АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВРАЧИ-ФИЛОСОФЫ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА
Юлиус Лотар Мейер (1830—1895) в 1854 г. окончил Цюрихский университет, получив степень доктора медицины. Однако он начал заниматься химией и уже в 1859 г. стал читать лекции по этому предмету в Бреславльском университете. Здесь он проработал до 1876 г., после чего перешел на должность профессора в Тюбинген, где и работал до последних дней своей жизни.
Его заслуга заключается в том, что он в 1869 г. независимо от Д. И. Менделеева установил периодическую зависимость свойств элементов от их атомного веса, один из основных законов естествознания. Им было графически доказано соотношение между атомным весом и атомным объемом. Сообщение об этом открытии было опубликовано в статье «Природа химических элементов как функции их атомных весов» в журнале «Анналы химии и фармации» в 1870 г.
Графическая кривая Л. Мейера была наглядной иллюстрацией закона Д. И. Менделеева, но она отражала только внешние его стороны. Д. И. Менделеев пошел дальше Л. Мейера. На основе открытого закона им было предсказано существование и специфические свойства еще неизвестных в то время химических элементов. Л. Мейер же не понимал глубокой сущности периодического закона1. Ф. Энгельс так отзывался о научных трудах Л. Мейера: «Химия, по-видимому, находится на верном пути к тому, чтобы из отношения атомных объемов к атомным весам объяснить целый ряд химических и физических свойств элементов. Но ни один химик не решится утверждать, что все свойства какого-нибудь элемента исчерпывающим образом выражаются его положением на кривой Лотара Мейера... Всякое изменение она (кривая.— С: Ч.) объясняет перемещением, все качественные различия — количественными, не замечая, что отношение между качеством и количеством взаимно, что качество так же переходит в количество, как и количество в качество, что здесь имеет место взаимодействие»2.
То, что не было понято Л. Мейером, было понято Д.И.Менделеевым.
В 1882 г. Лондонское Королевское общество за выдающийся вклад в развитие естественных наук наградило обоих ученых золотой медалью им. Дэви.
Л. Мейер написал книгу «Новая теория химии», которая переиздавалась 6 раз. Своим открытием он, как и Д. И. Менделеев, способствовал расшатыванию метафизических взглядов прежде всего в химии.
Эмиль Дюбуа-Реймон (1818—1896), немецкий физиолог и философ, один из основоположников электрофизиологии. Он считал, что в мышцах, нервах, коже, железах и других тканях животных и человека имеется электричество. Такое электричество Э. Дюбуа Реймон называл «животным». Своими экспериментами он доказал, что поперек рассеченный нерв электроотрицателен по отношению к неповрежденной его поверхности. Им установлена закономерность, говорящая о том, что отрицательное колебание тока покоя является выражением деятельного состояния ткани.
Э. Дюбуа-Реймон был одним из пионеров, распознавших механизм развития биоэлектрических потенциалов. Им же была сформулирована теория биопотенциалов. Все эти явления имеют большое значение в понимании зарождения живых существ и их эволюционного развития.
Его философское мировоззрение соответствовало механистическому направлению. Он убежденно, несмотря на свои успехи, в познании многих новых явлений в физиологии, стоял на пози-
6 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. I. — С. 68.
1 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 736.
2 Там же, с. 568.
циях агностицизма в познании явлений, происходящих в жизненных процессах. Свою категоричность в этом отношении Э. Дюбуа-Реймон сформулировал в крылатой фразе: «1'дпоге-гпиз е{ 1дпогаЫти5» («не знаем и никогда не узнаем»). Такой пессимизм отражал упадок в идеологии буржуазии в период начавшейся новой стадии капитализма — империализма. Этот тезис на десятилетия стал знаменем идеалистического и агностического направления в философии и науке.
Фридрих Карл Христиан Людвиг Бюхнер (1824—1899) был врачом, естествоиспытателем и философом. Он является одним из создателей вульгарного материализма. В начале научной деятельности находился под сильным влиянием своего соотечественника немецкого философа-материалиста и атеиста Людвига Фейербаха (1804—1872), хотя трактовал его учение несколько упрощенно. Главным в философии Фейербаха для него был его антропологизм и отрицательное отношение к диалектике Гегеля. Л. Бюхнер опирался также на учение Кабаниса. Он признавал материальность мира, по материя им отождествлялась с веществом, обладающим определенными свойствами, или силами, важнейшая из которых — движение. В работе «Сила и материя» (1855) он писал, что сознание (понимаемое как зеркало природы) есть продукт высокоорганизованной материи, т. е. мозга. Духовное в его понятии отражало совокупность функций мозга.
Это произведение получило широкое распространение, было переведено во многих странах, в том числе в дореволюционной России в 1860 и в 1907 гг. В нем он изложил свое мировоззрение и подвел итоги развитию естествознания.
Оценивая труды Л. Бюхнера в целом, можно сказать, что он был материалист, но его материализм был вульгарным и плоским. И по сути дела мышление отождествлялось с материей. Мысль у него, как у всех вульгарных материалистов, превращалась в осязаемую материю. С такой вульгаризацией не могли согласиться основатели диалектического материализма. В. И. Ленин, характеризуя его философские взгляды, писал: «От «вульгарных» материалистов Фогта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь»3. Правда, Л. Бюхнер считал, что мысль и материя «действительны», т. е. человек может обнаружить их, но тут же сбивался на то, что мысль материальна. В. И. Ленин, критикуя подобного рода высказывания, писал: «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»4.
Бюхнер по своим политическим убеждениям был приверженцем либеральной буржуазии. Это не могло не отразиться на его политических и философских взглядах. Он отвергал идеи научного социализма и вел против них борьбу. В области же философии он преувеличивал мальтузианские ошибки Дарвина, огрубляя и опошляя материализм, и пытался биологические законы перенести на общественное развитие. Иначе говоря, он стоял на позициях социального дарвинизма. Так, закон естественной борьбы за существование Бюхнер механически переносил на капиталистическое общество, объясняя процесс конкуренции. Отсюда он шел дальше и объявлял, что для капитализма характерен «естественный» порядок. Для него, как и для: остальных вульгарных материалистов, характерен механицизм. Вульгарный материализм сложился как реакция на идеалистическую философию, которая особенно широко развивалась во второй половине XIX г.
Научные труды Бюхнера появились в печати, когда уже два великих мыслителя человечества К- Маркс и Ф. Энгельс создали научное мировоззрение — диалектический и исторический-материализм. На этом фоне взгляды Бюхнера выглядели регрессивными. Подобного рода философов Ф. Энгельс называл «разносчиками дешевого материализма». Он считал Бюхнера «догматиком, принадлежащим к самым плоским последышам немецкого просветительства»5. Кроме того, Ф. Энгельс критиковал его за то, что он переносит законы естествознания на общество, примыкая к «социальному дарвинизму». Ф. Энгельс отмечал, что ему свойственна «...претензия на применение естественнонаучных теорий к обществу и на реформирование социализма»6.
Бюхнер не был последователен в своих взглядах. С одной стороны, он считал, что у науки имеются безграничные возможности, в связи с чем он критиковал представителей агностицизма. С другой стороны, им высказывались мысли и разного рода-оговорки о непознаваемости материи самой по себе.
Бюхнер был врагом диалектики. Он считал, что ее нужно сделать чисто эмпирической наукой. В отношении закономерностей природы его философские воззрения носили крайне механистический характер, а законы развития общества он рассматривал с идеалистических позиций. Вместе с тем, как: и другие вульгарные материалисты, Л. Бюхнер был атеистом.
Передовые ученые XIX в. не разделяли взглядов Бюхнера. За вульгарный материализм его критиковали русские революционные демократы Н. Г. Чернышевский, М. А. Добролюбов., М. А. Добролюбов писал: «Нам кажутся смешны и жалки невежественные претензии грубого материализма, который уни-
* Ленин В. //.//Поли. собр. соч.— Т. 18.— С. 41—42. 4 Там же. — С. 257.
I
5 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —Т. 20.— С. 516. 8 Там же.
.жает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи»7.
Некоторые в своей критике допускали искажения. Так, известный философ-идеалист Фердинанд Лассаль (1825—1864) в своей книге пишет, что Бюхнер, высказав мысль о материальности мышления, повторил Гераклита, который а рпоп сделал вывод, что «мысль есть движение материи». Такие же мысли, как утверждал Ф. Лассаль, высказывают и современные физиологи. В. И. Ленин обратил внимание на эти слова Ф. Лассаля и в своих конспектах записал: «Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения— движущееся познается движущимся»8.
Основными произведениями Бюхнера являются «Физиологические картины» (1861), «Психическая жизнь животных» (1880), «Дарвинизм и социализм» (1894), изданные на русском языке в разные годы в России.
Ф. Энгельс крайне отрицательно относился к научной деятельности Л. Бюхнера, называя его карикатурным персонажем9, представителем ученых, которые в 1850—1860 гг. глубочайшим образом унизили буржуазную Германию и официальные науки10.
Ф. Энгельс, ссылаясь на Гегеля, считал, что даже сапожному делу нужно учиться. Поэтому «...претензии Бюхнера судить о социализме и политической экономии на основании борьбы за существование...»11 являются результатом незнания философии.
Рудольф Вирхов (1821 — 1902) был не только крупным немецким ученым-медиком, но и активным политическим деятелем. В 40-летнем возрасте он стал одним из организаторов и лидеров прогрессистской партии, которая являлась левым крылом оппозиции по отношению к правительству Бисмарка. Вначале его партия защищала интересы той части буржуазии, которая противостояла агрессивной политике Бисмарка, ограничившей политические права мелкой буржуазии. Р. Вирхов не разделял позиции первого канцлера также и в вопросе тактики объединения разрозненных немецких земель в единую Германию. Однако политические взгляды его не были застывшими. Постепенно он переходил на реакционные позиции и в 1884 г., реорганизовав свою прогрессистскую партию в партию «свободомыслящих», по сути дела стал на позиции правых, выражая интересы крайне правой буржуазии и представителей клерика-
I Добролюбов Н.,А.//Избр. философ, произвел. — Т. I.—М.: Госполит- шздат. — 1948.— С. 125.
8 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.— Т. 29. — С. 313.
9 Маркс К., Энгельс Ф.ЦСоч. — 2-е изд. — Т. 20. С. 368.
10 Там же.— С. 516.
II Там же. —С. 520.
лизма. В Парижской Коммуне Р. Вирхов видел разрушающую» Плагополучие силу и не воспринял ее, как и все буржуа. Это и понятно, потому что, будучи членом прусского ландтага (с 1862 г.) и позже германского рейхстага (1880—1893), он защищал интересы тех, представителем кого являлся. Его реакционные политические взгляды не могли не отразиться и на его-научных взглядах. Р. Вирхов не воспринял дарвинизм, считая, что его основная суть, эволюционная теория, отражает идеи социализма, и поэтому был одним из тех, кто выступал за запрет преподавания дарвинизма в школах. Согласно его концепции, животный индивид распадается на ткани, ткани — на клеточные территории, клеточные территории — на отдельные клетки. Таким образом, в конечном счете, по его мнению, животный индивид представляет собой механическую сумму отдельных клеток.
Основной направленностью его научной деятельности было< изучение клеточной патологии. Смысл его целлюлярной теории заключался в том, что организм есть государство клеток, где каждая клетка обладает самостоятельностью. По его представлению, жизнедеятельность организма есть результат суммы жизнедеятельности отдельных клеток. Сложная взаимосвязь и взаимодеятельность отдельных органов и систем заменялась арифметическим сложением функций отдельных клеток. Это был механистический и метафизический подход к изучению-жизнедеятельности живых организмов. Возведя деятельность клетки в ранг «истинной деятельности», которая «деятельна до тех пор, пока является нам самостоятельным и цельным элементом», он становится по своему существу на позиции витализма и явного идеализма. Ведь у него истинность жизни заключалась в самостоятельности жизнедеятельности отдельно-взятой клетки. Деятельность клетки отделялась им от деятельности даже аналогичных клеток одного и того же органа. Взаимосвязь и взаимозависимость им полностью отвергалась. Поэтому целостность организма он объявил надуманной фантазией.
Отделяя клетку от клетки и окружающей среды, он изолировал весь организм в целом. Именно эта позиция привела его«к отрицанию эволюционного учения Дарвина. Исходя из ложной посылки, Р. Вирхов становился на позиции церковников, смыкаясь с религиозно-мистическими выдумками. Он не мог постичь той истины, что каждая клетка, являясь составной частью-ткани или органа, имеет не только свои внутренние закономерности, но и подчиняется более крупным биологическим образованиям, в которых она является лишь ничтожной частицей. Зная его отношение к богу, Ф. Энгельс писал, что «...г-ну Вирхову,. может быть, еще придется написать целлюлярную патологию» мира духов»12.
12 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 381.
Разрывая связь организма с окружающим миром и абсолютизируя роль клетки в организме, Р. Вирхов создал ошибочную концепцию происхождения и сущности патологических процессов. Он считал, что патологический процесс есть выражение происходящих в клетках изменений. Изменения в клетках им как •бы складывались в некую арифметическую сумму, которая и выдавалась за патологический процесс. Ход его рассуждений сводился к тому, что патогенный раздражитель воздействует на какие-то определенные клетки, и суммарные изменения в них определяли патологический процесс. Когда же ставился вопрос об общей реакции организма, выраженной, например, в повышении его температуры, то и здесь он наивно предполагал, что возникший процесс, локализованный в группе клеток, может распространяться к давать общий патологический процесс. Здесь у него развитие патологического процесса подменялось распространением его, что свидетельствует о его метафизическом мышлении, об отрыве части от целого, об изоляции органов друг от друга. Р. Вирхов своей теорией как бы лишал организм нервной системы и ее важнейшей функции — рефлекторного регулирования всех систем и органов. Весь патологический процесс он сводил к воздействию патогенного возбудителя на сугубо локальный участок всего организма.
Несмотря на свои общетеоретические ошибочные взгляды, Р. Вирхов внес определенный вклад в изучение воспалительных процессов. Им были изучены процессы воспаления, различные их стадии во многих органах и системах. Им также нанесен серьезный удар по антинаучной теории развития патологического процесса венского ученого Карла Рокитанского. Смысл ее заключался в том, что причиной патологических изменений в организме он считал ненормальное смешение соков организма, а очевидные изменения в органах при вскрытиях объяснял как вторичные явления, возникшие в результате осаждения и отложения веществ из жидкостей организма, в которых произошли -отклонения от нормы.
Его теоретические взгляды стали причиной научно не обоснованных трактовок такими крупными учеными, как Пастер, Кох, Эрлих. Еще при жизни Р. Вирхова против его ошибочных взглядов выступали К- Маркс и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс, отмечая метафизический подход Р. Вирхова к пониманию строения организма, писал: «Если уже много лет назад Вирхов вынужден •был вследствие открытия клетки разложить единство животного индивида на федерацию клеточных государств,— что имело скорее прогрессистский, чем естественнонаучный и диалектический характер,— то понятие животной (а следовательно, и человеческой) индивидуальности становится еще гораздо более •сложным в результате открытия белых кровяных клеток, амебо-•образно передвигающихся в организме высших животных»13.
13 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд. —Т. 20. —С. 14.
Критикуя некоторых естествоиспытателей за то, что их учение оторвано от диалектики в природе, Ф. Энгельс писал: «Сравни химиков... и «целлюлярную патологию» Вирхова, где общие фразы должны в конце концов прикрыть беспомощность автора (подчеркнуто мною.— С. Ч.). Освобожденная от мистицизма диалектика становится абсолютной необходимостью для естествознания, покинувшего ту область, где достаточны были неподвижные категории, представляющие собой как бы низшую математику логики, ее применение в условиях домашнего обихода. Философия мстит за себя задним числом естествознанию за то, что последнее покинуло ее. А ведь естествоиспытатели могли бы убедиться уже на примере естественнонаучных успехов философии, что во всей этой философии имелось нечто такое, что превосходило их даже в их собственной области...»14 Из этих слов Ф. Энгельса видно, что он не признавал никакой научности в целлюлярной теории Р. Вирхова.
Научно не обоснованной целлюлярную теорию Р. Вирхова назвал и выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов. В тезисах своей докторской диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», опубликованных еще в 1860 г., он писал: «Клеточная патология, в основе которой лежит физиологическая самостоятельность клеточки или, по крайней мере, гегемония ее над окружающей средой, как принцип ложна. Учение это не более как крайняя ступень развития анатомического направления в физиологии». В своей диссертации И. М. Сеченов в 7-м тезисе писал, что учение Вирхова есть не более как крайняя ступень анатомического направления.
Выступал против целлюлярной теории и И. П. Павлов, считавший, что сущность болезни нельзя объяснить лишь одной патологической анатомией. Именно им и была создана подлинно научная теория нервизма, объясняющая с позиций рефлекторной теории происхождение и течение патологических процессов и организме.
Р. Вирхов занимался и антропологией, однако и здесь он стоял на метафизических позициях. Вместо того чтобы объяснить различие в строении черепа питекантропа, неандертальцев и представителей более поздних времен с позиции эволюции, он считал, что разница между ними объясняется результатом патологических явлений.
В конечном счете его антропологические изыскания привели к расизму. Он пытался доказать, что немцы принадлежат к «высшей» расе.
Французский врач Шарль Жан Мари Летурно (1831—1902). После окончания университета непродолжительное время работал физиологом, потом увлекся социологией и этнографией. Уже в зрелом возрасте написал книгу «Ьа 50С1о1о§{е й'аргез ГеШпо-
14 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т, 20. — С. 520. 17—129 257
&гарЫе». Однако, с точки зрения социологических обобщений» это был неглубокий труд, и он не соответствовал громкому названию книги. Спустя 7 лет, в 1887 г., отдельными книгами вышли в свет «Эволюция и мораль», «Эволюция семьи», «Эволюция религии» и др. Недостатком данной серии книг было то, что эволюция различных явлений изучалась изолированно друг от друга и от других сторон жизни. Подход к изучаемой проблеме носил метафизический характер. Анализ явлений был поверхностным, в основном это было изложение исторических фактов, перечисленных в хронологическом порядке.
Однако, несмотря на невысокую научную ценность, его книги привлекали к разработке социологических проблем новые силы ученых, так как были написаны весьма занимательно.
Английский врач Джон Саймон (1816—1904) написал ряд работ, в которых показал всю жестокость эксплуатации капиталистами трудящихся. В «Капитале» К- Маркс не раз ссылается на его труды,иллюстрируя ими свои выводы.Так,когда К.Маркс писал о бесчеловечной эксплуатации производительниц человеческого рода — женщин, он в качестве примера приводит слова Д. Саймона"1.
Анализируя, как капитализм расхищает здоровье трудящихся, Д. Саймон писал: «...Я показал, что практически невозможно для рабочих отстоять свое первое право — право на здоровье, настоять на том, чтобы, для каких бы работ ни собрал их хозяин, работа, поскольку это зависит от него, была освобождена от всех устранимых вредных для здоровья обстоятельств. Я доказал, что и то время как рабочие практически не в состоянии добиться своими силами осуществления этого права на здоровье, они пс могут достигнуть действительной помощи и со стороны платных чинов санитарной полиции... Жизнь десятков тысяч работниц в настоящее время бессмысленно калечится и сокращается бесконечными физическими страданиями, которые порождаются тем простым фактом, что они работают»16.
Д. Саймон отмечал высокую смертность среди многих профессиональных групп, которая в полтора раза превышала смертность среди сельского населения. Одной из причин этого было крайне плохое питание рабочих, потреблявших недостаточное количество белков и углеводов.
Д. Саймон считал, что плохое питание является лишь одной из многих причин тяжелого положения трудящихся, отражающихся на здоровье человека. Подчеркивая, что недостаток питания порождает или обостряет болезни, он обращал внимание на то, что ухудшению питания предшествуют другие лишения. Задолго до того, как врачи установят, что люди потребляют недостаточное количество белков и углеводов, что уже является на-
чалом угрозы жизни, которая может оборваться смертью от голода, у человека исчезают многие другие материальные удобства. Он не имеет и с'редств на одежду и отопление, нет достойной защиты от непогоды. Жилищная теснота доходит до такой степени, что она также становится причиной болезни. Местом жилища становятся самые загрязненные места, где нет элементарных санитарно-технических условий для стоков канализационных отходов, водопроводной воды, а иногда света и чистого воздуха. На основе всего этого Д. Саймон делает вывод: «Таковы опасности для здоровья, которым неминуемо подвергается беднота, если ее бедность сопряжена с недостаточным питанием. Если сумма этих зол имеет страшное значение для жизни, то одна недостаточность питания ужасна сама по себе. Это наводит на грустные размышления, особенно если вспомнить, что бедность... не является заслуженным результатом праздности. Это — бедность рабочих. Ведь труд, ценой которого городские рабочие покупают это скудное количество пищи, в большинстве случаев удлиняется свыше всякой меры, и, однако, лишь в очень условном смысле можно сказать, что труд этот дает рабочему возможность поддерживать свое существование»17.
Такое положение рабочих, по мнению Д. Саймона, оценивалось как прямая дорога к пауперизму.
К- Маркс, давая оценку такому положению трудящихся, писал: «Только понимание экономических законов раскрывает внутреннюю связь между муками голода наиболее трудолюбивых слоев рабочих и грубой или утонченной расточительностью богатых, основанной на капиталистическом накоплении. Совершенно иначе с жилищными условиями. Здесь всякий беспристрастный наблюдатель видит, что чем обширнее централизация средств производства, тем больше соответствующее скопление рабочих на одной и той же площади, и что, следовательно, чем (нлстрее капиталистическое накопление, тем хуже состояние жилищ рабочих»18.
Врач Д. Саймон, говоря об обеспечении трудящегося населения жильем, отмечал, что он этот вопрос рассматривает не только с позиций врача. Отсутствие надлежащего жилья ведет к де-I радации физического и морального состояния человека. Д. Сай-юн писал по этому поводу: «Доведенная до высокой степени скученность почти неизбежно обусловливает такое отрицание всяких приличий, такое грязное смешение тел и физических отправлений, такую наготу полов, что все это напоминает скорое зверей, чем людей. Подвергаться таким влияниям — это унижение, которое тем глубже, чем дольше оно продолжается. Лля детей, родившихся под этим проклятием, оно служит кре-П1ГН11СМ к позору... И сверхбезнадежно было бы желание, чтобы./поди, поставленные в такие условия, в других отношениях стре-
15 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 23. — С. 411.
16 РиЬНс НеаНЬ 6№ КероП. — Ьопёоп, 1864.— Р. 31.
17 РиЬПс НеаНЬ б1" Керог4 е1с.!ог 1863, — ЬопсЗоп, 1864. — Р 14—15 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 671—672.
мились к той атмосфере цивилизации, сущность которой заключается в физической и моральной чистоте»19.
Врач Д. Саймон приводит сведения, как в приходе Севенокс из-за крайне тяжелых жилищных условий среди жильцов начались эпидемии заразных заболеваний, приводившие к высокой смертности трудового люда. Так, нерешенность жилищной проблемы вела непосредственно к гибели людей, которые могли бы жить и трудиться при наличии благоустроенных, неперенаселенных квартир.
Эксплуататоры не хотели тратить лишних средств на строительство жилья, к тому же они были уверены, по словам Д. Саймона, что рабочие «...слишком невежественны для того, чтобы знать свои права на здоровье, и что ни самые отвратительные жилища, ни самая гнилая вода никогда не послужат поводом для стачки»20.
Д. Саймон привел ряд данных и о тяжелом положении сельскохозяйственных рабочих, об их неудовлетворительных жилищных условиях, ведущих к массовым заболеваниям и эпидемиям, разрушающим здоровье людей, а нередко посягающим и на их жизнь. Социологические выводы Д. Саймона были широко использованы К- Марксом в его основополагающем труде «Капитал».
Следует отметить, что Д. Саймон представлял не единичное явление, а был выдающимся представителем славной когорты (Леонард Хорнер, Эдвин Чедвиг, Саутвуд Смит и др.) «...компетентных, беспристрастных и решительных людей, как английские фабричные инспектора, английские врачи, составляющие отчеты о «РиЬПс НеаНЬ» («Здоровье населения»), как писал о них К. Маркс в предисловии к «Капиталу»21.
Рудольф Кёлликер (1817—1905), немецкий ученый, занимавшийся анатомией, сравнительной анатомией, гистологией, эмбриологией. Им написано около 270 научных трудов. Длительное время, более полувека, с 1847 по 1904 г., он работал профессором кафедры анатомии Нюрнбергского университета.
После открытия клетки Шванном он стал одним из активных защитников клеточной теории. Более того, в подтверждение ее им самим проводились эксперименты, связанные с дроблением оплодотворенной яйцеклетки у животных.
В процессе научных исследований им установлены некоторые неизвестные до этого анатомические образования (ядра мозжечка и др.), а также наличие морфологических связей между центральными зрительными и слуховыми нервами. Несмотря на прогрессивное отношение к пониманию клеточной теории и некоторых научных открытий, Р. Кёлликер не принял учение Ч. Дар-
19 Маркс К., Энгельс Ф //Соч. — Т. 23. — С. 673.
20 Там же. —С. 681.
21 Там же. — С. 9.
вина и, более того, выступал против дарвинизма, доказывая, что развитие происходило не в результате длительного эволюционного процесса под влиянием внешней окружающей среды, а в силу внутренних причин, ведущих к скачкообразным изменениям. Так он стал на позиции идеализма, заменив эволюцию, происходящую постепенно под влиянием окружающей среды, на эволюцию, происходящую в виде скачков под влиянием внутренних сил. Он бездоказательно утверждал, что яйцо или зародыш сразу могут дать новую форму, которая в значительной степени отличается от материнской.
Из этого он делал далеко идущий вывод, утверждая, что различные группы организмов возникают не от одной формы, а от нескольких различных исходных форм. Из этой ложной исходной позиции им делался и другой неправильный вывод, будто нельзя установить общие закономерности эмбрионального развития организмов отдельно взятого вида животных и вести разговор о его филогенезе, если они в результате скачка под влиянием внутренних сил произошли от разных групп животных.
Так, начав свою научную деятельность с признания материалистических позиций, он в конечном счете перешел на позиции идеализма.
Его работы по классификации тканей и их микроскопической анатомии имели большое значение для науки до тех пор, пока ткани не были исследованы с помощью электронного микроскопа. Он был одним из первых ученых, признавших клеточное учение, и при исследовании структуры тканей использовал при описании особенности отдельных тканей.
Им также исследована проблема эмбриологии человека и позвоночных животных, изучалась нервная система с позиций нейронной теории. Несмотря на некоторые позитивные данные в его учении о тканях, в целом он стоял на идеалистических позициях и выступал в печати против дарвинизма.
За всю историю человечества немногие психиатры становились философами. К такому исключению относится итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835—1909), научная деятельность которого относится к концу XIX — началу XX вв. Помимо психиатрии, он занимался антропологией и криминалистикой и стал родоначальником крайне реакционного антропологического уголовного права, которое широко применяется в буржуазном обществе. В основе его теоретических выводов лежит антинауч-ная концепция, выражающаяся в том, что будто бы в современном ему обществе существуют люди с врожденными качествами к совершению преступлений. Таким образом, особый тип «преступного человека» совершает преступления, по теории Ч. Ломброзо, не из-за социальных причин, а в результате своих генетически предначертанных наклонностей. Некоторым людям как бы предопределено судьбой совершать тяжкие преступления. При этом Ч. Ломброзо полностью игнорирует условия жизни. Это были
не только умозрительные выводы, основанные на знании психических процессов человека, но и попытка объяснить их с точки зрения физиологии и анатомии. По данным Ч. Ломброзо, для человека с преступными наклонностями характерны, например, более резкое очертание лицевого угла, сплющенный нос, низкий лоб, высокие скулы, редкие волосы на бороде. На основании антропологических обследований преступников им были разработаны специальные таблицы признаков прирожденных преступников. Черты преступника он относил к атавистическим чертам личности. Ч. Ломброзо рекомендовал в целях предупреждения преступлений выявлять людей с указанными им анатомическими особенностями черепа и превентивно казнить их, пожизненно заключая в тюрьму, ссылая на необитаемые острова навечно н т. п. Ч. Ломброзо не пытался обследовать людей, которые уже совершили преступления. А среди них всегда и везде были люди с самыми разными вариантами анатомических особенностей черепа. Об -этом свидетельствуют результаты неоднократных проверок его таблиц.
Теория Ч. Ломброзо была выражением идеологии буржуазии. Ее цель — приглушить волну нарастающей классовой борьбы пролетариата в связи с возрастающей его эксплуатацией. Вооруженные такой теорией, господствующие классы могли безнаказанно репрессировать тех, кто им неугоден. Под видом биологически неполноценных личностей, склонных к преступлениям, нередко изолировали прогрессивных людей, активных борцов за освобождение трудящихся.
Теорию Ч. Ломброзо в свое время брали на вооружение итальянские и немецкие фашисты в оправдание своей расистском теории и практики. Ссылаясь на эти научные опусы,они насильственно проводили среди них стерилизацию и кастрацию, в США биокриминологн (Хутои, Лбрамсон и др.) на основе теоретических выкладок создали новую теорию о «недоброкачественной зародышевой плазме», которая не позволяет человеку приспособиться к условиям жизни капиталистического общества. Это значит, что с такими людьми можно поступать как угодно, вплоть до линчевания. Естественно,-что такая патология прежде всего ими обнаруживается среди национальных меньшинств и в первую очередь среди негров. Поэтому нередко целые расы объявляются неполноценными, отстраняются от активной общественной жизни, лишаются работы и нередко самых насущных средств существования.
Врачи по своему призванию и долгу являются гуманистами. Ч. Ломброзо-—исключение.
Ч. Ломброзо подвергался острой критике со стороны старейшего члена РСДРП, философа-марксиста С. Г. Шаумяна (1878-1918). «Современная антропологическая криминалистическая школа, — писал Шаумян, — знаменитого Ломброзо... пыталась и еще пытается уверить людей, что эти омерзительные проявления современной цивилизации (автор имеет в видупре-
ступность, алкоголизм, проституцию. — С. Ч.) являются чисто биологическими, антропологическими категориями... В настоящее время обществоведческие теории, с одной стороны, и многочисленные статистические исследования, с другой, окончательно выяснили, что эти явления как широкие, массовые явления есть не биологические, а напротив, социальные категории, что они есть непосредственный результат господствующего ненормального и жестокого социального строя, необеспеченного, тяжелого экономического положения населения»22.
Вместе с тем Ч. Ломброзо критиковал взгляды Гальтона за то, что тот сближал гениальность человека с психическим расстройством.
Анджело Моссо (1840—1910), итальянский врач, посвятивший свою научную деятельность физиологии. С 1877 г. работал в Туринском университете, занимаясь разработкой проблем утомляемости организма, изучая также кровообращение в головном мозге и физиологическое состояние мозга при различных психических расстройствах. Все эти явления он изучал экспериментально, большинство опытов производились с помощью приборов, сконструированных им самим.
Философские взгляды А. Моссо носили дуалистический характер. Это не позволило ему правильно обобщить и оценить полученные им же экспериментальные данные, касающиеся физиологических и психических процессов человека.
Неопределенность в мировоззрении в конечном счете привела к выводу, что между физиологическими процессами и психологическим состоянием лежит непреодолимая «пропасть».
Сэр Френсис Гальтон (1822—1911), двоюродный брат Ч'. Дарвина, являлся одним из оригинальных ученых Англии второй половины XIX в.— начала XX в. Окончив медицинский факультет Кембриджского университета и получив первую ученую степень, он, как и Ч. Дарвин, решил отправиться в путешествие. Вначале он побывал в Африке — в Судане и других отдаленных районах, а затем в Испании. Им был написан ряд книг. Изучал он во время путешествий географию, этнографию, метеорологию. Добившись определенных успехов в этих науках, позже он задался целью приложить математику ко всем явлениям жизни — от биологии до социологии. Особенно подробно им была изучена проблема наследственности, что было обобщено в специальной монографии. В последние годы своей жизни он занимался пропагандой законов наследственности и применением их к условиям жизни. Эта область исследования им была названа «евгеникой». Ее назначение он определял так: «...изучение факторов, находящихся под социальным конт-
22 Шаумян С. Г.//Избр. произвел. — М., 1957.— Т. I. — С. 49.
ролей и могущих совершенствовать или ухудшать свойства расы, как физические, так и нравственные»23.
Исследование законов эволюции и в первую очередь факторов наследственности было главной его задачей.
Ф. Гальтон, выдвигая эту теорию, преследовал гуманные цели, думая о том, чтобы улучшить наследственные качества — здоровье, умственные способности, одаренность. Он считал, что нужно добиваться того, чтобы на Земле жили наиболее совершенные расы, но если природа этого добивается слепо, медленно и безжалостно, то человечество это может осуществить сознательно, быстро и с любовью. Он был далек от применения какого-либо насилия. Поскольку эти задачи посильны человеку, следовательно, по его мнению, они должны стать его нравственной обязанностью, такой же, как нужно приходить на помощь несчастному.
Совершенствование своей «природы», как выражался он, является одной из высших целей, которую может поставить перед собой человечество. Он писал: «Нам неизвестна его конечная судьба; одно только не подлежит сомнению, что улучшение самого себя наиболее достойно его, а ухудшение наиболее позорно». Ф. Гальтон был уверен в том, что «...человек может не только физически улучшить условия своего существования, но, при более глубоких биологических познаниях, и пересоздать к лучшему самого себя»24. Его идеи отражали возможность совершенствования человека. Однако евгеника была понята расистами по-своему. Фашистские расисты решили, чтобы улучшить арийскую расу, нужно физически уничтожить народы других рас, в том числе славянские народы и евреев.
В современной науке борьба с наследственными заболеваниями входит в компетенцию генетики, хотя Гальтон относил это к евгенике.
В связи с дискредитацией термина «евгеника» в настоящее время высказывается сомнение в пользовании им в том смысле, который вкладывал Ф. Гальтон.
Для изучения памяти он применил новый метод — образный. Он же разработал теоретические основы тестирования.
Таким образом, Ф. Гальтон является создателем учения об индивидуально-психологических различиях между людьми, или, иначе говоря, дифференциальной психологии, ф. Гальтон игнорировал социальную сущность человека — в этом его ошибка. Им давалась антропологическая характеристика человека в целом как существа биологического.
Густав Швальбе (1844—1916), немецкий врач, ученый. Занимался преподаванием анатомии. Был приват-доцентом в Гал-
23 Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. — М., 7-е изд.— Т. 12.— С. 472. 84 Там же.
ле, в 1871 г. работал прозектором во Фрейбурге и профессором гистологии в Лейпциге. В 1873 г. стал профессором анатомии и директором анатомического института в Йене, в 1881 г. — в Кенигсберге, в 1883 г. — в Страсбурге.
Основной его научной деятельностью в это в^ремя было изучение анатомической структуры органов чувств, нервной и кровеносной систем, а также изучение их гистологических срезов. Им написаны учебники по анатомии. Позже (1886) он перешел к изучению проблем антропологии. Г. Швальбе был тщательно изучен череп неандертальского человека. Эта работа свидетельствовала о том, что человек за свою историю прошел большой путь развития. Его исследования подтверждали теорию Ч. Дарвина об эволюции человека и наносили сильный удар по религии, утверждавшей, что человек создан богом. Работы Г. Швальбе имели большую значимость и для философии.
Констатин Истрати (1850—1918), румынский врач и ученый-химик. Есть у него труды и философского характера.
Свою научную деятельность он начал в 1877 г., когда стал доктором медицины. Спустя 10 лет К- Истрати занял должность профессора в Бухарестском университете.
Как ученый-химик с позиций материализма он стремился дать объяснения современным ему научным достижениям. Уже в 1896 г., выступая со статьей «Единство материи», он отверг физический идеализм как учение, противоречившее истинной науке. У него не было сомнения, что это заблуждение ученых, из-за ограниченности знаний в физике того времени и что оно-будет преодолено по мере новых открытий. Еще раньше он начал заниматься социальными вопросами. В 1880 г. в своей работе «Страница современной истории Румынии», которая была написана под влиянием социалистического движения, К- Истрати отразил тяжелое положение трудящихся Румынии, угнетаемых капиталистами в городе и помещиками в деревне.
Он много занимался и общественной деятельностью. Был основателем «Румынского общества наук» и «Румынской ассоциации по развитию и распространению наук» (1902).
Постепенно К- Истрати начал утрачивать свои прогрессивные позиции и стал на позиции буржуазно-помещичьего строя.. Симптомы национализма, проявлявшиеся в начальный период его научной деятельности, в последние годы переросли в ярко выраженную политику национализма.
Немецкий врач Абраам Якоби (1830—1919) был членом: Союза коммунистов. В 1852 г. на Кельнском процессе коммунистов он стал одним из подсудимых. В этот момент ему была всего лишь 21 год, он только успел защитить в Боннском университете диссертацию на степень доктора медицины «Размышление о жизни природных существ», которая была положительно оценена К. Марксом. К- Маркс и Ф. Энгельс внимательна
следили за этим процессом. В письме к К- Марксу 18 октября 1852 г. Ф. Энгельс писал: «Против Даниельса, Беккера, Якоби нет, кажется, никаких улик, и потому я надеюсь, что по крайней мере эти-то будут оправданы»25. На данном процессе суд оправдал его, однако,, будучи арестованным до суда, А. Якоби продолжал оставаться в тюрьме по обвинению в «оскорблении величества». Лишь в 1853 г. он покинул тюрьму и вскоре эмигрировал вначале в Англию, а затем в США. Здесь он активно выступал в печати, пропагандируя идеи марксизма.
А. Якоби был участником гражданской войны в США, сражаясь на стороне северян. Позже стал профессором и президентом ряда медицинских учреждений.
Эрнст Геккель (1834—1919) окончил медицинский факультет Берлинского университета в 1857 г. Вначале занимался врачебной практикой, однако его больше привлекала биология и он решил посвятить себя исследовательской работе в области биологии. Толчком для этого послужила книга Ч. Дарвина «Происхождение видов», с которой он познакомился в 1860 г. Долгие годы Э. Геккель работал в Йенском университете (1861—1909) в должностях приват-доцента и профессора, являясь активным защитником дарвинизма. Но он не только горячо пропагандировал высказанные Ч. Дарвином идеи, но и сам активно включился в разработку этих проблем. Им разработано учение о закономерностях происхождения и развития природы. При этом он старался изучить генеалогические отношения между группами животных, стоящих на разных уровнях развития, т. е. проблему филогенеза. Изучение истории развития совокупных групп живых существ им тесно связывалось с изучением развития отдельных особей, т. е. онтогенеза, что и открывало дорогу к познанию филогенеза. На основе этого им сформулирован биогенетический закон (1866), согласно которому индивидуальное развитие особи (онтогенез) является своего рода кратким повторением важнейших этапов эволюции (филогенеза) данной группы особей. Он же обосновал учение об архигонии, утверждающее, что жизнь возникла естественным путем из неорганических веществ. Им предложены первое «родословное дерево» животного мира, теория происхождения многоклеточных от двухслойного предка — гаструлы.
Э. Геккель на основе филогенеза высказал мысль, что в историческом прошлом существовала промежуточная форма между обезьяной и человеком. Это предвиденье нашло свое подтверждение. В 90-х годах XIX столетия на острове Яве были найдены останки такого переходного типа, названного питекантропом.
Ф. Энгельс давал высокую оценку взглядам Э. Геккеля за сделанные им уточнения по выводам Ч. Дарвина о естественном
25 Маркс К-, Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. —Т. 28. — С. 133.
отборе. Э. Геккель обратил свое внимание на то, что важнейшим фактором эволюции органического мира является способность изменившихся'форм приспосабливаться под влиянием внешней окружающей среды26.
Э. Геккель не был согласен с Ч. Дарвином и в том, что он преувеличивал роль перенаселенности и внутриродовой борьбы, которые, по его мнению, не являются столь важными в борьбе за существование. Он критически относился к взглядам А. Вей-смана, утверждавшего, что приобретенные признаки не наследуются. Если стать на эту точку зрения А. Вейсмана, то мир был бы вечно неизменным. Вместе с тем следует отметить, что Э. Геккель предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Развивая теорию эволюции Ч. Дарвина, создал учение, названное им неодарвинизмом.
Э. Геккель хотя и называл свои взгляды «монизмом», «хило-низмом» и другими терминами, тем не менее по существу он являлся представителем естественноисторического материализма. Им не только материалистически воспринималась природа, но и велась активная борьба против идеалистических мировоззрений, базировавшихся на религиозных догмах. Особый вклад в эту борьбу внесла его книга «Мировые загадки», вышедшая в свет в 1899 г. В. И. Ленин высоко оценил этот труд, назвав его «орудием классовой борьбы». Отметив, что против него с большой яростью выступили реакционеры, В. И. Ленин писал в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Буря, которую вызвали во всех цивилизованных странах «Мировые загадки» Э. Геккеля, замечательно рельефно обнаружила партийность философии в современном обществе, с одной стороны, и настоящее общественное значение борьбы материализма с идеализмом п агностицизмом, с другой... книга эта «пошла в народ»,...имеются массы читателей, которых сразу привлек на свою сторону Э. Геккель. Популярная книжечка сделалась орудием классовой борьбы»27. И далее В. И. Ленин продолжал: «...весело смотреть, как у этих высохших на мертвой схоластике мумий — может быть, Ж'рный раз в жизни — загораются глаза и розовеют щеки от тех пощечин, которых надавал им Эрнст Геккель»28.
Но на этом его борьба с идеализмом не закончилать. В 1906г. оп создал «Союз монистов», т. е. приверженцев его взглядов, перед которым ставилась цель вести борьбу с защитниками религиозного культа более широким фронтом и одновременно пропагандировать материалистические взгляды. Спустя 4 года». Геккель, подчеркивая свое несогласие с церковниками, публично отрекся от веры в бога и церкви. Но это не значит, что он Сп,\:\ последовательным материалистом. Его материализм был
20 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е зд. — Т. 20.— С. 71. 27 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.— Т 18.— С. 370. 25 Там же.— С. 370—371.
стихийным в понимании развития природы. Что же касается общественного развития, то он- отступал от материализма. Не был он и последовательным атеистом. Утвердившуюся религию Э. Геккель предлагал заменить верой в бога — природу. Отождествление им бога и природы, вернее — растворение его в природе, сближало его с пантеизмом Спинозы.
Критикуя Ч. Дарвина за его преувеличение роли перенаселения и внутривидовой борьбы при естественном отборе, он сам допускал расширительное толкование этого закона. Закон естественного отбора и борьбы за существование, объясняющий явления живой природы, он механически, без всяких оговорок переносил на человеческое общество. Тенденция эта была развита дальше представителями социального дарвинизма. Классовую борьбу Э. Геккель объяснял действием закона борьбы за существование. Общество он сравнивал с организмом и совершенствование общественного строя связывал с более глубоким познанием биологии и антропологии.
Э. Геккель положил начало созданию экологии. Э. Геккель, будучи последовательным материалистом, как буржуазный ученый в своих суждениях приближался к взглядам И. Канта, говоря о непознаваемости субстанции. Э. Геккель не был борцом против капиталистического строя. Он был лишь критиком его некоторых отрицательных сторон. Очень точную характеристику ему в этом отношении дал выдающийся русский ученый К- А. Тимирязев. Он писал: «Честный и смелый борец, пока дело шло о свободе мысли, он выступает тупым невежественным буржуа, как только переходит на почву политики»29. Однако несмотря на то что Э. Геккель формально объявлял себя защитником капитализма и даже выступал против социалистических идей, тем не менее своими научноестественными трудами он помогал развитию марксизма, разоблачая реакционную сущность многих теорий, проповедуемых идеалистами, идеологами капиталистического строя. Его серьезно критиковал Ф. Энгельс за то, что его научный метод противопоставлял индукцию дедукции30. Несмотря на серьезные издержки в его учении и непоследовательность в теоретических обобщениях, В. И. Ленин высоко ценил многие научные труды Э. Геккеля. Давая общую оценку его трудам, он писал про него: «...Естествоиспытатель, безусловно выражающий самые прочные, хотя и неоформленные, мнения, настроения и тенденции подавляющего большинства естествоиспытателей конца XIX и начала XX века, показал сразу, легко и просто, то, что пыталась скрыть от -публики и от самой себя профессорская философия, именно, что есть устой, который становится все шире и крепче и о который разбиваются все усилия и потуги тысячи и одной школки философского идеализма, позитивизма, реализма, эмпириокритицизма и про-
естественноисторический ма-
| чего конфузионизма. Этот устой териализм»31.
Вильгельм Вундт (1832—1920)—немецкий физиолог, психолог, много времени уделявший экспериментальной психологии, занимался сбором фольклорного материала и проблемой языкознания, а также философскими проблемами. Окончив медицинский факультет в Гейдельберге, В. Вундт отказался от карьеры практического врача и после непродолжительной стажировки у знаменитого И. Мюллера в Берлине в 1856 г. защитил докторскую диссертацию и начал преподавать физиологию з Гейдельберге. В начале своей научной деятельности В. Вундт посвятил себя физиологии, занимая должность профессора в Гейдельбергском университете. Спустя 10 лет он начал преподавать философию вначале в Цюрихском университете, а с 1875 г. в Лейпцигском.
Его философские взгляды носили идеалистический характер. Он пытался объединить взгляды Лейбница и Канта.
Процесс познания он делил на три ступени. Первой ступенью являлось непосредственное восприятие, за которой следует рассудочное познание, являющееся областью доступности специальных наук, и разумное познание, относящееся к уделу философии.
В представлении В. Вундта, философия, или третья ступень познания, т. е. разумное познание, как бы снимает дуализм естественнонаучных и психологических методов, характерных рассудочному познанию, или второй его ступени. Высшим выражением философии В. Вундт считал метафизику, которая на третьей ступени, снимая дуализм упомянутых методов, объединяет в себе идеализм и материализм. Основанием для такого объединения у В. Вундта являлось то, что в его метафизике бытие рассматривалось как система духовных сущностей, обладающих волей, а весь окружающий материальный мир был определен как условие для духовной активности.
Жизнь каждого отдельно взятого человека он ставил в зависимость от жизни коллектива, однако крайне обеднял ее, так как считал, что она проявляется лишь в языке, религии и быте. Язык у него — одна из важных форм проявления «коллективной воли» или, как он еще писал, «народного духа», не понимая, что язык является лишь средством общения людей в процессе труда и межтрудовых связей.
По вопросу развития человеческого общества В. Вундт стоял на позициях идеализма. Он отрицал вообще возможность познания истории развития общественно-экономических формаций, объясняя это тем, что история развития подчинена стремлениям отдельных личностей к своим целям, но так как эти цели у различных людей различны и нередко противоречивы, то они яв-
29 Тимирязев К. А. //Соч. — Т. 8. —1939. —С. 360. 80 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —Т. 20. —С. 541.
81 Ленин В. #.//Полн. собр. соч. —Т. 18. —С. 372.
ляются недостижимыми. В его произведении «Логика» проанализированы формы мышления и методы, используемые в различных науках, рассмотрены основные категории философии.
В. И. Ленин, тщательно изучив философские труды В. Вунд-та, назвал его «идеалистом и фидеистом»32.
В. Вундт вошел в историю как крупный психолог, но, прежде чем стать им, он некоторое время занимался физиологией. Его психология основана на экспериментальном изучении физиологии человека и прежде всего таких явлений, которые связаны с ощущением, восприятием, представлением, вниманием, продолжительностью различных физиологических реакций. Однако, стоя на материалистических подходах к изучению психологических реакций, В. Вундт не мог преодолеть идеалистических концепций при теоретических обобщениях своих опытов. Материальный мир при обобщении подменялся у него психическим понятием, т. е. опытом, под которым он понимал калейдоскоп изучаемых процессов путем самонаблюдения. Поэтому изначальная материалистическая предпосылка при изучении физиологического опыта трансформировалась в чистейший идеализм.
К тому же физиологические эксперименты, на основании которых можно понять психические процессы, В. Вундт признавал лишь относящимися к элементарным процессам. Что же касается сложных психологических процессов, таких как речь, мышление, то в отношении этих явлений он считал эксперимент непригодным. Такие явления, по его мнению, должны изучаться «психологией народа», объектом изучения которой является содержание культуры, в связи с чем он собрал значительный ма-тсриал, отражающий историю языка, мифов и обычаев. Этой проблеме В. Вундт посвятил специальную монографию «Психология народов» (1900).
В эпоху империализма получило широкое распространение учение о том, что бессознательная воля является перводвигате-лем природы, жизни и человеческого поведения, которое получило название волюнтаризма. В психологию волюнтаризм привнес В. Вундт. Он считал, что в области сознания действует особая «психическая причинность». Конечным же, определяющим, причинным, или детерминирующим фактором в поведении человека В. Вундт считал внутреннюю психическую силу, которую называл апперцепцией. Уязвимым местом его психологии была оторванность психики от материального мира. Для него миром было целесообразное развитие божественной мировой воли.
В. Вундт отрицал истинную выводимость психического из общих законов материального мира. Он делил психологию на метафизическую и эмпирическую. С его точки зрения, научное познание психологии начинается с метафизической установки
32 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.—Т. 18. —С. 58.
на выведение отдельных фактов из общих представлений о душе.
Психическую причинность В. Вундт воспринял от Лейбница, Вольфа и Гербарта. С некоторым изменением он также использовал понятия, введенные в психологию Гербартом. Речь идет об апперцепции и компликации. Гербарт под апперцепцией понимал всякое новое восприятие, осознанное и истолкованное на основе прежнего опыта при учете сложившихся интересов и направленности внимания. В трактовке В. Вундта апперцепция — это ясное осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующая деятельность мышления и самосознания. Совокупность этого и регулирует поведение.
В эпоху империализма широкое распространение получило учение о бессознательности воли. Она является.и источником развития природы, человеческого общества, причиной поведения человека (волюнтаризм). В плену этой ложной концепции оказался и В. Вундт. Иначе говоря, он рассматривал волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам. Известно, что Гельмгольц объяснил, как происходит «автоматическое» умозаключение о воспринимаемых предметах, например, о их величине. Он считал, что это объясняется величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. Эта теория была признана не только И. М. Сеченовым, но и В. Вундтом.
В. Вундт воспринял идею Милля о том, что психология — это наука, в которой используется наблюдение и эксперимент и изучаются имманентные законы сознания. Таким образом, его возможности в изучении психологии ограничивались опытом и внутренним сознанием. Отсюда и его ошибочный вывод о том, что психология — это наука о сознании, в то время как диалектический материализм рассматривает ее как науку о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Таким образом, В. Вундт является автором понятия «антиципации», что означает способность в той или иной форме предвосхищать события, введенного им в психологию. В психологии он широко использовал понятие «апперцепция», обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности с учетом всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений окружающего мира. В. Вундт был главным представителем среди психологов, которые использовали в своих исследованиях метод самонаблюдения, или интроспекции. К концу XIX в. сложилась даже интроспективная психология. Этот метод исследования противопоставлялся «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Это было абстрактное искусственное построение внутренней психической жизни.
В. Вундтом была высказана также мысль о происхождении мифов. В своих работах он объяснял их происхождение ролью
аффективных состояний, ассоциативных цепей и сновидений. Эту идею после него продолжал разрабатывать Фрейд33. Он же был пионером в создании экспериментальной психологии. Его оппонентом в этом вопросе был французский психолог Т. А. Г. Рибо, который считал, что нужно изучать высшие психические процессы и личность в целом. Он придавал, наибольшее значение психопатологическому эксперименту и в своих трудах указывал, что «...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство»34.
Независимо от этого В. Вундт своей экспериментальной психологией внес большой вклад в изучение созерцания. Большое внимание он уделял значимости игр в жизни человека. В отличие от многих ученых, изучавших взаимозависимость игр и труда и стоявших на позиции, что игры предшествовали труду, он четко высказал мысль, что они порождены трудом. К- Бюхнер, К. Грос, например, утверждали обратное, что труд есть дитя игры. Выступая против подобного мнения, В. Вундт писал: «Игры есть дитя труда. Нет ни одной формы игры, которая не имела бы своего образца в том или другом виде серьезного знания, как это само собой разумеется, предшествующего ей во времени. Ибо жизненная необходимость принуждает к труду, а в труде человек мало-помалу научается смотреть на употребление в дело своей силы, как на удовольствие»35.
Это положение В. Вундта высоко ценил выдающийся русский философ Г. В. Плеханов. В своей работе «Письма без адреса», написанной на рубеже XIX и XX столетий, он отмечал: «Труд оказывается настолько же старше игры, насколько родители старше детей, насколько общество старше своих отдельных членов»36.
Немецкий ученый Вильгельм Ру (1850—1924) после окончания Йенского университета специализировался в области анатомии и эмбриологии. С 1879 г. он уже стал профессором Брес-лавского университета, где проработал около 10 лет, после чего перешел в Инсбрукский университет (1889), а с 1895 по 1921 г. работал в университете в г. Галле. Долгие годы он изучал индивидуальное развитие животного и свое направление в науке назвал механикой развития. Его интересовали не только морфологическое строение отдельных тканей в процессе развития, на различных его стадиях, но и причины, вызывающие развитие. Все изменения, происходящие в организме, он объяснял с меха-
33 Вундт В. Миф и религия.//СПб., 1913.— С. 19.
34 Цит. по кн.: Экспериментальная психология. — М., 1966. — Т. 1—2.— С. 49.
35 Вундт В. Этика.//СПб., — 1887. — С. 181.
36 Плеханов Г. В.//Избранные философские произведения. —М., 1958. — Т. V. — С. 346.
нистических позиций. Ветвление кровеносных сосудов, развитие-зародыша как борьба за существование между клетками и тканями организма — все это им было подчинено законам механики. Когда он начал изучать закономерности зародышевого развития в экспериментальном плане, то также использовал основные положения механики. По его мнению, чтобы изучить причины развития животного, весь процесс развития нужно расчленить на простые компоненты с последующим разложением их„ до простейших физических и химических факторов и изучать эти отдельные компоненты. Это был метафизический подход к исследованию сложного процесса, который должен рассматриваться в историческом процессе с учетом сложных взаимосвязей с~ окружающей средой. Но, несмотря на механистический подход к изучаемым явлениям, метафизический метод исследования и идеалистическое толкование явлений, учение В. Ру способствовало накоплению большого фактического материала в области-экспериментальной эмбриологии.
Хосе Инхеньерос (1877—1925), несмотря на недолгую жизнь,, оставил большой след в философии Аргентины. По образованию он был врачом и психологом, занимаясь одновременно психологией и психиатрией. Большинство его научных трудов носят философский характер. Как философ он стоял на материалистических позициях. Наряду с наукой он много занимался общественной деятельностью. Ему едва исполнилось 18 лет, когда он стал активным участником социалистического движения. В 1896 г. X. Инхеньерос был одним из организаторов социалистической партии Аргентины и ее руководителем. Он редактировал социалистические газеты «Ьа Уап^иагсНа», «Ьа Моп^апа».,. Вскоре стал известным публицистом. В 1904 г. молодой ученый в университете Буэнос-Айреса возглавил кафедру экспериментальной психологии. Спустя 3 года он уже директор института криминалистики, а еще через 2 года (1909) стал президентом Медицинского общества. Но он не получал удовлетворения от своей работы; в научную жизнь все настоятельнее пытались вмешиваться власти. В знак протеста против этого вмешательства X. Инхеньерос принял решение покинуть Аргентину. В 1911 г. он переехал в Европу.
Научной деятельностью X. Инхеньерос начал заниматься еще в начале века — в 1900 г., когда написал докторскую диссертацию «Симуляция сумасшествия». В целом она была написана с материалистических позиций, хотя в ней было значительное влияние позитивизма. В 1913 г. в Мадриде были опубликованы его работы «Средний человек», «Аргентинская социология», «Основы биологической психологии». В 1918 г. увидел свет его труд «Предположения по поводу будущего философии». Эти работы были написаны с материалистических позиций.
X. Инхеньерос считал, что мир материален, находится в непрерывном развитии, в связи с чем в нем происходят различные
18—129
изменения. Многообразие же материальной мира обязано изменяющейся материи, которая может находиться в различном.состоянии. Окружающий мир познаваем, но для познания его и основных закономерностей, присущих ему, человек должен «содействовать развитию различных конкретных наук, а также.философии. Человек приобретает опыт, позволяющий более полно понять то или иное явление. Философии, по его мнению, принадлежит особая роль, позволяющая сделать обобщение науч-лых данных.
X. Инхеньерос считал, что философия должна отвечать трем ^принципам: «Единая действительность (монизм) непрерывно эволюционирует (эволюционизм) благодаря естественным причинам (детерминизм)».
Он выступал против агностиков, критиковал взгляды субъективных идеалистов, а их теорию символов сравнивал с Троянским конем, который помогает отвергнуть объективное содержание мышления.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 458 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|