АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Концепция алекситимии P. Е. Sifneous
Алекситимия — это неспособность пациента дифференцировать и вербализировать свои эмоции. Понятие введено в 1973 г. Sifneous [16]. Считается, что причиной развития алекситимии является среда, в которой нет места выражениям чувств относительно жизненных реальностей, часто усугубляемая многолетним обучением ригидному следованию общественным нормам [20]. В отличие от больных неврозами, психосоматические пациенты алекситимического толка хорошо адаптированы в своей социальной среде, длительно имитируя себе и окружающим состояние удовлетворенности и отсутствия значимых проблем [20]. Причиной обращения к врачу является уже соматическая патология.
Проблеме алекситимии как базе психосоматических заболеваний продолжает уделяться внимание исследователей [35, 36].
Концепция потери объекта Н. Freyberger [16, 20]
В работах по психоанализу объект — это почти всегда человек, части человека либо символы того или другого [25]. Переживания потери объекта чрезвычайно часто предшествуют развитию психосоматического заболевания. Типичные примеры таких переживаний — потеря контактов с близкими людьми или значимой для субъекта деятельности (профессия, работа). Для пациентов потеря остается непреодоленной, и они воспринимают ее как травму. За потерей объекта, как правило, следуют депрессия и соматические нарушения. Теория «психосоматической линии развития» при потере объекта достаточно глубоко разработана в психоанализе, включая разделы «симптом», «конфликт», «личностные особенности» [20].
Модель нарушения объектных отношений
Теория объектных отношений (Кляйн, Фейберн, Винникот, Кернберг) изучает воздействие индивидуальных отношений человека с внешним миром на его внутренний психический мир и представляет психику и личность как результат связей людей с внешним миром, которые запоминаются (интернализуются) разумом в виде «объектных отношений». Ранние модели взаимоотношений оказывают огромное влияние на формирование взрослых связей, независимо от дальнейших событий.
Когнитивные модели
Когниции — вербальные суждения или образы восприятия действительности, связанные с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями. Обработка поступающей информации происходит по определенной схеме, в результате рождается оценка явления и эмоциональное и мотивационное возбуждение. При депрессии, например, доминирующим становится стиль поведения, основой которого является самоотрицание; при тревожных расстройствах отмечается гиперактивный индивидуальный стиль реагирования на опасность; при панических расстройствах мобилизован стиль поведения, соответствующий неизбежной катастрофе. Схемы бывают широкие и узкие, гибкие и жесткие, интенсивные и ослабленные. Имеет значение их степень активности. Дисфункциональные убеждения и дезадаптивные стратегии вызывают расстройство личности, делают человека уязвимым. Так, зависимое расстройство личности характеризуется чувствительностью к утрате любви и помощи; нарциссическое расстройство — чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства. Когнитивная уязвимость основана на экстремальных, ригидных и императивных убеждениях. При соматическом заболевании важно найти индивидуальную когнитивную схему, которая привела к патологии, и помочь заменить, модифицировать или реинтерпретировать ее.
Универсология предлагает универсальные схемы моделирования здорового образа жизни с помощью матричного прогнозирования (определение индивидуальных потенциалов развития), модель социальной адаптации, основанную на поэтапном формировании системных отношений и модель иерархии целей. Моделирование позволяет человеку выбрать путь наиболее эффективного развития.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 485 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |
|