АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 8. Мышление. видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или сюжет— оформляется в языке

Прочитайте:
  1. Влияние эмоций на мышление
  2. Врачебное мышление
  3. Глава 8. Мышление
  4. Глава 8. Мышление
  5. Глава 8. Мышление
  6. Глава 8. Мышление
  7. Глава 8. Мышление
  8. Глава 8. Мышление
  9. Глава 8. Мышление

видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или
сюжет— оформляется в языке, что требует скорее техники, чем вдохнове-
ния. В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мыс-
ли со словом, в результате чего технический процесс оформления мысли
практически отсутствует. В результате в работе прозаика значительное ме-
сто занимает стадия реализации замысла. В этом плане поэзия является,
возможно, наиболее чистым видом творчества.

Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы
затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования
биографических материалов позволили установить типичную последова-
тельность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наибо-
лее известное описание стадий предложено Уолласом, хотя есть сходные
классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает
длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, од-
нако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после ко-
торого в голову может неожиданно придти нужная идея. Для того чтобы
идея появилась, оказывается нужен определенный период «инкубации»,
когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее по-
мимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся
в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит
решение проблемы.

Одно из наиболее ярких свидетельств описанного феномена принадле-
жит великому математику Анри Пуанкаре. Вот один из его примеров. «В то
время я занялся изучением некоторых вопросов теории чисел, не получая
при этом никаких существенных результатов и не подозревая, что это мо-
жет иметь малейшее отношение к прежним исследованиям. Разочарован-
ный своими неудачами, я поехал провести несколько дней на берегу моря и
думал совсем о другой вещи. Однажды, когда я прогуливался по берегу, мне
...внезапно, быстро и с...мгновенной уверенностью пришла на ум мысль, что
арифметические преобразования квадратичных форм тождественны преоб-
разованиям неэвклидовой геометрии» (цит. по: [Пуанкаре, 1981, с. 360]). Там
же А. Пуанкаре описывает, как другая идея пришла ему в голову, когда он
ставил ногу на подножку омнибуса и вел светский разговор.

Отличие от художественного творчества налицо. Этап озарения является
мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у
поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тог-
да как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подгото-
вительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он
достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения
цели, то у художника он, по-видимому, неотличим от суеты повседневной
жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подго-
товительной работы, которая не служит достижению цели — это лишь за-
готовка материала.

Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с осо-
бенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в по-
знании, в случае искусства — в создании. В этом плане творчество инже-


Исследовательское поведение

нера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор
впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно
творчеству. В случаях познания, описанных Пуанкаре и другими учены-
ми, цель более точно определена, вернее, определяется интеллектуально
до творчества. В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели.
В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди кото-
рых центральная — доминирующая роль неосознанных процессов.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 444 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)