АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ФИЛИМОНОВИЧ СКАЛЬСКИЙ

Прот. Александр Скальский

Александр Филимонович Скальский (1867 - 1933), протоиерей, священномученик

Память 4 / 17 января [47], в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских

Родился в 1867 году[48] в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского.

В 1885 году окончил Волынскую духовную семинарию.

15 / 28 августа 1886 года поступил на службу в Подольскую духовную консисторию.

29 декабря / 11 января 1886 года был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Волынской губернии.

В 1891 году был принят в Туркестанскую епархию епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) и 2 / 15 мая того же года назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне Казахстан, Алма-Атинская о., г. Чилик) и законоучителем церковноприходской школы.

8 / 21 августа 1893 года был рукоположен в сан диакона епископом Григорием (Полетаевым).

С 25 июня / 8 июля 1894 года служил в Александро-Невском храме в городе Маргилане и законоучителем в церковно-приходском училище.

21 февраля / 6 марта 1899 года был рукоположен в сан священника еп. Аркадием (Карпинским), служил в церкви-вагоне при Средне-Азиатской железной дороге.

В 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном (ныне Алма-Ата).

О.Александр был активным и разносторонне деятельным священником г. Верного: совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен.

5 / 18 мая 1907 года был назначен настоятелем Николаевской церкви, что на Кучугурах, на Зубовской площади, в городе Верном.

Был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами.

Отец Александр всё свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! – говорил он. – Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил его близкий и искренний друг протоиерей Стефан Пономарев, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем.

Послереволюционные газеты называют о. Александра священником-народолюбцем, когда в первый день праздника Пасхи 1918 г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном. Цель посещения - прекращение братоубийств и революционной смуты.

Осенью 1919 г. в г. Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного заработка для пропитания. Четверо из них - монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея, инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией Нагибиной - сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме. Великим Постом 1927 г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу. Духовником этого небольшого сестричества был протоиерей о. Стефан Пономарев.

В конце 1920-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали заключенных.

Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927 г. был намерен вступить в общение с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства и всей своей паствы.

К концу 1929 г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным оплотом православия. К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.

О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его, детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме. Потом о. Стефан Пономарев, видя, что о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в в одной из комнат их дома, а матушка о. Стефана жила на первом этаже и облегчала их повседневный быт. В то время питались очень скудно. И службы, и требы - все лежало на плечах о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.

9 декабря 1932 года была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери "Знамение", на которой служил владыка Герман (Вейнберг) и все православное духовенство г. Алма-Аты. После окончания службы, пришедшие сотрудники ГПУ арестовали всех, кто служил в храме. Все они проходили по групповому делу "дело к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г."

Отца Александра, а также священников Стефана Пономарёва и Филиппа Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 января, умер священник о.Филипп, на следующий день - свящ. Стефан, 20 января 1933 года преставился о. Александр.

25 июня 1933 года было вынесено уже посмертное обвинительное заключение и приговор по "делу" епископа Германа (Вейнберга), в котором о.Александр был признан одним из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников.

Всех троих похоронили в одной могиле на горочке за городом, на которой о. Александр завещал быть похороненным. Сейчас это городской район Алма-Аты. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 1960-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их св. мощей неизвестно.

В июле 1993 г. была произведена эксгумация останков священнослужителей, похороненных в этом районе на бывшем кладбище. Найденные останки перенесены в склеп Никольского собора. Весной 1995 г. во дворе Никольского храма, над склепом с останками жертв репрессий 1930-х гг. был устроен памятный гранитный постамент с крестом.

Священномученики Александр, Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февраля 1999 г. Причислены к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания, им установлена общая память 4 января.

Награды

  • набедренник (12 марта 1902)
  • бархатная скуфья (17 июня 1904)
  • наперсный крест (1911)

Литература


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 472 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)