АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество, дополнительность.
Суть психофизиологической проблемы заключается в попытке ответить на вопрос о соотношении психических и физиологических (нервных) процессов.
Обсуждение психофизиологической проблемы находится в ведении философов. Однако и для психологов она представляется крайне важной, т.к. во-первых, определяет соотношение предметов смежных наук психологии и нейрофизиологии, во-вторых, позволяет выработать личное отношение к наметившемуся в 21 веке массированному сдвигу собственно психологических исследований к поиску физиологических коррелянтов психических феноменов.
Со времен Декарта, ясно сформулировавшего психофизиологическую проблему, наметилось 5 подходов к ее решению.
Позиция параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе (и наоборот). При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд «эпи-феноменов». Такой позиции придерживались, например, многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие «сознание», используемое в психологии, ничего не добавляет к знанию о поведении человека.
Традиции трактовки психофизиологической проблемы в духе взаимодействия восходят к Декарту. Будучи бестелесной сущностью, душа может оказывать влияние на тело, соприкасаясь с ней в шишковидной железе мозга, считал он. Идею взаимодействия разделяли многие выдающиеся психологи, в т.ч. У.Джеймс. Он определял функцию мозга как «трансмиссивную», «высвобождающую». Другими словами, он считал, что мозг – это особый прибор, который делает духовные сущности явными в материальном мире, но ни в коем случае не производит их. Можно привести аналогию с телеприемником. Телевещание существует независимо от нас, но телевизор, если мы настроимся на нужную волну, позволяет нам получать желаемую информацию. Случается так, что телевизор ломается и не принимает сигнал того или иного канала. Но нам же не приходит в голову считать, что вещание вообще прекратилось.
Корреляционный подход объединяет в себе черты решения психофизиологической проблемы в русле параллелизма и взаимодействия. Его сторонники утверждают, что не знают, какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. «Возможно, за этими изменениями стоит какой-то неведомый третий фактор, который на самом деле оказывает влияние и на то, и на другое, - говорят они, - но этот фактор непознаваем.» Например, путем неоднократного наблюдения мы устанавливаем следующую закономерность: каждый раз, когда мальчик приходит из школы домой, потребление электричества в доме, где он живет, возрастает. На самом деле прямой причиной повышения потребления электроэнергии служит его мать, которая ставит на плиту обед, но от этого выявленная закономерность не перестает действовать. Как ни странно, большинство современных ученых придерживается именно такой позиции.
Принцип тождества применительно к психофизиологической проблеме гласит, что психическое и физиологическое - суть одно и тоже, дело не в качественных, а в степенных отличиях. Просто мы уже обладаем достаточно адекватным инструментарием, чтобы измерять физиологические процессы, и только приближаемся к тому, чтобы проникнуть в психические. Для иллюстрации позиции тождества можно привести пример часовых механизмов. Грубые часы измеряют время с точностью о часов и минут (физиология), а сверхточные атомные устройства могут фиксировать миллионные доли секунд (психология будущего). Различие же между психологическими и физиологическими механизмами аналогично различию между минутами и миллисекундами.
Принцип дополнительности (единства), перенесенный в психологию из квантовой физики, предлагает еще одно объяснение. По мнению С.Л.Рубинштейна, физиологическое и психическое – эта одна и та же отражательная деятельность, но рассматриваемая, соответственно, психологией и физиологией в разных отношениях. Другими словами, психическое и физиологическое – это две стороны одного и того же явления (так, например, температура и плотность – две характеристики материального тела). Для полного описания явления, в данном случае человека, нельзя игнорировать ни ту, ни другую сторону процесса отражения.
Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 1276 | Нарушение авторских прав
|