АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Всенощное бдение в канун праздника Крещения Господня
18 января 2016 года, в канун праздника Крещения Господня, Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города-курорта Геленджик.
Владыке сослужили: благочинный Свято-Вознесенского кафедрального собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Владимир Сазонов, игумен Иосиф (Шахворостов), протоиерей Владимир Цапков, иерей Дионисий Харченко, архидиакон Сергий (Пугач),диакон Евгений Габов.
За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея.
После чтения Евангелия, правящий архиерей помазал молящихся освященным елеем.
Завтра, 19 января, в праздник Крещения Господня, глава Новороссийской епархии совершит в Свято-Успенском кафедральном соборе Божественную литургию и чин великого освящения воды.
Литургия.
В сам день я предпочел идти также в Свято-Успенский собор, но на раннюю литургию, ведь о.Евгений, который всегда точно сообщает о том, что будет архиерейская литургия, на сей раз ничего не говорил. Странная заметка на епархиальном сайте, посвященная тому, где будет Владыка совершать литургию в сам день, планов на праздник не изменила. На ранней литургии не было того беспорядка, каким обычно сопровожджается служба этого праздника, когда при идущей службе в храм лавиной вваливается толпа людей со свечками, ходя по храму, проламываясь сквозь толпу и ставя свечки, а затем уходя. Службу совершал о.Андрей Пашин, при этом в службе участвовал и диакон – о.Антоний Кригер. Пел боковой хор.
Литургия уже не имеет этого скорбного подтекста, а является чисто праздничной, преисполненной ликования. Изобразительные анотифоны, которые поются чаще всего, заменяются праздничными. Когда-то непременным в нашем соборе было попеременное пение двух хоров, то есть они пелись так, как и должны, что бывает у нас очень редко. Но теперь и их, как и изобразительные, полностью пропевает верхний хор, выбирая для этого невероятно вычурные распевы…
Антифон 1, псалом 113, глас 1:
Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
И другий лик. Стих 2: Бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы:
Стих 3: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Молитвами Богородицы:
Стих 4: Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Молитвами Богородицы:
Слава, и ныне: Молитвами Богородицы:
Антифон 2, псалом 114, глас 2:
Стих 1: Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.
Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Спаси ны, Сыне Божий:
Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Спаси ны, Сыне Божий:
Стих 4: Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Спаси ны, Сыне Божий:
Слава, и ныне: Единородный Сыне:
Лишь один третий антифон поется попеременно двумя хорами. При нем чтец возглашает особые стихи, а хоры попеременно поют тропарь праздника: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, /троическое явися поклонение, /Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /возлюбленного Тя Сына именуя, /и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. /Явлейся Христе Боже, /и мир просвещей, слава Тебе.
Антифон 3, псалом 117, глас 1:
Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Тропарь: Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.
Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:
Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:
Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи:
Еще одной особенностью этой службы, как и всех служб двунадесятых праздников, является то, что песнь «Приидите поклонимся и припадем ко Христу….» заменяется тропарем праздника, а перед этим, после возгласа «Премудрость прОсти» диакон возглашает особый стих. В данном случае: Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Титу: 1Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6Юношей также увещевай быть целомудренными.
7Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Глава 3.
1Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, 2никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
4Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
8Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными
к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.
Евангелие (от Матфея): 1В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8сотворите же достойный плод покаяния 9и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12лопата* Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
По окончании литургии о.Андрей поздравил всех с нынешним праздником и сказал несколько слов о нем, отметив, что он называется Крещением Господним или праздником Просвещения, но также и Богоявлением – в связи с тем, что в этот день явилась полнота Божества: Отец, говорящий с неба и свидетельствующий о Сыне, крестящемся во Иордане, а также Дух Божий, сходящий с небес в виде голубя. Омовения для евреев не были чем-то новым и в определенном случае еврей при осквернении чем-либо, помимо очистительной жертвы (которая в Законе Моисеевом строго регламентировалась для каждого случая) должен был омываться. Да, и слово «крещение» появилось в славянском Евангелии просто потому что такое уж слово русский народ придумал для обозначения важнейшего Таинства Церкви и им же нарек и данное омовение. В греческом тексте здесь встречается слово «βαπτεις» «ваптис», то есть, омовение, погружение…. Так или иначе, но Иоанн к этому омовению прибавил исповедание грехов, еще не имеющее той Благодатной силы, которой наделено Таинство исповеди, к которому можем прибегать мы, но имеющее символическое значение, как часть подготовки к встрече Мессии, о пришествии Которого и проповедовал Иоанн. Именно из-за этого странного омовения ослепленные гордостью, мнящие себя праведными, фарисеи и книжники, не приняли Иоанна, в отличие от народа… И вот, к Иоанну приходит Господь, не нуждавшийся в этом омовении, как и в исповедании грехов, будучи безгрешен, отсюда и удивление Иоанна, который сам хотел принять крещение уже от Христа. Но теперь Господь призывает пока оставить, дабы исполнить всякую правду, подчиняясь повелению Божию. Не нуждаясь в исповедании грехов, он своим погркжением в воды реки освятил воду, а также как бы принял эстафету от Иоанна. Вскоре Господь уйдет на 40 дней в пустыню для поста, чтобы затем выйти на служение народу Израилеву для спасения его и всех людей. Вскоре Он и сам будет так же омывать приходящих к нему, что будет вызывать смущение учеников Иоанна, на что Предтеча Господень будет напоминать о том, что он являлся лишь Предтечей Господним, чтобы приготовить все к приходу Его. В конечном итоге это служение закончится на Кресте и кровью Христа и действием Духа Господня будет воздвигнута Церковь Божия, в которой будет преподаваться уже истинное крещение. Таким образом, празднуя крещение Господне, мы празднуем выход Христа на проповедь….
После этого он напомнил о том, что вскоре в храме будет совершена поздняя литургия, а затем – молебен с чином Великого освящения воды. Великое освящение воды в сам день праздника ничем не отличается от такового в навечерие праздника (поэтому отдельно рассказывать о нем нет необходимости), как и освящает воду одна и та же Благодать, соответственно, делить воду, освященную в сам день и накануне, не следует. Это – великая святыня, которая даже может употребляться, как Антидор, теми, кто не смог причащаться Святых Таин.
Да простит меня читатель, но я уже потом узнал, что позднюю литургию в этот день возглавлял Владыка Феогност… В состоянии на 23.00 19 января рассказа об этом на епархиальном сайте нет….
* * *
Телевидение городское в этот день сообщило об освящении при Новороссийской Бассейновой больнице («Больнице Моряков») молитвенной комнаты в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского.
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 478 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |
|