БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Стремление объяснить психические расстройства за счет особых функциональных состояний головного
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 137. 2—603
мозга можно найти в трудах философов и врачей глубокой древности. Однако специальные описания состояния нервной системы для нормальной психической деятельности и психических расстройств, а также рекомендации для их лечения впервые встречаются в трудах Галена. В иерархии различных органов человека ведущую роль он отводил нервной системе. Такие заболевания, как мания и сумасшествие, он объяснял необычным возбуждением мозга и соответственно этому предлагал лечебные рекомендации.
Определенный интерес для психиатрии представили работы английского нейрофизиолога Дж. Джексона. Он развивал концепцию об особенностях структурно-функциональных отношений в ЦНС. Дж. Джексон отмечал, что развитите ЦНС характеризуется усложнением структуры и функций и контролем более высоких новых организованных структур над более старыми мозговыми структурами. При поражении ЦНС прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные, молодые структуры и высвобождаются из-под их контроля более старые стуктуры. В одной из своих работ «О факторах помешательства» он описал глубину диссоциации высших мозговых центров в соответствии со степенью психических расстройств. Он выде-•лил позитивные и негативные симптомы помешательства. Негативными он считал симптомы, указывающие на распад стуктуры и выпадение той или иной ее функции, позитивными — активность сохранившихся нейрофункциональных уровней. Сюда были отнесены иллюзии, бред, нарушения поведения и некоторые эмоциональные состояния. Дж. Джексон употреблял как синонимы понятия диссолюции и автоматизации функций. В связи с этим он отмечал, что при помешательстве всегда имеется усиление субъективности сознания. Вместе с тем, согласно концепции Дж. Джексона, физические и психические процессы протекают параллельно и остаются полностью изолированными друг от друга. В философско-методологическом плане он занимал откровенно дуалистическую позицию. Его идея о негативных и позитивных или продуктивных психических расстройствах, а также уровнях поражения психики нашла применение и развитие в клинической психиатрии.
Важнейшим этапом в развитии нейрофизиологии явилось учение о рефлексах, которое полностью явля-
И. М. Сеченов (1829—1905) И. П. Павлов (1849—1936)
ется заслугой отечественной и советской физиологии. Гениальные мысли И. М. Сеченова о рефлексах были претворены И. П. Павловым в стройное, полностью экспериментально обоснованное учение об условных рефлексах головного мозга. Многочисленными исследованиями И. П. Павлова и его учеников было показано, что механизм условного рефлекса лежит в оснЪве ряда функциональных проявлений организма животных и сложных форм их поведения. Особенно важно то, что И. П. Павловым и его учениками не только были продемонстрированы пути применения условнорефлекторных моделей, полученных в экспериментах на животных, для объяснения некоторых особенностей деятельности организма и поведения человека, но и было выдвинуто положение о второй сигнальной системе — специфичной форме деятельности человека. Учение И. П. Павлова в 50-х годах получило широкое распространение в советской психиатрии. В некоторых случаях имело место упрощенное толкование с позиций учения И. П. Павлова сложных психопатологических проявлений. В целом учение И. П. Павлова, многие его положения, получившие развитие в работах его учеников, оказали огромное научно-методическое и практическое влияние
2 35
на психиатрию. Интенсифицировались" исследования по изучению этиологии и патогенеза многих психических заболеваний с методологических позиций, обеспечивающих наибольшую результативность. Использование данных экспериментальных исследований по условнорефлекторной деятельности в психиатрии много дало для понимания ряда психопатологических проявлений у больных, оцениваемых ранее сугубо психологически.
Некоторые положения учения И. П. Павлова способствовали формированию особого подхода в терапии психически больных — щадящего режима, ойрани-тельной терапии, особенно на ранних этапах развития болезни. Была разработана и активно внедрялась методика сонной терапии и, в частности, электросна, предложенная В. А. Гиляровским и М. Н. Ливенце-вым. Учение И. П. Павлова послужило также стимулом к появлению бихевиоральной концепции в зарубежной психиатрии, ориентирующей на изучение стимулов и характера ответных реакций без учета особенностей нейрофизиологических механизмов, определяющих эти реакции. Эта концепция по своей природе эклектична. Для объяснения патогенеза ряда психопатологических проявлений представители этого направления применяют как механизмы формирования условных рефлексов, так и принципы психодинамической концепции, рассматривая неврозы и некоторые другие проявления психических нарушений как результат закрепившихся в детстве патологических связей (неправильное обучение). Ими также предложен специальный вид лечения таких состояний — бихевиоральная терапия, направленная на разрыв этих патологических, условнореф-лекторных связей.
Теория нервизма, разработанная И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, обосновала значение нервной регуляции соматических процессов, позволила прийти к целостному пониманию деятельности организма. Так, разработанный И. П. Павловым метод получения экспериментальных неврозов используется, например, для моделирования в опытах на животных процессов, обусловливающих кардиоваскулярные нарушения под действием стресса.
Роль условнорефлекторной деятельности в возникновении ряда соматических заболеваний была экспериментально изучена и теоретически обобщена в работах
К. М. Быкова и его сотрудников. При длительном действии стресса нарушается сбалансиоованная деятельность организма.
Другим довольно распространенным подходом в психиатрии, особенно в конце прошлого и в первой половине настоящего столетия, стал психоморфологический. Возникновение этого направления связывают с френологией венского врача Ф. Галля. Ф. Галль связывал психические качества и особенности людей со структурой * и формой черепа. Он пытался определять способности и склонности людей, выделяя у них неровности и бугры черепа. Френология Галля послужила толчком к антинаучным идеям Ломброзо о биологическом предрасположении к преступности — о врожденном преступнике, получившим распространение в буржуазных странах.
К наиболее видным представителям психоморфологического направления относятся Т. Мейнерт и Клейст. Т. Мейнерт считал, что через знание нейро-анатомии психиатрия придет к пониманию симптомов и сущности психических болезней. При этом ведущее значение он придавал поражению лобных долей и их связей. Клейст предложил классификацию синдромов психических расстройств исходя из локализации поражения ЦНС. Им были выделены симптомокомплексы с учетом поражения коры и ствола головного мозга.
Изучение нейроанатомических изменений при психических заболеваниях отражало стремление психиат-р^вв и других специалистов найти материальный субстрат психических заболеваний. Этому аспекту исследований уделяли внимание многие ведущие психиатры различных стран. Результаты патологоакатомического изучения психических заболеваний при органическом поражении головного мозга позволили лучше понять их природу и прогноз. Однако оценка соотношений органических изменений в мозге и характера психических расстройств, наблюдаемых у больных, представлялась чрезвычайно сложной проблемой. Эта концепция, получившая название психоморфологической, игнорирует основной принцип, определяющий нормальные и патологические проявления как целостную, интегративную деятельность больших полушарий головного мозга. Порочность этой концепции явно проявилась в попытках лечебной практики психохн-рургии (лейкотомии) у больных шизофренией. Психо-
хирургия была запрещена в Советском 'Союзе. Вместе с тем некоторые специалисты в буржуазных странах поддерживают эту концепцию и выступают за широкое применение психохирургии в лечении психически больных.
С введением нозологического подхода в психиатрии усилился интерес к изучению особенностей обменных процессов у психически больных.
Мысли о значении гуморальной среды организма для психического состояния человека высказывались еще Гиппократом. Однако развитие психиатрии и нозологический подход к проявлениям психических болезней создали предпосылки для научного объяснения особенностей биологических процессов в организме психически больных. Так, С. С. Корсаков связывал психические заболевания с материальными изменениями в головном мозге (в частности, биохимическими) и использовал идею рефлекса И. М. Сеченова для объяснения их патогенеза.
Э. Крепелин отводил ведущую роль нарушениям биологических процессов в развитии раннего слабоумия. Большой вклад в изучение обменных нарушений этого заболевания внесли А. И. Ющенко, В. П. Протопопов, Гьесинг (Норвегия) и др.
В последнее время в связи со значительными научными достижениями в области естественных наук, особенно биологического профиля личности, появились новые возможности в изучении природы психических заболеваний — исследование биохимических основ психических болезней. Особые успехи были достигнуты в изучении тонких биохимических процессов жизнедеятельности организма в норме и при различных патологических состояниях. Это направление включает исследование нейрогуморальных регуляторов, нейропептидов, аутоиммунных процессов и т. д. Показано, что особенности обмена нейрогуморальных регуляторов и их распределение в различных структурах головного мозга связаны с характером психических изменений у больных, зависимостью нарушения аутоиммунных процессов от про-гредиентности заболевания. Отличительной особенностью исследований советских специалистов природы психических заболеваний является комплексный подход с применением различных методик и обстоятельной клинической характеристикой психически больных.
В советской психиатрии такой научный подход к пониманию и решению проблем сущности психических и психосоматических соотношений основывается на принципе материалистического единства, согласно которому взаимосвязь и интеграция всех функциональных проявлений ЦНС, включая и психические, обеспечивают реагирование и деятельность организма как единого целого. Это определяет возможность влияния психической деятельности на физиологические процессы как всего организма, так и его отдельных систем.
Сложность организации психики, ее неоднозначная связь с нейрофизиологическим субстратом обусловливают серьезные трудности конкретного представления о психосоматическом взаимодействии как в теоретическом, так и методологическом отношении. Психическое как отражение внешнего мира проявляется в различных идеальных образах, на особенности формирования которых оказывают влияние предшествующий опыт, включая и опыт раннего возраста, социальные и этические установки личности. Поэтому характер проявления болезни у разных людей бывает различным. Вместе с тем все эти различия протекают в границах конкретного психического заболевания со свойственной ему этиологией и патогенезом.
В первые годы Советской власти съезды и совещания посвящались наиболее актуальным для того времени вопросам: «Душевные заболевания при сыпном тифе» (В. А. Гиляровский), «О нервных и психических нарушениях при голодании» (А. М. Грин-штейн, Т. И. Юдин), «Учение о личности с точки зрения рефлексологии» (В. М. Бехтерев), развитию профилактического направления в советской психиатрии и проблеме пограничных состояний. Было положено начало созданию новой внебольничной формы психоневрологической помощи населению.
За годы Советской власти были созданы учреждения, обеспечивающие эффективное проведение научных исследований в психиатрии.
Одним из старейших научно-исследовательских институтов в нашей стране является Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. Он был основан в Петербурге в 1907 г. как научно-исследовательское учреждение.
После Великой Октябрьской социалистической революции на базе экспериментального института по изучению алкоголизма В. М. Бехтеревым был создан Паторефлексологический институт. В 1944 г. он был переименован в Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева МЗ РСФСР. Институт разрабатывает ряд важных проблем психиатрии, неврологии и медицинской психологии: патогенез, клинику и терапию сосудистых поражений головного мозга, эпилепсии, неврозов, алкоголизма и др.
В 1921 г. в Москве был организован Институт судебной экспертизы, впоследствии переименованный в Центральный институт судебной психиатрии им. В. П. Сербского.
В последующем этот институт стал проводить исследования общих вопросов теории и практики и был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского МЗ СССР.
Этот научно-исследовательский центр по судебной психиатрии разрабатывает критерии невменяемости и недееспособности психически больных. Ведутся исследования по профилактике опасных действий со стороны этих больных.
В 1921 г. начал работать на базе психиатрической больницы научно-исследовательский институт в Киеве, а в 1926 г. (на базе Харьковской психиатрической больницы) — Украинский институт клинической психиатрии и социальной психогигиены. Оба этих института были реорганизованы в Украинскую психоневрологическую академию, куда были приглашены для работы крупные специалисты — Т. И. Юдин, Л. И. Смирнов, И. Н. Филимонов, Л. С. Выготский, А. И. Ющенко, В. П. Протопопов, К. И. Платонов и др.
В 1937 г. академия была реорганизована в Центральный украинский психоневрологический институт; входившие ранее в состав академии отдельные институты стали его отделениями. Ведущим направлением в деятельности института было изучение патофизиологических основ нервных и психических заболеваний в связи с особенностями их клиники. В 1965 г. институт был реорганизован в Харьковский институт неврологии и психиатрии МЗ УССР.
В Грузии по инициативе М. М. Асатиани в 1925 г. был открыт Психоневрологический институт. После смерти М. М. Асатиани институту было присвоено его имя. Здесь разрабатывались актуальные проблемы психиатрии, осуществлялось руководство лечебной и научной деятельностью всех психиатрических стационаров республики. Широкую известность получили работы института по изучению биологических основ психических заболеваний, клинико-экспериментально-морфологические исследования.
Московский научно-исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР был открыт в 1938 г. в связи с реорганизацией двух научно-исследовательских институтов: Института психопрофилактики и гигиены и Института клинической психоневрологии им*. П. Б. Ганнушкина. В структуре его имеются различные клиники и лаборатории, что позволяет разрабатывать многие важные проблемы общей психопатологии и клинической психиатрии. В научной работе видное место занимают исследования по эпилепсии, алкоголизму и фармакотерапии психических заболеваний. Институт осуществляет научно-практическое руководство деятельностью больничных и внебольничных психиатрических учреждений РСФСР.
В 1944 г. был создан Институт психиатрии АМН СССР. Руководителем его был назначен В. А. Гиляровский. Институтом разрабатывались узловые проблемы теории и практики психиатрии. С 1982 г. на базе этого института создан Всесоюзный научный -це^тр психического здоровья АМН СССР. Ведущей проблемой центра является шизофрения. Центр психического здоровья является головным научным учреждением по психиатрии. В 1985 г. учрежден Всесоюзный научный центр медико-биологических проблем наркологии МЗ СССР.
Глава 3
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 545 | Нарушение авторских прав
|