АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[69]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

О дне сем.

Это – главный и единственный праздник этого дня. Этот день – первый день попразднества Крещения Господня, которое, напомню, продлится до 27 января.

Вечером в этот праздник, как и в день Рождества, положена Великая вечерня с Великим прокимном. На сей раз

это прокимен: «Бог наш на небеси и на земли вся елика вохоте, сотвори…». Утреня же совершается с Великим славословием, поскольку именно такая предусмотрена последованием выпадающего на этот день праздника.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Соборное послание апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Золотые слова. Многие пишут о борьбе с пустословием и воздержании языка. Но здесь написано иное – тот, кто может контролировать свой язык, совершенно не пустословить, тот совершенен, так что и все тело контролирует, живя совершенно так, как заповедано. Но кто может сказать, что он живет так, как заповедано? «Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром…» - пишет апостол Павел. Все мы склонны ко греху и все мы в той или иной мере, падаем. То же, что у человека на уме, то будет и на языке, ибо если вы о чем-то думаете, вас это заботит, то рано или поздно вы захотите этим поделиться с окружающими. Это абсолютно естественно. Об этом, кстати, говорит и сам Господь: «от избытка сердца глаголят уста…». Другой вопрос – что же нас с вами заботит. Если все мысли человека восхищены к Горнему, то он о Горнем и будет говорить или, что лучше, молиться. Если же они заполнены роскошной машиногй соседа или одеждой подруги, а то и еще чем-либо, о чем и писать стыдно, то об этом он и говорить будет. Вот вам и пустословие и сквернословие и все на свете. Просто воздерживаясь от худых речей, не борясь с худыми мыслями, которые по-прежнему у вас доминируют, вы просто начнете разговаривать сами с собой. Стало быть, чтобы победить пустословие, надо сначала научиться держать в узде мысли свои, а эта война будет длиться всю жизнь человека и закончится лишь со смертью человека.

И Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.

7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.

25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Не символично ли? Вчера был праздник Крещения Господня, когда мы с вами ликовали, а теперь нам читается отрывок из повествования о Входе Господнем во Иерусалим. Это еще раз напоминает нам, для чего же Господь пришел. И вот, Господь проклинает бесплодную смоковницу. Плодов на ней, разумеется, не могло быть, ибо еще не пришло их время, но должны были быть, как пишут толкователи, какие-то зачатки. Но их не было, так как она была бесплодной. Впрочем, дикорастущие растения дают плоды не на всякий год, а лишь когда условия позволяют, почему например, даже виноград, казалось бы, растение окультуренное, надо постоянно обрезать, в противном случае, оно будет растить лишь массу листьев. Здесь же Господь являет свою власть над живым миром, показывая свое Божество и…. то, что может верующий. В другом Евангелии ответ Христа приводится подробнее: «…. если будете иметь веру, хотя бы, с горчичное зерно, то не только сделаете то, что случилось со смоковницей сей, но и горе сей скажете – пойди и бросься в море – и будет так….» Но этот случай, кажущийся просто фокусом, созвучен притче, которую Господь говорит, уподобляя человека смоковнице, которая, если не приносит плода, то срубается и лишь по милосердию Садовник терпит ее – не принесет ли плода. Плод же – дела веры и…. плоды Духа, ибо если наша душа останется незанятой духо Божиим, то ее занимает иной дух, который живет в ней и ведет его по путям всякого непотребства, а человек потом дивится – на какую мерзость он, оказывается, способен. А с таким грузом Царства Божия не видать, если человек сам не обратится на пусть спасения, что без Бога сотворить невозможно.Бог спасает человека, а не человек спасается делами, но дабы спастись, он будучи ведомым, должен и сам идти своими ногами, подчас спотыкаясь и падая, но идя. Жизнь воистину, подобна взращиванию дерева, но главное все-таки, не само дерево, а плоды на нем, в противном случае, видя, что от дерева этого толку уже не будет, Садовник срубит его и тогда…. уже поздно будет что-то делать. Боже, спаси мя!

И чтения праздника. Отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7Всех их было человек около двенадцати.

8Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

9Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.

10Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

И Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2Оно было в начале у Бога.

3Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.

11Пришел к своим, и свои Его не приняли.

12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.

33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Отрывок из первой главы Евангелия апостола и Евангелиста Иоанна Богослова….


[1] Оболенский Д. Феофилакт Охридский - http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html

[2] Данные приведены по источнику: Д. Оболенский. Феофилакт Охридский - http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html. В источнике "Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского" (http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39539.html) отмечено, что воспитание блаженным Феофилактом Константина "никак нельзя относить к тому времени, когда Феофилакт был ритором и диаконом Великой Церкви". Константин в "Жизнеописании..." назван Порфирородным, чего никак не может быть, т.к. император Константин Порфирородный (Багрянородный) скончался в 959 году.

[3] Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского - http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39539.htm

[4] Оболенский Д. Феофилакт Охридский - http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html

[5] Деян. 5, 29

[6] "Его поезд­ки в Константинополь, судя по всему, были редкими и непродолжи­тельными — в письмах своих он упоминает лишь о двух." - Оболенский Д. Феофилакт Охридский - http://www.hrono.ru/statii/2007/feofilact.html

[7] http://www.poa-info.org/s_cont.php?f=januari/13-011

[8] на 2011 год, http://www.poa-info.org/sinaksar/januari

[9] на 2011 год, http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=205436

[10] «Елей русского покаяния и скорби», Русская Атлантида, Челябинск: 2004, № 12, с. 19- 37, http://cs-people.bu.edu/butta1/martyrs/orthodox.cn/history/m...htm

[11] Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. - http://www.sedmitza.ru/lib/text/429478/

[12] Нынешняя Румыния.

[13] Согласно статье словаря Брокгауза и Ефрона. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4895 указывает 1626.

[14] Так они оценены в статье И. Ж-цкий, "Петр Могила," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm

[15] Карташев, А. В., История Русской Церкви, М., 2004, 668.

[16] Макарий (Булгаков), митрополит Московский, История Русской Церкви, т. VI, М., 1996., 498.

[17] Осипов, А. И., "Экзорцизм," http://azbyka.ru/dictionary/14/ekzortsizm-all.shtml

[18] Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, цит. по "Митрополит Петр Могила," сайт Мгарского Преображенского монастыря, http://www.mgarsky-monastery.org/history.php?hid=12

[19] Цит. по "Митрополит Петр Могила," сайт Мгарского Преображенского монастыря, http://www.mgarsky-monastery.org/history.php?hid=12

[20] Асмус, Валентин, прот., "К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского," Богословский сборник, вып. 10, М.: ПСТБИ, 2002, 224-241, http://www.blagogon.ru/biblio/86/

[21] Флоровский, Георгий, прот., Пути русского богословия, интернет-версия под ред. еп. Александра (Милеанта), 2003, II-5, http://www.vehi.net/florovsky/puti/02.html.

[22] "Журнал № 43," Заседание Священного Синода УПЦ 6 декабря 1996 года, http://orthodox.org.ua/ru/article/zasedanie-svyashchennogo-s...oda

[23] http://orthodox.org.ua/ru/article/zhurnaly-zasedaniya-svyash...12-

[24] "Журнал № 15", Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Української Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/

[25] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Կապադովկիա, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka — «Страна прекрасных лошадей») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде)

[26] Анкира - Известен ещё с VII века до нашей эры под греческим именем Ангира или Анкира (Αγκυρα, то есть якорь), расположенный на перекрестке оживленных торговых дорог, связывающих Европу и Азию Анкира, главный город малоазийской провинции – Галатия в самом центре Малой Азии. Ныне это Анкара – столица Турции.

[27] Юлиан царствовал с 361-го по 363-й год.

[28] Здесь разумеется Кесария Каппадокийская.

[29] Ныне Таллинн, столица Эстонии.

[30] Завулон - шестой сын патриарха Иакова от Лии. - Колено его занимало лучшую часть земли на север Палестины, от Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере с коленами Асировым и Нефеалимовым и на юге с Иссахаровым занимавшим великую равнину Израильскую.

[31] Неемия - еврей, виночерпий персидского царя Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный Иерусалим стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим многих иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его именем и вошедшей в состав Библии.

[32] Т.е. приблизительно за 400 лет до Р. Хр.

[33] С именем пророка Малахии осталась книга, последняя в числе книг "малых" пророков. Она состоит из четырех глав и излагает одну его пророческую речь по всей вероятности выражающую сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи служит обличение нравственных недостатков современного пророку еврейского народа, угроза наказанием Божьим и обетование о Спасителе. Книга пророка Малахии изобилует мессианскими пророчествами; в соответствии с мессианским характером содержания книги, (3:1-3, 6-7, 12, 17-18; 4:4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паремия, во все праздники в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Также им предсказывался и последний Суд Господень.

[34] Акриды – саранча.

[35] Которой веют хлеб…

[36] Асс или ассарий (устар. «ас», лат. as, assarius) — название древнеримской медной монеты, впервые появившейся, согласно преданию, во времена Сервия Туллия, но, согласно научным данным,— только в период Республики.

 

Асс первоначально имел вес фунта, назывался либральным ассом и соответствовал ⅘ либры («обыкновенного фунта»). Но с течением времени он все убавлялся и в позднейшее время империи сохранил только 1/36 своего первоначального веса. Все монеты древней Италии представляли собой асс или помноженный, или разделенный на известное число. Не только при разделе монет, но и при определении меры, веса, наследства и процентов единицей брался асс и разделялся на 12 долей, унций, причём каждая часть разделенной единицы носила своё особенное название, например:

унция = 1/12

секстанс = ⅙

квадранс = ¼ (также кодрант)

Медные монеты отличались одна от другой традиционным оформлением. На аверсе изображался профиль одного из богов, например Юпитера (на самом ассе — Януса), на реверсе — корабельный нос (т. н. «морские» чеканы) с указанием номинала: точками обозначалось число унций на дробных частях асса; римские цифры чеканились на ассе и кратных ему монетах.

[37] В греческом календаре - 14 апреля. См. Saint Herman Calendar 2008, 32.

[38] «Caesar» Цэзар. Это имя Юлия Цезаря, как оно звучало НА САМОМ ДЕЛЕ, ПО-ЛАТЫНИ. Позже, в III – IV веках имя этого римского деятеля стало этаким синонимом властителей, в частности, наименованием титула соправителя. наряду с «Августом» («Augustus»), «императором» («Imperator») и «принцепсом» («princeps» - этот титул носил, например, Нерон). Позже для многих именно этот титул стал символизировать титул императора, а на Руси он превратился в «кесаря», отсюда и русское «прозвище» апостола, ибо все имена прошли к нам через греческий язык, а звука «ц» в греческом нет, посему использовалось «к» (Впрочем, в немецком языке тоже титул этот именуется «Kaiser», хотя со звуком «ц» в этом языке явно все в порядке).

[39] Поццуо́ли (итал. Pozzuoli, неап. Pezzulo) — город-порт на берегу одноимённой бухты Неаполитанского залива в Италии, в регионе Кампания, в центре знаменитой зоны сейсмической активности (см. «Флегрейские поля»).

Покровителем населённого пункта считается св. Прокл из Поццуоли (ит.). Его день ежегодно празднуется 16 ноября. Ранее город назывался Дикеархией (как город Великой Греции) и Путеолами (после основания римской колонии в 194 до н. э.).

[40] Филиппополь - древний укрепленный город во Фракии, ныне город Пловдив в Болгарии в Восточной Румелии, на реке Марице.

[41] Эфе́с (лат. Ephesus, греч. Ἔφεσος, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции). Население города достигало 225 тыс. жителей. Начала веры христианской положены были в нем учениками Иоанна Крести­теля; уже Апостол Петр нашел здесь христиан, но главным образом Евангелие проповедано здесь Апостолом Павлом; потом ученик его, Тимофей, был здесь епископом; наконец, Эфес был местом пребывание Апостола и Евангелиста Иоанна, который тут в скончался.

[42] Синоны, город на южном берегу Черного моря.

[43] Ныне болгарский город Пловдив.

[44] Павловић. 1965. С. 80; Ћоровић В. Света Гора и Хиландар до XVI в. Београд, 1985. С. 92

[45] Проложное Житие уточняет, что родители хотели женить сына и венчание должно было состояться в церкви арх. Михаила, но юноша опередил брачную церемонию, получив у епископа благословение на постриг. Проложное Житие также сообщает, что Евстафий некоторое время был игуменом в монастыре Милешева («в великой церкви Спасове, идеже лежат честные мощи святаго Савы»).

[46] Руварац И. Владике зетске и црногорске // Просвjета. Цетиње, 1892. С. 15

[47] Общая память трех алма-атинских священномучеников

[48] По другим данным - в 1876.

[49] Общая память трех алма-атинских священномучеников.

[50] Омские епархиальные ведомости, 1910, №5, часть офиц., с.2.

[51] Омские епархиальные ведомости, 1911, №11, часть офиц., с.4.

[52] По Голошубину, у игум. Дамаскина - Божедаровского.

[53] Согласно БД ПСТГУ, по сведениям игумена Дамаскина – 10 / 23 декабря.

[54] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[55] Македония - провинция Римской империи на юге Балканского полуострова, на севере от Греции.

[56] Phosterios, страница немецкого римо-католического портала Ökumenisches Heiligenlexikon - https://www.heiligenlexikon.de/BiographienP/Phosterius.html

[57] БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв., http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...OY*

[58] УФСБ России по Тверской обл. Д. 25784-С. Т. 1, л. 195 об.

[59] УФСБ России по Тверской обл. Д. 25784-С. Т. 2, л. без №. Справка о смерти.

[60] Которой веют хлеб…

[61] Был период, когда Израилем управляли поставленные от Бога Судии, люди праведные, через которых управлял сам Бог.

[62]Ристания — это состязания в бегах, которые публично совершались в Греции, на каких либо празднествах во время общественных игр. Победившему в этом состязании, давалась награда от особых старшин, которые присуждали награды.

[63] Указание на видение пророка Исайи, который удостоился лицезреть Бога, Сидящего на престоле, причем окружающее престол Херувимы и Серафимы воспевали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)

[64] Разумеется девическая утроба Пречистой Богоматери.

[65] Выражение взято от древнего обычая — на общественных состязаниях борцов увенчивать победителей лавровыми венками.

[66] Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем.

[67] После захвата Константинополя крестоносцами иноземцы разделили территорию империи на мелкие государства и в их числе «Латинская империя» с центром в Константинополе, где управлял марионеточный правитель. Законная власть империи в это время находилась в Никее.

[68] Ныне Талинн, столица Эстонии.

[69] Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.


Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 368 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.022 сек.)