АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Мышление и творчество
Мышление тесно связано с открытием нового, творчеством. Известный психолог начала XX века О. Зельц различал мышление продуктивное и ре- продуктивное. Продуктивное мышление в отличие от репродуктивного предполагает появление нового продукта: знания, материального объекта, произведения искусства. Это различение использовал М. Вертхаймер, ко- торый таким образом проводил грань между мышлением, основанным на инсайте, новом понимании отношений между элементами, и заученными навыками. В отечественной психологии разделение продуктивного и реп- родуктивного мышления проводила З.И. Калмыкова. С этими исследова- телями не согласен А. В. Брушлинский, который считает, что в самом по- нятии мышления заложено появление нового. В противном случае речь идет не о мышлении, а о памяти. Действительно, если мышление основа- но на переходе от одного состояния репрезентации к другому (см. рис. 1), то оно неизбежно связано с новизной.
Все сказанное, однако, не исключает того, что мышление может быть в большей или меньшей степени творческим. Понятно, что заключение по мокрой крыше о том, что прошел дождь, вряд ли можно поставить по сте- пени творческой мысли на одну доску, например, с открытием Ньютоном законов динамики.
Творчество тоже не может быть отождествлено с мышлением. Мыш- ление, как говорилось выше, — один из видов познания. Творчество воз- можно не только в познании. Наиболее ясный пример — творчество в ис- кусстве. Основа искусства — создание прекрасного. Для этого часто тре- буется познание, но не оно составляет сущность прекрасного. Из различ- ных видов искусства литература, вероятно, несет в себе больше всего эле- ментов познания. Например, психологический роман XIX века включал много интересных психологических наблюдений. И хотя подобного рода замечания о жизни придают дополнительный интерес художественной литературе, не они составляют ее суть: ведь не будем же мы считать про- изведением искусства учебник по психологии, даже если содержащиеся в нем знания во много раз богаче тех, что можно найти во всех романах Л. Толстого вместе взятых. В еще большей мере подобные замечания от- носятся к музыке или живописи.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 399 | Нарушение авторских прав
|