АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Конрад Фридрих Карл (Фридрих Карлович) Уден (1753
или 1754—1823 гг.) родился и учился в Германии. В 22—23-летнем возрасте он переехал в Россию, приняв ее подданство. Занимался врачебной и философской деятельностью. С каждым годом рос его авторитет. В 1808 г. К. Ф. Уден стал профессором Петербургской Медико-хирургической академии, где читал курс лекций. Его лекции начинались с изложения историке-теоретических основ медицины, которые были насыщены сведениями о философских взглядах представителей различных философских школ. Его прогрессивность заключалась в том, что хотя он стоял на позициях деистического направления русского Просвещения, тем не менее он критиковал идеалистические учения таких крупных философов Запада, как Беркли, Юм, Кант, Шеллинг.
К. Ф. К. Уден не разделял виталистических взглядов голландского естествоиспытателя Я. В. вам Гельмонта (1579— 1644) и немецкого химика и врача Г. Э. Шталя (1659—1734), утверждавших, что в организме есть нематериальная, сверхъестественная сила, которой подчиняются все жизненные процессы. Он стоял на позициях материалистического сенсуализма, понимая процесс познания объективного мира, как его предшественники — французские философы-материалисты Пьер Гас-сенди (1592—1655), К. А. Гельвеции (1715—1771), П. А. Гольбах (1723—1789), Д. Дидро (1713—1784), английские философы-материалисты Томас Гоббс (1588—1679), Дж. Локк 5(1632— 1704). Формулируя свои выводы о процессе познания, он писал, что его источник «...заключается в опытности и размышлении, ибо они приобретаются частию нашими чувствами, а частично умозрением»13. Из этой его мысли видно, что он не ограничивал процесс познания только чувственной формой, как это делали многие его предшественники философы, в том числе Гас-сенди, Гоббс и Локк.
В процессе познания он придавал большое значение опыту, однако категорически выступал против тех, кто абсолютизировали значимость опыта, пренебрегая теоретическими обобщениями и переоценивая эмпирический опыт. Особенно остро он критиковал тех, кто свои научные открытия делал умозрительно, игнорируя и практику, и научное осмысливание. Выступая против таких «деятелей» науки, К. Ф. К- Уден писал, что они творят «... не по законам природы..., а по составлению, из чистого ума почерпаемому (а рпоп)»14.
13 Русские просветители. — М. — Т. I, 1966.— С. 365.
18 Уден /С. Ф. К. Академические чтения. Общая патология//СПб, 1818.— Ч. 5.-С. 1.
14 Там же.— Болезни, свойственные различным возрастам//СПб.. 1818.— Ч. 5.-С. 161..
Несмотря на прогрессивную направленность, его взгляды содержали противоречия. Отрицая наличие души в человеке, он вместе с тем считал, что душа существует вне человека и лишь временно соединяется с его телом, но ничего общего с ним не имеет. Душа у него «...простое невещественное существо». С одной стороны, это невещественное, т. е. нематериальное, духовное понятие. С другой, это существо, которое должно быть материальным. Такие колебания и непоследовательность Удена и других русских философов того времени (А. С. Луб-кин) объяснялись не только уровнем развития науки, но и реакционной политикой господствующего класса России. Тем не менее на этом фоне К. Ф. Уден в целом стоял на позициях механистического материализма, так как человека и душу он понимал так же, как нее философы этого направления. «Человек,— писал он, — есть органическое произведение природы, одаренное умом»15. Вселенная, с его точки зрения, могла управляться только высочайшим и бесконечным существом, т. е. богом.
Как врач-философ К- Ф. К. Уден по своим взглядам приближался к механо-материалистическим традициям Бургаве, Ламетри, по которым человеческий организм сравнивался с машиной, соединенной с душой. Уден, по-видимому, немало времени потратил на то, чтобы установить, как же соединена душа с человеческим организмом. В результате долгих раздумий, так как в эксперименте этого получить невозможно, он пришел к выводу, что человеческое тело соединяется с душой «...посредством жидкого и тонкого жизненного начала, соединенного в мозге...»16. Конечно, этого тонкого и жидкого начала К. Ф. К. Уден никогда не вид ел. Это был его чистый домысел.
Знакомясь с трудами К. Ф. К. Удена, можно прийти к выводу, что он много думал над определением души. Помимо уже вышеприведенного определения, под душой он понимал соединение химических элементов, т. е. что-то материальное. Поэтому у него душа, как он писал, тесно связана с организмом посредством чувственности, и она существует не сама по себе, независимо, автономно, а зависит от «...влияния самого организма».
К. Ф. К. Уден написал много научных трудов, которые объединены под названием «Академические чтения» (в 7 частях). Работа опубликована в период 1816—1823 гг. в Санкт-Петербурге.
Петр Андреевич Загорский (1764—1846)—один из первых русских ученых-медиков. Получил медицинское образование в Медико-хирургическом училище в Петербурге (1786), создал
15 Уден К. Ф. К- — Общая патология//СПб., 1818.—Ч. 5.— С. 5. 18 Там же. Болезни, свойственные различным возрастам. — СПб. — 1818. —Ч. 5. —С. 120.
ряд учебных пособий на русском языке для студентов-медиков. Он преподавал анатомию и физиологию в Московском и Петербургском медико-хирургических училищах, а также в Медико-хирургической академии. За весомый вклад в развитие медицинской науки в 1807 г. был избран экстраординарным академиком.
Как ученый он не ограничивался узко медицинскими проблемами. П. А. Загорский имел свое мнение и по широким мировоззренческим проблемам. В 1819 г. была издана его работа «О жидких частях человеческого тела», в которой он выступал против господствовавшего в то время во многих странах мира идеалистического учения о «жизненной силе», которой приписывалось магическое действие, регулирующее все жизненные процессы.
П. А. Загорский не был в плену религиозных догм по вопросу происхождения человека. Задолго до появления учения Ч. Дарвина он был близок к пониманию эволюционного происхождения человека. Будучи анатомом и физиологом, он большое внимание уделял изучению структуры (строения) органа и его функции. В результате длительных исследований П. А. Загорский пришел к выводу, что между строением (структурой) органа и его функцией существует тесная взаимозависимость. Это было одним из первых шагов в изучении важнейших жизненных закономерностей. Труды П. А. Загорского имели большое значение для дальнейшего развития медицинской науки.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 538 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|