АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Прочитайте:
  1. IV. Направление в бак. лабораторию ООИ.
  2. Адекватное направление
  3. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ И ЕГО ПОРАЖАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ
  4. Биологическое действие
  5. Биологическое действие
  6. Биологическое действие видимого света
  7. Биологическое действие глюкагона.
  8. Биологическое действие инфракрасного излучения
  9. Биологическое действие ионизации воздушной среды, ионизаторы и их применение.
  10. Биологическое действие лазерного излучения

Стремление объяснить психические расстройства за счет особых функциональных состояний головного

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 137. 2—603


мозга можно найти в трудах философов и врачей глубокой древности. Однако специальные описания со­стояния нервной системы для нормальной психиче­ской деятельности и психических расстройств, а также рекомендации для их лечения впервые встречаются в трудах Галена. В иерархии различных органов чело­века ведущую роль он отводил нервной системе. Такие заболевания, как мания и сумасшествие, он объяснял необычным возбуждением мозга и соответственно это­му предлагал лечебные рекомендации.

Определенный интерес для психиатрии представили работы английского нейрофизиолога Дж. Джексона. Он развивал концепцию об особенностях структурно-функциональных отношений в ЦНС. Дж. Джексон отмечал, что развитите ЦНС характеризуется услож­нением структуры и функций и контролем более вы­соких новых организованных структур над более ста­рыми мозговыми структурами. При поражении ЦНС прежде всего страдают наиболее высокоорганизован­ные, молодые структуры и высвобождаются из-под их контроля более старые стуктуры. В одной из своих работ «О факторах помешательства» он описал глуби­ну диссоциации высших мозговых центров в соответ­ствии со степенью психических расстройств. Он выде-•лил позитивные и негативные симптомы помешатель­ства. Негативными он считал симптомы, указывающие на распад стуктуры и выпадение той или иной ее функции, позитивными — активность сохранившихся нейрофункциональных уровней. Сюда были отнесены иллюзии, бред, нарушения поведения и некоторые эмоциональные состояния. Дж. Джексон употреблял как синонимы понятия диссолюции и автоматизации функций. В связи с этим он отмечал, что при поме­шательстве всегда имеется усиление субъективности сознания. Вместе с тем, согласно концепции Дж. Джек­сона, физические и психические процессы протекают параллельно и остаются полностью изолированными друг от друга. В философско-методологическом плане он занимал откровенно дуалистическую позицию. Его идея о негативных и позитивных или продуктивных психических расстройствах, а также уровнях пораже­ния психики нашла применение и развитие в клини­ческой психиатрии.

Важнейшим этапом в развитии нейрофизиологии явилось учение о рефлексах, которое полностью явля-


И. М. Сеченов (1829—1905) И. П. Павлов (1849—1936)

ется заслугой отечественной и советской физиологии. Гениальные мысли И. М. Сеченова о рефлексах были претворены И. П. Павловым в стройное, полностью экспериментально обоснованное учение об условных рефлексах головного мозга. Многочисленными иссле­дованиями И. П. Павлова и его учеников было пока­зано, что механизм условного рефлекса лежит в оснЪве ряда функциональных проявлений организма животных и сложных форм их поведения. Особенно важно то, что И. П. Павловым и его учениками не только были продемонстрированы пути применения условнорефлекторных моделей, полученных в экспе­риментах на животных, для объяснения некоторых особенностей деятельности организма и поведения человека, но и было выдвинуто положение о второй сигнальной системе — специфичной форме деятельно­сти человека. Учение И. П. Павлова в 50-х годах получило широкое распространение в советской пси­хиатрии. В некоторых случаях имело место упрощен­ное толкование с позиций учения И. П. Павлова сложных психопатологических проявлений. В целом учение И. П. Павлова, многие его положения, полу­чившие развитие в работах его учеников, оказали огромное научно-методическое и практическое влияние

2 35


на психиатрию. Интенсифицировались" исследования по изучению этиологии и патогенеза многих психи­ческих заболеваний с методологических позиций, обес­печивающих наибольшую результативность. Использо­вание данных экспериментальных исследований по условнорефлекторной деятельности в психиатрии мно­го дало для понимания ряда психопатологических про­явлений у больных, оцениваемых ранее сугубо пси­хологически.

Некоторые положения учения И. П. Павлова спо­собствовали формированию особого подхода в терапии психически больных — щадящего режима, ойрани-тельной терапии, особенно на ранних этапах развития болезни. Была разработана и активно внедрялась методика сонной терапии и, в частности, электросна, предложенная В. А. Гиляровским и М. Н. Ливенце-вым. Учение И. П. Павлова послужило также стиму­лом к появлению бихевиоральной концепции в зарубеж­ной психиатрии, ориентирующей на изучение стимулов и характера ответных реакций без учета особенностей нейрофизиологических механизмов, определяющих эти реакции. Эта концепция по своей природе эклектична. Для объяснения патогенеза ряда психопатологических проявлений представители этого направления приме­няют как механизмы формирования условных рефлек­сов, так и принципы психодинамической концепции, рассматривая неврозы и некоторые другие проявления психических нарушений как результат закрепившихся в детстве патологических связей (неправильное обуче­ние). Ими также предложен специальный вид лечения таких состояний — бихевиоральная терапия, направ­ленная на разрыв этих патологических, условнореф-лекторных связей.

Теория нервизма, разработанная И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, обосновала значение нервной ре­гуляции соматических процессов, позволила прийти к целостному пониманию деятельности организма. Так, разработанный И. П. Павловым метод получения эк­спериментальных неврозов используется, например, для моделирования в опытах на животных процессов, об­условливающих кардиоваскулярные нарушения под действием стресса.

Роль условнорефлекторной деятельности в возник­новении ряда соматических заболеваний была экспери­ментально изучена и теоретически обобщена в работах


К. М. Быкова и его сотрудников. При длительном действии стресса нарушается сбалансиоованная дея­тельность организма.

Другим довольно распространенным подходом в психиатрии, особенно в конце прошлого и в первой половине настоящего столетия, стал психоморфо­логический. Возникновение этого направления связывают с френологией венского врача Ф. Галля. Ф. Галль связывал психические качества и особен­ности людей со структурой * и формой черепа. Он пытался определять способности и склонности людей, выделяя у них неровности и бугры черепа. Френоло­гия Галля послужила толчком к антинаучным идеям Ломброзо о биологическом предрасположении к пре­ступности — о врожденном преступнике, получившим распространение в буржуазных странах.

К наиболее видным представителям психоморфо­логического направления относятся Т. Мейнерт и Клейст. Т. Мейнерт считал, что через знание нейро-анатомии психиатрия придет к пониманию симптомов и сущности психических болезней. При этом ведущее значение он придавал поражению лобных долей и их связей. Клейст предложил классификацию синдромов психических расстройств исходя из локализации пора­жения ЦНС. Им были выделены симптомокомплексы с учетом поражения коры и ствола головного мозга.

Изучение нейроанатомических изменений при пси­хических заболеваниях отражало стремление психиат-р^вв и других специалистов найти материальный суб­страт психических заболеваний. Этому аспекту исследо­ваний уделяли внимание многие ведущие психиатры различных стран. Результаты патологоакатомического изучения психических заболеваний при органическом поражении головного мозга позволили лучше понять их природу и прогноз. Однако оценка соотношений органических изменений в мозге и характера пси­хических расстройств, наблюдаемых у больных, пред­ставлялась чрезвычайно сложной проблемой. Эта кон­цепция, получившая название психоморфологической, игнорирует основной принцип, определяющий нормаль­ные и патологические проявления как целостную, интегративную деятельность больших полушарий головного мозга. Порочность этой концепции явно проявилась в попытках лечебной практики психохн-рургии (лейкотомии) у больных шизофренией. Психо-


хирургия была запрещена в Советском 'Союзе. Вместе с тем некоторые специалисты в буржуазных странах поддерживают эту концепцию и выступают за широкое применение психохирургии в лечении психически боль­ных.

С введением нозологического подхода в психиатрии усилился интерес к изучению особенностей обменных процессов у психически больных.

Мысли о значении гуморальной среды организма для психического состояния человека высказывались еще Гиппократом. Однако развитие психиатрии и нозологический подход к проявлениям психических болезней создали предпосылки для научного объяс­нения особенностей биологических процессов в орга­низме психически больных. Так, С. С. Корсаков свя­зывал психические заболевания с материальными изменениями в головном мозге (в частности, биохи­мическими) и использовал идею рефлекса И. М. Се­ченова для объяснения их патогенеза.

Э. Крепелин отводил ведущую роль нарушениям биологических процессов в развитии раннего слабо­умия. Большой вклад в изучение обменных нарушений этого заболевания внесли А. И. Ющенко, В. П. Про­топопов, Гьесинг (Норвегия) и др.

В последнее время в связи со значительными на­учными достижениями в области естественных наук, особенно биологического профиля личности, появи­лись новые возможности в изучении природы психи­ческих заболеваний — исследование биохимических основ психических болезней. Особые успехи были достигнуты в изучении тонких биохимических про­цессов жизнедеятельности организма в норме и при различных патологических состояниях. Это направ­ление включает исследование нейрогуморальных ре­гуляторов, нейропептидов, аутоиммунных процессов и т. д. Показано, что особенности обмена нейрогу­моральных регуляторов и их распределение в раз­личных структурах головного мозга связаны с харак­тером психических изменений у больных, зависи­мостью нарушения аутоиммунных процессов от про-гредиентности заболевания. Отличительной особен­ностью исследований советских специалистов природы психических заболеваний является комплексный под­ход с применением различных методик и обстоятельной клинической характеристикой психически больных.


В советской психиатрии такой научный подход к пониманию и решению проблем сущности психи­ческих и психосоматических соотношений основыва­ется на принципе материалистического единства, согласно которому взаимосвязь и интеграция всех функциональных проявлений ЦНС, включая и пси­хические, обеспечивают реагирование и деятельность организма как единого целого. Это определяет воз­можность влияния психической деятельности на физиологические процессы как всего организма, так и его отдельных систем.

Сложность организации психики, ее неоднозначная связь с нейрофизиологическим субстратом обуслов­ливают серьезные трудности конкретного представ­ления о психосоматическом взаимодействии как в теоретическом, так и методологическом отношении. Психическое как отражение внешнего мира прояв­ляется в различных идеальных образах, на особен­ности формирования которых оказывают влияние предшествующий опыт, включая и опыт раннего воз­раста, социальные и этические установки личности. Поэтому характер проявления болезни у разных людей бывает различным. Вместе с тем все эти различия протекают в границах конкретного психического за­болевания со свойственной ему этиологией и пато­генезом.

В первые годы Советской власти съезды и сове­щания посвящались наиболее актуальным для того времени вопросам: «Душевные заболевания при сып­ном тифе» (В. А. Гиляровский), «О нервных и пси­хических нарушениях при голодании» (А. М. Грин-штейн, Т. И. Юдин), «Учение о личности с точки зрения рефлексологии» (В. М. Бехтерев), разви­тию профилактического направления в советской психиатрии и проблеме пограничных состояний. Было положено начало созданию новой внебольничной формы психоневрологической помощи населению.

За годы Советской власти были созданы учреж­дения, обеспечивающие эффективное проведение научных исследований в психиатрии.

Одним из старейших научно-исследовательских институтов в нашей стране является Психоневроло­гический институт им. В. М. Бехтерева. Он был основан в Петербурге в 1907 г. как научно-исследо­вательское учреждение.


После Великой Октябрьской социалистической революции на базе экспериментального института по изучению алкоголизма В. М. Бехтеревым был создан Паторефлексологический институт. В 1944 г. он был переименован в Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева МЗ РСФСР. Институт разрабатывает ряд важных проблем психиатрии, неврологии и медицинской пси­хологии: патогенез, клинику и терапию сосудистых поражений головного мозга, эпилепсии, неврозов, алкоголизма и др.

В 1921 г. в Москве был организован Институт судебной экспертизы, впоследствии переименован­ный в Центральный институт судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

В последующем этот институт стал проводить исследования общих вопросов теории и практики и был переименован во Всесоюзный научно-исследо­вательский институт общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского МЗ СССР.

Этот научно-исследовательский центр по судебной психиатрии разрабатывает критерии невменяемости и недееспособности психически больных. Ведутся исследования по профилактике опасных действий со стороны этих больных.

В 1921 г. начал работать на базе психиатричес­кой больницы научно-исследовательский институт в Киеве, а в 1926 г. (на базе Харьковской психиатриче­ской больницы) — Украинский институт клинической психиатрии и социальной психогигиены. Оба этих института были реорганизованы в Украинскую пси­хоневрологическую академию, куда были приглашены для работы крупные специалисты — Т. И. Юдин, Л. И. Смирнов, И. Н. Филимонов, Л. С. Выготский, А. И. Ющенко, В. П. Протопопов, К. И. Платонов и др.

В 1937 г. академия была реорганизована в Цент­ральный украинский психоневрологический институт; входившие ранее в состав академии отдельные ин­ституты стали его отделениями. Ведущим направлением в деятельности института было изучение патофизио­логических основ нервных и психических заболеваний в связи с особенностями их клиники. В 1965 г. ин­ститут был реорганизован в Харьковский институт неврологии и психиатрии МЗ УССР.


В Грузии по инициативе М. М. Асатиани в 1925 г. был открыт Психоневрологический институт. После смерти М. М. Асатиани институту было присвоено его имя. Здесь разрабатывались актуальные проблемы психиатрии, осуществлялось руководство лечебной и научной деятельностью всех психиатрических ста­ционаров республики. Широкую известность получили работы института по изучению биологических основ психических заболеваний, клинико-экспериментально-морфологические исследования.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии МЗ РСФСР был открыт в 1938 г. в связи с реорганизацией двух научно-исследовательских институтов: Института психопрофилактики и гигиены и Института клинической психоневрологии им*. П. Б. Ганнушкина. В структуре его имеются раз­личные клиники и лаборатории, что позволяет раз­рабатывать многие важные проблемы общей психо­патологии и клинической психиатрии. В научной ра­боте видное место занимают исследования по эпи­лепсии, алкоголизму и фармакотерапии психических заболеваний. Институт осуществляет научно-прак­тическое руководство деятельностью больничных и внебольничных психиатрических учреждений РСФСР.

В 1944 г. был создан Институт психиатрии АМН СССР. Руководителем его был назначен В. А. Гиляровский. Институтом разрабатывались уз­ловые проблемы теории и практики психиатрии. С 1982 г. на базе этого института создан Всесоюзный на­учный -це^тр психического здоровья АМН СССР. Ве­дущей проблемой центра является шизофрения. Центр психического здоровья является головным научным учреждением по психиатрии. В 1985 г. учрежден Все­союзный научный центр медико-биологических проб­лем наркологии МЗ СССР.

Глава 3


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 513 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)