АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

Дни памяти: 2 / 15 Января (Преставление), 19 Июля / 1 Августа

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля / 1 августа 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Машнины (В переписи 1748 года братья Исидор и Антон писались как Мошнины, но позже Исидор был записан уже как Машнин, также была зарегистрирована и его жена Агафия), были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. (Курский Сергиево-Казанский собор,, построенный Иси­дором и Агафией Машниными - родите­лями преподобного Серафима, является выдающимся архитектурным памятни­ком церковного зодчества второй полови­ны XVIII века. Собор был заложен в 1752 году и строился на протяжении 26 лет, до 1778 года.

До постройки каменного храма на этом месте существовала деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, полностью сгоревшая во время большого городского пожара. На месте пожарища была обнаружена Казанская икона Божией Матери, совершенно не тронутая огнем. Прихожане сгоревшей церкви решили по­строить вместо сгоревшего новый двух­этажный каменный храм, освятив один из его престолов (верхний) в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Народ обратился к епископу Белго­родскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого в то время входил Курск, с просьбой благословить постройку нового храма. Святитель Иоасаф не только дал

свое благословение, но и сам освятил место, совершив в 1752 го­ду чин закладки храма. Это подтверждает святой антиминс, позже снятый с престо­ла нижнего храма.

Средства на храм были собраны среди прихожан. Особенно большой вклад внес купец Карп Первышев. Подрядчиком на строительстве стал курский купец Исидор Машнин. Проект храма был сделан одним из учеников известного архитектора Растрелли.

Первоначальный вид собора с западной стороны был значительно изменен в 1830 году пристройкой к колокольне лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад пристройки украшен шестью высокими колоннами. Внутри собора обращает внимание великолепный восемнадцатиметровый иконостас верхнего храма. Имя его автора неизвестно.

Нижний храм во имя Преподобного Сергия был освящен Преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским, в 1762 году, а верхний - в честь Казанской иконы Божией Матери - Преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 году. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году собор стал кафедральным. (В наши дни кафедральным храмом Курска является Знаменский собор.)

В середине XX века престолы собора были переосвящены. Верхний храм был освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского, нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери.

На протяжении трех столетий Сергиево-Казанский собор являлся духовным центром и оплотом Православия на Курской земле. Сегодня на территории собора работает православная библиотека, иконописная мастерская, в том числе выполняющая и работы по реставрации икон. Открыта столярная мастерская, в которой изготавливаются резные деревянные аналои, рамки, киоты. На территории собора действует гостиница для духовенства и паломников.

В притворе нижнего храма, справа от входной арки, висит портрет преподобного Серафима. Старец изображен в преклонных летах, голова его не покрыта; он облачен в мантию, поверх нее - епитрахиль. Веки слегка опущены. Правая рука прижата к сердцу. Именно так преподобный Серафим стал изображаться на иконах после его прославления в 1903 году.

По мнению специалистов реставрационного центра имени И. Э. Грабаря, создание портрета можно отнести к первой половине XIX века. Возможно, это прижизненный портрет преподобного Серафима или очень ранняя, современная оригиналу копия с него. Очевидно, с этого или такого же портрета писались наиболее распростра­ненные иконные изображения преподобно­го Серафима после его прославления). В семье Машинных жила и мать Исидора Ивановича, бабушка преподобного, Феодосия Наумовна Машнина.

Когда Прохору было семь лет, скончался его отец, о чем в книге Ильинской церкви 1760 года 10 (23) мая, в 3-й части - «Об умерших», под № 4 записано: «Купец Исидор Иванов, сын Машнин, 43 лет; погребение отправлял священник Петр Колмыков с причтом».

В 1764 году умерла бабушка Феодосия Наумовна. Вероятно, будет правильным предположить, что она оказала благотворное влияние на духовное формировали подрастающего Прохора. Также, скорее всего, в воспитании будущего преподобного участвовала и его старшая сестра Параскева. Она покинула родительский дом 1771 году, выйдя замуж за курского мещанина Гавриила Коловшинова Основная же забота о Прохоре, конечно, лежала на матери. В Курске о ней сохранилась добрая память как о женщине, отличавшейся особым благочестием. Агафия Фотиевна, как мы можем судить, была человеком выдающимся во многих отношениях. Об этом говорит и тот факт, что она после смерти мужа, с 1760 по 1778 год, продолжала подряд и руководила строительством Сергиево-Казанского собора. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Он весьма любил богослужения и с детства неукоснительно посещал все службы.

Как уже писалось, вдова Исидора Машнина руководила строительством собора после смерти мужа. Когда Прохору исполнилось 7 лет, с ним произошел некий инцидент. Он забрался на колокольню и нечаянно свалился оттуда. В ужасе мать бросилась к месту, где тот должен был упасть, но… нашла его целым и невредимым. Это было явное чудо. Позже, уже после прославления преподобного над этим местом была возведена сень с памятной надписью. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. В 9 пятницу после Пятидесятницы, как всегда, в Курске проходил крестный ход с Курско-коренной иконой Божией Матери, которая в эти дни из обители Знаменской в Курске направлялась в Курско-Коренную пустынь, где она когда-то находилась. Так уж получилось, что икона прошла как раз мимо

Преподобный Серафим Саровский в молении на камне

окон дома Машниных и его матери накануне явилась Божия Матерь, повелев вывести сына к иконе. Мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам..

В 1775 году из Курска в Киев отправились Прохор Машнин, Иван Иванович Дружинин, Иван Степанович Бесходарный, Алексей Степанович Миленин и еще двое молодых людей, фамилии которых остались неизвестными, - все из «почтенных купеческих семейств», по-видимому, также принадлежавших к Ильинскому приходу Целью их путешествия было посещение киевского старца Досифея, у которого они хотели получить благословение на поступление в монастырь.

Схимонах старец Досифей (под видом которого подвизалась великая преподобная Досифея, что открылось уже после ее смерти, жила она в пещере в некотором отдалении от Киево-Печерской обители), которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Почти все перечисленные куряне, кроме Алексея Миленина, у которого неожиданно по смерти родителей остались на руках пятеро братьев и сестер, стали иноками. Двое отправились в Саров сразу из Киева, не возвращаясь в Курск. Прохор прожил в родном городе еще более двух лет, хотя давно избрал Саровскую обитель и киевский старец Досифей подкрепил своим благословением его намерение. О причинах такого решения Прохора сейчас можно только догадываться, но, скорее всего, он хотел дождаться окончания строительства Сергиево-Казанского собора. 22 октября / 4 ноября 1778 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, состоялось освящение верхнего храма, а 20 ноября / 2 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор прибыл в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Преподобный не случайно избрал Саровскую обитель. Принявший Прохора настоятель, «строитель» пустыни, старец иеромонах Пахомий (в миру Борис Назарович Леонов) - коренной курянин. В Сарове подвизались и другие уроженцы Курска: строгий подвижник Питирим (в миру Петр Иванович Дружинин, из тех же Дружининых, что и друг Прохора - Иван Иванович), старец Иоаким, которого преподобный Герман Аляскинский предлагал во епископа Северо-Американской епархии. Старец Иоаким уклонился от епископского сана, приняв на себя подвиг юродства во Христе. Таким образом, Саровская обитель была тесно связана с Курском, здесь хорошо о ней знали через своих родственников и близких знакомых. Н. В. Елагин писал, что строитель отец Пахомий в детстве лично был знаком с родителями Прохора. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия".

Апостол Петр

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг - пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Многие места здесь он именовал по местам упоминаемым в Евангелии: Вифания, поток Кедронский, и посещая эти места, всегда читал соответствующие главы в Евангелии. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн.

Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, случилась сильная буря и дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его.Среди них проходил и огромный медведь. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Преподобный Серафим Саровский

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Всё сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. 25 ноября / 8 декабря 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех. Старец видел сердца людей, и, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку. Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители, основанной по повелению Божией Матери святой преподобной Александрой Дивеевской (Мельгуновой, память 13 / 26 июня). Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине – преподобной Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

В своей келлии преподобный всегда держал гроб, сделанный им самим, который служил ему напоминанием, о том, что ему когда-нибудь предстоит отходить из этого мира

Известен эпизод, когда преподобный написал послание «тому царю, который его прославит», в котором предрекал все, что его должно будет его ждать. Он много говорил о бедах, ожидающих Церковь и страну за прегрешения пред Богом и Богоотступничество, однако говорил и о возрождении.

Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Креститель

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной (Всего Божия Матерь являлась ему 12 раз) в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 / 14 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". Второго (пятнадцатого, как привыкли считать мы) января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 379 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)