КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Первые попытки дать объяснение душевным заболеваниям обычно связывают с именем Гиппократа. Его объяснения носили наивный материалистический
характер. Знаменитый древнегреческий врач считал, что все болезни у человека происходят от нарушения равновесия между четырьмя основными жидкостями организма: кровью, слизью, желтой и черной желчью. В трудах Гиппократа можно найти и первые упоминания о наследственной передаче душевных заболеваний.
Попытки определить норму и патологию психической деятельности человека мы встречаем и у философов.
Так, Платон утверждал, что все психические функции человека находятся в голове. Аристотель в книге «О памяти и воспоминаниях» описывал случаи, когда люди мнимые образы «принимали за действительность», случаи болезненных страхов «патологического людоедства».
Последующие века не принесли ничего нового в изучение душевных заболеваний, и только лишь через триста лет римский гражданин Авл Корнелий Цельс дал краткую, но систематическую разработку учения о душевных болезнях. Цельс не был ни врачом, ни философом, а известен тем, что написал для своего времени наиболее полную энциклопедию по всем вопросам. В разделе о медицине Цельс приводит классификацию психических расстройств; безумие делится на три вида: френит — остро возникающая лихорадка с расстройством психической деятельности от легкого возбуждения до большой раздражительности; меланхолия — не так остро развивающееся состояние и более длительное, чем первое, выражающееся в печали и возникающее от разлития черной желчи; состояние, при котором человека могут обманывать восприятие и мысли. В качестве лечения Цельс предлагал рвртные средства, голод, связывание больных, при непослушании — побои, содержание на цепи. С падением Римской империи и развитием феодализма наука и философия находились в состоянии застоя и даже регресса. Влияние суеверий и религии достигло в науке необычайного размаха. Не избежала этой участи и психиатрия. Если раннее средневековье характеризуется еще относительным развитием психиатрии (организовывались специальные приюты для изоляции душевнобольных), то начиная с конца XIV до начала XVII века был мрачный период засилья религии с разгулом инквизиции и
сжиганием психически больных на кострах как бесо-одержимых.
С началом эпохи великих географических открытий авторитет церкви резко упал. Появилось стремление к научному познанию. Психиатрическая помощь первоначально заключалась лишь в изоляции писихиче-ски больных от общества. В XVIII веке были организованы государственные пансионаты для психически больных. По сравнению с лечебницами для состоятельных людей, существовавшими при монастырях, пансионаты больницами назвать нельзя, это были скорее места изоляции со строгим, а в худшем случае почти тюремным режимом. Никакого лечения больные не получали, содержались на скудной пище, в холоде, грязи и при этом подвергались систематическим побоям со стороны надзирателей. Несмотря на развитие психиатрии как науки, практическая помощь душевнобольным фактически не оказывалась. И хотя ряд врачей и ученых выступали с гневным осуждением порядков, царивших в пансионатах для психически больных, ситуация оставалась практически неизменной вплоть до периода Великой французской революции. По указанию нового правительства Франции в 1791 г. была сформирована больничная комиссия, которая занялась изучением положения психически больных. В 1792 г. по рекомендации комиссии главным врачом в больнице Бисетр (крупнейшая психиатрическая больница для мужчин во Франции того времени) был назначен Филипп Пинель. В Би-сетре Пинель добивался, чтобы с душевнобольными обращались как с пациентами лечебного учреждения, а не арестантами. По его приказу были сняты цепи с больных сначала в Бисетре, а потом и в Сальпе-триере (женская психиатрическая больница). Пинелем была разработана целая методика содержания душевнобольных, их лечения. Все эти методики, а также теоретические вопросы медицины были освещены Пинелем в его знаменитом труде «Трактат о душевных болезнях».
В Англии существенные изменения в положении душевнобольных наступили только в 40—50-х годах XIX века. Инициатором смягчения положения больных был Джон Конолли, и в некотором отношении он пошел даже дальше Пинеля. Пинель отменил цепи, но оставил смирительные рубашки. Конолли отменил
и смирительные рубашки, провозгласив принцип «никаких стеснений».
Вопрос о преподавании психиатрии решался с большой задержкой по сравнению с другими медицинскими специальностями. Потребовалось около века, чтобы психиатрия была признана обязательным предметом преподавания в университетах. Столь длительное игнорирование обязательности знания психиатрии для будущего врача не означает, что в те времена отсутствовало специальное обучение психиатрии. Будущие врачи обучались психиатрии в различных учреждениях для душевнобольных.
Так, даже в эпоху средневековья, прославившегося охотой за ведьмами и сжиганием их на кострах, среди которых было много и душевнобольных, врачи имели возможность знакомиться с психиатрией. В то время получила известность Салернская школа (Италия). В этой школе наметились первые признаки деления врачевания по специальностям. Обучение в Салернской школе психиатрии велось Константином Африканским, автором трактата «О меланхолии».
Однако начало специального и систематического обучения практике и теории психиатрии следует относить лишь к концу XVIII века. Первые опыты такого преподавания психиатрии связаны с именем флорентийца Винченцо Киаруджи, профессора медицинской академии и директора госпиталя Св. Бонифация. В своей больнице, специально предназначенной для содержания психически больных, Киаруджи почти не пользовался средствами физического стеснения пациентов, что являлось исключительно прогрессивным шагом для того времени. Он читал клинические лекции по душевным болезням и самое пристальное внимание уделял не только обучению врачей, но и подготовке среднего и младшего больничного персонала.
Примерно к этому же периоду относится деятельность английского психиатра Уильяма Келлена, профессора из Глазго. Он воспитал многочисленную когорту учеников и имел много последователей. Им был написан учебник по психиатрии (1777). Аналогичные школы для обучения врачей-психиатров были созданы во Франции. Особой популярностью пользовалась в Европе школа при психиатрической больнице Сальпетриер (Франция). Школа была открыта
Ф. Пинелем. Позже в ней работал его ученик Ж. Эс-кироль. Его лекции, демонстрации больных скоро получили широкую известность за пределами Франции и способствовали превращению больницы Сальпетриер в европейский центр психиатрической мысли.
Большое значение в распространении психического образования принадлежало периодическим изданиям — специальным научным журналам, начавшим выходить в свет в начале XIX века, и особенно учебникам и руководствам по психиатрии. Среди них следует упомянуть учебник психиатрии В. Гризингера (1845 г.). Развивалась психиатрическая практика, росла потребность в квалифицированных специалистах. Школы при психиатрических больницах были не в состоянии подготовить нужное количество психиатров, и тогда остро встал вопрос об изменении уже несколько устаревших и не отвечающих потребностям времени методов обучения психиатрии. Так была подготовлена почва к переходу на университетское преподавание психиатрии. Одному из первых инициаторов этой идеи немецкому психиатру Золь-бригу удалось добиться того, что в Баварии, начиная с 1862 г., психиатрия стала обязательным предметом медицинского курса. Так, наряду с другими разделами медицины психиатрия заняла свое место среди предметов, изучаемых в стенах высших учебных заведений. Таким образом, менее чем за столетие психиатрия прошла от предмета преподавания единичными психиатрами для узкого круга интересующихся ею до включения психиатрии в разряд обязательных медицинских учебных дисциплин.
Следует отметить вклад Мюнхенской клиники в развитие психиатрии. Мюнхенскую клинику в 1903 г. возглавил Э. Крепелин. Благодаря выдающемуся клиницисту клиника приобрела столь широкую известность, как в Сальпетриере во времена Эскироля. При Мюнхенской клинике образовалось нечто вроде международных курсов усовершенствования, попасть на которые было честью для любого врача-психиатра. Это был наивысший уровень преподавания науки — преподавание для дипломированных и уже имеющих клинический опыт работы специалистов. По существу эти курсы были аналогичны современному институту повышения и усовершенствования квалификации врачей.
Ранний период в развитии психиатрической помощи в России отличался от такового в Западных странах. Психически больные содержались, как правило, при монастырях. В России не было такого гонения на них, как в Западной Европе. По этому поводу выдающийся исследователь в области истории психиатрии Ю. В. Каннабих писал, что в России меланхолики, шизофреники и параноики могли безнаказанно приписывать себе сношения с дьяволом, почти не рискуя быть сожженными на костре. Во второй половине XVIII века стали строить специальные дома для содержания психически больных. Эти дома получили название «доллгаузы».
В начале XIX века были построены крупные психиатрические больницы в ряде городов России. Одной из таких больниц являлась Московская Преображенская психиатрическая больница (1809). Эти больницы стали не только центрами по изучению психиатрии, но и школами по обучению теории и практике будущих психиатров.
Преподавание психиатрии в отдельных университетах России началось уже в 30—40-х годах прошлого столетия.
Так, в Московском университете курс психиатрии преподавал проф. X. Г. Бунге, в Петербурге в медико-хирургической академии — проф. П. А. Шикулинский, в Харьковском университете — проф. П. А. Бутков-ский. П. А. Бутковский был автором первого русского учебника «Душевные болезни» (1834). Однако психиатрия не являлась обязательным предметом в медицинском образовании.
После земской реформы (70-е годы прошлого столетия) появились новые возможности развития психиатрической помощи. Земства приводили в порядок старые психиатрические больницы и строили новые. Психиатрические больницы, как правило, строились вне города и имели большие земельные участки. Земские психиатры П. И. Якоби, В. И. Яковенко, П. П. Кащенко и др. много сделали для развития психиатрической помощи.
Большую роль в воспитании и введении в практику гуманного подхода к психически больным сыграл С. С. Корсаков. Благодаря его энтузиазму и колоссальной энергии движение в пользу нестеснения в России было более единодушным, чем в Европе, и
сама реформа осуществлялась быстрее. Однако земство не располагало достаточными средствами и психиатрических больниц явно не хватало. Кроме того, психиатрические койки распределялись крайне неравномерно. Лучше были обеспечены психиатрическими койками крупные города европейской части России; в районах Сибири, Средней Азии и Закавказья психиатрических стационаров практически не было.
Преподавание психиатрии как обязательного предмета в России началось в 1867 г. В Петербургской военно-медицинской академии была открыта клиника для психически больных, которую возглавил первый русский профессор психиатрии И. М. Балинский. В стенах клиники он вел не только лечебную работу, но и обширную преподавательскую деятельность.
В 1877 г. И. М. Балинского сменил И. П. Мерже-евский, руководивший клиникой до 1893 г. За этот период И. П. Мержеевский подготовил более 50 врачей-психиатров, из которых 11 были преподавателями и профессорами. Под руководством И. П. Мерже-евского было написано 26 диссертаций и 150 научных работ, и это в тот период, когда русская психиатрия только развивалась. Клиника И. П. Мержеевского в то время была главным источником русской научной и практической психиатрии. После смерти И. П. Мержеевского кафедру возглавил В. М. Бехтерев. Он много сделал как в научном, так и организационном плане для развития неврологии и психиатрии, реализации своих идей о создании «объективной психологии», получившей название рефлексологии. Преемником стал его ученик В. П. Осипов, сделавший большой вклад в разработку клинической психиатрии. Им было опубликовано капитальное руководство по психиатрии.
Вообще конец XIX века ознаменовался повсеместным бурным развитием отечественной психиатрии. В Казанском университете преподавание психиатрии было начато еще в 1866 г. В 1885 г. В. М. Бехтерев был назначен профессором психиатрии. В Харькове обязательное преподавание психиатрии началось с 1877 г., когда приват-доцентом кафедры нервных и душевных болезней был избран П. И. Ковалевский. Там же начал выходить первый русский психиатри-
ческий журнал «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии».
На медицинском факультете Московского университета в 1863 г. невропатология и психиатрия были выделены из курса частной патологии и терапии и их преподавание было поручено проф. А. Я Кожевникову, снискавшему себе в дальнейшем славу основателя Московской неврологической школы. Однако в преподавании психиатрии были трудности При университете не было психиатрической клиники и клинические демонстрации психически больных были редким явлением. В 1887 г. в Москве на Девичьем поле (там где находились клиники медицинского факультета Московского университета) была открыта психиатрическая клиника (рис. 1). Руководство клиникой и кафедрой психиатрии было поручено С. С. Корсакову.
_С. С. Корсаков был активным борцом за гуманный подход к психически больным. Психиатрическая клиника, возглавляемая им, была образцом лечебной практики. В своих выступлениях и статьях он убедительно обосновывал необходимость создания общегосударственной системы' психиатрической помощи больным.
В стенах психиатрической клиники, возглавляемой С. и Корсаковым, работали многочисленные его ученики, с именем которых связаны различные направления в психиатрии. В. П. Сербский - один из ближайших учеников С. С. Корсакова - возглавил кафедру и клинику после его смерти. Он определил задачи судебной психиатрии, критерии судебно-пси-хиатрической оценки психически больных и меры медицинского характера в отношении больных совершающих общественно опасные действия..
С. С. Корсаковым было положено начало внедрению ^психологических исследований в психиатрию Ьлижаишим сотрудником С. С. Корсакова А А То-карским была создана психологическая экспериментальная лаборатория при кафедре. В последующем этой лабораторией заведовал А. Н. Бернштейн 1алаеКЦИЯХ' кот°Рые он читал в 1907/1908 и 1908/ 1УЦУ гг., особое внимание уделялось психологическим характеристикам больных шизофренией (ранним слабоумием, согласно принятой тогда классификации ^. Крепелина) с акцентом на наличие у них диссо-
Рис. 1. Психиатрическая клиника имени С. С, Корсакова.
циации между волевыми, эмоциональными и интеллектуальными проявлениями. А. Н. Бернштейном были выделены те особенности заболевания, которые впоследствии были отмечены Э. Блейлером как основные признаки заболевания, определившие его название «шизофрения».
В научных работах, вышедших из психиатрической клиники имени С. С. Корсакова, нашли отражения результаты клинико-психопатологических, патомор-фологических и других исследований ряда психических заболеваний. Одно из первых таких исследований было выполнено С. А. Сухановым под руководством С. С. Корсакова.
С. С. Корсаков был блестящим лектором и искусным педагогом, умеющим показать и раскрыть перед слушателями особенности клинического обследования психически больного, сложность психопатологической картины болезни. Он много также сделал для расширения программы преподавания психиатрии, приближения ее к задачам общей медицины. Трудами С. С. Корсакова и его учеников, земскими психиатрами были разработаны научно-методические положения о построении эффективной психиатрической помощи. Однако все эти прогрессивные идеи не могли быть осуществлены в царской России.
До Великой Октябрьской социалистической революции на 1000 населения приходилось лишь 0,3 психиатрической койки и 1 психиатр на 332 тыс. населения.
Коренные изменения в психиатрической помощи произошли после Октябрьской революции. Психиатрическая помощь стала строиться по территориальному принципу обслуживания. Для определенного района обслуживания был выделен психиатр, который обеспечивал различные виды помощи психически больным: лечение, направление в больницу, оказание социальной помощи и т. д. В 1918 г. при Нарком-здраве РСФСР был создан отдел детской психологии, положившей начало развитию детской психиатрической помощи. В 1923 г. специальным постановлением были учреждены психоневрологические диспансеры. Это позволило ^непосредственно приблизить психиатрическую помощь к населению. В союзных республиках заново создавалась психиатрическая служба. Развертывалась сеть высших медицинских учебных заведений. На заведования кафедрами психиатрии в связи с отсутствием местных специалистов выезжали профессора-психиатры из Москвы и Ленинграда. Развивая прогрессивные традиции русской психиатрии, они внесли большой вклад в подготовку национальных кадров психиатров. Была создана неотложная психиатрическая помощь, а1 также введены ночные дежурства в системе внебольничной психиатрической службы. Так, в Москве для оказания неотложной психиатрической помощи было организовано отделение при Институте им. Н. В. Склифосовского. Позже неотложная психиатрическая помощь осуществлялась специальной психиатрической больницей. По суще-
ству это был психоприемник-стационар для кратковременного пребывания больных, главным образом иногородних. Из психоприемника больные переводились в больницы по их месту жительства.
В 1930—1933 гг. по инициативе В. А. Гиляровского были созданы дневные стационары — новый вид помощи психически больным. Дневные стационары были при психоневрологических дневных диспансерах или при психиатрических больницах. Там больные находились в течение дня, на ночь они возвращались домой. Дневные стационары давали возможность лечить многих больных с выраженными психическими расстройствами без направления их в больницы.
Большой ущерб психиатрическая служба понесла в период Великой Отечественной войны. Фашисты разрушили на оккупированных территориях психиатрические больницы, уничтожили тысячи психически больных. После разгрома фашистской Германии были приняты энергичные меры по восстановлению и дальнейшему развитию психиатрической помощи в нашей стране.
Для успешного решения вопросов ооганизапии психиатрической помощи, в том числе и практики лечения психически больных, большое значение имели анализ и обобщение опыта советских медиков в период Великой Отечественной войны.
Стремительный рост медицинских институтов создал благоприятные условия для подготовки врачей-психиатров. Однако психиатрия относится к дисциплинам, которые требуют от врача при самостоятельной работе, помимо знаний, полученных в институте, дополнительной подготовки. Были разработаны новые принципы и методы подготовки квалифицированных врачей-специалистов и созданы для этого институты усовершенствования врачей. На кафедрах психиатрии при институтах усовершенствования осуществляется как первичная специализация врачей по психиатрии, так и повышение их квалификации.
В программе подготовки врачей-психиатров, помимо широкого освещения вопросов этиологии, клиники, патогенеза и терапии различных психических заболеваний, большое место отводится преподаванию и навыкам практического применения новых (пара-клинических) методов исследования больного, облег-
чающих диагностику заболевания, а также оценку возможности применения и эффективности различных видов терапии.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 513 | Нарушение авторских прав
|