Относительная генетическая эффективность (ОГЭ) излучений с разной ЛПЭ при остром и хроническом облучении.
Относительная генетическая эффективность (ОГЭ) одного вида излучений в сравнении с другим определяется, по аналогии с ОБЭ, как отношение доз, необходимых для получения одинаковых генетических эффектов.
При сравнении ОГЭ разных видов радиации за единицу принимаются рентгеновские и гамма-лучи. Зависимость ОГЭ от величины ЛПЭ очень сложна. В среднем медленные нейтроны оказываются эффективнее в 5 раз, альфа-частицы и быстрые нейтроны—в 10 и тяжелые ионы — в 20 раз. Однако для разных организмов и для разных типов мутаций генетическая эффективность разных видов излучений может заметно уклоняться от указанных средних показателей. Для некоторых мутаций у растений показано, что быстрые нейтроны могут в 100 раз превышать по своей генетической эффективности гамма-лучи.
Противоречивые данные по ОГЭ были получены при изучении мутационного процесса у дрозофилы. Первые эксперименты, проведенные с этим объектом, в которых изучались сцепленные с полом рецессивные летальные мутации, показали меньшую эффективность нейтронов по сравнению с рентгеновским излучением [75]. В отношении хромосомных аберраций наблюдалась примерно одинаковая действенность сравниваемых видов излучения при относительно малых дозах облучения и меньшая эффективность нейтронов при больших дозах [76]. Более поздние исследования не подтвердили этих данных, показав большую мутагенную действенность нейтронного, чем рентгеновского или у-облучения [77—79].
Большая эффективность была показана для летальных рецессивных мутаций у дрозофилы в экспериментах, где использовались нейтроны, полученные не только в ускорителе, но и при испытании атомного оружия [80]. В последнем случае большая мутагенность нейтронов установлена и для доминантных летальных мутаций у мышей [81]. Не исключено, что причины расхождения данных, выявленных в ранних и более поздних экспериментах, связаны с недостаточной разработанностью нейтронной дозиметрии во время выполнения первых работ.
Для правильной оценки эффективности плотно ионизирующих излучений, в частности нейтронов, необходимо учитывать особенность их мутационного действия.
Существенным является тот факт, что количественные зависимости между генетическим эффектом и дозой облучения для разных видов излучений оказываются разными. Мы видели раньше, что при действии гамма- и рентгеновых лучей для точковых мутаций установлена линейная зависимость от дозы, а для двухударных хромосомных перестроек — пропорциональность квадрату дозы. Однако при действии нейтронов и альфа-частиц количество всех типов перестроек растет в линейной зависимости от дозы.
Указанное обстоятельство делает необходимым использование для полной характеристики ОГЭ не случайно выбранных единичных доз облучения изучаемых видов радиации, а получение соответствующих кривых доза—эффект, что, несомненно, усложняет проведение сравнения.
Для радиации принято, что кривая доза-эффект является линейной при малых дозах и закругляется вниз при высоких дозах вследствие гибели клеток, о чем упоминалось выше (рис.8.3).
Рис. 8.3. Возможная кривая доза-эффект для излучений с высокой ЛПЭ
Если в этом случае мы будем использовать линейную модель для экстраполяции с таких высоких доз, то недооценим реальный риск. Это особенно актуально для излучений с высокой ЛПЭ. При этом излучения с низкой мощностью дозы могут быть более опасны, чем с высокой [29].
Для большинства типов мутаций ОГЭ увеличивается с возрастанием ЛПЭ до определённого максимума. При очень высоких ЛПЭ величины ОГЭ могут снова падать. Кроме того, для большинства плотноионизирующих излучений более характерна индукция двунитевых нерепаруемых разрывов -. при возрастании ЛПЭ выход однонитевых разрывов уменьшается, а двунитевых – растёт.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 1388 | Нарушение авторских прав
|