АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Невроз навязчивости
Невроз навязчивости — это форма невроза, при которой у больных возникают непроизвольные навязчивые мысли, страхи, действия, воспринимаемые ими как чуждые, но от которых они не могут освободиться.
В зависимости от преобладания тех или иных психопатологических проявлений выделяют три варианта невроза навязчивости: обсессивный, фобический и на-вязчиво-компульсивный.
При обсессивном варианте невроза больные жалуются на навязчивые воспоминания (вспоминают отдельные фамилии, неприятные ситуации), счет (окон, этажей и т. д.), представления (неприятные, пережитые ранее больным, а также известные ему из книг или других источников). Больной осознает чуждость для него этих психических проявлений, но не может от них освободиться. Они мешают ему полноценно участвовать в той или иной деятельности, утомляют его.
Навязчивости проявляются также в постоянных сомнениях. Больные не уверены в реальности выполнения ими того или иного действия, помногу раз проверяют, закрыли ли они дверь, выключили ли свет, газ, уходя из дома, и т. д.
Больной П., 28 лет, слесарь-сборщик. Родился от первой беременности. Рос и развивался нормально. В детстве болел детскими инфекциями. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Отец по характеру мягкий, уступчивый, мать — застенчивая, впечатлительная, обидчивая. Больной по характеру педантичный, аккуратный, общительный, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. В школу пошел в 7 лет, учился хорошо. Во время уроков порой возникали сомнения в правильности решений. После окончания 10 классов поступил на работу в качестве слесаря-сборщика. К работе относился с повышенным чувством
10—603
ответственности. На очередном совещании начальник цеха сообщил о чрезвычайном происшествии на соседнем производстве в результате халатного отношения к рабочему месту. Далее заявил, что нарушители дисциплины будут привлекаться к строгой ответственности. Вскоре после окончания работы у больного возникло сомнение, не оставил ли он включенным станок. Дойдя почти до дома, он был вынужден возвратиться обратно на завод и проверить свое рабочее место. Такая мысль у него появлялась ежедневно, и хотя он понимал необоснованность своей тревоги и боролся с ней, но был вынужден каждый раз возвращаться и проверять, выключил ли он станок. Временами становился очень раздражительным, вспыльчивым.
При поступлении в стационар несколько тревожен. Проявляет повышенное беспокойство по поводу дел на работе, в семье. Жалуется на то, что не может освободиться от постоянных сомнений в правильности своих действий и поступков, особенно тех, которые могут иметь серьезные последствия. Вынужден по нескольку раз контролировать их, хотя часто понимает, что эти сомнения необоснованны. К своему состоянию относится критически, понимает, что оно обусловлено переутомлением. После лекарственной и психотерапии состояние улучшилось. Был выписан на работу.
При фобическом варианте невроза навязчивости ведущая роль в клинической картине принадлежит страхам (фобиям). Наиболее распространенным из них является боязнь заболеть тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями: инфарктом миокарда, раком, сифилисом и т. д. Больной понимает необоснованность своих оласений, однако от этих мысг лей освободиться не может, и они остро тревожат его в определенных ситуациях. У больного с кардиофобией появляются страх и уверенность, что у него может возникнуть инфаркт в переполненном автобусе, метро, в душном помещении и т. д. Страх усиливается тем, что больной испытывает неприятные ощущения в области сердца (соматовегетативные реакции), опасениями, что ему не успеют оказать нужную медицинскую помощь.
Больная Л., 32 лет, инженер. Жалуется на плохой сон, быструю утомляемость, страх смерти, отсутствие аппетита. Наследственность не отягощена. Отец раздражительный, вспыльчивый, злоупотреблял алкоголем, в присутствии детей устраивал скандалы. Дети в страхе затихали и, по выражению больной, «ужас охватывал все тело». Мать добрая, тихия, молчаливая, во всем покорная мужу. К детям относилась хорошо, старалась по возможности их приласкать.
Больная по характеру ранимая, впечатлительная, малообщительная. Росла вместе с двумя братьями, заботилась о них. Окончила 8 классов и индустриальный техникум. Была замужем, но вскоре развелась. Имеет ребенка 5 лет. Живет в одной квартире с матерью и братом. В семье напряженная обстановка, так как брат злоупотребляет алкоголем и оказывает плохое влияние на ее
сына. Больная это очень тяжело переживает, неоднократно беседовала с братом о его поведении, но это не дало нужных результатов. Стала отмечать у себя раздражительность, несдержанность. На работе часто думала о домашней ситуации, о том, что она плохо отразится на воспитании ребенка. Боялась также, что в ее отсутствие брат может что-то сделать с сыном. Однажды в конце рабочего дня возникло резко выраженное предчувствие, что дома что-то должно случиться, С работы уйти не могла, так как выполняла ответственное задание. Почувствовала неприятные ощущения в груди, озноб, похолодание конечностей, страх, что «остановится сердце». Обратилась к терапевту, лечилась амбулаторно. Терапевт органических расстройств со стороны сердечно-сосудистой системы не обнаружил. Через два «дня подобное состояние повторилось. Обратилась к невропатологу, который направил ее к психиатру. Назначенное лечение проводила нерегулярно. Состояние ухудшилось: опасалась ездить в городском транспорте, боялась одна оставаться дома. В моменты таких приступов вызывала «скорую помощь». Была фиксирована на своем состоянии. Один из таких приступов возник во время еды, и с этого времени она ела с большой осторожностью, порой отказывалась от еды. Самостоятельно обратилась к психиатру и была направлена на стационарное лечение.
Психическое состояние: доступна, при беседе волнуется, немного заикается, охотно рассказывает о своем состоянии. Согласна с тем, что у нее нет серьезного заболевания со стороны сердца. Однако эта уверенность пропадает, когда она оказывается в условиях, где ей не могут быстро оказать нужную помощь. Охотно общается с больными. Беспокоится о доме, ищет помощи, переспрашивает, серьезно ли ее заболевание. Хочет избавиться от страхов, которые мешают ей нормально жить.
В результате проведенного лечения состояние значительно улучшилось. Больная стала спокойнее, активно интересуется жизнью отделения, вовлечена в трудовой процесс. Критически оценивает свое состояние, страхов не испытывает.
Больных с фобиями инфекционных болезней, например, с сифилофобией, глубоко охватывает страх перед заражением, когда им приходится соприкасаться с незнакомыми для них лицами, пользоваться чужими предметами. После таких случаев больные предпринимают специальные меры: дезинфицируют одежду, тщательно по многу раз моют руки,
При навязчиво-компульсивном варианте невроза навязчивостей состояние определяется контрастными идеями, влечениями и действиями. Возникают немотивированные упорные желания совершить действия, поступки, противоречащие моральным установкам больного и являющиеся для него порой просто ужасными. Так, у матери возникает желание ударить ребенка тяжелым предметом по голове, нанести ему повреждения острым предметом по глазам и т. д. У больных появляются мысли совершить непристойный поступок в общественном месте. У некото-
рых больных компульсивный невроз может проявляться навязчивыми движениями головы, мимикой и т. д. На некоторое время они могут задерживать эти движения и действия. Однако при этом у больных возникает чувство психического напряжения.
Существующее подразделение невроза навязчивости на указанные выше варианты носит несколько схематический, условный характер. Очень часто в картине заболевания имеются элементы как обсессивного, так и компульсивного или фобического невроза. Нередко они связаны настолько тесно, что отделить один вариант от другого практически невозможно. Так, больной, ощутивший сильный страх при виде режущих предметов, испытывал при этом навязчивое желание зарезать своих детей.
Невроз навязчивых состояний обычно характеризуется затяжным течением по сравнению с другими неврозами. Больные при длительном течении заболевания стараются избегать ситуаций, в которых возникают обострения их заболевания. В целом симптоматика у них часто проделывает эволюцию. Так, например, фобии первоначально могут возникнуть лишь в момент выполнения или непосредственно перед выполнением конкретных действий или пребыванием в определенной ситуации. Далее навязчивые страхи возникают уже в случаях ожидания выполнения этих действий и ситуаций и, наконец, начинают возникать даже под влиянием одних лишь представлений о них. Навязчивые представления переходят в овладевающие. Например, у больного возникает навязчивая мысль, что давно умерший родственник был похоронен живым. Больного все больше и больше начинают беспокоить мысли о том, как это все происходило. Он начинает ярко представлять, как родственник задыхался, будучи похороненным живым. Наконец, эти представления становятся настолько яркими, постоянными и невыносимыми для больного, что он уже ничем больше заниматься не может, а иногда, даже сознавая всю абсурдность своих действий, бежит на кладбище, где похоронен его родственник, и требует разрыть могилу.
Ярким примером возникновения качественно новых состояний на основе невротических расстройств могут служить особенности динамики ритуалов, приемов, совершаемых для того, чтобы «отвести беду». Чаще всего у больных развиваются двигательные ритуалы (при-
топнуть, сделать особое движение рукой и т. д.). На определенном этапе двигательные акты перестают быть ритуалом. Это возникает в тех случаях, когда фобии, против которых были направлены ритуальные действия, пропадают, а двигательные акты остаются, превращаясь уже таким образом в двигательные навязчивости.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 781 | Нарушение авторских прав
|