АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ПЕРИОДА КАПИТАЛИЗМА
Иустин Евдокимович Дядьковский (1784—1841) был выдающимся русским врачом, представителем естественнонаучного материализма. Окончив в 1812 г. Московскую медико-хирургическую академию, он в 1816 г. стал уже доктором медицины, а с 1824 г. профессором этой академии. Позже, с 1831 г., работал профессором в Московском университете на медицинском факультете. Уже в 1816 г. в своем трактате «Рассуждение об образе действия лекарств на человеческое тело» И. Е. Дядьковский со всей определенностью выступил против идеалистической натурфилософии и витализма. Он остро критиковал последователей Шеллинга за их ограниченное представление о свойствах материи. И. И. Дядыашскпй был противником немецкой натурфилософии, имопшеП идеалистическое содержание. Им четко утверждалась мысль о том, что «...первый источник, из которого должно черпать объяснения всех тайн природы, должно искать не в силе и не в каком-либо особенном начале..., но только в материи как безусловной причине всех явлений»1. В этих словах звучит уверенный голос материалиста, начисто отрицающего идеалистическое начало. Какую бы проблему ни рассматривал И. Е. Дядьковский, он всегда исходил из позиций материалиста. Он был ярким представителем практического осуществления тесного союза философии с естествознанием, естествознания и материалистической философии. Это стало возможным после глубокого изучения им основных течений философской мысли в мире. Им глубоко были изучены философские труды Аристотеля, Платона, Вольфа, Лейбница, Канта, Шеллинга, Гегеля, Ломоносова и др. Это позволило ему найти правильный методологический подход при разрешении сложных теоретических вопросов медицины.
Объясняя движение материи, он отрицал наличие в ней особой жизненной силы, являющейся, по убеждениям идеалистов, источником движения. Рассматривая вопрос о жизненной силе, которой натурфилософы придавали большое значение и считали ее чем-то сверхъестественным, И. Е. Дядьковский писал: «Нет также никакой нужды одушевлять материю каким
1 Дядьковский И. Е.//Соч. — М., 1954. — С. 77.
бы жизненным духом, или, следуя трансцендентальным философам, оживотворять ее идеей всеобщей жизни, или разделять ее на субъективную и объективную части. Сама материя, как материя, по нашему мнению, жива; сама материя содержит в себе начало или основание всех своих действий»2. Сказана ясно — материя сама является источником своего развития. Этими материалистическими взглядами он разрушал идеалистические позиции системы Шталя, Броуна, Бруссе, Гуфеланда и др. Но И. Е. Дядьковский не только провозглашал общие истины, но и высказывал свои взгляды на происхождение органического мира. Он писал, что все живое произошло из неорганического мира в результате длительного развития. Поставленный вопрос звучал так: «Первейший вопрос, единственный и существенный представляется нам, каким образом... Я объясню ход явлений природы? Почему царства природы различны, и отчего они произошли, и как? И как вся природа вообще столь разнообразная произошла?» Его концепция заключалась в том, что изменение видов животных происходит под влиянием изменения пищи, климатических условий и образа жизни. Таким образом, до создания эволюционного учения он понимал его основные положения. Рассматривая органический мир и природу, он отмечал наличие качественных различий между живыми и неорганическими телами. И. Е. Дядьковский понимал, что под влиянием сил самой природы в ней происходят многочисленные разнородные процессы, тесно связанные друг с другом. В результате этих процессов происходит либо разрушение, либо созидание новых тел. Многообразие же природных тел он объяснял различием количества и качества самой материи.
Эти его выводы отвечали основным положениям диалектики немецкого мыслителя Гегеля, который считал, что все явления противоречивы в самих себе. Он рассматривал противоречие не как случайный факт в цепи событий, а как основной принцип самодвижения. В его трудах мы читаем: «... противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»3.
Саму же жизнь И. Е. Дядьковский рассматривал как «...постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних — человеческого тела»4. Объясняя функционирование организма, он писал, что оно подчинено воздействию внешних сил «...на внутренние и внутренних на внешние, составляет жизнь его. Без этого взаимного действия сил жизнь тела человеческого нельзя даже представить»5.
Его взгляды не совпадали с виталистами и в том, что он отрицал возможность распространения законов химии и физики на физиологические процессы и явления, но в то же время широко использовал их как в своей теоретической, так и практической деятельности. Практика для него была проверкой теоретических выводов. По этому поводу он писал: «...опыт есть единственный источник наших познаний»6.
Говоря о И. Е. Дядьковском как об ученом, который стихийно постиг диалектику, высказал ряд догадок о биологическом характере живой материи, вместе с тем следует отметить, что он объяснял деятельность организма человека действием химических законов. Таким образом, хотя в своем понимании жизни он пошел дальше своих современников, тем не менее он сводил более сложную форму движения материи к менее сложной, т. е. биохимическую форму заменял химической. И. Е. Дядьковский утверждал, что организм «... не есть дело механическое, а химическое»7. Защищая познание на основе опыта, И. Е. Дядьковский активно выступал против эмпиризма и рационализма. Он писал: «Однобокий рационализм не лучше самого дурного эмпиризма, в равной с ним мере должен подлежать прещению» (запрещению.— С. */.).
Анализируя труды И. Е. Дядьковского, мы можем сказать, что он в определенной степени сумел преодолеть господствовавший в то время мстафп.чичсскин подход к изучению предмета. Его подход отличался целостностью. Им не расчленялась природа на ее состпвпые ч;ктп, н они брались не к изоляции друг от друга, а как единое целое.
И. Е. Дядьковский рс'комендовал врачам изучать состояние здоровья человека с учетом влияния окружающей среды. Врач, по его мнению, должен знать не только медицину, но и многие другие естественные науки (физику, химию, зоологию, физическую географию и др.). Знание их позволяет глубже понять болезнь, ее причины. Он подчеркивал, что «вся внешняя натура есть собрание болезненных вредоносных веществ, ежели она действует на тело наше, выходя из границ нормы»8. Он, конечно, не знал положения Ф. Энгельса о том, что «...организм есть, несомненно, высшее единство, связывающее в себе в одно целое механику, физику и химию, так что эту троицу нельзя больше разделить»9, но был близок к этому пониманию.
Особо отчетливо его целостный подход обнаруживается при критическом отношении к идеалистическим и метафизическим подходам иностранных ученых при толковании основных медицинских проблем. Они строили свои выводы на отдельных фактах, изолированных друг от друга. Патологические процес-
2 Избранные произведения русских естествоиспытателей первой полови ны XIX века. — М, 1959. —С. 262—263.
3 Гегель//Соч.— Т. V. —М, 1937.— С. 520.
4 Дядьковский И. Е.//Соч. — М., 1954.— С. 131. 6 Там же. — С. 84.
6 Дядьковский И. Е.//Соч. — М., 1954. —С. 131.
7 Там же. —С. 129.
8 Там же. —С. 151.
9 Маркс К., Энгельс Ф.ЦСоч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 566.
сы в организме брались сами по себе, а не в связи с влиянием на человека окружающей среды.
И. Е. Дядьковский уделял внимание теоретическому обоснованию понятия «болезнь», под которой он понимал особую форму жизни. Его усилия были направлены также на установление границ между здоровьем и болезнью.
Диалектический подход И. Е. Дядьковскрго выражался и в том, что при изучении любого явления он рекомендовал выяснить как его положительные стороны, так и отрицательные. Для него было понятно, что ни одно вещество не может действовать только в какой-то одной абсолютной форме. Действие его зависит от многих обстоятельств, в том числе и от принимаемой дозы. Свои мысли по этому поводу он выражал так: «Существенного различия вещей относительно их пользы, вреда и бесполезности нет и что одна и та же вещь, без сомнения, может быть для нас полезною и вредною»10. Свои мысли он пояснял примерами, что любое лекарственное средство может стать хорошим эффективным лекарством, но может стать и ядом, если оно неправильно применено бел учета особенностей организма и окружающем'! его среды. Даже пища, утверждал он, употребляемая не н меру, может превратиться в ядовитое начало, не приносящее пользы человеку. Отмечая двойственный характер действия лекарств, И. Е. Дядьковский тем самым был сторонником диалектического подхода к изучению важных медицинских проблем.
И. Е. Дядьковский, так же как и его предшественники — французский мыслитель Р. Дидро (1713—1784), английский физиолог Чарлз Белл (1774—1842),— считал, что восприятие есть ответная реакция материи на воздействие внешнего мира. Это свойство материи он называл его коренным качеством. Из этого свойства материи возникло ощущение, которое в конечном счете привело в процессе развития к мышлению.
Рассматривая эти вопросы, ему невольно пришлось столкнуться с изучением нервной системы организма. Под его руководством уже в 1830 г. ученые, работавшие с ним, начали изучать нервную систему. Задолго до И. М. Сеченова И. Е. Дядьковский пришел к выводу, что нервная система играет ведущую роль в жизнедеятельности организма. При этом им было обращено внимание на то, что главенствующая роль принадлежит высшей нервной системе, которая находится в тесной связи с низшей нервной системой. Нервную систему стали понимать как необходимую для «деятельности прочих частей тела». Развитие болезней И. Е. Дядьковский связывал с воздействием внешней среды, вызывающей изменения в организме под воздействием нервной системы, которая именовалась им как «центральное чувствилище». На основе своих экспериментов на мозге как органе мышления он сделал следующий вывод: «Большее и со-
10 Дядьковский И. Е.ЦСт. — М., 1954. —С. 93.
вершеннейшее устроение и развитие человека у общего чувствилища дает ему и особенные способности душевные (душу), дает ему неограниченную волю, которая обнаруживается только при известном совершенстве и определенном состоянии мозга»11.
Отводя нервной системе ведущую роль в организме, И. Е. Дядьковский вместе с тем обращал внимание и на ее зависимость от других систем и органов. Он говорил, что при отклонениях в нервной системе не следует забывать и о других системах. Эти взгляды И. Е. Дядьковского сыграли важную роль в разработке идей о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова. Они нашли широкий отклик в трудах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Ф. Огарева и других передовых людей второй половины XIX в. Его хорошо знали М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, П. Я- Чаадаев, Н. В. Станкевич.
Как профессор патологии И. Н. Дядьковский с первых лет своей научной деятельности твердо стоял на позициях связи теоретических выводов с клинической медициной.
И. Е. Дядьковский был убежденным сторонником развития отечественной науки независимо от разрабатываемых идей за рубежом. Он восставал против раболепия перед зарубежными учеными, постоянно защищая авторитет своих соотечественников: «Вот 20 лет доказываю я, что русские врачи при настоящих сведениях своих полную имеют возможность свергнуть с себя ярмо подражания иностранным учителям и сделаться самобытными. И доказываю не словами только, но и самим делом». Естественно, что его передовые взгляды пришлись не по душе тем, кто защищал устои царизма, и в 1836 г. он был отстранен от должности. Непосредственной причиной его освобождения от должности явилась лекция, в которой была объяснена причина сохранения в почве «нетленных мощей святых» с позиций естественных физико-химических процессов. Это было расценено как кощунство, в результате чего он был отстранен.
Антиподом его материалистических воззрений был профессор кафедры физиологии и общем патологии Петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланский, работавший с 1817 по 1847 г.
Данило Михайлович Велланский (Кавунник) (1774—1847) был русским ученым-медиком, многие труды которого носили философский характер. По своим философским взглядам он являлся идеалистом. Это во многом определялось тем, что прежде чем поступить в Петербургскую Медико-хирургическую академию, где он был курсантом в период с 1796 по 1802 г., Д. М. Велланский обучался в Киевском светском общеобразовательном учреждении. Обучение в этом учреждении было для него престижным, так как он вышел из семьи ремесленника в Черни-
11 Дядьковский И. Е.//Соч. — М., 1954. — С. 77.
говской губернии (г. Борзня) и к учебе относился с большой серьезностью. Однако его тянуло к медицине, и здесь им была проявлена большая прилежность к учебе. После окончания Медико-хирургической академии непродолжительное время работал подлекарем. В 1801 г. он стал кандидатом медицины и вскоре получил право работать лекарем. Проявленные им способности в медицине позволили ему стать одним зи претендентов для командирования за границу на стажировку и повышение своих знаний. Три года (1802—1805) в Германии Д. М. Вел-ланский с жадностью поглощал знания, отдавая предпочтение натурфилософии. Он не только с большим вниманием слушал лекции известного немецкого философа Ф. В. Шеллинга, являвшегося типичным представителем немецкого классического идеализма, крупного немецкого естествоиспытателя и натурфилософа Л. Окена, сторонника взглядов В. Ф. Шеллинга, но и тщательно изучал их труды. Это все и отложило отпечаток на его философское мировоззрение, приверженцем которого он был всю жизнь.
Вернувшить в Петербург, Д. М. Велланский стал адъюнктом Мсдпко-хирургнчсскон академии и в 1807 г. был утвержден в степени доктора медицины и хирургии. С 1814 г. он стал профессором академии, при этом с 1817 до 1837 г. был профессором кафедры физиологии и общей патологии. Следует отметить, что, прежде чем стать физиологом и общим патологом, Д. М. Велланский испытал себя и в терапии, ботанике, фармакологии, анатомии. В 1819 г. за большие заслуги в развитии медицины был удостоен звания академика.
В своих научных исследованиях Д. М. Велланский вышел далеко за пределы медицины, пытаясь изучить, установить роль естествознания н общем познании природы, или как тогда называли ее «натуры». Однако его подход к изучению природы, ее закономерностей носил характер объективного идеализма. Он исходил из того, что природа является проявлением универсального духа, т. е. бога, поэтому им отрицались какие-либо эксперименты и наблюдения и вся наука сводилась к умозрительным заключениям. Естественно, что такой метод изучения природы не гарантировал их объективность и достоверность.
В 1805 г. была издана его работа «Пролюзия к медицине как основательной науке». Под влиянием лекций Шеллинга он полностью находится во власти объективного идеализма. Поэтому его натурфилософия как в этом произведении, так и в более поздних работах исходила из объективного идеализма, мало чем отличающегося от шеллингского мировоззрения12.
Материя, порожденная богом, Д. М. Велланским неразрывно связывалась с пространством и временем. Он признавал развитие материи от неорганической природы к органической и в
12 Велланский Д. М. Опытная, наблюдательная и умозрительная физи-ка/УСПб. —1831. С. 1, 20.
конечном счете к человеку. Однако когда им рассматривался вопрос о бытие и мышлении, то между ними ставился знак равенства. Идеализм его в этом основном вопросе философии был вполне очевиден.
В вопросе же познаваемости окружающего мира он стоял на прогрессивных позициях, выступая против агностицизма. Но и здесь его взгляды не были до конца последовательными. В познании он признавал эмпирический метод, хотя и делал оговорку, что он ограничивает возможность познания. Поэтому главную значимость в изучении им отдавалась рациональному познанию. Таким образом, Д. М. Велланский недооценивал роль экспериментов в физиологии и в научных выводах опирался на умозрение, в то время как его современник А. М. Фило-мафитский, наоборот, был страстным поборником экспериментального метода исследования. Идеализм присутствует и в его ограниченном понимании всеобщей связи явлений, а развитие облечено в форму триады, находясь как бы в прокрустовом ложе. Источником развития он считал борьбу полярностей или, говоря иначе, борьбу противоположностей.
Г.го ошибочные взгляды критиковали передовые ученые того г.рсмспп, такт- как Э. X. Ленц, М. А. Максимович, А. М. Фило-
М.1|| I • КПП II.Мр.
II ||,|Гмц|< ч Ьпп.ин нчггкос нсслсдонапис природы», опублико-И.111НОН I» 1М1'.1 I, им рж'смтрпнаггсн проблема пространства и ирсмсии При ним он считал и.х нейтринными от материи. 11о нпмОплгч1:1|)имо и (М'кроиснно он иыризил взгляды своего кумира (Целлит л н рпбои' «Опытная, наблюдательная и умо-армтслыын ((шапках». Мдось показано, что бог является творцом материн н псом природы, как неорганической, так и органическом, которая с помощью бога приходит к человеку. Бог — абсолютное начало всего. Эта же мысль им отражается и в более поздней работе «Основное начертание общей и частной физиологии, или физики органического мира».
Д. М. Велланский с идеалистических позиций рассматривал тождество бытия и мышления. Вместе с тем, полемизируя с агностиками, он высказывался за познаваемость мира. Эта мысль им выражена в ряде его работ.
Всеобщая связь явлений природы — эта одна из диалектических закономерностей рассматривалась Д. М. Велланским с идеалистических позиций.
К пониманию болезней Д. М. Велланский также подходил с позиций умозрительной натурфилософии. Объяснение многим болезням он давал с позиций магнетизма, а также теории полярности, автором которой был Окен. У него были последователи, такие как русский философ-идеалист М.Г.Павлов (1793— 1840), а также представители философского течения любомудров.
Несмотря на выраженную идеалистическую позицию, деятельность Д. М. Велланского сыграла положительную роль в
15—129
науке. Он признавал взаимосвязь в природе, единство органического и неорганического мира. Видел он тесную связь и между естественными науками, в том числе между физиологией, физикой, химией.
Д. М. Велланский активно защищал интересы науки, но, будучи инспектором Академии, стоял на реакционных позициях.
Алексей Матвеевич Филомафитский (1807—1849), несмотря на недолгую жизнь, известен как естествоиспытатель-материалист и доктор медицины. Родился А. М. Филомафитский в селе Малахове Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в семье служителя церковного культа. Успешно окончив Ярославскую духовную семинарию, он поступил в Харьковский университет вначале на словесный-факультет, а затем перешел на медицинский.
Еще обучаясь в «профессорском институте» в Дерпте, он пришел к выводу о том, что голословные утверждения самых знаменитых профессоров еще ничего не значат. Для познания истины нужен опыт. А. М. Филомафитский писал тогда: «...лекции профессора Ратке, снискавшего своими трудами в истории развития животных европейскую известность, не отличались ясностью и живостью. Для разрешения сомнений в предметах, только опытом или наблюдением доказываемых или опровергаемых, Ратке употреблял рациональное доказательство, никогда не превышающее достоверность аналогии»13.
Когда ему исполнился 21 год, он уже окончил Харьковский университет, а несколько позже прошел стажировку в Дерпт-ском университете. В 26 лет А. М. Филомафитский стал доктором медицины. Пройдя стажировку у немецкого естествоиспытателя И. П. Мюллера (1801 — 1858), в течение двух лет (1833— 1835) А. М. Филомафитский занимался физиологией, которую в России преподавали по французскому учебнику. Он применил новый метод в изучении физиологии — «опыт и наблюдение», противопоставляя его умозрительному подходу, выразителями которого были натурфилософы, в том числе профессор Петербургской Медико-хирургической академии Д. М. Велланский, активно проповедовавший идеалистическую философию Шеллинга в России.
В своем учебнике физиологии А. М. Филомафитский писал по этому поводу: «Есть два способа исследования жизненных явлений — один умозрительный, другой — опытный; в первом начинают исследование с общего и, анализируя его, мало-помалу доходят до частностей, во втором, наоборот, начиная с частностей, доходят до целого. Первому следуют так называемые натурфилософы, отвергающие всякий опыт и наблюдение, старающиеся подвести все явления под одно начало, их остро-
13 Центральный государственный исторический архив. — Ф. 733. — Оп. 56. —Ед. хр. 675. —С. 164.
умием выдуманное. Увлекаясь более игрою воображения и остроумия, нежели истиною, они часто, вопреки очевидному опыту и наблюдению, стараются изъяснить явления по своим началам. Правда, много привлекательной поэзии содержит в себе этот способ исследования, но он для начинающих более вреда, нежели пользы принести может тем: 1) что, приучая их к отвлеченному воззрению на вещи, унижает в глазах их достоинство опыта и наблюдения беспристрастного; 2) представляя доказательства, на одном умозрении основанные, притупляет чувство здравой критики, требующей в естественных предметах доказательств положительных и с опытом согласных; 3) порождает системы и теории, находящиеся часто в противоречии с опытом и наблюдением. Я говорю о натурфилософии о! носитслыю физиологии и медицины»14.
Здесь четко сформулированы его взгляды против тех ученых, которые пренебрегают опытом, а свои выводы строят лишь на умозаключениях, не проверенных на практике. Несомненно, теории, созданные таким путем, не всегда отвечают истине. Поэтому методологически это неправильный путь познания нового. И Филомяфитский предлагал научно обоснованный путь познания. Он писал: «Другой способ исследования жизненных явлений есть опытным; здесь естествоиспытатель, руководствуясь наблюдением и опытом, старается все жизненные явления исследовать порознь; наблюдает оные в различное время, при различных обстоятельствах; этого мало: он подвергает их опыту, при котором выпирает нужные и различные условия, и через повторение оного, наконец, вверяется в том, что было существенное, постоянное и что случайное в исследоваемом им явлении, Словом, если мы хотим получить какое-либо понятие о жизни, а не довольствоваться одними мнениями, предложениями, игрой воображения, то один только путь может нас принести к этой цели, путь опыта и наблюдения15.
В 1859 г. в журнале «Северная пчела» (№ 236) была опубликована статья, в которой указывалось, что «...до сих пор физиология в наших учебных заведениях только, в полном смысле слова, читается, но никогда профессора не сопровождают своих лекций экспериментами». Резко критиковал за это всех профессоров и известный физиолог профессор И. Т. Глебов, отметивший лишь как исключение, что «...честь в первый раз в России начать курс экспериментальной физиологии принадлежит Фило-мафитскому»16.
Высоко отзывался о научных трудах академик К. Бэр. Когда в 1836 г. вышел первый том «Физиологии» А. М. Филомафит-ского, в своей рецензии на него академик писал: «В первый раз
14 Филомафитский А. М. Физиология, изданная для руководства своих слушателей. Изд. 2-е. — 1844. — Т. I. — С. 11—12.
15 Там же.
18 В защиту преподавания физиологии в России//Санктпетербургские педомости. — 1859. — № 264.
предлагается русской литературе физиология в том виде, до какого она доведена союзом образованных наций»17. Далее академик К- Бэр выражал свою уверенность в большой значимости этой книги для медицины. Он писал: «...нет сомнения, что книга Филомафитского... окажет важное влияние на высшее развитие врачебного искусства»18. По своим экспериментам в области физиологии он опережал известного французского физиолога Клода Бернара.
Несмотря на реакцию, царившую в медицине во второй трети XIX в., А. М. Филомафитский вместе с передовыми русскими учеными-материалистами Н. И. Лобачевским, Т. Ф. Осиповским выступал против распространившихся в то время в России идеалистических учений И. Канта и Ф. В. Шеллинга. Их авторитет не мог поколебать его материалистическое мировоззрение. Особенно активно он выступал против идеалистической натурфилософии Ф. В. Шеллинга. А. М. Филомафитский был убежденным сторонником экспериментальных исследований. В его трудах четко прослеживалась борьба с теми натурфилософами, которые призывали «к отвлеченному воззрению на вещи», чем способствовали догматическому восприятию высказанных учеными истин. Он же считал, что каждая истина требует «в естественных предметах доказательств положительных и с опытом согласных»19. Такое отношение к науке, по его мнению, должно являться движущей силой в ее развитии, способствовать появлению новых теорий, иногда находящихся в противоречии с опытом и наблюдениями. В целях приближения научных обобщений к реальности А. М. Филомафитский в отличие от представителей идеалистической натурфилософии рекомендовал физиологические явления изучать исходя из их сути, рассматривая их так, как они проявляются, как фактически существуют. Опыт же должен помочь раскрыть наиболее полно сущность самого явления. В его призывах к своим ученикам настойчиво звучала мысль, что опыт, приобретенный у постели больного, намного «драгоценнее всех отвлеченных умствований натурфилософии». Он уверенно стоял на позициях познаваемости мира, веря в силу науки. При этом у него не было сомнений, что процесс познания бесконечен и люди всегда должны идти вперед, познавая все новые и новые стороны явления. Таким образом, А. М. Филомафитский был активным борцом против агностицизма.
В медицине он тоже шел непроторенными дорогами. Русская медицина во многом обязана ему. Он настойчиво изучал проблему переливания крови, предполагая, что оно позволит лучше воздействовать «на нервную систему, а через сию последнюю и
17 Журнал министерства народного просвещения.—Ч. XXXII. — Отд. II.— 1841. —С. 77.
18 Там же.
19 Филомафитский А. М. Физиология, изданная для руководства своих слушателей//СПб.— Т. I. —1836.— С. 16.
на все отправления животно-химического процесса». Ему же пришлось возглавить комитет по изучению наркоза при Московском университете, и после его множественных опытов на животных Ф. И. Иноземцев применил наркоз во время операции.
Свою дисциплину А. М. Филомафитский преподавал не абстрактно, а подтверждал опытами, так же как он действовал в науке. Обучая студентов борьбе с болезнями, его призывы всегда были сосредоточены на том, что нужно верить в силу организма и не перегружать его излишними медикаментами, которые не всегда соответствуют действиям, необходимым больному организму. Он так говорил своим ученикам: «Мне желательно только чтобы вы... больше и прежде всего обращали внимание на врачующую силу природы... лекарства вы имели ьсегда II.«аписе, л употребляли их только при безусловной необходимости; чтобы они были для влс последним убежищем20. Его советы касались и таких важных вопросов, как физическое развитие человека. Отчетливо понимая, что здоровье человека формируется с первых дней его жизни, А. М. Филомафитский рекомендовал правильно организовывать уход за детьми и осуществлять сп мо воспитание, особенно следить за правильным питанием и фи.чнческим воспитанием детей. Он утверждал по чтому иоподу так: «Только от строгого соблюдения диетических прлнмл и мочрагге младенческом мы вправе ожидать в человеке (дороиьг и но чрагга.х последующих»21. Что касается физического рл.'пштин человека, то он был убежден, что «физическое воспитание человека, бе.ч сомнения, должно начинаться с самых мерных минут рождения его на свет»22.
Л. М. Филомафитский не чурался опытным путем проверить п уже устоявшиеся истины в физиологии. Осуществлял он что для того, чтобы избавить медицину от «...грубой эмпирии и сделать ее рациональной».
А. М. Филомафитский в 30-е годы XIX в. серьезно изучал вопрос переливания крови. Его «Трактат о переливании крови» был первой работой в мировой медицинской практике, когда этой проблеме было уделено всестороннее внимание, обобщен предшествующий опыт за всю историю человечества, а также представлены свои выводы, сделанные на основе большого числа экспериментов. Он дал теоретическое обоснование переливанию крови, рассматривая его как стимулирование материального жизненного начала, животворно действующего на нервную смстему, а через нее на все отправления организма. Таким образом, А. М. Филомафитский не разделял мнение тех, кто рассматривал переливание крови как механическую замену утраченной по разным причинам крови. А. М. Филомафитский уже
20 Филомафитский А. М. О проявлении жизни во всех царствах приро- ды//Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университе та 10/У1 1848 г. —М, 1844. —С. 47.
21 Там же.
22 Там же.
в те годы разрабатывал проблему, связанную с обезболиванием при хирургических вмешательствах. Изучая роль центральной нервной системы в регулировании ответных реакций, получаемых в результате влияния окружающей среды в виде различных раздражений, он высказал важную догадку о процессе торможения, который позже выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым был разработан и теоретически обоснован. На основании своих экспериментов А. М. Филомафитский так объяснял причины ускорения или задержки рефлексов: «Ясно, что причина этой разницы в явлениях находится в мозгу. Покой или отсутствие воли и сознания благоприятствуют перехождению нервного начала в становой жиле из одного волокна в другое, как напротив деятельное состояние воли препятствует оному23». Для подтверждения своих наблюдений он приводит пример из истории. Во время войны этрусского царя Порсена с римлянами, которая происходила в IV в. до н. э., был взят в плен римлянин Сцевола, у которого, применяя жестокие пытки, царь хотел узнать его сообщников. Пленный юноша, чтобы сделать бесцельными угрозы, положил руку в огонь и терпел мучительную боль. Между тем, отмечает Филомафитский «...человек, углубившийся в мечту, вздрагивает от малейшего стука или легкого прикосновения»24.
А. М. Филомафитский не разделял взгляды виталистов, хотя некоторые ошибочно его относили к виталистам. Это объясняется тем, что в период реакции Николая I при строжайшей цензуре он не мог подробно излагать свои вольнолюбивые мысли. Тем не менее следующие слова говорят именно о том, что он выступал против витализма: «Что есть жизненная сила? — спрашивал он. И отвечал: «Не должно смешивать оную с другою. Жизненная сила есть свойство органической материи... обнаруживает жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением оной материи... жизненной силы не следует смешивать с душою, как это сделал Шталь»25.
В период 1836—1840 гг. С. М. Филомафитский создал 3 тома по физиологии. В это же время вышел в свет учебник по физиологии Велланского. Их позиции были диаметрально противоположными. Велланский стоял на идеалистических позициях, за что был подвергнут в трудах Филомафитского острой критике. Труды же Филомафитского отражали экспериментальный метод в физиологии. Они были высоко оценены современниками и в 1841 г. удостоены Демидовской премии Академии наук. Они стали важной вехой в становлении отечественной физиологии и материалистической философии, в развитие которых позже весомый вклад внесли И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
23 Филомафитский А. М. Физиология, изданная для руководства своих слушателей. — М., 1836.— Т. III.— С. 178.
24 Там же.— С. 113.
26 Там же.—Т. I. —С. 113—116.
Артемий Алексеевич Рафалович (1816—1851), получив медицинское образование, специализировался в области инфекционных заболеваний. В связи с распространившейся волной эпидемии чумы в ряде стран Ближнего Востока и Европы А. А. Рафалович в 1846 г. был командирован Министерством внутренних дел в страны Востока для изучения чумы. В течение 3 лет он изучал методы лечения, предупреждения и распространения чумы, а также меры, принимаемые по ее ликвидации. За время командировки ему пришлось побывать в Турции, Сирии, Палестине, Египте, Тунисе и Алжире. Изучая чуму, он вместе с тем изучал государственное устройство этих стран, их общественную жизнь, развитие экономики и культуры. Им было обращено внимание пп тяжелое положение пародов этих стран. В своих груд.чх он пыр.чж.чл сочувствие трудящимся, находящимся под прессом тяжелейшей эксплуатации. Иго «Записки русского врача, отправленного на Восток» являются важным пособием для изучения общественного строя Египта и Сирии середины XIX в.
Следует отметить и деятельность врача и естествоиспытателя Якопд Кузьмича Кайданова (1779—1855). С 1809 г. он ра-(ют.чл профессором Медико-хирургической академии. В 1813 г. им бм.п.ч ч.чщищеиа докторская диссертация на латинском языке «Чгпн'ртичпопч. жп.чпп». В ней он сделал анализ различных форм жм:ши, существующих в природе. По его градации, имеются четыре формы жизни: примитивная — у некоторых объектов неорганической природы и три вида жизни — растительная, жипотная и человеческая. Важным в его учении было то, что он причпавал историческую связь между всеми формами жизни. Нысшие животные происходят от низших. Природа рассматривалась им как единое целое, находящееся в постоянном развитии. «Можно думать,— писал он,— что сфера жизни, рассматриваемая в целом, мало-помалу пополняется и расширяется, восходя от минерального царства до человека через прочие ор-г.чничоокие царства как бы путем развития своих форм или, если угодно, путем их умножения. Высказав эту мысль, им делался пыиод, что прежде всего возникли минеральные тела,.чатем растительный, и на основе всего этого возник животный мир н человек. Это еще не была эволюционная теория, которая позже была создана Ч. Дарвиным, но Я- К. Кайданов так же, как и Ламарк, русские эволюционисты додарвиновского периода — П. Ф. Горяинов (1796—1865), К- Ф. Рулье (1814—1858) н другие, разрабатывал материалистические идеи развития живой природы.
В его труде ясно прослеживается тесная связь органической н неорганической природы. Он подчеркивал, что нельзя понять животных, не зная растительного мира, а растения и их сущность нельзя знать, если тебе неведома неорганическая природа. Основываясь на саму природу, им не только была установлена
связь между различными ее телами, но и сделана попытка дать объяснение сложному процессу длительного преобразования в природе от минералов до человека. Следовательно, вся природа им рассматривалась как единое целое, находящееся в постоянном развитии.
Известно, что его идея о возникновении животных не была подтверждена экспериментально. Этого и не мог достичь Я. К- Кайданои, так как в период его деятельности еще не были известны те законы, по которым развивался животный мир. Но несмотря на то что его высказывания о происхождении мира носили отвлеченный характер и имели большое наслоение метафизики, научный труд Я- К- Кайданова для того времени имел большое прогрессивное значение и был одним из толчков к развитию эволюционных идей в России. Его попытка рассматривать неживую и живую природу вместе с человеком как неразрывное единство, единую естественную систему, в корне отличалась от господствовавших в то время б России идеалистических и метафизических теории в биологии. Это привело к враждебным выпадам прогни нею. Реакционеры пытались принизить его роль в развитии пауки, и долгие годы прогрессивные идеи Я- К. Кайданова замалчивались.
Карл Францевич Рулье (1814—1858) прожил короткую, но содержательную жизнь. В 1833 г. в 19-летнем возрасте он окончил Московское отделение Медико-хирургической академии. Большое влияние на его научную деятельность оказал медик-философ И. Е. Дядьковский. Проработав 2 года военным врачом, после окончания академии в 1836 г. по рекомендации профессоров, обучавших его, он был принят преподавателем на кафедру естественной истории академии. Уже через год К- Ф- Рулье защитил диссертацию, получив ученую степень доктора медицины. В 1837 г. был утвержден адъюнкт-профессором. В то время ему исполнилось всего лишь 23 года.
В 1841 г. он был командирован в Германию, где познакомился с рядом научных центров и крупными естествоиспытателями. Изучив состояние зоологии, К- Ф. Рулье пришел к выводу, что состояние науки находится не на должном уровне. Ученые Запада занимались систематикой, описанием внешних признаков животных по музейным экземплярам. Биологией животных не занимались. Вернувшись на родину, он опубликовал в журнале «Отечественные записки» статью «Сомнения в зоологии». В ней были подвергнуты критике взгляды ученых Европы о неизменности и постоянстве видов. К- Ф- Рулье расценил их как схоластические.
К- Ф. Рулье считал, что живая природа — животные и растения — изменяются, а постоянство видов — это обман. Его рекомендации сводились к тому, что животных нужно изучать не по музейным экземплярам, а в живой стихии во взаимосвязи с окружающей средой, в единстве с природой-.
В 1842 г. К. Ф. Рулье был приглашен на работу в Московский университет. Здесь он увлекся геологией и палеонтологией и окрестностях Москвы. Но на основании этих данных он продолжал изучать развитие животного мира. В своей обобщенной работе по этому вопросу К- Ф. Рулье писал: «В природе нет покоя, нет застоя, в природе всеобщее непрерывное движение, и безусловная смерть невозможна. Самая малейшая пылинка, лежащая в глубине материка или вод, действует на окружающее и находится под обратным действием его. В свою очередь животные находятся под постоянным влиянием действия наружного мира, что как нельзя лучше доказывается различным географическим размещением их, приличным (т. е. соответствующим) устройству каждого животного относительно окружающих условий, перерождением — по мере перемещения их из одних условий в другие, совершенным вырождением их...»26
В этом кратком выводе изложены его взгляды на эволюционное развитие животного мира. Здесь четко подчеркивается три важных обстоятельства. Во-первых, что природа является единым целым, все в ней связано друг с другом. Во-вторых, природа —• это не застывшее, а вечно живое явление, она постоянно движется и развивается. В-третьих, живая природа, сг /кппотпыи мир также развивается под воздействием изменяющихся ннгшпих условии.
Исследуя подмосковные1.чемли, он пришел к выводу, что в |).м.житии р;н'титглы101'о и животного мира этого района было несколько периодов, и о них свидетельствует различие в мире животных и растений, отложившихся последовательно в различных слоях земли. Вот как описывает это К. Ф. Рулье: «На-чмлу первого периода предшествовала жизнь органических существ и открытом, глубоком море; преобладающие животные били преимущественно хищные рыбы, отличные от ныне живущих странными формами, так и твердою, костяною, угловатою чешуею, защищавшею их от наружного насилия; остатки сих существ сохранились в глубочайших частях нашей котловины, в древнем красном песчанике, в тех слоях, до которых только весьма в редких случаях можно проникнуть. Это море разливалось но всей Северной, Средней и значительной части Южной России, и участь эту Россия разделяла с большею частью прочей Европы. Осаждение органических существ и минеральных частиц в толщи земные из моря древнего красного песчаника происходило при тревожном, неспокойном действии наружных условий, по крайней мере более неспокойном, нежели во все прочие периоды: от того пласты красного песчаника образуют неровные, волнистые, изломанные поверхности27. Всего он различал четыре периода и каждому из них давал подробное объяснение. Окончательный его вывод заключался в том, что
и Предшественники Дарвина в России. — Л., 1956. — С. 126. 87 Там же.
кажущаяся несвязанность между отдельными периодами в действительности имеет между собой тесную связь и взаимную последовательность. Вначале было море с присущим ему животным миром, потом реки, сушь, соответственно менялся климат: от тропического до холодного, а также животный мир — от первых до современных.
Им также были изучены вопросы о нравах и образе жизни животных, их отношение к внешним условиям. Его работы, особенно лекция «О первом появлении растений и животных на Земле», встретили серьезную оппозицию со стороны церковников. Что касается первоначальных органических существ, то, как считал К- Ф. Рулье, они «... были возможно простые, которые по тому самому скоро разлагаются после смерти и не могут сохраниться в земных толщах». Он считал их одноклеточными организмами, предполагая, что растительный мир появился раньше, чем животный. Все последующее, утверждал он, образуется из повторения предыдущего с прибавлением нового. Все образуется путем постепенного медленного развития.
Хотя при опубликовании его трудов цензоры заставляли как-то ссылаться на бога, по у пего четко проходит мысль, что все, что есть на Земле, не было создано богом, все развивалось, в том числе и сама Земля. Это наглядно видно из его следующих слов: «Красноречивейшая и яснейшая книга природы — земля — свидетельствует, что она подлежала многократным постепенным изменениям, которым параллельно шло и постепенное развитие, и осложнение растений и животных, замкнувшееся высшим земным выражением органической жизни, венцом его — появлением человека28.
К. Ф. Рулье считал, что более развитым животным является то, у которого наиболее дифференцированы функции и строение органов. Чем больше функций выполняет тот или иной орган, тем ниже уровень развития данного животного. Вот почему, отмечал он, у животных низшего класса имеется меньше органов, чем у высокоразвитых. Движущей силой совершенствования организмов он считал развитие. «Развитие, — писал К. Ф. Рулье, — есть постепенное выделение разнообразия и противоположностей». К- Ф. Рулье считал, что происхождение животного мира имеет полифилитическую основу, а не монофи-литическую. Он утверждал, что те ученые, которые стоят на позиции происхождения всего животного мира из одной первоначальной формы путем постепенного развития и осложнения, допускают ошибку. Говоря об изменении видов животных, К. Ф. Рулье придавал большое значение окружающей среде. «Представить себе животное, — писал он, — как и все действительно существующее, взятым отдельно от внешнего мира, есть величайший, даже невозможный парадокс»29.
28 Предшественники Дарвина в России. — Л., 1956.— С. 135. 49 Там же.— С. 138.
Павел Федорович Горянинов (1796—1865) родился в небогатой семье в г. Могилеве. В 1817 г. он поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию, после окончания которой (с золотой медалью) работал врачом в госпитале. Вскоре им была защищена диссертация на степень доктора медицины, и он был приглашен на преподавательскую работу в эту же академию. С 1825 г. начал вначале читать ботанику, затем зоологию и минералогию. По этим дисциплинам им были написаны учебные руководства.
Он поставил перед собой цель: объяснить саморазвитие органического и неорганического мира в его длительном историческом процессе. Иначе говоря, он пытался создать эволюционную теорию, которая на тот период времени человечеству еще не (н.|.'|.ч п п'.естпа.
II 1М;Н г. ом «публиковал работу «Первые черты системы природы, построенной на всеобщей естественной связи и прогрессивном развитии». Сам заголовок научной публикации свидетельствовал о том, что П. Ф. Горянинов рассматривал природу как постоянно развивающуюся, в которой все находится в тесной взаимосвязи. Для него постоянное развитие, или, иначе говоря, эволюционное развитие природы, представлялось как всеобщий мировой закон. Он писал: «Природа шествует от простого к сложному, от низшего к высшему, от связанного и несовершенного к свободному и совершенному».
Поскольку в природе все взаимосвязано, он рассматривал ее как единое целое, считая, что в ней все произошло из вечного невесомого эфира, т. е. материального субстрата. В сложном шолюционном развитии Горянинов видел постепенное усложнение неживого мира, понимая, что вначале возникли простые химические элементы, а позже из их соединений — более сложные вещества, такие, например, как вода, воздух, минералы, различные руды. Из минеральной жизни возникли примитивные растения, а затем и весь сложный растительный мир. Более поздним этапом стало появление живых существ, вначале в виде низших животных, и по мере развития животного мира вместе с жимом природой появление более сложных видов. Венцом развития животного мира стал человек.
II. Ф. Горянинов понимал, что этот сложный процесс развития проходил по все восходящей спирали.
В своей системе происхождения и развития растительного мира он предвосхитил ряд вопросов, связанных с пониманием морфологии растений. В системе развития животного мира отражена кровнородственная связь между отдельными группа* ми животных, или, иначе говоря, филогенетическая связь, при этом более высшие животные организмы выводятся из низших. В этой системе были некоторые неточности, носящие частный характер, в целом же его система развития растительного и животного мира четко отражала эволюционный путь развития еще в тот период, когда не была создана эволюционная теория
И поэтому поправу его относят к одним из предшественников дарвинского учения, так как в учении П. Ф. Горянинова, четко прослеживается развитие и совершествование от простого к более сложному. Достаточно вспомнить его слова о происхождении человека: «И так все это предшествует совершеннейшему порождению природы — организму человека, который венчает собою все эти произведения, сопрягая разнообразные формы в гармоническом единстве, соединяя животное и разумное начало и целостно себя и этом проявляя»30.
Важным и его учении было то, что он постепенный процесс изменения жиной природы связывал с изменением условий существования живых существ и окружающей среды.
Философские труды П. Ф. Горянинова, как «Первые черты системы природы» (1834), так и переработанное спустя 9 лет издание, вышедшее под названием «Четырехчленная система всей природы», были встречены Академией наук неодобрительно. Ученые-консерваторы обвинили его в беспочвенном умствовании. Однако он продолжал доказывать эволюционный путь развития природы и животною мира.
Философские взгляды Горянинона были жестоко осуждены в печати. 1} журнале «библиотека для чтения» Сенковский призывал сжечь ею учебник по зоологии и забыть о нем, а в журнале «Отечественные записки» трудам П. Ф. Горянинова был дан скептический отзыв. Таким образом, передовые взгляды русского врача-философа П. Ф. Горянинова не были поняты его современниками. Своими научными взглядами он намного опередил свое время.
Федор Иванович Иноземцев (1802—1869) не только был выдающимся ирамом, ученым, педагогом, общественным деятелем, но и выразителем естественно-философских взглядов.
В 1828 г., окончив медицинский факультет Харьковского университета, он был направлен в Дерптский университет, где готовился к профессорскому званию. В 1833 г. успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины по разработанной им проблеме бокового камнесечения. На этом совершенствование его знаний не закончилось. Он едет за границу и 2 года отдает познанию опыта зарубежных специалистов. Возвратившись на Родину в 1835 г., Ф. И. Иноземцев вначале был назначен экстраординарным, а уже через 2 года — ординарным профессором кафедры практической хирургии Московского университета. В этой должности он проработал до 1859 г.
Его естественнонаучные взгляды сказались на философской мысли того периода. Деятельность организма он рассматривал не изолированно от окружающего мира, а в связи с внешней средин. При этом определяющую роль в сохранении здоровья он отводил окружающей среде. Из этой теоретической предпо-
сылки вытекали практические выводы. Учитывая влияние внешней среды, можно было разрабатывать конкретные профилактические мероприятия по предупреждению болезней и разработке мер, направленных на более эффективное лечение больных. Он один из немногих врачей и ученых отчетливо понимал, что существует прямая зависимость между здоровьем человека и социальной средой, или «общественной жизнью». Возникновение многих болезней определяется им «общественной жизнью». Стоя стихийно на материалистических позициях, он критиковал гуморальные концепции К. Рокитанского и ло-калистические взгляды Р. Вирхова.
Ф. И. Иноземцев много выступал в защиту тесной связи медицины с естественными науками, считая, что явления патологии следует объяснять с позиций нервизма.
Несмотря на высокую квалификацию хирурга, он пропагандировал консервативное лечение, стараясь максимально щадить организм, минимально травмировать различные органы и максимально сохранять их функциональную деятельность. Отсюда у него возникла идея о развитии восстановительной хирургии. Ему принадлежит приоритет в практическом применении наркоза в России. Он сделал первую операцию под эфирным наркозом. Это было 7 февраля 1847 г. Независимо от него такая же операция н уп> время была сделана в Риге. Им многое сделано пи внедрению обезболивания в России.
II, Ф. 11но)емн,ев инее, большой вклад в совершенствование упинерситетскою преподавания при подготовке врачей.
Как известно, поворотным пунктом в развитии общественной мысли был «Капитал» К- Маркса. Из этого произведения люди многих стран узнали, что «...производство прибавочной стоимости есть определяющая цель капиталистического производства...»•'". Но в погоне за максимальной прибавочной стоимостью капиталисты постоянно усиливают эксплуатацию наемной силы, доводя трудящихся нередко до физического истощения. Таких примеров в «Капитале» было приведено немало. На выход «Капитала» ответили и многие врачи, выступив с обличением эксплуатации. В России первыми сторонниками марксизма среди врачей стали В. Зайцев и П. Якобий. В сентябре 1870 г. они опубликовали в журнале «Архив судебной медицины и общественной газеты» статью «О положении рабочих в Западной Европе с общественно-гигиенической точки зрения». Основываясь на соответствующих положениях «Капитала» К- Маркса, опубликованного за границей в 1867 г., ими был освещен вопрос о тяжелом положении рабочего класса. Авторы этой статьи поставили перед собой цель вскрыть причины тяжелого положения рабочего класса с позиций революционной теории. Одновременно они отвергли мальтузианское измышление о народонаселении вообще и вытекающие из них причины, будто бы
30 Райков Б. Е. Предшественники Дарвина в России. — Л., 1956.—С. 97.
81 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд.—Т. 23. —С. 240.
порождающие бедность и тяжелое материальное положение трудящихся. Статья имела не только большое пропагандистское значение, но и сыграла важную идеологическую роль, так как она позволила ознакомить передовую интеллигенцию и прежде всего медицинскую с выдающимся произведением научного коммунизма. Перевод «Капитала» на русский язык был осуществлен лишь спустя 2 года. В статье было приведено много фактов и выводов, которые содержатся в I томе «Капитала». Это был смелый поступок врачей В. Зайцева и П. Якобия. Ответом на статью был ряд правительственных репрессий на журнал. Все экземпляры журнала были сожжены, главный редактор его — врач С. П. Ловцов уволен, цензор получил строгий выговор. Факт опубликования этой статьи стал известен К- Марксу ^ о чем он поделился в письме (21 января 1871 г.) немецкому социалисту 3. Майеру.
Карл Эрнст фон Бэр (в России его называли Карл Максимович) (1792—1876) стал одним из выдающихся ученых России XIX в. Родился он в Эстляндии (ныне эта территория относится к Эстонской ССР) под Реислем. Родители его были русские подданные. Отец был местным землевладельцем, мать — дочь майора русской армии. После окончания Ревельской дворянской школы в 1810 г. поступил в Дерптский университет (ныне этот город называется Тарту) на медицинский факультет. После окончания его защитил докторскую диссертацию на тему: «Об эндемических болезнях в Эстляндии», после чего уехал совершенствовать свои знания в Австрию, а затем спустя непродолжительное время в Германию. Несмотря на прослушанные лекции по медицине, его увлекают зоология и сравнительная анатомия, дисциплины вновь появившиеся и быстро развивавшиеся. Из-за отсутствия на медицинских факультетах в России таких кафедр он вынужден был остаться в Германии, Здесь, уже начиная с 1817 г., он работал в должности проректора Кенингсбергского университета, а затем профессором зоологии (1819) и с 1826 г. — профессором анатомии. Одновременно он был заведующим анатомическим институтом и зоологическим музеем, которые входили в состав университета. В эти же годы он начинает заниматься научными исследованиями по сравнительной анатомии, читая студентам курс лекций по этой тематике, особенно по анатомии беспозвоночных, а также человека и антропологии.
В эти годы он тщательно изучал анатомию осетра, дельфина, лося, верблюда и беспозвоночных. Славу ему принесли труды по исследованию зародышевого развития животных. Этими работами К. М. Бэр начал заниматься еще в 1818 г. после ознакомления с диссертацией своего друга X. И. Пандера «Материалы к истории развития цыпленка в яйце». Эта работа взволновала его, и он сам стад проводить эксперименты по изучению развития зародышей. В частности, ему удалось в 1826 г.
опровергнуть утверждившееся в то время мнение в медицине, что человеческой яйцеклеткой является весь граафов пузырек яичника. К- М. Бэр впервые доказал, что яйцеклетка лишь находится в пузырьке.
В 1827 г. К- М. Бэр опубликовал свою работу «О происхождении яйца млекопитающих и человека», посвятив ее Петербургской академии, куда он за свои труды был уже избран членом-корреспондентом. В 1828 г. он стал ординарным академиком. В 1834 г. К- М. Бэр вернулся в Россию. До этого он в 1831 г. временно работал в Петербурге, заведуя зоологическим музеем Академии наук. За короткий срок ему удалось провести работу по систематизации экспонатов.
После окончательного возвращения на Родину К. М. Бэр принял участие и ряде экспедиций, изучая географические и экономические особенности отдельных районов России.
В результате путешествий им был сформулирован закон о постоянном подмыве правых берегов рек в Северном полушарии и левых берегов в Южном полушарии. Этот закон получил его имя — «Закон Бэра». Этим законом К- М. Бэр научно объяснил также — почему реки, текущие вдоль меридиана, имеют всегда один берег высокий, нагорный, а другой — низкий, пологий.
К- М. Бэр является одним из основателей эмбриологии. Его работа «Об истории развития животных», над которой он трудился в течение 10 лет (1828—1837), отражает насыщенный плодотворный труд в области эмбриологии. Им открыта так называемая спинная струна, т. е. начальное образование скелета позвоночных, прослежен постепенный цикл развития плодовых оболочек, изучен и описан процесс образования головного мозга из пузырей.
Внимание К- М. Бэра было привлечено также к развитию глаза, сердца и других органов, что положило начало более глубокому научному пониманию формирования отдельных органов и систем организма начиная с ранней стадии развития в пнде бластулы. Материалом для его исследований по эмбриологии служили не только цыплята, но и пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, млекопитающие. Своими выводами он нанес смертельное поражение господствовавшей в то время теории преформизма. Идея преформизма, т. е. развитие зародыша, несущего с ранних стадий развития почти полное подобие взрослому организму всех своих органов, тканей и структур, возникла еще у Анаксагора и Гиппократа. Хотя эта теория за многие века несколько трансформировалась, принципиальная сущность ее оставалась одной и той же.
Исследования К- М. Бэра показали, что в процессе эмбрионального развития в первую очередь проявляются наиболее общие признаки, характеризующие тип данного организма. На последующих этапах развития происходит дифференциация развития зародыша, в котором вначале проявляются признаки класса, затем отряда, семейства, рода, вида и на последней
стадии четко очерчиваются индивидуальные особенности самой особи.
Изучая разных представителей животного мира, К- М. Бэру невольно пришлось глубоко изучать и географию, так как многие виды одних и тех же животных имеют различные места обитания. Определив ареал интересующих его животных, он еще до работ Ч. Дарвина в 1859 г. пришел к важному выводу, что многие различные виды животных произошли от одной и той же прародительской формы.
Позже Ч. Дарвин высоко оценил эти выводы, так как они свидетельствовали об эволюционном процессе в животном мире. Ч. Дарвин в числе немногих русских ученых упомянул в своем капитальном труде «Происхождение видов» К- М. Бэра. Он писал: «Бэр, пользующийся таким уважением зоологов, выразил свое убеждение, основанное, главным образом, на законах географического распространения, что формы, теперь совершенно различные, происходят от общих родителей». При этом Ч. Дарвину не было известно, что К- М. Бэр не только в свои преклонные годы высказал эту идею, а еще в 20-е годы, будучи молодым ученым, он высказывался о развитии жизни на Земле как о постепенном процессе, утверждая, что высшие организмы произошли из низших, из более ранних по времени существо-ьания форм. Дарвину об этом было неведомо, потому что эти работы не были своевременно опубликованы. Они вышли в свет только в 30-х годах XX столетия. На закате своей жизни К- М. Бэр скажет по этому поводу: «...отвергая трансмутацию, пришлось бы объяснить происхождение животных чудом творения. Но естествоиспытатель не может и не должен верить в чудо. Допуская чудо, он упраздняет законы природы, между тем как назначение естествоиспытателя как раз и заключается в том, чтобы в чудесах открывать законы природы». Это были несомненно прогрессивные взгляды для того времени. Он рано отошел от идеалистической натурфилософии, которой увлекался в молодые годы, и стал на путь активного опытного исследования. Но, разрабатывая эволюционную теорию, он отклонился от материалистических позиций, став на позиции идеализма, обосновывая развитие по принципу автогенеза, т. е. особых «внутренних причин».
Хотя К- М. Бэр стоял на позициях изменения видов животных, отрицая теорию постоянства видов, однако он не поддерживал некоторые разделы эволюционной теории Ч. Дарвина. Особенно выраженными были расхождения по вопросу естественного отбора. Его несогласие с Ч. Дарвиным по этому вопросу заключалось в том, что изменение видов К- М. Бэр объяснял влиянием на организм окружающей среды. С данным положением Ч. Дарвина не был согласен не только К- М. Бэр, но и один из основателей диалектического материализма — Ф. Энгельс. В одном из своих писем к П. Л. Лаврову Ф. Энгельс писал: «В учении Дарвина я принимаю теорию развития, дар-
пинский же способ доказательства (борьба за существование, естественный отбор) считаю всего лишь первым, временным, несовершенным выражением только что открытого факта. До-Дарвина именно те люди, которые теперь повсюду видят только борьбу за существование (Фогт, Бюхнер, Молешотт и т. д.), делали ударение как раз на «сотрудничестве» в органической природе, указывая на то, как растения доставляют животным кислород и пищу и, наоборот, животные доставляют растениям углекислоту и удобрения, как это особенно подчеркивал Либих. Обе эти концепции в известных границах до известной степени правомерны, но как та, так и другая одинаково односторонни и ограниченны. Взаимодействие тел природы — как мертвых, так и живых — включает как гармонию, так и коллизию, как борьбу, так и сотрудничество. Если поэтому какой-нибудь с позволения сказать, естествоиспытатель позволяет себе подводить все богатое многообразие исторического развития под одностороннюю и тощую формулу «борьба за существование», формулу, которая даже в области природы может быть принята лишь сит §гапо заНз (с известной оговоркой — С. Ч.), то такой метод сам себе выносит обвинительный приговор»32.
В своей эволюционной теории К. М. Бэр проявлял крайнюю осторожность, и прежде чем сделать какое-либо обобщение, о» пытался тщательно изучить то или иное явление живой природы. Поэтому, будучи неуверенным в выводах Ч. Дарвина о естественном отборе, он и высказал свое несогласие.
Что касается его эволюционных взглядов на развитие природы, то еще и 1822 г. и работе «Как развивалась жизнь на Земле» он писал, что псе данные, которые имеются по этому вопросу, «пок.'кшнают нам, каким образом при образовании жи-мого орпнпмма последний по мере развития своих частей делается нее совершеннее, и позволяют предполагать, что при согласном ходе природы во всех операциях сперва образовались па Земле простейшие организмы, и что человек замыкает этот ряд...»".
Что же касается «опроса о борьбе за существование, то Ф.,'Мпельсом на чтот смет было иысказано следующее суждение: «Прежде псею необходимо строго ограничить ее борьбой, происходящей о! перенаселении ц мире растений и животных,— борьбой, депстнптелмю имеющей место на известных ступенях развития растии-л1.иого нарстпа и на низших ступенях развития животного царстпа. Но необходимо строго отграничивать от этого те условии, при которых виды изменяются — старые вымирают, а их место занимают пошло, более развитые — без наличия такого перенаселения: например, при переселении растений и животных в новые места, где новые климатические, почвенные и прочие условия вызыиают изменение. Если здесь
32 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 34. — С. 133—134.
33 Райков Б. Е. Предшественники Дарвина'в России. — Л., 1956. — С. 61.
16—129
приспособляющиеся индивиды выживают и благодаря все возрастающему приспособлению преобразуются далее в новый вид, между тем как другие, более стабильные индивиды погибают и в конце концов вымирают вместе с несовершенными промежуточными формами, то это может происходить — и фактически происходит — без всякого мальтузианства; а если даже допустить, что последнее и играет здесь какую-нибудь роль, то оно ничего не изменяет в процессе и может самое большее только ускорить его.— То же самое при постепенном изменении географических, климатических и прочих условий в какой-нибудь данной местности (высыхание Центральной Азии, например). При этом безразлично, давит ли здесь друг на друга или не- давит животное или растительное население: вызванный изменением географических и прочих условий процесс развития организмов происходит и в том и в другом случае.— То же самое при полном отборе, где мальтузианство также не играет совершенно никакой роли»34.
Здесь Ф. Энгельс четко подчеркивает значительное различие между двумя основными формами борьбы за существование. С одной стороны, речь идет о борьбе, вызванной перенаселением, ведущей к активной конкуренции между отдельными осо-бямп. С. другой стороны, элиминация, т. е. гибель отдельных особей или целых групп организмов, популяций и видов в результате различных естественных причин. К ним могут отно-I мться изменившиеся климатические условия. Особенно это отражается на биологических факторах, ведущих к сокращению размножения в новых условиях существования.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 500 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|