеря энергии. Женщине тревожно, чувствует она себя плохо и не может понять, почему. А все потому, что, сама того не осознавая, она отчаянно мечется между двумя противоположными установками.
Многие беременные говорят о своем желании «стать активной участницей родов». А в своей повседневной речи употребляют глаголы вовсе не и активном, а в пассивном, страдательном залоге. Мы уже говорили, что, согласно законам псейро-лингвистики, как человек говорит, так и живет. Если вы часто употребляете слова в страдательном залоге, то и живете соответственно.
Вслушайтесь, как и что рассказывают женщины о происходящем с ними в родильном доме. «Меня не покормили; со мной даже не разговаривали; меня «прокесарили».
В активном варианте будет звучать так-. «Я решила не искать себе еду; я решила не говорить с теми, кто не хочет разговаривать со мной; врач рекомендовал мне кесарево сечение, и я согласилась». Речь от первого лица («я сделала...») звучит совсем по-другому, нежели от третьего («они со мной сделали...»), и приводит к качественно иным изменениям в жизни.
Хотите жить активно — говорите, используя актив. Активный глагол в речи — это действие в жизни. Если же вы постоянно пеняете на то, как с вами что-то сделали или не сделали, вы живете ведомыми и в страдании.
Неверное обозначение, так же как и неверная интерпретация, нарушают целостное видение объекта или ситуации. Искаженные мысли-утверждения являются причиной неадекватных эмоциональных реакций.
Научитесь отслеживать свою речь, «называя вещи своими именами», и вы научитесь постигать реальность в ее целостности.