АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВРАЧИ-ФИЛОСОФЫ ЕВРОПЫ ХУ-ХУ1 ВЕКОВ
Уже в XIV—XV вв. в районах Средиземноморья в отдельных: городах начал зарождаться капиталистический способ производства. На базе ремесленного производства, характерного для капиталистического общества, появляются мануфактуры, где объединяется, как правило, труд ремесленников одной специальности. Простая кооперация нескольких ремесленников стала заменяться более мощным производством, основанным на дальнейшем разделении труда. Раньше, чем в других странах, такая; форма производства появляется в Италии. Эта уже капиталистическая форма производства дает толчок к развитию городов,, значительному расширению торговли. Начинают усиливаться производственные связи одного города с другим, расширяется: обмен товарами между отдельными городами. Появляется вместе с тем и новый класс эксплуататоров в лице банкиров, владельцев пока еще небольших промышленных предприятий. Од-нонрсменно растет по своей численности класс, по выражению» Ф. Энгельса, предпролетариата (Уегрго1е1апа1). Первыми его-представителями были чесальщики шерсти в Италии, именуемые «чомпи». Ими же была проведена первая в истории стачка. Когда захват Ближнего Востока турками-сельджуками создал преграды оживленной торгонлс Италии с Востоком, начался упадок итальянских торгоиых городов, и с начала XVI в. преобладающее и экономики Г.нропи место переходит к Голландии, имевшей свободны!! выход к морским путям.
Все это дало толчок для более быстрого развития производительных сил, что в свою очередь вызвало необходимость раз-вития науки и техники. Одновременно начинают осуществляться великие географические открытия. Вслед за Италией такой же процесс начинает развиваться и в других странах Западной Европы — в Испании, в южных районах Германии, в северных районах Франции, в Голландии и Англии. Особенно быстро мануфактурная промышленность развивается в двух последних странах.
Развитие науки нанесло значительный удар по религии. Она перестала быть господствующей идеологией, как это было в ран-
6«83
иий период средневековья. Как отмечал Ф. Энгельс, «...духовная.диктатура церкви была сломлена»1.
Наука и философия получили свое дальнейшее развитие. Наиболее ярким воплощением этого является научное творчество английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561 —1626)—основателя материализма и опытной науки нового времени. Научный эксперимент им был противопоставлен схоластике. Он решительно отрицал всякие схоластические умозаключения и основанные на них догмы религиозных авторитетов. Такой решительный попорот к точному знанию в области естествознания и философии дал мощный импульс для успешного развития и медицины нового времени.
11оскольку влияние основоположника экспериментальной науки было огромным и на развитие медицины нового времени, на ее существенный поворот к опытному изучению человеческого организма, постольку Ф. Бэкон с полным основанием может считаться и философом-медиком, хотя по образованию таковым он не был. В пользу сказанного говорит и то, что в его трудах уделяется много внимания философским проблемам истории медицины.
Научая проблему человека, он особое внимание уделил соотношению в нем души и тела, их союзу и взаимосвязи. Под душой он понимал психико-эмоциональные возможности человека,.пределы их воздействия на тело как на физическую основу организма. Круг этих вопросов привел его к довольно обстоятельному рассмотрению различных разделов о человеческом теле. Но его классификации, это учение делится собственно на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях. Сама же медицина им была разделена на три отдела: поддержание здоровья, лечение болсмией и продление жизни. Медицину он.называл одним и.) самых благородных искусств. «Если солнце,— отмечал Ф. Бэкон, — является создателем и источником жизни всего, что существует в природе, то врач, поддерживая и охраняя жизнь, оказывается своего рода вторым источником жизни»2. Он критически относился к взглядам древних греков, в частности Цельса, у которого человек представлялся как микрокосм, т. е. уменьшенный образ всего мира. В противовес этому мнению он считал, что среди всех тел, созданных природой, «нельзя найти ни одного, которое было бы столь сложным и многообразным, как человеческое тело»3.
Им было замечено, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.
Интересна его мысль и о том, что нет, пожалуй, таких заболеваний, которые нельзя было бы предупредить соответствующим видом упражнений.
1 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 346. * Бэкон Ф.//Соч. — М., 1977. —Т. I. —С. 246. 3 Там же. — С. 247.
Поистине философски звучит вывод Ф. Бэкона о том, что ученые-медики недостаточно глубоко изучают взаимосвязь между отдельными органами организма, а также их форму и структуру. Очень важно, что уже тогда он понимал, что здоровье и продолжительность жизни человека во многом зависят от влияния на человека окружающей среды. «Процесс изнашивания,— писал он, — вызывается двумя формами воздействия на организм.: воздействием врожденного жизненного духа и воздействием окружающего воздуха»4, т. е. окружающей среды с точки зрения современной терминологии.
Ф. Бэкон, считая медицину искусством, в то же время внес значительный вклад в разработку теоретических проблем медицины и тем самым заложил основы для превращения ее в науку. Поэтому, хотя он не являлся врачом по образованию, но был крупным естествоиспытателем-философом, его место в монографии является вполне полноправным.
Франсуа Рабле родился в 1494 г. и умер в 1553 г. Он являлся не только великим французским писателем, ученым-гуманистом, знал археологию, топографию, античную философию, юридические науки, но и был врачом-мыслителем. Он был монахом и священником. Но церковь не убедила его в правоте религиозных догм, и отношение к ним было весьма скептическим. Им осуждался фанатизм всех религиозных течений.
Написанный Ф. Рабле фантастический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» был направлен против феодального строя. Рассказывая о тунеядстве, лицемерии духовенства, произволе судей, антинародной политике феодалов, правителей, постоянно стремившихся к войнам, автор показал все отрицательные стороны феодализма. Он нанес сильнейший удар по схоластике, господствовавшей в науке. Всем порокам феодального общества и теневым сторонам нарождающегося капитализма Ф. Рабле противопоставляет высокогуманные принципы. Особое внимание он уделял гармоничному развитию человека. Физические упражнения должны разумно сочетаться с отдыхом в виде прогулок. Помимо изучения природы, экскурсий, он предлагал посещение различных производственных мастерских, иначе говоря, он пропагандировал труд, который лежал в основе нравственного воспитания. Важно, что свой принцип воспитания он распространял не только на мужскую часть населения, но и на женскую.
Ф. Рабле жил и творил в период господства жестокой инквизиции. Однако это не помешало ему отражать в своем произведении жизнеутверждающий пафос, веру не в церковные догмы, а в силу разума, в силу народа.
Пьетро Помпонацци (1462—1525 гг.) был профессором медицины и философии в итальянских университетах Падуи, Фер-
* Бэкон Ф.у/Соч. — М., 1977. — Т. I. — С. 261.
рары и Болоньи. Он являлся одним из главных представителей школы «александристов». Эта школа следовала учению Александра Афродизийского и в эпоху Возрождения возглавлялась. П. Помпонацци. Несмотря на схоластическую форму своих философских произведений, он был самым смелым философом, своего времени. В трактате «О бессмертии души», опубликованном на латинском языке в 1516 г., прежде всего он выступил против некоторых религиозных догм. Вера в загробную жизнь, писал П. Помпонацци, не укладывается в рамки человеческого-разума. При этом он брал в свои союзники Аристотеля, авторитет и слапа которого еще были весьма значительны. Им утверждалось, что вера в загробную жизнь противоречит учению Аристотеля.
Отрицая загробную жизнь, он вместе с тем признавал бессмертие души, ссылаясь на то, что это признает религия. Вместе с тем им обращалось внимание на то, что у Моисея, Христоса и Мухаммеда, т. е. у трех основных мифических учителей, имелись различные представления, носящие противоречивый характер. Отсюда он делал вывод, что кто-то из них неправ, а, следовательно, тл часть человечества, которая следует неправильной вере, оказывается обманутой. Сделав ряд оговорок, он по сути дела выразил свое несогласие с существованием души после смерти человека. Следуя мнению Александра Афродизийского, он считал, что индивидуальная душа, включая интеллект, уничтожается вместе с телом.
Он, как и Аристотель, под «душой» понимал «форму» тела,, а так как тело смертно, следовательно, разрушается форма,, наступаст конец существования души. Поэтому у него душа и материальна, и смертна. II. Помпонацци писал: «Аристотель никогда не думал о такой бессмыслице (отделение души от тела. — С. Ч.). Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела»5.
Следует отметить, что под формой Аристотель понимал сущность. Материя сама по себе, — считал он, — «бесформенна», неорганизованна. В качестве примера им приводилась каменная глыба. Форма же вносит в нее организованность, порядок,, придает ей «сущность». Форма (оформление) превращает глыбу камня в статую. И он делает вывод: форма — это сущность6.
Что касается бессмертия души, то он допускал такое понятие в том отношении, что человеческая душа отличается от души животного, потому что она способна размышлять о самой себе. По его убеждению, ей было присуще логическое, рассудочное (дискурсивное) мышление в общих понятиях. Теологи кри-
т, по кн.: Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1976.— _*. 101 —10^.
6 АристотельЦСоч. — М., 1976.— Т. 3. — С. 150.-
тиковали его за отрицание бессмертия души, так как считали, что это ведет к утрате понятия о высшем назначении человека. На эту критику П. Помпонацци отвечал, что отрицание бессмертия души, наоборот, возвеличивает значимость человека и соответствует подлинной его природе, так как деятельность человека осуществляется не в потустороннем мифическом мире, а в месте его проживания на земле.
Против Трактата выступила инквизиция, он был публично сожжен в Венеции.
Однако П. Помпонацци на все нападки на него ответил новыми своими работами «Апология» (1518) и «Защита» 0519).
П. Помпонацци рассматривал религию с политических позиций. Отрицая загробную жп:ии., он подчеркивал, что утверждение о ее существовании понадобилось сильным властителям как средство закабаления подчиненных. Философам же не нужны утверждения, носящие сказочный характер.
Учитывая, что философски мыслящих людей на Земле мало, П. Помпонацци относил их к богам. Для них главное заключается в открытии подлинных истин, и успех в этом являлся их высшей добродетелью. Он считал, что их, как борцов за истину, презирают и преследуют. Инквизиторы восстанавливают всех против них, подвергают гонениям и тем самым ставят их в бедственное положение. В этом настроении философа как бы отражался кризис гуманистического движения.
Тем не менее он был сторонником свободомыслия, независимо от противоречий, но из-за преследований считал необходимым свое философское мировоззрение держать в тайне, посвящая в его содержание лишь тех мудрецов, которые способны понять высказываемые истины.
П. Помпонацци выступал против взглядов Ибн Рушда и всего философского течения аверроизма, представители которого утверждали объективное существование коллективного человеческого разума. Находясь под влиянием средневекового философского течения номинализма, отрицавшего реальное существование общих понятии, II. Помпонацци выступал против платоновских традиций, доказывая, что Ибн Рушд в отличие от Аристотеля человеческий разум выделял в объективно существующую сущность, в то время как разум воспринимается только как понятие. Получалось, что разум существует независимо от людей как самостоятельная материальная субстанция. Против этой идеи выступал П. Помпонацци.
В труде «О волшебстве», изданном в 1520 г. в Базеле, П. Помпонацци изложил свою точку зрения о процессах, происходящих в природе, и явлениях, характерных для человеческой жизни. Будучи приверженцем взглядов Аристотеля, но и понимая успехи и достижения науки своей эпохи, он пытался слить воедино эти два разнородных полюса. Им, с одной стороны, не отрицается существование внеприродного бога, а с другой —
настойчиво утверждается, что природа и человеческое общество развиваются по своим законам без вмешательства бога. В этих взглядах было много живых начал в сравнении с «учением»* Ф. Аквинского. Вместе с тем в его понимании идея судьбы сбли-1 жалась с идеей естественного развития в силу определенной не> обходимости, а это в эпоху господства астрологических суеверий рассматривалось как воздействие различных звезд и планет на природу и человека. П. Помпонацци, отрицая все чудеса, настаивал на том, чтобы каждое явление находило свое объяснение исходя из естественных причин. Но под естественными причинами он понимал и воздействие небесных светил, т. е. его логика целиком находилась в плену господствовавшей тогда астрологии. Небесным телам придавалась такая сила, что даже происхождение и развитие религии им объяснялись зависимостью от них. Но их расположению на небе П. Помпонацци даже предсказывал упадок христианства и гибель его в ближайшее время. Известно, что в его эпоху жестоко карались те, кто что-то предсказывал, среди которых были не только «волшебники», чьи предсказания не имели ни грана научности, но и настоящие ученью. Многие из них поплатились своей жизнью, сгорев на кострах. II. Помпонацци активно и смело выступал против этих варварских расправ.
В 1520 г. им была написана книга «О судьбе, свободе, предопределении и божественном провидении», которая увидела свет лишь спустя 42 года после его смерти. В этой книге он пытался примирить человеческую свободу с идеей судьбы. Таким; путем, ему казалось, можно осуществить провидение бога_ В этой части своего мировоззрения он приближался к древне-античным взглядам стоиков.
Эпоха Возрождения была переломным этапом на пути к подлинно научному прогрессу. Это накладывало свой отпечаток на мировоззрение ученых, которые еще находились под грузом старых примитивных представлений о природе и человеке и под, влиянием новых научных открытий. Отсюда рождались теории,, которые пытались объединить воедино устаревшие и новые истины, т. е. создать теории двойственной истины. П. Помпонацци. был одним из главных представителей теории двойственной истины. Он и сам это хорошо понимал. Все взгляды, не согласующиеся с древними философами и религиозными догмами, им относились к философии. Поэтому он считал себя философом, когда разоблачал религиозные догмы, когда критиковал христианскую религию, когда утверждал, что человеческая душа не может быть бессмертной. Когда же вопрос шел о его отношении к христианству, он признавал себя верующим и готов был отречься от всех своих убеждений, признать ошибочными свои философские взгляды.
П. Помпонацци не беспокоило его двойственное положение. Он считал, что не следует бояться теории двойственной истины, так как научная истина известна ограниченному числу людей,
занимающихся философией. Не веря в загробную жизнь, он вместе с тем высказывал мысль о том, что не следует отвергать ее, так как такое понимание можно использовать как духовную узду для народа. Это положение является реакционной стороной в его взглядах.
П. Помпонацци в связи с развитием экспериментального естествознания одним из первых поставил вопрос о методе познания. Познание у него начинается с чувственного восприятия отдельных вещей и явлений, окружающих его. И лишь после этого разум начинает познавать общие закономерности.
Одним из важных его выводов является то, что он видел прямую зависимость сознания от органов тела и от всех процессов, происходящих и организме.
Его труды оказали значительное влияние на итальянских мыслителей XVI в., французских просветителей и вольнодумцев XVII в. Он был одним из основных наставников Д. Фра-касторо.
Французский поэт, гуманист и философ Симфорьен Шампье
^1471—1540) учился в г. Лионе, а врачебной деятельностью долгие годы занимался в Монпелье. Лишь в 1520г. он вернулся в Лион. Здесь он занимался не только врачебной деятельностью, но и исполнял обязанности городского председателя. Благодаря своей влюбленности в медицину С. Шампье убедил знаменитого Мигеля Сервета стать врачом.
Будучи представителем городской власти, С. Шампье принял активное участие в открытии колледжа. Современники высоко оценили его за общественную деятельность, а также как поэта и врача.
За свою продолжительную жизнь он написал книги, которые посвящены не только описанию отдельных заболеваний, как, например, «Сифилис», «Диалог о лечении флегмоны», но и о его взглядах на развитие медицины за всю предшествующую историю. К сожалению, его многочисленные труды до сих пор еще не собраны. Помимо хранящихся в Национальной библиотеке, Лионской и Бостонской библиотеках, в Британском музее, часть их находится и частных и общественных фондах США. Для нас большой интерес представляют его работы «Краткое жизнеописание Клавдия Галена Пергамского», «СпЬаНо Пта» и замечания на труды Галена, Авиценны и «Концилиатора», «Книга 7-я о диалектике, риторике», «Диалог в высшей степени исключительный на разрушение магических искусств», «Краткое изложение комментариев Галена на книги Гиппократа Косского», «Указатель всего тела, что исследуется в «Малом искусстве» Галена», «Четыре тома божественных и человеческих чудес», «Дверь логики и физики», «Книга об учетверенной жизни», «Врачебная война между Галеном и Аристотелем», «О чудесах священного писания», «Согласие Галена с Гиппократом, Корнелия Целься с Авиценной», «Согласие Платона с Аристотелем
и Галена с Гиппократом»7. Всего издано более 100 его работ, многие из них переиздавались.
Фракасторо Джироламо (1478—1553)—итальянский врач, ученый, астроном, поэт. Он окончил Падуанский университет и в нем же работал профессором. Его деятельность проходила в эпоху Возрождения. Накопившиеся научные факты толкали ученых на обобщения. Многие понятия, сохранившиеся в средние века со времен Аристотеля, подвергались новому осмысливанию. К таким ученым относился и Д. Фракасторо. Он был другом II. Коперника и так же, как он, был устремлен в неведомое будущее, не считаясь с утвердившимися догмами. Своим учением он заложил основы будущей патологии. Для Фракасторо было ясно, что болезнь человека — это не мучения его как наказание бога, а болезненный процесс, имеющий свои причины. В частности, им были написаны книги «О сифилисе, или французской болезни» (1530) и «О заразе, заразных болезнях и лечении» (1546), в которых он задолго до открытия возбудителей инфекционных (заразных) заболеваний сумел намного опередить мромя п понять их основную суть как инфекционных болезней. Поставив перед собой вопрос «Что такое зараза?», Д. Фракасторо отвечает, что «...это поражение (т!ес1ю), переходящее от одного к другому». Под заражением он понимал, когда человек заболевал тождественным заболеванием. Им различались даже три пути заражения. В его работе указывалось: «Одни (контагии) поражают только через соприкосновение; другие, кроме этого, оставляют еще очаг и поражают через последний. Некоторые же распространяют заразу еще и на расстоянии. Таким образом, и них наблюдается некоторого рода порядок... На расстоянии передаются не нее, по через соприкосновение — все». Стоя на позициях атомизма, он таким образом смог все это перенести на понимание невидимого живого микромира, который науке в то время не был известен. Это была несомненно гениальная догадка о микробах, являющихся возбудителями контагиозных заболеваний.
Его философские воззрения соответствовали древнегреческому материализму. Он разделял мнение о «четырех действующих началах», т. е. о воздухе, воде, огне и земле, из которых состоит весь окружающий мир. Между всей живой и неживой природой, ее отдельными элементами, телами Д. Фракасторо видел материалистическую причинно-следственную связь, отвергая тем самым теологическую «конечную причину», что все есть от бога.
Субстанция им понималась с позиций атомизма как совокупность бесконечного множества частиц. Д. Фракасторо рассматривал объективно существующий мир так же, как его далекий
7 ВиИеИп о Г Ше тес^са! НЬгагу аззоиаиоп Воз1оп —1940 —N 4 — Уо1. 28—30. - '
предшественник Демокрит, различая у каждого материального объекта два качества — первичное и вторичное. Под первичными качествами он понимал материальную сущность предмета,:вещи, всякого живого существа. Под вторичными качествами понимались духовные понятия, возникающие в сознании человека, которые являлись как бы «образами материальных качеств».
Сознание человека им понималось также с позиций атомизма. Оно ему представлялось как результат действия и противодействия материальных частиц особого рода. Д. Фракасторо принадлежал к прогрессивной части ученых эпохи Возрождения. Как большинство из них, он стоял на материалистических позициях.
Имя Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма
.вошло в историю медицины и философии как Парацельс (1493—1541). Псевдоним был придуман им самим. Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борщом против схоластики. Родившись в Швейцарии, Парацельс, •став врачом, побывал во многих странах Европы, глубоко изучая в каждой из них лекарственные средства, прежде всего травы. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.
Парацельс придавал большое значение философии. В ней он видел источник более совершенного познания природы, множества разнообразных, порожденных ею вещей. По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Основное внимание юн уделял опыту. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».
За антирелигиозные взгляды католическое духовенство •окрестило его «Лютером в медицине». Из-за гонения на него юн вынужден был покинуть г. Базель. В период своих путешествий Парацельс закончил книгу «Большая хирургия», принесшую ему еще большую известность. Она была издана в 1536 г. Его последнее произведение «Моя защита» было опубликовано уже после смерти, в 1564 г. В ней он со всей силой своих убеждений отстаивал высказанные им ранее научные позиции. При жизни не.были опубликованы его произведения «Лабиринт оши-
бок», а также основные работы «Парагранум» и «Парами-рум».
Его заслуга заключается в том, что он освободил медицину от древних суеверий. Парацельс со всей убедительностью доказывал, что опыт является основным средством познания.
Для дальнейшего развития медицины большое значение имели его суждения о понимании процессов, происходящих в организме, как химических. Им отводилось большое внимание химии, в том числе и лекарствам на химической основе.
Вместо с тем Парацельс не смог преодолеть ошибочных взглядов, характерных для средневековья. В учении об «архее», янляшпемся регулятором духовного принципа организма, отра-шлогь давление мистики и религии. Его «архей» по сути является,ш рождением витализма.
И период научной деятельности Парацельса произошли значительные изменения в изучении человеческого организма. Самым существенным в этом был пересмотр утвердившихся взглядов, господствовавших в античной и средневековой медицине. Вместо старых теории и попятим возникают новые, в которых нначо трактуются природа человеческого организма и методы лечения (юлсмнсй. Одним из этих новаторов был швейцарский химик, биолог и врач Парацельс.
Врач-философ Мигель Сервет (1509 или 1511—1553 гг.) родился в семье адвоката в испанском г. Виллануова Арагонской провинции. Став взрослым, он решил по настоянию отца также овладеть правовыми знаниями. Окончив юридический факультет Тулуаского университета во Франции, М. Сервет увлекся учением реформистом, пытавшихся усовершенствовать религию» перестав.кшнмап.ся юриспруденцией. С упоением он изучал труды Мартина Лютера и других теоретиков новой теологии.
Сблизившись с реформаторами церкви (Цвингли, Эполампа-дусом), М. Сервет вновь с головой ушел в теологию, отказавшись от должности секретаря и вскоре начав читать проповеди» Он подвергал критике догмы как католической, так и реформатской цсркни. Он вступает в отчаянную дискуссию с отцом реформатской церкви Эполампадусом. В одном из дошедших до наших дней писем М. Сервет пишет, что «...казнить людей за ТОV что ошибаются в понимании Писания (имеется в виду божьего.— С. Ч.), кажется мне несправедливым»8. Это был по существу протест против устоев того времени. В 1536 г. М. Сервет переехал в Париж и поступил учиться еще раз,, но уже на медицинский факультет. В Париже он встретился с Ж. Кальвином (1509—1564), одним из крупных деятелей Реформации, взгляды которого были диаметрально противоположны взглядам М. Сер,-
8 Потоцкий М. Н. К 450-летию со дня рождения Мигеля Сервета//Соа. здравоохр. — 1963. — № 2. — С. 62.
вета. Для Ж. Кальвина с первых встреч на всю жизнь М. Сер1-вет оставался непримиримым врагом, и он преследовал его» и мстил ему до конца его дней с присущей ему жестокостью инквизитора. М. Сервет же по своему мировоззрению стоял на передовых позициях философской мысли того времени и отражал идеи рационализма и пантеизма.
Изучая раннее христианство, М. Сервет по сути боролся против христианских догматов и отвергал церковь как ненужную организацию.
Еще обучаясь на медицинском факультете, он уже стал заниматься научными проблемами медицины. Это свидетельствовало о том, что М. Сервет был не только смелым мыслителем, но и крупным ученым. В 1536 г. он опубликовал свою первую-работу «Апология Леонардо Фусша в защиту С. Шампье». Она была направлена против схоластов, которые оторвались от изучения природы, ссылаются лишь на врачей древней Греции*, римлян и арабов, которые в оригинале выглядят значительна проще и убедительней. В его работе подчеркивалось, что древние врачи были тесно связаны с природой. Вскоре вышла и его вторая работа «Апология астрологии», в которой он своих современников горе-ученых, не стесняясь, называл «чудовищами невежества», «язвами мира» и другими нелестными эпитетами. Им высмеивались ученые-схоласты, которые пытались изучать человеческий организм независимо от окружающего мира, от его объективных воздействий на человека. Естественно, что ученые не хотели терять своего профессорского авторитета, и потребовали через парламент от М. Сервета отказаться от своих убеждений и изданных произведений. Однако М. Сервет предпочел покинуть Париж. Далее начинаются его» длительные странствия. Ему пришлось работать и врачом,, но главной его деятельностью остается научное творчество, в том числе и в области медицины. Вопреки утвердившемуся мнению Галена, М. Сервет дал правильное описание путей движения крови в организме: из правого желудочка сердца в левое предсердие по ветвям легочной артерии и по соединенным с ней в ткани легкого ветвям легочных вен. Тем самым он открыл: малый круг кровообращения. М. Сервет высказал предположение о существовании невидимых кровеносных сосудов (о микроскопе тогда еще не знали), то, что мы теперь называем капиллярами, связанных в виде разветвлений легочной артерии-и легочных вен, и тем самым замкнул циркуляцию крови по сердечно-легочному кровеносному кругу. Им предполагалось, что кровь «перерабатывается» в сосудах легкого, в результате чего приобретает светлый оттенок.
Находясь в изгнании, М. Сервет работал над своей заветной книгой «Восстановление христианства» и лишь в 1553 г. анонимно издал ее в Вене. В ней он изложил свое научное и философское кредо. Его взгляды отражали ранний рационализм и пантеизм. Для М. Сервета превыше всего, в том числе и бога»
•была природа. Он писал: «Бог — это камень в камне, дерево в дереве. Бог пропитывает все своими идеями. Бог связан со всеми вещами в природе»9. Как и у всех представителей пантеизма, лрирода у него была одушевлена. Душа (дух) им также превращалась в материю и ассоциировалась с понятием воздух. -«Воздухом я называю дух, — писал он, — который на языке церкви носит особое название»10. «Святой дух» как что-то сверхъестественное, нематериальное им начисто отвергался. Чтобы убедить читателей и своей правоте по данному вопросу, на •страницах книги он рассказал, как воздух через описанный им малый круг кровообращения делает кровь чистой, т. е. насыщенной кислородом. «Дух жизни» (или «жизненный дух», т. е. «оздух— С. Ч.), — писал он, — берет свое начало в левом желудочке сердца; легкие же главным образом содействуют его иыработке силой теплоты. Этот дух ярко огненно-золотистого циста состоит из самой чистой крови и прозрачного пара, который содержит в себе воду, воздух и огонь. Он порождается в легких из смеси вдыхаемого воздуха с самой чистой кровью, которую нрапый желудочек сердца передает левому. Но эта передача огущестилисття не через центральную перегородку, как это думают, а пи.илиающпм носхищение устройством, из правого желудочка сердца длинным путем через легкие, в результате чего чистейшая часть крови перерабатывается и становится огненно-золотистой. Так передается «дух» из артериальной вены в венозную артерию. Затем в этой венозной артерии кровь смешивается с воздухом при вдохе, а при выдохе выбрасывает отработанные вещества (копоть) и тогда наконец смешанная «ронь притягивается к левому желудочку при помощи диастолы и гпинжитоя пригодным местом для образования духа жизни»11. Для того чтобы быть более убедительным и доказать свою правоту, М. Сернет не оттапливается на этом и дальше приводит ряд дополнительных доводом, которые подтверждают его открытие. Он пишет: «То, что сообщение и переработка имеют место в легких описанным выше способом, показывается многочисленными связями и соединениями легочной артерии с легочной веной. Это подтверждается также большим размером легочной артерии, которая в противном случае не была бы такой крупной, а также и тем, что сердце не посылало бы столь большое количество наиболее чистой крови для одного лишь питания легких, тем более, что у зародыша легкие берут питание из другого места. Как учит Гален, мембраны, или клапаны сердца раскрываются только лишь при рождении. В связи с этим в момент рождения кровь вливается в столь большом количестве из •сердца в легкие совсем для другой цели, чем для их питания. И не просто один воздух возвращается от легких к сердцу через
9 8с^Vе^ М1%ие1. СНпвШшзгт гезНШю.— У!еппе.— 1553. — Р. 169.
10 Там же. — С. 169.
11 Там же.— С. 170.
легочную вену, но обязательно воздух (т. е. кислород. — С. V.)V смешанный с кровью»12.
Таким образом, обнаружив, что в кровеносных сосудах легких находится кровь, а не воздух, как думали раньше, М. Сер-вет открыл «малый круг кровообращения» и описал его, хотж и в примитивной форме.
С его книгой ознакомился главный из лидеров реформаторов церкви Ж. Кальвин и написал очередной донос папской инквизиции о его еретизмс. Он не мог простить ему критику высказанных им догматон п еиязь с анабаптистами. М. Сервет был; арестован, но с помощью друзей ему удалось бежать из тюрьмы. Но его заочно приговорили к сожжению на костре. Вначале1 сожгли чучело М. (Чернота и нес его книги. Но вскоре верные люди Ж. Калинина обнаружили его н Швейцарии1, и он был посажен в тюрьму в Женеве. Несмотря на оскорбительную и унизительную форму проведения суда, где одним из обвинителей" был его непримиримый враг Ж. Кальвин, М. Сервет вел себя; достойно и не отказался от своих убеждений. Его приговорили: к смертной казни. Он был таким же мучеником, как и Д. Бруно».
М. Сервет, — как писал Ф. Энгельс, — был прогрессивным-мыслителем и ученым, деятелем революционного естествознания эпохи Возрождения13. Свои идеи он защищал без страха и сомнения, несмотря на жестокие преследования. Его сожгли, ш> его учение продолжало распространяться, в том числе и на территории нашей страны, что еще раз говорит о том, что нет такой силы, которая могла бы остановить прогресс науки.
Джероламо Кардано (1501—1576)—разносторонний итальянский ученый эпохи Возрождения. Он был врачом, математиком, астрологом, изобретателем, философом. Миллионы шоферов-разных стран ежедневно произносят «карданный вал», не зная,, что они вместе с тем вспоминают этого выдающегося ученого, предложившего этот вал задолго до изобретения автомобиля.
Как философ Д. Кардано создал три труда: «О тонкости вещей» (1550), «Об изменчивости вещей» (1557) и «Тайны вечности» (издан после смерти). Он был главным представителем натурфилософии той обновляющейся эпохи. Д. Кардано еще не мог освободиться от средневекового тумана, над ним, как и над многими учеными, довлели религиозные догмы. Будучи увлеченным космологическими вопросами, он вместе с тем придерживался взглядов пантеизма и гилозоизма. Правда, в его взглядах отмечалась материалистическая тенденция с элементами диалектики, но среди них были и мистические толкования, признания-Божественности. Его натурфилософские взгляды формировались под влиянием взглядов итальянского философа Николая Кузан-
12 8егуе{ М1$ие1. СЬНзИашзгш гезШШо. -- У!еппе. — 1553. — Р 171
13 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 508.
«ского. Достаточно вспомнить общее суждение о природе Н. Ку-.занского.
Рассматривая Вселенную, Д. Кардано представлял ее как «единое целое, где все связано между собой. Основой всех вещей юн считал единую первоматерию, никогда не возникающую и не погибающую. Материей заполнена Вселенная и потому в ней нет места для пустоты. В основе материи три элемента — земля,:вода и воздух. Как известно, некоторые древние философы признавали еще и огонь, но Д. Кардано считал, что огонь не является самостоятельным элементом, а лишь результатом трансформации небесного тепла, обладающего большой активностью.и всепроникаемостью. Иначе говоря, бгонь у него отождествлялся со свойствами света. Он утверждал: все, что имеется на зем-.ле, по своей природе «холодно» и «влажно».
Им рассматривался и такой вопрос, как проблема возникновения и уничтожения вещей. Это явление Д. Кардано объяснял.наличием в каждой вещи мировой души, которая обладает -свойством уничтожения и возникновения вещей.
Д. Кардано считал, что небесное тепло способно порождать жизнь в растениях и животных, и проявляется она примерно так же, как представлял это врач-философ древности Эмпе-докл — в любви и ненависти. По-видимому, Д. Кардано находился под сильным его влиянием. По его представлению, под •благотворным влиянием космической жизненной теплоты из ос-ловных элементов возникают все живые организмы.
Рассматривая животный мир, он отмечал развитие более сложных животных из простейших, при этом за самый простейший вид им принимались черви. Данное рассуждение противоречит разделяемой им идее креационизма, т. е. создания всех.видов животных Творцом. Вершиной развития животного мира и всей природы является человек, способный к целесообразной деятельности и обладающий неизменной и бессмертной разумной душой. При этом душа ассоциировалась у него с умом, которым обладает каждый человек, хотя умственная способность.людей неравнозначная. Душевная одаренность людей определяется различными чувственными и познавательными способностями. Находясь под влиянием божественных начал, Д. Кардано и ум человека подчинял богу, утверждая, что он может сливаться с богом, особенно когда человек находится в божественном экстазе, т. е. в момент высшего проявления веры в бога. Эти мистические нотки отражали влияние на него философии неоплатонизма. Несмотря на преклонение перед богом, Д. Кардано считал, что истинной мудрости можно достичь лишь с помощью математики. Математический метод он клал в основу мыслительного процесса и всей научной работы, чем он и заслужил не последнее место в истории науки. Тем самым он как •бы отодвигает бога от мыслительного процесса, хотя полностью «его не отвергал.
Антонис Гомес Перейра родился в начале XVI в. Дата его смерти неизвестна. Учился в университете в г. Саламанка (Испания), изучая одновременно медицину и философию. Окончив университет, Гомес Перейра посвящает себя обеим специальностям, полученным в университете. Его мировоззрение сформировалось под влиянием философского течения номинализма. Уже в зрелом возрасте в 1554 г. в Мадриде была издана его книга «Антониана Маргарита», в которой отражены его философские взгляды. В произведении он разоблачал церковников, утверждавших бессмертие души. Будучи сторонником положения, что душа не может быть бессмертной, Гомес Перейра предлагал провести экспериментальные исследования, используя все известные методы физики, чтобы установить «действия души». При этом он не отрицал и роль разума в определении «действий души».
Это был самобытный ученый, который не преклонялся перед известными авторитетами в науке и независимо от их взглядов высказывал свое мнение по изучаемым вопросам. Поэтому он призывал ученых критически относиться к выводам авторитетов, выступал против преклонения перед ними. Говоря о разумном мышлении, Гомес Перейра вместе с тем не поддерживал доводы, полученные интуитивно, считая их ненаучными. Им также не признавались врожденные идеи, проповедуемые идеалистами.
Рассуждая о душе, он пришел к выводу, что не существует никакой разницы между душой человека и животных: поскольку душа животных смертна, постольку смертна и душа человека. У церковников его взгляды вызвали бурю возмущений. Уже через год после выхода в свет его книги появилась книга М. Па-ласиоса, в которой с позиций церковных догм автор пытался разубедить читателей «Антонианы Маргариты» будто бы в неправильных позициях Гомеса Перейры. Однако прогрессивные позиции Гомеса Перейры находят своих сторонников. Спустя 56 лет (в 1610 г.) его книга была издана во Франкфурте (Германия), а в 1749 г. — почти спустя столетие — переиздана в Мадриде.
Задолго до Декарта А. Гомес Перейра разработал рефлекторную теорию, которая хотя и носила наивный характер, но имела материалистическую основу. По свидетельству ученых Испании (Чинчилья, Менендес-и-Пелайо, П. Бейля и др.), его теория оказала определенное влияние на Декарта. Некоторые мысли Гомеса Перейры явно перекликаются с мыслями Декарта. Так, М. Мендец Вейрано в своей книге «История философии в Испании» приводит высказывание Гомеса Перейра, которое гласит: «Сознаю, что я познал что-то. Все, что познано, существует, следовательно, я существую»14. Позднее у Декарта
14 Мепйег Вцагапо М. Н1з1опа <1е 1а ШозоПа оп Езрапа. 1887. — Р, 245.
7—129 97
мы читаем четкий, как формула, афоризм: «Со(?Но ег^о зит* (мыслю, следовательно, существую).
Гомес Перейра был прогрессивным ученым и философом для своего времени, активно боровшимся против схоластических догм церковников. Вот почему капиталистическая реакционная пресса старается не вспоминать его теперь, а если и вспоминает, то извращает его взгляды. Так, иезуит Ириарите в выпущенной им книге «Доктор Перейра» в 1948 г. в Мадриде пытался доказать, что Гомес Перейра как философ стоял на позициях субъективизма, что является преднамеренной фальсификацией.
Андреас Везалий (1514—1564) жил в эпоху, когда все, что было создано человечеством за длительную историю в области науки, культуры и искусства, оценивалось с точки зрения ценности, правильности и необходимости для последующего прогресса. Он получил всестороннее образование. А. Везалий изучал гуманитарные науки в университете в Лувене (Фландрия), медицину в университете в Монпелье, затем в Париже. Столица Франции интересовала его в связи с желанием более глубокого познания анатомии. Здесь его руководителем был знаменитый в Европе анатом Я. Сильвиус. Изучив современные ему данные в области анатомии, он скрупулезно экспериментальным путем начинал углублять и уточнять знания об анатомии человека. Он тщательно изучил функции отдельных систем и органов человека.
Изложение своих научных трудов А. Везалий начал с опубликования Анатомических таблиц, исполненных под его руководством учеником знаменитого художника Тициана — Стефаном Калькаром.
В 1537 г. в Падуанском университете А. Везалий защитил диссертацию на степень доктора медицины, а спутя два года он уже в этом университете преподавал студентам анатомию. Однако его преподавание не было изложением установившихся истин. В своих лекциях он рассказывал о новых методах исследования, выступал с критикой утвердившихся взглядов и представлений. Некоторые неправильные сведения ученых древности им просто отвергались как ошибочные. В значительной степени он изменил анатомию К. Галена. Но это были только первые шаги в науке. В 1543 г. в Базеле был издан ставший знаменитым его трактат «О строении человеческого тела». В нем было так много нового, удар по старым традиционным представлениям был настолько сильным, что даже его учитель Я. Сильвиус назвал его безумным (уезапиз). Трактат — это не отдельная книга, а 7-томное издание, в котором описаны все органы и системы человеческого организма. А. Везалий не только сделал более точное описание отдельных органов, костей, мышц, нервов и других анатомических образований, но и представил их анатомическую структуру, строение отдельных органов связал с их функцией. Он одним из первых, задолго до Ч. Дарвина, четко
высказал мысль о том, что функциональная деятельность органов связана с их строением. В силу низкого уровня развития науки в тот период времени А. Везалий еще не мог сделать вытекающий из этого вывод о том, что данная целесообразность объясняется длительным эволюционным развитием животного мира. Это был один из первых шагов к пониманию эволюционной теории.
Своим уточнением анатомии сердца, описанной еще древними анатомами, А. Везалий способствовал открытию малого круга кровообращения, за которым последовало открытие У. Гар-веем большого круга кровообращения и всей системы кровообращения. Значимость трудов А. Везалия была настолько велика, что даже спустя почти 400 лет при издании в нашей стране перевода его трактата великий русский ученый И. П. Павлов в предисловии к изданию писал: «Труд Везалия — это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследовательского ума».
Его наступление на схоластические религиозные догмы было настолько сильным, что представители религиозного культа осудили его на паломничество в Палестину, надеясь на то, что он откажется от своих убеждений, от истинных знаний, открывавших большую дорогу в понимании сущности человека. Но ему не суждено было вернуться домой из этого трудного путешествия. Он погиб в результате кораблекрушения.
Николай Коперник (1473—1543) —один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения — был не только великим польским астрономом, основоположником гелиоцентрической системы планет, входящих в солнечную систему, но и врачом. Это был широко образованный ученый. «Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил нодопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими кар-тпми Полыни и Ги,1л ныдающпмси экономистом»15.
('.поим научным обоснованием мира планет солнечной системы он инее сущестшчшые поправки в философское миропонимание.
Родился он п семье богатого купца, который в последние годы своей жизни обосновался в Торуни. Долгие годы, начиная с XIII в., этот город находился под пятой Тевтонского ордена. Лишь в 60-х годах XV в. Польша освободила свои исконные земли. Оставшись в 10 лет без отца, Н. Коперник воспитывался у своего дяди. Будучи каноником и епископом, дядя сумел увлечь своего племянника духовной службой, и в 24 года Н. Коперник стал уже каноником. Это давало ему не только заметное положение в обществе, но и обеспеченное материальное поло-
15 Всемирная история.—М., 1958. —Т. 4.— С. 433—434.
жение, которое позволяло ему в полную силу заниматься научными изысканиями. Вначале он учился в Краковском университете (1491—1494), где прошел хорошую школу гуманизма и с увлечением изучал астрономию. Завершил свое образование уже в Италии, в Болонском университете. Италия была тогда средоточием научной мысли. Ф. Энгельс так оценивал значимость Италии в тот период: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть»16. Н. Коперник был направлен в Италию для совершенствования знаний в области канонического права, но его привлекала астрономия. Здесь же Н. Коперник выучил греческий язык, который ему стал необходим для изучения научного наследия греческих ученых. Однако на этом его образование не закончилось. В университетах Падуи и Феррары он получил юридическое образование, кроме того, в Падуанском университете им пройден курс медицины.
На родину Н. Коперник вернулся в возрасте более 30 лет в 1504 г. и стал секретарем и врачом своего дяди, который к этому времени был епископом с резиденцией в Лидзбарке. Здесь Н. Коперник проработал около 8 лет и только по^ле смерти дяди переехал в другой город — Фромборк того же воеводства Вармии. Поселился он в одной из башен крепостной стены, которая в течение 30 лет служила ему обсерваторией. Несмотря на угрозы Тевтонского ордена вновь занять территорию, на которой находилась его обсерватория, он продолжал работать с присущим ему упорством, укреплять свою крепость, в которой находился собор, одновременно занимаясь административными делами собора.
Н. Коперник был искусным врачом, математиком, переводчиком литературных произведений, государственным деятелем. Ф. Энгельс, говоря об эпохе Возрождения, породившей многие таланты, про Н. Коперника писал, что он бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы17.
Свои мысли о гелиоцентрической системе мира он высказал задолго до их официального опубликования в 1543 г. Основные идеи этой системы были понятны ему уже в!512 г., когда он критически начал оценивать теорию древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (около 90—160 гг.), который считал центром Вселенной планету Земля. По его математическим расчетам, в гелиоцентрической системе мира Земля являлась неподвижным центром. Его расчеты движения планет и геосистема изложены в основном труде «Альмагест». Н. Коперник, проверив расчеты движения небесных тел этой системы, пришел к выводу, что теория Птолемея научно необоснованна. После долгих исследований и проверок его труда «Альмагест» в 1543 г. была
18 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд., — Т. 20. — С. 346.» Там же. — С. 347.
опубликована его работа «Об обращениях небесных сфер», которая ниспровергла геоцентрическую систему мира, просуществовавшую почти полтора тысячелетия. Земля стала на центром Вселенной, а одной из планет солнечной системы. Это открытие врача Н. Коперника имело поистине историческое значение. Оно имело и большое философское значение. Нужно было преодолеть утвердившееся мнение о том, что Земля является центром Вселенной. Над ним тяготело учение Аристотеля, на позициях которого формально он стоял всю жизнь. Но благодаря своим диалектико-материалистическим представлениям о системе мира Н. Коперник отверг учение Аристотеля — Птолемея о гелиоцентрической системе мира. Несмотря на то что выдвинутая им геоцентрическая система мира базировалась на новых принципах движения планет, он не мог отойти от представлений Аристотеля, что Земля движется по кругу. И лишь спустя почти столетие немецкому ученому Кеплеру удалось доказать, что Земля движется вокруг Солнца по эллипсу, а не по кругу.
Прогрессивными учеными его труды были восприняты без колебаний. Так, Галилео Галилей одним из первых смело встал на позиции Н. Коперника.
Учение Коперника нанесло сильнейший удар религиозно-теологическим представлениям о Вселенной. Оно заставило философов еще раз с новых позиций оценить место человека во Вселенной. Гелиоцентрическая теория мира Н. Коперника дала непредвиденный толчок для дальнейшего развития науки. Его труды стали предвестником целой плеяды выдающихся ученых-итальянцев Д. Бруно (1548—1600) и Г. Галилея (1564—1642), немца И. Кеплера (1571—1630), француза Р. Декарта (1596— 1650), англичанина И. Ньютона (1643—1727) и др. Все они внесли весомый вклад в развитие астрономии. И недаром Ф. Энгельс научные труды Н. Коперника называл «...революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии»18. Так врач стал первым возмутителем спокойствия. Прогресс прежде всего определялся тем, что мир человеческому разуму представлялся как одно органическое целое, и все основные закономерности смены времен года, суток и другие природные явления стали легко объяснимы и понимаемы. Его открытие произвело подлинную революцию в естествознании и открыло новый горизонт человечеству, расширив его умственный кругозор.
Диалектическое восприятие мира Н. Коперником было ограниченным. Он считал, по традиции древних греков, что Вселенная конечна — за солнечной системой имеются неподвижные звезды.
Католическая церковь не сразу разобралась в революционной сущности учения врача-каноника Н. Коперника. Лишь ког-
18 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 347.
да итальянский философ Джордано Бруно, развивая идеи гелиоцентрической космологии Н. Коперника, выдвинул концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров в ней, спохватились и запретили его учение. В 1616 г. инквизиция своим декретом книгу Н. Коперника внесла в список запрещенных книг. Запрет на нее продолжался до 1822 г., когда под натиском научных фактов ученых многих стран мира стало ясно, что Н. Коперник первым правильно осмыслил взаимозависимость планет в солнечной системе.
Для философии гелиоцентрическая система означала переход от догматических и эмпирических к естественнонаучным познаниям. Это был существенный переворот в гносеологии.
Как врач Н. Коперник начал работать в 1507 г. после возвращения из Италии в Вармию. Изучить медицину ему разрешили в связи с тем, что он обещал оказывать медицинскую помощь и давать советы по медицине служителям культа, среди которых он работал. Н. Коперник в Падуанском университете изучал все лихорадки, все болезни, которые тогда были известны медицине. Не изучал он лишь хирургии, так как священным писанием духовным лицам оперировать не разрешалось.
Учился Н. Коперник старательно, каждый учебник или медицинскую книгу прочитывал тщательно, с большим вниманием, о чем свидетельствуют его пометки на полях книг. Среди них можно прочитать: «Также навар из корней тамариска помогает от проказы...», «Сок из дубильных орешков лечит фистулу и нарывы...», «Смолу плодовых деревьев трижды завари в пиве и пей при еде; помогает при подагре», «Унаследовавшие болезнь от родителей редко могут быть излечены, но легче переносят страдания»19. На книге Бартоломея Монтакьяны, привезенной им из Италии, сохранилось много пометок, сделанных его рукой. Там, где автор писал о взглядах Авиценны на знание медицины— «Справедливо замечание Авиценны, что неведение приводит к убийству, что должен помнить каждый осмотрительный врач», — Коперник писал: «Года 1526, в марте месяце, запомни». А в апреле месяце, еще раз перечитывая это положение, он уже дописывал так: «Из сего вывод, что лучше составлять как можно краткие рецепты, запомни это, врач»20.
Н. Коперник не выполнил своего обещания лечить только членов капитула. Он лечил и жителей Вармии, а также крестьян окрестных сел. Его считали на родине «вторым Эскулапом» и незаурядной личностью.
Ради счастья людей он вступил в жестокую борьбу с всесильными в те времена церковниками.
Крупнейший русский философ Г. В. Плеханов, говоря об объективной истине, в качестве примера приводил открытие Н. Коперника, подчеркивая при этом, что хотя оно и не является
окончательным, так как дальнейший прогресс науки может внести некоторые изменения, но в целом оно адекватно отражает действительность в сознании людей. И оно не будет отменено в будущем при более глубоком познании мира, а лишь может быть расширено и уточнено. И никакой рок судьбы не в силах теперь отнять у человечества великое открытие врача-мыслителя21.
Выдающийся русский химик Д. И. Менделеев также высоко ценил открытие Н. Коперника. В своей лекции в Лондонском королевском институте в 1889 г. он отметил: «Благодаря гению Лавуазье и Дальтона человечество узнало в невидимом мире химических сочетаний простые законы такого же порядка, какой указан Коперником и Кеплером в видимом планетном мире»22. Высокого мнения об открытии Н. Коперника был и Н. Г. Чернышевский.
Хуан Сан-Хуан- де-Пьедель-Пуэрто Уарте (около 1530— 1592 гг.)—испанский врач, философ-материалист. Его произведение «Исследование способностей к'наукам» (1575), которое было переведено на русский язык в 1960 г., получило широкое распространение во многих странах Западной Европы. Оно оказало значительное влияние на развитие материалистической философии XVII—XVIII вв. В определенной степени Уарте был вдохновителем английского философа Ф. Бэкона (1561 —1626) и голландского философа Баруха Спинозы (1632—1677).
В период средневековья, когда на умы образованных людей еще продолжала воздействовать идеалистическая философия с уклоном в теологию Фомы Аквинского (1225—1274), а в науке господствовали схоласты, X. Уарте смело выступил против «священного писания», с критикой схоластического метода в науке. Он призывал изучать природу не умозрительно, а путем научных опытов, позволяющих получить достоверные знания.
Стремясь дать материалистическое объяснение психическим процессам, Уарте к процессам мышления человека подходил с натуралистических позиций. Различные способности людей он связывал с особенностями строения их мозга. Успеху отдельных людей содействовала особая структура мозга.
В своем популярном произведении он четко указывает на то, что способность души находится в прямой зависимости от телесных особенностей человека и его темперамента. А темперамент им определялся преобладанием в мозге одного из первоэлементов природы, к которым, как и его античные коллеги, он относил влажность, сухость, тепло, холод. Такой взгляд на природу свидетельствовал о его причастности к вульгарному материализму. Правда, не желая полностью изолировать человека от внешней
19 Губарев В. От Коперника до «Коперника>.—М., 1973. — С. 56—57.
20 Там же. — С. 94.
.*' Плеханов Г. В. К. вопросу о развитии монистического взгляда на исто-рию//Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. I. — С. 669
я Менделеев Д. Я.//Соч. — Т. VIII. —Л.—М., 1948. —С. 629.
и внутренней среды, он добавлял при этом, что важное значение имеют также климатические условия и пища. Изменяющим началом природы и человека Уарте считал огонь. Огонь у него был самым активным элементом.
Уарте в отличие от Ибн Сины пытался создать классификацию наук, построенную на принципе человеческих способностей. К ним он относил память, разум и воображение. Эту классификацию активно поддерживал его последователь Ф. Бэкон. Теория эта использовалась учеными вплоть до начала XIX в.
В теории познания Уарте придерживался принципа наблюдения. Он считал, что объективную природу следует изучать с помощью органов чувств. Ощущения и разум, с его точки зрения, дают истинное познание окружающего мира и реальной действительности. По мнению Уарте, всякий, кто имеет восприимчивый разум и хороший слух, может понять природу, услышать ее, узнать, о чем она говорит и чему она учит. Такой человек может многому научиться. Он вел непримиримую войну со схоластами. Их пустые, ни на чем не основанные рассуждения Уарте объяснял избытком влаги в их мозге. Высмеивая их, Уарте говорит, что их ум, переполненный влагой, подобен уму пьяницы. Вообще схоластов он считал «скопцами в науке». Их догмы ничего общего не имеют с действительным познанием. В основе их «научных трудов» лежат фантастические домыслы о божественных провидениях и чудесах. Вместе с этим он критиковал и священные писания, таинственность которых темна и не для всех понятна.
В своей книге Уарте создал картину потенциально мощного развития Испании и усиления ее могущества, если в государстве будут приняты меры по оптимальному использованию природных дарований людей. Психологи эту работу называют первой в истории психологии, так как в ней поставлена задача изучения индивидуальных способностей с целью профессионального отбора. В дальнейшем это направление в психологии было названо дифференциальным.
Уже поставленные вопросы о рациональном использовании дарований человека свидетельствуют о его глубоком проникновении в человеческую сущность, в его способности и неограниченные возможности. Эти вопросы звучали так: «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой..., какие виды дарования имеются в человеческом роде..., какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности,... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование?»23. Хотя ответы на эти вопросы Уарте пытался дать с учетом взглядов древних мыслителей, используя их представления о темпераменте, тем не менее его психофизиологические выводы были ориги-
нальными. Способность слагалась из воображения, памяти и интеллекта, которые, по его мнению, определялись пропорцией смешанных в мозге главных соков. Уарте понимал, что различные виды деятельности наука и искусство требуют для выполнения своих задач людей с особыми склонностями и одаренностью. Поэтому он решил изучить психологические особенности различных специалистов: полководцев, врачей, юристов и др. Уарте пришел к выводу, что врожденный талант, или, говоря современным языком, генетические данные, не являются решающими в формировании способностей человека. Большое значение в этом играет также труд и процесс воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Уарте считал также важным условием в становлении индивида его питание. Инквизиторы не могли спокойно смотреть на такие рассуждения врача и мыслителя, и его книга была занесена в список запрещенных.
Чтобы определить умственные способности человека, Уарте предлагал выделить характерные внешние признаки, которые свидетельствовали бы о силе ума. Такой строго научной корреляции между умственными способностями и внешними признаками ему установить не удалось, то, что он предлагал, звучало наивно и в этом не было ни грана научности. Так, по жесткости волос и особенностям смеха он пытался определить умственную одаренность людей. И хотя его наблюдения не были научными, однако высказанная мысль о корреляции внутренних и внешних признаков позднее использовалась в дифференциальной психологии.
В наше время большое внимание уделяется профориентаци-онной работе. Эта работа поистине приобретает общегосударственное значение. Уарте же еще в XVI в. высказал мысль о проведении профессионального отбора в масштабах всего государства. Свои мысли по этому поводу он выражал так: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю сле-доиало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит»24.
Конечно, в условиях феодальной Испании такие рекомендации не могли осуществиться, но они звучали как призыв к изменению социальной структуры общества, в котором приоритет представлялся бы не богатым людям, а одаренным и талантливым. Большая заслуга Хуана Уарте заключается и в том, что он сделал серьезную попытку в науке, перейдя от житейской мудрости к научному осмысливанию учения о темпераментах и способностях.
м Очерки истории отечественной психологии. — Киев, 1955. — С. 20.
24 Очерки истории отечественной психологии. — Киев, 1955. — С. 19.
Ян Есениус (Есенски) (1566—1621) был чешским врачом и философом. Получил всестороннее образование в университетах Виттенберга, Лейпцига и Падуи. Уже с 1594 г. он стал профессором хирургии в Виттенбергском университете, спустя 6 лет •в Праге он производил для того времени важнейшие эксперименты — публичное вскрытие трупа. Как крупного ученого в 1618 г. его избрали ректором Карлова университета. Однако это учреждение ему возглавлять пришлось недолго. Он был казнен как участник восстания чешского народа.
Находясь под влиянием идей Патрици, который рассматривал мир как становящуюся бесконечность, одушевленную органической целостностью, где существует иерархический порядок, ^благодаря свету, излучаемому божественным всеединством и пронизывающему весь мир, Ян Есениус написал философский труд «Зорострат, новая, краткая и достоверная философия Вселенной» (1593). Зоростратизм как религия в раннем средневековье был распространен в Средней Азии и в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Основной принцип его — вера в единого бога. В религии противопоставлялись два «вечных начала»— добро и зло. Борьба между ними отражала суть мирово-то процесса. Верующие надеялись на конечную победу добра.
Достоверной Ян Есениус считал ту философию, которая рассматривала мировое здание не застывшим и ограниченным определенными рамками, а находящимся в вечном движении. В отличие от многих философов, находившихся в плену религиозной схоластики, Ян Есениус считал, что планета Земля вращается. Однако, несмотря на некоторое прогрессивное восприятие космоса, понимание некоторых его закономерностей, Я. Есениус не воспринял уже открытую в его время гелиоцентрическую теорию Н. Коперника.
Ян Есениус высказывал мысль о возможности жизни на других планетах.
Им неправильно трактовались свойства космической материи, которую он наделял особым качеством — всеобщей одушевленностью, т. е. Ян Есениус был одним из представителей
•гилозоизма.
Со временем в его философских взглядах произошел не прогресс, а скатывание на позиции консерватизма. В более поздние годы жизни в своих небольших философских работах •(«Жизнь и смерть», 1601 г.) Ян Есениус начинает сближаться <; богословской философией, как бы сдавая свои прогрессивные позиции. Но трагическая смерть оборвала его жизнь.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 462 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|