АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ВАРОЛИЕВ МОСТ

Прочитайте:
  1. C. Продолговатый мозг, синдром Джексона.
  2. R1: продолговатый мозг
  3. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  4. ВАРОЛИЕВ МОСТ
  5. Вопрос. Продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок. Функции, симптомы поражения.
  6. Продолговатый мозг
  7. Продолговатый мозг
  8. ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ
  9. Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций.

Продолговатый мозг и варолиев мост вместе составляют зад­ний мозг. Анатомически и функционально задний мозг связан со спинным мозгом, мозжечком и большими полушариями головно­го мозга. В нем замыкаются дуги многих сложнокоординирован-ных двигательных процессов.


 




Сегментарное строение, четко выраженное в спинном мозге, стерто в продолговатом. Сюда вступают афферентные волокна от слуховых рецепторов, рецепторов полости рта, кожи лицевой час­ти головы, сердца, крупных сосудов и легких, слизистых оболочек глаз, ряда рецепторов желудка, печени, поджелудочной железы, тонких кишок. Но в органах грудной и брюшной полости имеются также рецепторы, от которых афферентные волокна идут не в про­долговатый, а в спинной мозг. Эфферентные волокна нейронов продолговатого мозга иннервируют все мышцы лица, сердце, бронхи, гортань, пищевод, желудок, поджелудочную железу, пе­чень, кишечник. Иннервация внутренних органов осуществляется парасимпатическими волокнами совместно с симпатическими во­локнами, лежащими в спинном мозге.

Из области продолговатого мозга и варолиева моста выходят следующие черепно-мозговые нервы: тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный.

Продолговатый мозг играет большую роль в регуля­ции мышечного тонуса. Скелетные мышцы находятся в постоян­ном тонусе, за счет которого преодолевается действие силы тя­жести и тело сохраняет равновесие. Тонус мышц имеет рефлек­торную природу. Начало дуги этого рефлекса лежит в мышцах и сухожилиях.

Если головной мозг вместе со средним мозгом и его красными ядрами удален, а продолговатый мозг сохранен и не отделен от спинного, то у млекопитающих развивается сильное, часами и сут­ками удерживаемое напряжение разгибательных мышц (рис. 13.13).

Конечности такого животного вытянуты, и согнуть их можно лишь с трудом; шейные мыш­цы, разгибающие голову, напря­жены; позвоночник несколько выгнут дугой кверху.

Таким образом, все мышцы, напряжение которых противо­стоит действию силы тяжести, оказываются после отделения продолговатого мозга от сред­него в состоянии длительного тонического напряжения. Это

Рис. 13.13. Децеребрационная ригидность:

а — кошка с выключенными большими полу­шариями (путем перевязки сосудов); б— то же при одновременном выключении мозжечка


резкое усиление тонуса разгибательных мышц носит название децеребрационной ригидности (децеребрация — удаление мозга выше продолговатого). Тонус разгибателей при децеребрационной ригид­ности превышает тонус сгибателей, но длительное напряжение сги­бателей способствует тому, что конечности становятся как бы твер­дыми опорами и могут удерживать тяжесть тела.

Децеребрационная ригидность не наступает, если средний мозг животного связан с продолговатым мозгом, а также если продол­говатый отделен от спинного мозга. Отсюда следует, что в продол­говатом мозге лежат нервные клетки, которые могут приводить в возбуждение спинальные нейроны, иннервирующие разгибатели. Если продолговатый мозг связан со средним мозгом, ригидность также не наступает, т. е. от среднего мозга исходят влияния, угне­тающие стимуляцию разгибательных рефлексов со стороны про­долговатого мозга.

Заключительный этап в возникновении непомерного тонуса связан с рефлекторной деятельностью ядра вестибулярного нерва. Волокна от рецепторов вестибулярного аппарата в продолговатом мозгу контактируют с массой клеток, образующих так называемое вестибулярное ядро. Оперативное удаление вестибулярного ядра и особенно его части, известной как ядро Дейтерса, резко ослабляет децеребрационную ригидность. Разрушение вместе с ядром Дей­терса ретикулярной формации продолговатого мозга совершенно ее прекращает.

Для развития децеребрационной ригидности необходимо по­ступление в ЦНС импульсов от рецепторов разгибательных мышц. Инъекция в эти мышцы раствора новокаина или перерез­ка соответствующих задних корешков снимает тонус мышц-раз­гибателей. Следовательно, децеребрационную ригидность надо рассматривать как результат усиления рефлексов, осуществляе­мых совместно спинным и продолговатым мозгом в ответ на им­пульсы, поступающие как от рецепторов мышц-разгибателей, растягиваемых под действием силы тяжести, так и от рецепторов лабиринта. Эти рефлексы в норме всегда уравновешиваются воз­действиями, рефлекторно возникающими в среднем мозге, моз­жечке, а у высших млекопитающих главным образом в коре больших полушарий.

Роль продолговатого мозга в осуществлении децеребрацион­ной ригидности обусловлена постоянным поступлением импуль­сов от важнейших рецепторов дыхательной и кровеносной систем, а также с лабиринтов, вследствие этого он постоянно воздействует на рефлекторные центры спинного мозга, повышая их возбуди­мость. При отделении спинного мозга от продолговатого возбуди­мость нервного центра никогда не достигает той степени, при ко­торой тонус мышц-разгибателей в ответ на импульсы от их рецеп­торов рефлекторно усиливался бы до степени, характеризующей децеребрационную ригидность.


Децеребрационная ригидность — это состояние, конечно, совер­шенно нефизиологичное, но по ней можно судить о взаимоотно­шениях между разными образованиями ЦНС. Надо заметить, что механизм этого процесса еще не совсем ясен. Это состояние не всегда наступает после децеребрации, иногда оно выражено очень резко, а иногда почти не проявляется.

Продолговатый мозг участвует в регуляции проводниковых рефлексов и в осуществлении таких актов, как ходьба и стояние, для которых необходима интегративная деятельность ЦНС. Буль-барное животное, у которого сохранены лишь спинной и продол­говатый мозг, способно к более сложным рефлекторным процес­сам, чем спинальное, так как все основные функции в более пол­ной мере объединены и скоординированы.

Варолиев мост является центральной частью заднего мозга. Он имеет вид толстого белого вала. Серое вещество образу­ют ядра черепно-мозговых нервов (V—VIII пары), ядра ретикуляр­ной формации и собственные ядра моста.

Белое вещество состоит из продольных и поперечных пучков нервных волокон. Продольные волокна идут по нижней поверхнос­ти моста в продолговатый мозг, образуя в нем пирамиды. Сверху они составляют восходящие и нисходящие пути двусторонних связей моста. Поперечные волокна направляются в ножки мозжечка.

Чувствительные волокна черепно-мозговых нервов проводят сигналы от вкусовых рецепторов языка, рецепторов кожи и мышц головы, глаз и зубов. Эфферентные волокна обеспечивают мими­ку. Таким образом, рефлекторная деятельность варолиева моста дополняет защитные и пищевые рефлексы, осуществляемые про­долговатым мозгом.

СРЕДНИЙ МОЗГ

Средний мозг, так же как продолговатый мозг и варолиев мост, относится к стволовым структурам. Он представляет собой отно­сительно небольшую часть мозгового ствола. Через средний мозг проходят все восходящие пути, передающие импульсы к таламусу, большим полушариям и мозжечку, а также нисходящие пути, про­водящие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. В сред­нем мозге, так же как и в продолговатом, расположены нейроны ретикулярной формации.

Анатомически средний мозг состоит из двух основных частей: дорсального отдела, который представляет собой крышку мозга, или четверохолмие, и базального, который представлен его нож­ками. Каждая из ножек, в свою очередь, состоит из покрышки, черной субстанции и основания. Покрышка — это продолжение дорсальной части моста, в которой находятся красное ядро и ядро блокового и глазодвигательного нервов (рис. 13.14).


 

Рис. 13.14. Разрез через средний мозг на уровне ядер глазодвигательного нерва:

/ — ножки мозга; 2— глазодвигательный нерв; 3— красное ядро; 4— ядро глазодвигатель­ного нерва; 5— центральное серое вещество; б—водопровод мозга (сильвиев водопро­вод); 7— переднее двухолмие; 8— черная суб­станция

Рефлекторные функции ядер среднего моз-г а. Передние бугры четверохолмия являются первичными зритель­ными центрами, при участии которых осуществляются некоторые рефлексы в ответ на световые раздражения. К таким рефлексам относятся зрительные ориентировочные рефлексы, проявляющи­еся в том, что животное, лишенное больших полушарий, но с со­храненным средним мозгом, реагирует на световое раздражение движением глаз и поворотом головы. Рефлекторные движения глаз происходят благодаря поступлению к глазным мышцам им­пульсов от ядер глазодвигательного и блокового нервов. Передние бугры четверохолмия принимают участие в осуществлении зрач­кового рефлекса, аккомодации глаза, а также в конвергенции — сведении зрительных осей.

Задние бугры четверохолмия представляют собой первичные слуховые центры. При их участии осуществляются ориентировоч­ные слуховые рефлексы. При ориентировочных рефлексах у жи­вотных с целым средним мозгом наблюдаются и вегетативные рефлексы: изменение ритма сердечной деятельности, артериаль­ного давления.

Ядра четверохолмия обеспечивают сторожевой рефлекс, значе­ние которого состоит в подготовке реакции организма на внезап­ное раздражение. При этом происходит перераспределение мы­шечного тонуса: усиление тонуса сгибателей, что способствует быстрой ответной реакции животного.

В ножках мозга идут проводящие пути как от нижележащих центров в высшие центры головного мозга, так и от высших цент­ров в спинной и продолговатый мозг. Эти же проводящие пути образуют ножки мозжечка и пучки волокон между скоплениями нервных клеток.

Черная субстанция отвечает за координацию актов глотания и жевания, а также участвует в регуляции пластического тонуса; имеет значение при выполнении пальцами мелких движений, требующих большой точности. Поэтому черная субстанция луч­ше развита у приматов.

Красное ядро — крупное скопление серого вещества среднего мозга, состоит из крупных и мелких клеток. Оно связано проводя-


 




щими путями с мозжечком и ядрами полосатого тела, а также со §пинным мозгом (руброспинальный путь). Красные ядра с окру­жающей их ретикулярной формацией, несомненно, участвуют в регуляции мышечного тонуса. Можно сравнить поведение деце-|ебрированного животного, у которого со спинным и продолгова­тым мозгом сохранилась связь лишь посредством варолиева моста, мозжечка и нижнего участка среднего мозга без области красных ядер, с поведением так называемого таламического животного, у которого удалены кора мозга и подкорковые узлы, но средний мозг с его красными ядрами и зрительные бугры сохранены и ос­таются в связи с продолговатым мозгом.

Тонические рефлексы ствола мозга. Важнейшая функция ствола мозга, в частности продолговатого и среднего мозга, состоит в пе­рераспределении мышечного тонуса в зависимости от положения тела в пространстве. Перераспределение тонуса осуществляется рефлекторным путем и обеспечивает сохранение равновесия тела. Всю совокупность тонических рефлексов голландский ученый Р. Магнус разделил на две большие группы: статические рефлек­сы; статокинетические рефлексы.

Статические рефлексы. Выражены при спокойном стоянии, ле­жании и сидении в различных позах, они обусловливают опреде­ленное положение тела в пространстве. Такие рефлексы делятся на две большие группы. Первая группа обеспечивает определен­ное положение или позу тела — это рефлексы положения, или по-зотонические рефлексы. Вторая же способствует возвращению тела из неестественного положения в нормальное — это устано­вочные, или выпрямительные, рефлексы.

Позотонические рефлексы включают в себя ла­биринтные и шейные. Лабиринтные рефлексы, для осуществления которых достаточно наличия продолговатого и спинного мозга, обеспечивают фиксирование конечностей в определенном по­ложении. В эксперименте на шею децеребрированного живот­ного надевали гипсовую повязку, чтобы голова сохраняла по­стоянное положение по отношению к туловищу. При этом не происходит раздражение проприорецепторов шеи. Затем жи­вотное вращали вокруг оси, условно проведенной через оба ^иска. В положении, когда животное было спиной вниз, тонус разгибателей становился максимальным и конечности вытяги­вались, а если же оно оказывалось спиной вверх, то тонус этих мышц снижался и конечности сгибались.

На тонус всех мышц помимо лабиринтных влияют также шейные рефлексы. Влияние шейных рефлексов сказывается в том, что при поворотах головы по отношению к туловищу справа нале­во или слева направо тонус разгибателей максимален на той сто­роне тела, к которой обращено темя. Если же поворачивать голову вокруг оси, условно проведенной через оба слуховых прохода, то при наклоне головы вниз тонус разгибателей увеличивается в зад-


них и снижается в передних конечностях. При запрокидывании головы назад, наоборот, тонус разгибателей передних конечнос­тей увеличивается, а задние конечности сгибаются.

Рефлексы с лабиринтов на шейные мышцы. Шейные и лабиринт­ные тонические рефлексы осуществляются в связи друг с другом, так как импульсы с лабиринтов влияют на тонус шейных мышц. Максимум тонуса шейных мышц наблюдается при тех положени­ях головы, когда импульсы с лабиринтов ведут к рефлекторному усилению тонуса разгибателей конечностей. Импульсы с каждого лабиринта влияют преимущественно на шейные мышцы противо­положной стороны (поэтому при разрушении лабиринта голова животного повернута в сторону повреждения).

Выпрямительные рефлексы осуществляются сред­ним мозгом и, следовательно, отсутствуют у бульбарных живот­ных. В осуществлении этих рефлексов участвуют рецепторы лаби­ринтов, шейных мышц и кожи.

Если мезенцефальное животное положить на бок, оно поднимает голову и устанавливает ее в естественное положение теменем кверху. Это происходит в результате возбуждения рецепторов вестибулярно­го аппарата. Но даже при разрушении вестибулярного аппарата голо­ва выпрямляется в том случае, если тело лежит на боку на какой-нибудь твердой поверхности. В этом случае в ответ на одностороннее раздражение кожи происходит рефлекторное выпрямление головы. Если на это же животное положить сверху доску с небольшим гру­зом, то происходит симметричное двустороннее раздражение кож­ных рецепторов и голова снова падает вниз. Если доску убрать, то голова рефлекторно снова поднимается.

Подъем головы —это только первая фаза выпрямительных рефлексов. Вторая фаза заключается в рефлекторном выпрямле­нии туловища, которое следует за подъемом головы. Этот рефлекс возникает от раздражения проприорецепторов мышц шеи и ре­цепторов кожи туловища.

Статокинетические рефлексы. Начинаются с одного рецептивного поля — с рецепторов полукружных каналов внутреннего уха. Воз­никают при угловом или линейном ускорении.

При вращении животного наблюдается нистагм головы, т. е. мед­ленный поворот в сторону, противоположную вращению, и быстрый возврат в исходное положение. Глаза реагируют на вращение анало­гичным образом — глазной нистагм. Осуществление статокинетичес-ких рефлексов возможно только при участии ядер среднего мозга.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 902 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)