АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВРАЧИ-ФИЛОСОФЫ ЕВРОПЫ ДОМОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Немецкий врач Франц Ксаверий Баадер (1765—1841) занимался пс только медициной, но и был специалистом по горному делу. Вместе с тем в его жизни большое место занимала философия. С 1826 по 1838 г. он был профессором философии и богословия Мюнхенского университета. Будучи богословом, по своему мировоззрению Ф. К. Баадер стоял на идеалистических позициях. В своем философском труде «Динамическая философия», изданном в 1809 г., отражал идеалистические идеи Сен-Мартена, Беме, стоявших на позициях признания божественных начал. Он являлся одним из приверженцев христианского социализма. Это течение не имело четкой программы. В своем произведении он изложил теософскую систему в духе реакционного романтизма. Его трудам о мистическом романтизме в Германии был посвящен ряд книг, которые издавались в разные годы, в том числе и в период господства фашизма. В своих трудах Ф. Баадер пытался доказать, что бытие человека, а следовательно, вся история человечества находится в зависимости от бытия бога. Отсюда он делал вывод, что знания зависят от веры. Тем самым он принижал человека и его научную деятельность, лишал его творческих начал.
Ф. Бааден любовь толковал с романтических позиций как проявление чего-то иррационального, «темного», бессознательного.
Петр Берон (1705—1871) родился в г. Котел в Болгарии, но учиться ему пришлось в Бухаресте (Румыния). С 1817 по 1821 г. он постигал.чиания, по из-за преследования за участие в 1821 г. в восстании нротпи турок вынужден был эмигрировать в Австро-Венгрию. Здесь и г. Брассо (Брашов) П. Берон решил освоить педагогику. Иго труды не пропали даром, так как вскоре им был издан букварь на болгарском языке для различного обучения, как указывалось на его заглавном листе. Этому букварю в просвещении болгарского народа суждено было сыграть выдающуюся роль — после освобождения Болгарии от турецкого ига он выдержал 6 изданий. В подлинном смысле это был не букварь, а небольшая энциклопедия, в кото-
I
рой были приведены различные сведения, а также материалы для улучшения педагогического дела в стране.
В 1825—1827 гг. П. Берон учился в Гейдельбергском университете одновременно на медицинском и философском факультетах. Здесь были получены основные знания по этим наукам, однако завершение образования у него проходило в Мюнхене в течение 4 лет (1827—1831). Вскоре после завершения образования 5 июня 1831 г. ему была присуждена степень доктора медицины за подготовленную им диссертацию. Темой его диссертации были исследования в области акушерства и гинекологии. Он предложил новые методы измерения женского таза.
Став хорошим специалистом, П. Берон переехал в Бухарест, кроме того, он работал в Кракове. Длительное время (с 1841 по 1871 г.) работал в Париже. По возвращении в Крайову, он был убит. За свою большую жизнь им написан ряд трудов как в области медицины, так и философии.
П. Берон обладал энциклопедическими знаниями для своего времени и старался эти знании брать из подлинной науки, а не из досужих выдумок отдельных ученых.
Немецкий врач Гуго Моль (1805—1872), окончивший медицинский факультет Тюбингенского университета, посвятил свою научную деятельность ботанике. Увлеченный ею, уже будучи врачом, он даже окончил Мюнхенский университет. И хотя после окончания этого университета его деятельность началась в качестве профессора физиологии в университете в Берне (1832), вскоре (1835) он все-таки перешел в тот университет, где получил медицинское образование и до конца своей жизни преподавал ботанику. Он внес заметный вклад в ботанику, но для философской мысли большое значение имели его труды в области изучения клетки и особенно сделанное им открытие о роли протоплазмы — этого живого вещества, из которого состоит организм. В этом отношении труд Г. Моля «В1е уе§е1аНзс-Ье геИе» (1851) сыграл важную роль в понимании развития живого вещества в природе.
Питер Гаскелл, английский врач, жил в первой половине XIX в. Он был либералом, буржуазным публицистом. Хотел остановить техническую революцию в процесе развития производства и тем самым сгладить классовые противоречия между пролетариатом и буржуазией. К. Маркс так писал о его взглядах: «По Гаскеллу, паровая машина с самого начала сделалась антагонистом «человеческой силы» и дала капиталистам возможность разбивать растущие притязания рабочих, которые угрожали кризисом зарождающейся фабричной системы. Можно было бы написать целую историю таких изобретений с 1830 г., которые были вызваны к жизни исключительно как боевые средства капитала против возмущений рабочих. Прежде всего
мы напомним об автоматической мюль-машине, потому что она открывает новую эпоху автоматической системы»2. * Известно, что до 1824 г. рабочим Англии запрещалось объединяться в какие-либо союзы. И хотя парламент отменил этот запрет, простая агитация за вступление рабочих в союз и за участие в стачках властью имущих рассматривалась как уголовное преступление.
П. Гаскелл в своих работах отмечал, что дальнейше развитие капитализма вело к росту неблагополучия трудящихся. Из-за развития машинного производства часть их теряла работу и лишалась средств к существованию.
Среди многих врачей Западной Европы XIX в., включившихся в революционное движение и внесших определенный вклад не только в его развитие, но и в теоретическое обоснование преобразования человеческого общества, следует назвать немецкого врача Роланда Даниельса (1819—1855). Вступив в Союз коммунистов, организованный впервые в истории человечества К. Марксом и Ф. Энгельсом в Лондоне на базе реорганизованного «Союза справедливых», он вскоре стал одним из его руководителей. Программой этого Союза являлся «Манифест Коммунистической партии», написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г.
Р. Даниельс одним из первых сделал попытку применить диалектический материализм в области естествознания. На рубеже первой и второй половин XIX в. продолжалась борьба между материализмом и идеализмом. Его работы в этом отношении имели большое значение для прогресса науки. В его научных трудах постоянным наставником был К. Маркс. Так, в одном из писем к нему (май 1851 г.) К. Маркс разъяснял: «...Коммунистам предстоит показать, что только при коммунистических отношениях уже достигнутые технологические истины могут быть осуществлены на практике»3. К сожалению, в 1852 г. Прусское правительство инспирировало Кельнский процесс коммунистов, и Р. Даниельс как один из руководителей Союза коммунистов был арестован. Как писал К. Маркс в своей статье «К истории Союза коммунистов», доктор Р. Даниельс умер через несколько лет после процесса от туберкулеза, который он нажил в тюрьме4.
Р. Даниельс был другом К. Маркса и Ф. Энгельса и оказывал им финансовую помощь.
Мартин Генрих Ратке (1793—1860) учился в Геттингенском и Берлинском университетах. Получив медицинское образование, он начал специализироваться в области анатомии и эмб-
2 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 445—446. 8 Там же. — Т. 27. — С. 483. 4 Там же. —Т. 21.-С. 231.
13—129
риологии. В 1829-г. М. Г. Ратке стал профессором Дерптского университета, где работал до 1835 г., после чего переехал в Кенигсбергский университет.
Основной направленностью его научной деятельности были сравнительная анатомия и описательная эмбриология. Изучая развитие эмбрионов различных представителей животного мира (речные раки, акулы, ужи и др.), М. Г. Ратке описал неизвестные до него явления в эмбриологическом развитии: жаберное кровообращение зародышей позвоночных, смену выделительных органов позвоночных, изменение кровообращения при развитии легочного дыхания позвоночных.
В результате своих многочисленных опытов и наблюдений М. Г. Ратке пришел к важному выводу, что зародыши высших позвоночных в своем развитии повторяют стадии развития, присущие низшим животным. Он считал, что филогенез, т. е. процесс исторического развития органического мира, его видов, родов, семейств и др., ярко подтверждается эмбриологией. Данный вывод наносил смертельный удар религии о божественном происхождении всего живого мира и человека и открывал первые страницы эволюционного учения.
Франсуа Венсан Распайль (или Распай) (1794—1878) был не только врачом, но и социалистом-утопистом, французским демократом, естествоиспытателем.
Будучи социалистом-утопистом, он не только провозглашал социалистические идеи, но и принимал активное участие в революционном движении. Ф. В. Распайль был участником двух революций во Франции — в 1830 г. и в 1848 г., сражаясь на баррикадах. Во время революции 1848 г. играл важную роль среди революционеров. Ему было поручено возглавить рабочую депутацию и предъявить буржуазному Временному правительству требование о немедленном объявлении республики во Франции. После революции 1848 г. он участвовал в республиканском движении. За свою активную революционную деятельность, а также за оказание бесплатной медицинской помощи трудящимся Парижа Ф. В. Распайль пользовался большим уважением у последних. Позже начал издавать газету, в которой пропагандировал свои социалистические взгляды, носившие утопический характер. Он хотел в рамках капиталистического общества уничтожить нищету среди трудящихся масс путем предоставления им реального «права на труд» и организации производственных ассоциаций, которые должны поддерживаться как государством, так и общинной властью. Ф. В. Распайль не понимал, что ни одну из этих задач невозможно выполнить в рамках капиталистической формации, так как неизбежным спутником ее является возрастающая безработица, ведущая к нищете.
Им же был организован «Клуб друзей народа», который пользовался большой популярностью среди рабочих.
В августе 1848 г. Ф. В. Распайль принял активное участие в демонстрации. Это была народная демонстрация против Учредительного собрания, проводившего политику, враждебную пролетариату. Демонстрация требовала роспуска Учредительного собрания. Однако это движение было подавлено, а Ф. В. Распайль арестован и в марте 1849 г. осужден на 6 лет тюремного заключения. Но широкая его популярность среди пролетариата вызвала волну протеста против ареста Ф. В. Рас-пайля. Возмущенный пролетариат на арест ответил демонстративным избранием его депутатом в Учредительное собрание, а несколько позже социалистические клубы Парижа выдвинули его кандидатуру в президенты республики. Правительство не посчиталось с протестами пролетариата, и он вынужден был отбывать наказание до 1855 г.
После освобождения из тюрьмы Ф. В. Распайль стал на буржуазно-демократические позиции.
Ф. В. Распайль внес весомый вклад в изучение паразитологии, органической химии, медицины, естествознания.
Роберт Ремак (1815—1865), немецкий врач и биолог, окончив в 1838 г. Берлинский университет, в 1859 г. стал профессором этого же университета. Его научные интересы были связаны с изучением неврогистологии. Он изучал тончайшие срезы нервной ткани периферических нервов, нервных узлов сердца, пищеварительного тракта и другой дислокации. Многие нервные образования, в частности безмякотные нервные волокна и сердечные нервные узлы в пограничной зоне предсердий и желудочков, носят его имя.
Наибольшее значение для понимания проблемы развития живой природы имели его труды в области цитологии, которой он занимался наряду с неврогистологией и эмбриологией. Одним из первых он открыл прямое клеточное деление, биологический процесс, называемый амитозом. Он высказал мнение о том, что все позвоночные животные начинают формироваться ми трех зародышевых листков и каждый из них является началом формировании определенных органов. Это ничего общего не имело с теорией преформизма, сформировавшейся в XVII— XVIII вв., согласно которой в зародыше уже сформирован организм и дальнейшее развитие заключается лишь в увеличении сложившегося организма.
Немецкий врач Отто Люнинг (1818—1868), помимо врачебной деятельности, занимался публицистикой, а в конце 40-х годов XIX в. был редактором «Новой немецкой газеты». В течение 1848—1850 гг. эта газета ежедневно выходила в Дарм-штадте и Франкфурте-на-Майне, нанося ощутимые удары по идеологии капитализма, разоблачая его хищническую сущность.
О. Люнинг был представителем так называемого истинного социализма, и публикуемые им статьи направлены против капиталистического строя. Немецкий «истинный социализм» являлся одной из разновидностей мелкобуржуазного социализма. Наибольшее распространение он приобрел в Германии в 40-х годах XIX в. Его приверженцами были интеллигенция и ремесленники. О. Люнинг являлся одним из главных представителей этого философского течения.
К. Маркс в своей статье «Редактору газеты «ВеоЬасМег» в Штутгарте» писал: «И. Вейдемейер редактировал в свое время вместе с О. Люнингом «Ыеие |Веи1:зсЬе 2е11и炙 во Франкфурте и был всегда одним из лучших борцов немецкой рабочей партии»5. Говоря так о И. Вейдемейере, К. Маркс рядом с ним ставит и врача-социолога О. Люнинга, много сделавшего по подъему самосознания пролетариата в его классовой борьбе против своих угнетателей — капиталистов.
Вместе с тем О. Люнинг не всегда был последователен. Так, в 1846 г. после опубликования К- Марксом и Ф. Энгельсом в журнале «Вестфальский пароход» статьи «Циркуляр против Крюге»6 он, будучи редактором этого журнала и одним из представителей «истинного социализма», подверг этот циркуляр произвольной обработке тенденциозного характера. Им были сделаны вставки, не согласованные с авторами, в ряде случаев произвольно изменен текст, что искажало некоторые суждения К. Маркса и Ф. Энгельса. Этим самым О. Люнинг пытался сгладить остроту партийной борьбы с помощью сентиментальных выражений, в то время как К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на принципиальных позициях.
К. Маркс критиковал О. Люнинга и за неправильное рецензирование его работы «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Он искажал взгляды К. Маркса о диктатуре пролетариата и уничтожении классовых различий. К. Маркс отмечал по этому поводу, что О. Люнинг не понимает того, что взялся критиковать. И. К- Маркс вынужден был выступить со специальным разъяснением по этому вопросу, что опубликовано в «Заявлении редактору «Ыеие Е)еи1зспе 2еНи炙7.
Среди чешских ученых начала XIX в. особое место занимает имя Яна Эвангелиста Пуркинье (1787—1869). Окончив духовную семинарию, он поступил на философский факультет Пражского университета, после окончания которого непродолжительное время работал воспитателем в дворянской семье. Однако эта работа его не устраивала, его влекли к себе новые знания, и в 1812 г. Я. Э. Пуркинье поступил на медицинский факультет того же университета. Это был период, когда Карлов универ-
— Т. 16. —С. 22.
6 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд.
6 Там же. — Т. 4. — С. 1—16.
7 Там же. — Т. 7. — С. 339.
ситет стал одним из центров борьбы за национальное освобождение Чехии. Попав еще в начале XVI в. под иго Габсбургов, страна стала онемечиваться, но эта политика встречала постоянное сопротивление чешского народа. Борьба за свою национальную независимость, за право говорить на своем родном языке, развивать свою литературу и культуру многократно вспыхивала как неугасающее пламя. Важную роль в этой борьбе занимал Пражский университет, где учился Я- Е. Пуркинье. После окончания медицинского факультета он остался работать в этом же университете в качестве ассистента по преподаванию анатомии и физиологии.
Для Чехии эти годы были чрезвычайно тяжелыми. Реставрация Бурбонов привела к тому, что организатор Германского союза Меттерних стал инициатором принятых в 1819 г. Карлс-бадскнх постановлений, наираилешшх на ужесточение репрессий против освободительного к революционного движения. Репрессивные меры отразились и на судьбе университета, в котором была введена строжайшая цензура. Прогрессивные профессора, высказывавшиеся за национальное освобождение, были удалены из университета. Такой же судьбы «удостоились» и демократически настроенные студенты. Всякие организации, общества были распущены и впредь запрещены. В университете, как и во всей стране, начала насаждаться сеть шпионов. Особый контроль был установлен за профессорско-преподавательским составом и студентами из числа чехов и словаков. В этой сложной политической обстановке началась научная и общественная деятельность Я. Э. Пуркинье. В 1819 г. он получил степень доктора медицины. В это же время опубликовал научный труд «К познанию зрения в субъективном аспекте», который получил широкую известность. Даже знаменитый немецкий поэт Гёте лестно отзывался о нем. Будучи патриотом, Я. Э. Пуркинье начал издавать журнал «Крок» на чешском языке. Но доступ к профессорской должности был закрыт из-за его принадлежности к чешской национальности. В Праге, Будапеште, Любляне он получил отказ. Везде исполнялась воля Габсбургов не открывать дорогу чехам и другим угнетенным национальностям. Отчаявшись найти профессорскую должность, он решил заняться врачебной деятельностью, мечтал накопить денег и открыть школу для одаренных чешских детей. В этих школах им предусматривалось начать обучение детей в неразрывной связи с производственной работой, как это делал швейцарский педагог Песталлоци в организованных им школах. Однако и эти намерения оказались неосуществленными прожектами. Лишь в 1822 г. при поддержке своих благожелателей — поэта Гёте и известного ученого Германии Гумбольдта ему было предоставлено место профессора на кафедре физиологии в университете г. Бреславля, который хотя и являлся старинным польским городом Вроцлавом, но в тот период входил в состав Пруссии.
На эту должность Я. Э. Пуркинье пришел вопреки желаниям работающих на факультете, которые избрали на эту должность другого кандидата. В связи с этим он был встречен недружелюбно. Оппозиция к нему нарастала с каждым днем. Им не были довольны за то, что он (впервые) свои лекции сопровождал опытами на животных, а также за то, что читал лекции по-немецки с чешским акцентом. Его во всем ограничивали. Руководство университета отказалось ему выделить микроскоп. Лишь спустя 10 лет Я. Э. Пуркинье удалось организовать научную лабораторию на кафедре, но и это вызвало бурю протестов, что заставило его организовать лабораторию с подопытными животными у себя на квартире. Несмотря на тяжелейшие условия работы, им выполнен ряд фундаментальных работ. Он исследовал важнейшие области офтальмологии. Им сделаны важные открытия. Ему удалось установить и объяснить тот факт, что при уменьшении освещенности изменяется яркость субъективного восприятия цвета. Я. Э. Пуркинье ввел понятие центрального и периферического зрения и многое другое, после чего офтальмология прочно стала на научные рельсы. Большой вклад он внес в изучение клетки и микроструктуры тканей. Им открыто существование нервных клеток и сделано описание структуры нервных волокон. Благодаря его исследованиям открыты особые волокна проводящей системы сердца, выполняющие важную роль в возникновении и проведении процессов возбуждения в сердечной мышце. Теперь эти волокна носят его имя. Он открыл потовые железы. В его лаборатории, можно сказать, зародилась гистология как наука.
Я. Э. Пуркинье внес весомый вклад и в зарождение эмбриологии, так как открыл ядро яйцевой клетки и описал изменение яиц и зародышей на различных стадиях развития. Еще до создания клеточной теории Швана им сделан вывод об общности в структуре растительных и животных клеток, что свидетельствовало о единстве материального мира. Он ввел в биологию понятие «протоплазма», а также ряд других терминов, которые вошли в научный язык. Им разработаны основы дактилоскопии.
Я. Э. Пуркинье был человеком энциклопедических знаний. Владея 13 языками, в том числе и русским, он хорошо знал уровень развития мировой науки. Это позволяло ему свободно читать лекции студентам по антропологии, анатомии, эмбриологии, гистологии, экспериментальной физиологии, прикладной физиологии, физической механике, физиологической химии, физиологической психологии и философии природы, или по натурфилософии.
Я- Э. Пуркинье внес значительный вклад в развитие медицинской науки, которая позволила понять глубинные естественно-биологические процессы, взаимосвязи человека с окружающим миром, что способствовало обогащению философской мысли в домарксистский период. Я. Э. Пуркинье, как и многие
другие естествоиспытатели того времени, стихийно нащупывал и испытывал более правильный метод познания природы. Приобретенные им знания, сделанные им открытия способствовали подрыву старого, метафизического взгляда на природу.
Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) родился в семье сапожника в г. Кобленце (Германия), но благодаря своей большой одаренности и трудолюбию ему удалось окончить медицинский факультет Боннского университета и стать крупным ученым-естествоиспытателем. Уже его первая работа «Дыхание зародыша», написанная в студенческие годы, произвела на ученых большое впечатление.
В возрасте 25 лет он уже стал профессором Боннского университета по анатомии и физиологии. В 1833 г. И. Мюллер переехал в Берлин, где принял анатомический театр и до конца своей жизни проработал в Берлинском университете, читая лекции по анатомии человека, сравнительной и патологической анатомии, истории физиологии, эмбриологии.
По своим философским взглядам он был последователем И. Канта. И. Мюллер является основоположником так называемого физиологического идеализма. Он считал, что органы чувств обладают специфической энергией, и поэтому проявление ощущений им объяснялось как восприятие разрядов «специфической энергии», заложенной в рецепторном отделе нервной системы. Этим самым И. Мюллер разорвал реально существующую связь между ощущениями и свойствами объективно существующих предметов.
Придерживаясь взглядов И. Канта, он и восприятие пространства трактовал как способность сетчатки укладывать ощущения в априорные пространственные схемы. Его ошибка заключалась в том, что ощущения не могли использоваться как источник познания внешнего мира, так как органы чувств, по его теории, реагируют не в связи с воздействием на них предметов внешнего мира, а в связи с наличием собственной специфической энергии. Он считал, что ощущения позволяют человеку лишь судить о состоянии органов чувств, а не о предметах внешнего мира и их свойствах. Из его теории следовало, что все качественные явления, присущие предметам и воспринимаемые нашими органами чувств, такие как оттенки цвета, различные звуки, температура окружающей среды и самих предметов, различные запахи, вкус пищи, сотоящей из разных продуктов, обладающих разными вкусовыми свойствами,'— все это есть не что иное, как качество наших чувств. Что касается вещей, то они, по его мнению, в действительности не обладают этими качествами. Исходя из этого, И. Мюллер совместно с Ч. Беллом сформулировали принцип «специфической энергии органов чувств», что и явилось основой для теоретического фундамента «физиологического идеализма».
В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг И. Мюллера острейшей критике за его физиологический идеализм, который по своей сути ничем не отличался от субъективно-идеалистических взглядов. В. И. Ленин писал: «В 1866 г. Л. Фейербах обрушился на Иогана Мюллера, знаменитого основателя новейшей физиологии, и причислил его к «физиологическим идеалистам»... Идеализм этого физиолога состоял в том, что, исследуя значение механизма наших органов чувств в их отношении к ощущениям, указывая, например, что ощущение света получается при различного рода воздействии на глаз, он склонен был выводить отсюда отрицание того, что наши ощущения суть образы объективной реальности. Эту тенденцию одной школы естествоиспытателей к «физиологическому идеализму»», т. е. к идеалистическому толкованию известных результатов физиологии, Л. Фейербах схватил чрезвычайно метко. «Связь» физиологии с философским идеализмом, преимущественно кантианского толка, долгое время потом эксплуатировалась реакционной философией»8. В. И. Ленин делает ссылку на Л. Фейербаха, поэтому небезынтересно будет знать, а как же сам Л. Фейербах отзывался о теоретических выводах И. Мюллера. Он не соглашался со взглядами субъективных идеалистов и считал, что «...мое ощущение субъективно, но его основа (Опте!) объективна», что «...без воды... нет ощущения, и прежде всего ощущения потребности в воде...»9. И далее, конкретизируя свою мысль относительно взглядов И. Мюллера, Л. Фейербах так обнажал его ограниченные взгляды: «А что эти ощущения, — писал он, — равно как и их предметы — звук, свет, только субъективны, являются только аффектациями нервов или мозга, — это утверждают и доказывают не только философы, но также и современные физиологические идеалисты. «Совершенно безразлично, — говорит, например, И. Мюллер в своей работе «К сравнительной физиологии зрения», — совершенно безразлично, каким способом раздражения действуют на чувства; и их действие всегда есть энергия самого чувства»10.
Л. Фейербах из этого делал вывод, что такое представление И. Мюллера ведет к ограниченному пониманию мира или, как писал он, — «Я» остается без «Ты»11.
Однако наряду с идеалистической теорией о специфической энергии органов чувств, смыкающейся с субъективным идеализмом, во взглядах И. Мюллера наблюдались моменты и стихийно-материалистического понимания связи человека с внешним миром. Противоречивые взгляды его привели к двусторонней критике. Естествоиспытатели и философы-материалисты,
8 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч. —Т. 18. —С.. 322.
9 Фейербах Л.//Избр. филос. произвел. — Т. I. — М., 1955. — С. 572.
10 Там же. — С. 573.
11 Там же. — С. 575.
такие как Пуркинье, Фейербах, Сеченов и другие, отвергали его теорию за отрицание воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. В свою очередь представители идеализма в лице Лютца и других критиковали И. Мюллера за причинную связь ощущений с материальным миром.
Одновременно с М. Холлом после длительных исследований И. Мюллером были тщательно изучены рефлекторные движения. Это было открытием элементарных форм нервной деятельности. Рассматривая движение, связанное с функциями организма, он стоял на позициях механической схемы. Механизм рефлексов у него был независим от ощущений. И хотя он стремился к точности и хотел, чтобы «...физиологические эксперименты давали такие же верные и точные результаты, как эксперименты физиков и химиков», тем не менее в своих выводах он допускал большие ошибки. Несмотря на ограниченное представление о рефлекторной схеме, исследования И. Мюллера способствовали формированию фундамента материалистического понимания жизненных функций, которые в последующем были глубоко изучены врачами, твердо стоящими на позициях материализма.
В 1832 г. И. Мюллер был избран иностранным членом-корреспондентом Российской Академии наук за свой большой вклад в развитие естественных наук и медицины.
Теодор Шванн (1810—1882), крупный немецкий ученый, внесший неоценимый вклад в развитие естественных наук, доказав клеточное строение животного организма, в том числе и человека, что имело большое значение и для философии. Эта теория еще раз подтвердила небожественное происхождение человека, что говорило о сложном эволюционном процессе его развития.
Родился в г. Нейсе (Пруссия). Учиться ему пришлось в различных городах Германии — Бонне, Вюрцберге, Берлине. Вначале он изучал философию, а потом медицину. Являлся учеником п.чмсстпого прпча-философа И. Мюллера, у которого 1Ю.1ЖО и течение1 •! лет (1834 1838) был ассистентом. В этот период им был;! создана крупная работа по искусственному пищеварению. При этом была доказана важная роль пепсина и пищеварении. В мтот же период им были изучены такие вопросы, как микроскопическое строение мышечных нитей и эластической ткани, сократимость артерий и поперечнополосатых мускульных волокон, проводимость раздражения в нервах, брожение и гниение, строение энзимов (ферментов). Главным вопросом было клеточное строение организма. Им была установлена важная закономерность, что существует единый принцип строения и развития у растений и животных. У животных все ткани и органы состоят из клеток, так же как вся структура растений. Эта мысль им убедительно доказывалась в его книге «Микроскопические исследования о сходстве в строении,
росте животных и растений». В этой книге был приведен большой материал, полученный им в результате длительных исследований.
Т. Шванн, так же как и Шлейден, считал, что клетки как растительного, так и животного происхождения состоят из живой бесструктурной массы. Это был материалистический взгляд на природу, который во второй половине XIX в. некоторые ученые (Вирхов и др.) пытались объяснить с идеалистических позиций.
Т. Шванн, дав правильное описание структуры клетки, вместе с тем не мог понять процесс ее образования, развития, питания и размножения. Это непонимание привело его к идеалистической позиции, так как все эти процессы, происходящие в клетке, он объяснял «пластической силой», «метаболической силой», т. е. силой, реально не существующей. Кроме того, он наделил клетку большой самостоятельностью и как бы автономией, независимостью от других клеток и органов. Свойства целостного организма им сводились к простой сумме всех клеток, как бы независимых друг от друга, не соподчиненных друг
другу.
В 1838 г. Т. Шванн начал возглавлять кафедру анатомии в Лувене, а через 10 лет (1848) перешел на кафедру физиологии
в Льеж.
Он изучал также роль печени в животном организме, гистологическую структуру нервной ткани, и в честь его исследова-вий бесструктурная оболочка нервных волокон стала носить его имя — шванновская оболочка.
На основании научных наблюдений Т. Шванн пришел к выводу, который звучит как важный закон природы, присущий всему животному и растительному миру: в основе всего живого, его структурной архитектоники лежит клетка. Исходя из этого, он писал: «Можно установить основное положение, что существует общий принцип развития для самых различных элементарных частей организма и что этим принципом развития является клеткообразование... Развитию положения, что для всех органических производных существует общий принцип образования и что таковым является клеткообразование вместе с вытекающими из этого положения выводами, можно дать название клеточной теории»12.
Т. Шванн не только сделал открытие клеточной структуры всего живоро, но и открыл процесс клеткообразования как общий принцип развития всего живого, который им был связан с другим важным принципом — целостностью природы. Он так писал по этому поводу: «Рассматривая органическую природу, животных и растения, в противоположность неорганической
природе как одно целое, мы обнаруживаем все организмы и все отдельные органы их не в виде компактных масс, а состоящими из бесчисленного множества мелких частиц определенной формы»13.
Таким образом, открытие клетки подняло занавес для установления еще двух важных закономерностей. Оно говорило о том, что органы и ткани всего живого не только состоят из структурных частей — клеток различного характера, но и развиваются из них, а мир всех растений и животных представляет единое целое. С тех пор принципы структурности, развития и целостности стали ведущими при изучении живого, вечно развивающегося и изменяющегося мира.
Ф. Энгельс высоко ценил открытие клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой развивается все тело растения и животного. Он писал: «Это открытие не только убедило нас, что развитие и рост всех высших организмов совершается по одному общему закону, но, показав способность клеток к изменению, оно наметило также путь, ведущий к видовым изменениям организмов, изменениям, вследствие которых организмы могут совершать процесс развития, представляющий собой нечто большее, чем развитие только индивидуальное»14.
Говоря о важности клеточной теории с точки зрения изучения проблем развития живой природы, Ф. Энгельс вместе с тем подчеркивал и большую ее значимость для познания уже пройденных ею этапов развития, а также для изучения не только общих закономерностей, но и частных вопросов биологии. Он писал по этому поводу: «Только со времени этого открытия (клеточной теории. — С. Ч.) стало на твердую почву исследование органических, живых продуктов природы — как сравнительная анатомия и физиология, так и эмбриология. Покров тайны, окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван. Непостижимое до того времени чудо предстало в виде процесса, происходящего согласно тождественному по существу для всех многоклеточных организмов закону»15.
Ф. Энгельс положительно оценивал открытие Т. Шванна. В «Диалектике природы» он писал, что в 30-е годы XIX в. эмпирическое естествознание достигло такого подъема и добилось таких результатов, что механическая односторонность в нем, характерная для XVIII в., была преодолена. Оно превратилось из эмпирической науки в теоретическую. В XIX в., по мнению Ф. Энгельса, произошло три великих открытия: первое — было доказательство о превращении энергии, сделанное Р. Манером, Джоулем и Кольдингом, второе — о клеточном строении живот-
I
12 Шванн С. 306—307.
Т. Микроскопические
исследования. — М. — Л., 1939. —
13 Шванн Т. Микроскопические исследования. — М. — Л, 1939 — С 302
14 Маркс К., Энгельс Ф. —//Соч. — 2-е изд. —Т. 21. —С 304
15 Там же. —Т. 20. —С. 512.
ного и растительного мира, сделанное Шванном и Шлейденом, и третье — теория развития жизни, сделанное Ч. Дарвином16.
Конкретно о заслугах Т. Шванна Ф. Энгельс писал так: «Вторым—хотя по времени и более ранним — открытием является открытие Шванном и Шлейденом органической клетки как той единицы, из размножения и дифференциации которой возникают и вырастают все организмы, за исключением низших17. Имея в виду клеточную теорию, Ф. Энгельс подчеркивал, что подобного рода открытия заставляют нас подвергать полному пересмотру все установленные до сих пор в биологии как окончательные истины в последней инстанции и целые груды их отбрасывать раз и навсегда. Действительно, клеточная теория Шванна и Шлейдена сыграла важную роль в понимании единства органического мира. Она позволила сделать значительный скачок в развитии таких наук, как цитология и гистология, и на этой основе — всей биологии.
Карл Густав Карус (1789—1869) — немецкий естествоиспытатель и врач. Он был также одаренным живописцем, писал пейзажи. В 25 лет он уже стал профессором и директором Саксонской медико-хирургической академии в Дрездене. Здесь он проработал до конца своей жизни.
В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдино-Ка-ролинской академии. Академия эта объединяла естествоиспытателей. Основные научные труды Каруса были посвящены сравнительной анатомии нервной системы. Он изучал также вопросы, связанные с развитием мускулатуры. Помимо анатомии человека, его интересовали и вопросы биологии. В частности, он изучал кровообращение у насекомых.
Карус являлся автором ряда учебников — по анатомии, зоологии, физиологии, гинекологии. Эти учебники сыграли важную роль в распространении научных знаний. Как философ он стоял на позициях Ф. Шеллинга (1775—1854), который выступал с позиций философии природы. В философии Каруса, отражающей позднеромантическое направление, нашла свое преломление гетевская идея единства бытия, когда все отражается во всем. Взяв у Гёте его идею об одухотворенности природы, Карус переносит ее в область изучаемых им знаний — на физиологию, гинекологию и краниоскопию. Однако он не ограничивается применением этих принципов на изучаемые им медицинские проблемы и стремится сделать обобщение всего бытия, создавая целостную символическую картину. Он и искусство, которым с увлечением занимался, пропитывает духом символической науки. Карус считал, что создаваемые им пейзажи должны иметь научно обоснованную физиогномику.
В целом мировоззрение Каруса было идеалистическим. Он считал безусловным началом всего духовное. Даже развитие организма определяла душа. Сознание, в понимании Каруса, проявляется только в подсознательном. Его учение оказало значительное влияние на развитие психологии в конце XIX в. Позже на его учение опирался немецкий психолог и философ-иррационалист Людвиг Клагес (1870—1956).
Наряду с прогрессивно настроенными врачами были и такие, которые отражали интересы господствующего класса — буржуазии. К числу таких представителей можно отнести английского врача Джемса Филлипса Кей-Шатлуорта (1804— 1877).
Капитализм породил не только классовые противоречия, но и нищету среди угнетенного класса — пауперизм.
К. Маркс давал такую характеристику этой ужасающей эксплуатации: «Нечего сказать, хорош этот чистый воздух — зачумленная атмосфера английских подвальных жилищ! Великолепна эта красота природы — фантастические лохмотья английских бедняков; дряблое, сморщенное тело женщин, изнуренных трудом и нищетой; дети, валяющиеся в грязи; уроды, порождаемые чрезмерным, однообразным механическим трудом на фабрике! Восхитительны эти мельчайшие детали практики — проституция, убийства и виселицы!»18
Далее К. Маркс писал, что часть английской буржуазии понимала опасность пауперизма, но объяснение этому явлению и способам устранения тяжелейшего положения закабаленных людей давала неадекватное причинам, порождающим социальное неблагополучие. Среди идеологов буржуазии был и врач Д. Ф. Кей-Шатлуорт. Он написал брошюру «Новейшие мероприятия по улучшению дела воспитания в Англии». Все беды, порожденные капиталистическим обществом, он объяснял наличием пренебрежительного отношения к вопросам воспитания, снимая ответственность с буржуазии за жестокую эксплуатацию. В своих рассуждениях он дошел до того, что, по его мнению, рабочий из-за плохого вопитания не понимает «естественных законов торговли», что и приводит его к пауперизму. Он и причины классовой борьбы в конечном счете свел к отсутствию должной образованности у рабочих. По его теории получалось, что если бы рабочие получили хорошее воспитание, то они бы не бунтовали. А отсутствие у них должных знаний может «...помешать процветанию английских мануфактур и английской торговли, поколебать взаимное доверие деловых людей, ослабить политические и социальные устои»19.
Эти антинаучные взгляды, ничего общего не имеющие с научным коммунизмом, создавались для того, чтобы обелить
16 Маркс К- Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. —Т. 21. —С. 511—512.
17 Там же.
18 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд.— Т. 1. —С. 434.
19 Там же. — С. 435.
капитализм, снять с него объективные обвинения, сбить накал классовой борьбы. И не случайно, что К. Маркс по поводу выводов этого социолога писал: «Так велико скудоумие английской буржуазии и ее прессы в вопросе о пауперизме, этой национальной эпидемии Англии»20.
Джордж Генри Льюис (1817—1878), английский писатель, врач и философ, после окончания медицинского факультета в Лондонском универсистете в 1838 г. увлекся философией и уехал в Германию, которая в то время была центром сосредоточения философской мысли. Здесь он занимался и естественными науками. Вернувшись на родину, начал много заниматься литературной деятельностью. В 1850—1854 гг. был редактором газеты «Leaderг», а в 1865 г. основал свой журнал «Fort nightly Revier». Кроме того, длительное время он принимал активное участие в журнале «Westminster Review», который был главным органом позитивистов. По своим философским взглядам Д. Г. Льюис был позитивистом. Самый крупный его философский труд — трехтомник «Вопросы о жизни и духе», изданный в течение 1872—1879 гг. В своих трудах автор, прежде чем сделать вывод и дать оценку различным философским течениям, делает обзор философской литературы и философских течений. Он высказал критические замечания по различным точкам зрения на взаимную связь психических и физических явлений. Им раскрывается последовательное развитие философских систем с древних времен до времени его научного анализа. В его трудах немало страниц посвящено борьбе с метафизиками.
Научная деятельность Д. Г. Льюиса носила разносторонний характер; глубокой разработкой отдельных вопросов он не занимался. Однако его заслуга заключается в том, что он был популяризатором дарвинизма. Что касается философских взглядов, то он так и остался на позициях позитивизма, считая, что в связи с успехами естествознания философия как наука утратила свое значение. Он так и не понял великую методологическую значимость философии в развитии всех наук, в том числе и естественных.
Немецкий врач Рудольф Герман Лотце (1817—1881) в Лейп-цигском университете читал лекции не только по медицине, но и по философии. В период с 1844 по 1881 г. он работал в Гет-тингенском университете профессором философии. Его научная деятельность относится к началу второй половины XIX в. В своих многотомных трудах «Микрокосм», «Система философии», который включает разделы «Система философии» и «Метафизика», Г. Лотце стоял на позициях механистического материализма. Это значит, что в сложном взаимосвязанном мире он.
20 Маркс К-, Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. —Т. 1. —С. 435.
как и другие представители механицизма, видел только механические формы движения материи. Лишь эта механическая форма признавалась им единственно объективной. Такой подход говорил об одностороннем методе познания.
В одной из своих ранних работ «Общая патология и терапия как механические естественные науки», написанной в 1842 г., Г. Лотце выступал с критикой витализма. Однако эта критика была непоследовательной и осторожной.
В теорию познания и логику Г. Лотце ввел свое теологическое понятие «значимости». Таким образом, теология и идеалистическое учение о цели и целесообразности, которые будто бы ставит перед собой природа, были обогащены специфической характеристикой мыслительного содержания. В этику и эстетику им было введено аналогичное понятие «ценности».
Проявление механицизма и XIX п. связано с отрицанием диалектического метода мышления. Социальными же корнями такого мышления явился мировоззренческий кризис в ряде отраслей естественных наук, непосредственно связанных с философией. Человечество стояло на пороге новых естественнонаучных открытий, но для этого нужно было стоять на позициях диалектического материализма. Многие ученые, не приняв его, начали скатываться в болото идеализма. Так случилось и с Г. Лотце, который увлекся идеями Г. Лейбница о монадах. За ними скрывалась особая духовная сущность. Монада — это по существу материя, но созданная богом, и ее развитие может осуществляться только по божьим законам. Став на эти позиции, Г. Лотце в конечном счете перешел на позиции церковников, восхваляя всемогущего бога. Так произошла его деградация от критика витализма до объективного идеалиста. Вместе с тем о развитии живой природы Лотце писал: «В этой идеализации природы скульптура следовало указаниям самой природы; она выделяла главным образом те признаки, которыми человек отличается от животных. Вертикальное положение тела вело к большей стройности и длине ног, возрастающая в животном царстве крутизна черепного угла — к созданию греческого профиля, в чем сказался сформированный еще Вин-кельманом закон: там, где природа прерывает свои плоскости, она не притупляет их, но, действуя с большой решимостью, предпочитает острые края глазных впадин и носовых костей, а также резко очерченный разрез рта»21.
Юлиус Роберт Майер (1814—1878), немецкий врач-естествоиспытатель, значительную часть своей научной деятельности посвятил изучению перехода механической энергии в тепловую. При этом им была установлена эквивалентность механической
21 Ьо1ге. ОезсЫсМе йег АевШеМ т Веи1зсЫапс1. — МйпсЬеп, 1868 — 5. 568.
работы и теплоты, что позволило ему сформулировать закон сохранения энергии, перехода ее из одной формы в другую. Он стал пионером в понимании повседневно и ежеминутно происходящих в мире явлений, когда один вид энергии вроде бы в результате работы бесследно исчезает, на самом деле он преобразуется в другой вид. В 1845 г., когда ему было всего лишь 32 года, он теоретически рассчитал механический эквивалент теплоты. Несмотря на то что врач сделал великое открытие, которое позволило понять постоянно происходящие изменения в окружающем мире, он не был понят современниками, его идеи и его приоритет не были признаны. Это привело Ю. Р. Майера к депрессии и тяжелой болезни. Но история все расставила по своим местам. Ф. Энгельс так оценил открытие Ю. Р. Майера: «Количественное постоянство движения было высказано уже Декартом и почти в тех же выражениях, что и теперь... Зато превращение формы движения открыто только в 1842 г., и это, а не закон количественного постоянства, есть новое»22. Это было сказано о враче Ю. Р. Майере.
Макс Ферворн (1863—1921) был доктором философии и медицины. Последние 20 лет своей жизни работал в Геттин-генском университете, где возглавлял кафедру физиологии, и Бонне, где в течение 11 лет был директором Физиологического института. Он находился под большим влиянием своего соотечественника Р. Вирхова, автора целлюлярной теории. Свое направление в науке он назвал целлюлярной физиологией нервной системы. Его исходной позицией было утверждение о том, что каждая клетка многоклеточного организма является жизнеспособной единицей и обладает самостоятельностью. Переоценивая роль отдельных клеток, он ошибочно предлагал считать общую физиологию физиологией клеток. Будучи специалистом в физиологии нервной системы, он и на эту отрасль физиологии переносил свое общее правило. Им утверждалось, что механизм раздражения ганглионарных клеток ничем не отличается от механизма раздражения одноклеточных животных, не имеющих цельно сформированной нервной системы.
Им создана также биотоническая теория торможения. Суть ее заключается в том, что процессы ассимиляции и диссимиляции регулируются торможением, при котором преобладают диссимиляционные процессы.
В 1907 г. М. Ферворном была издана книга «Механика душевной жизни». В ней он изложил с точки зрения физиологии основные понятия, связанные с душевной деятельностью человека. Дана характеристика таким явлениям, как память, интеллект, характер. В книге отражены также основы нового философского мировоззрения, вошедшего в историю философии как
кондиционализм. Так он стал автором позитивистского методологического течения в физиологии и медицине, которое отрицало все причинно-следственные связи. Этим учением понятие причины было заменено понятием «комплекс условий». Объективные причины, вызывающие болезнь, были подменены случайным сочетанием различных условий. Уверовав в силу различных условий, вызывающих болезнь, М. Ферворн считал принцип причинности неприемлемым в медицине. Более того, объективное понятие каузальности он обвинил в мистицизме и религиозности. К такому выводу он пришел на основе ложного постулата, что будто бы в древние времена носителем причинности являлся бог, а в последующие годы над причинностью довлела также мистика. Исходя из ложной предпосылки, он делал вывод: «Ни одно условие не может быть более чем необходимым. Для причины же ист здесь места».
Он же является автором биогенной гипотезы. Смысл ее заключается в том, что все жизненные процессы объясняются функционированием «биогенмолекул». Наделив их механическими и нематериальными свойствами, он считал, что они являются причиной всех жизненных явлений. Это привело М. Фер-ворна в тупик, к выводу о том, что материализм не может объяснить происхождение жизни.
Идеалистические взгляды этого естествоиспытателя попали в зону внимания В. И. Ленина. Ознакомившись с его трудами, В. И. Ленин писал: «Никакого понятия о диалектическом материализме и полное неумение отличать материализм как философию — от отдельных, заскорузлых взглядов материалистами называющих себя обывателей данного времени»23.
Макс Ферворн — один из тех, кто был против диалектического материализма, защищая позиции субъективного идеализма.
Врач Сезар Де Пап (1842—1890) являлся одним из организаторов, идейных вдохновителей и руководителей бельгийской социалистической партии. Прежде чем стать врачом, он работал типографским рабочим. Являлся одним из основателей бельгийской секции Интернационала, членом Бельгийского федерального совета. Принимал активное участие в конгрессах Интернационала. Был делегатом Лондонской конференции (1865), Лозаннского (1867), Брюссельского (1868), Базельско-го (1869) конгрессов Интернационала и Лондонской конференции (1871)24. На Брюссельском конгрессе С. Де Пап внес предложение о социализации земли, и по этому вопросу была принята резолюция.
В 1872 г., когда в I Интернационале наметился раскол, он вел активную работу по его сплочению, изысканию общей
22 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 595.
23 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч. — Т. 29. — С. 354.
24 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд.—Т. 16.— С. 791.
14—129
платформы, которая была бы приемлема для всех членов I Интернационала. Вместе с лидерами Интернационала К. Марксом и Ф. Энгельсом им велась непримиримая борьба с мелкобуржуазным течением в философии прудонизмом.
Под руководством С. Де Папа его товарищи и ученики разработали программу и организовали социалистическую бельгийскую партию.
В связи с расколом, происшедшим в I Интернационале, он до конца своих дней вел неустанную работу, пытаясь объединить доктрины противоборствующих групп, понимая, что раскол ослабляет революционное движение.
С. Де Пап был одним из тех, кто стоял у колыбели зарождения коммунистических партий. Он пользовался высоким авторитетом. В статье, написанной Г. Юнгом для газеты о Лондонской конференции (1865) и отредактированной К. Марксом, говорится: «Весьма прискорбно, что Бельгия прислала только одного делегата и что этот делегат как раз представлял наименьшее число избирателей. Но все же Бельгия была достойным образом представлена в лице Сезара Де Папа»25.
Мориц Шифф (1823—1894)—немецкий ученый. В 1844г. окончил медицинский факультет Геттингенского университета. Первое время работал хранителем орнитологического музея во Франкфурте, но когда началась революция 1848 г., он перешел на работу врача. В 1854 г. М. Шифф стал профессором сравнительной анатомии в Берне, где работал почти 10 лет, и лишь в 1863 г. переехал во Флоренцию, но уже «а должность профессора физиологии. Около 13 лет продолжался его кропотливый труд в Италии, после чего он переехал в Женеву. Основные его научные труды были посвящены общей и частной физиологии нервной системы, как центральной, так и периферической. М. Шиффа интересовало не только нормальное состояние нервной системы, но и процессы дегенерации и регенерации, происходящие в ней. Он изучал вопросы возбудимости нервов при различных условиях, функции спинного и головного мозга, воздействие на них анестезирующих веществ, используемых в то время, — хлороформа и эфира. Его интересовали вопросы влияния нервных центров на регулирование дыхания, иннервацию сердца и кровеносных сосудов. В круг его интересов входила также пищеварительная система в широком плане. М. Шифф старался подробно изучить функцию желудка и кишечника, поджелудочной железы и печени. Он производил экспериментальные операции на животных. Им первым сделана операция по удалению щитовидной железы.
Его работы имели большое значение. Он был одним из тех, кто прокладывал путь к материалистическому познанию связи человека с окружающей средой, к созданию теории о высшей
Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд.— Т. 16. —С. 541.
нервной деятельности, подробно изложенной в трудах выдающихся русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова.
Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821—1894) был врачом, ученым-медиком, крупным естествоиспытателем, физиком, психологом и своими выдающимися открытиями вошел в историю философской мысли XIX в. Окончив Военно-медицинский институт в Берлине, после непродолжительной работы военным врачом на своей родине в Потсдаме посвятил себя научной деятельности. Долгие годы (1849—1871) он был профессором физиологии в ряде университетов Германии (в Кенигсберге с 1849 по 1855 г., в Бонне до 1858 г., в Гейдельберге до 1871 г., в Берлине до 1888 г.). С 1888 г. Г. Гельмгольц возглавлял Государственный- физико-технический институт в Берлине.
В одной из первых его работ «О сохранении силы», носившей мемуарный характер, написанной в начале научной деятельности в 1847 г., уже прослеживалось философское мышление. Дав впервые математическое обоснование закону сохранения энергии и высказав положение о том, что все живые организмы являются той физико-химической средой, в которой указанный закон обязательно выполняется, он научно обосновал принцип единства природы. Его анализ многих известных в то время физических явлений приводил к выводу о всеобщности этого закона.
Доказанное им положение о том, что все изменения, происходящие в живых организмах, подчинены закону сохранения энергии, нанесло серьезный удар по витализму. Концепции особой «жизненной силы», господствовавшей в то время в науке, был нанесен серьезный удар. Им было отвергнуто иллюзорное представление о том, что живыми организмами управляет некая жизненная сила. Это был мощный удар по идеалистическим взглядам.
Сам же Г. Гельмгольц философское значение закона сохранения энергии понимал механистически и метафизически. Он сосредоточил свое внимание на изучении количественной стороны сохранения энергии, не придавая внимания качественным изменениям, к которым ведет процесс приобретения или потери энергии. Такой метафизический подход прежде всего объясняется тем, что Г. Гельмгольц рассматривал материю как качественно однородную массу, состоящую из частиц, которые не претерпевают никакого изменения. Движение было для него только перемещением тела в пространстве. Другие формы движения материи им не признавались. За эту ограниченность взглядов он был подвергнут острой критике со стороны Ф. Энгельса. Рассматривая вопрос о законе сохранения и превращения энергии и отмечая его диалектический характер, Ф. Энгельс писал: «...количественная неизменность величины работы мешает ему (Гельмгольцу. — С. Ч.) видеть то, что основным условием вся-
14'
кой физической работы является качественное изменение, перемена формы»26.
Среди многочисленных трудов Гельмгольца по физиологии для философов большой интерес представляют работы по измерению скорости распространения возбуждения в нервном волокне. Используя физические методы в нервно-мышечной физиологии, он установил «время реакции», что являлось началом экспериментальных работ по психологии. Его работы показали, что эти нервно-психические акты вполне измеримы во времени, а не совершаются мгновенно, как утверждали представители антинаучных, идеалистических взглядов. Это открытие имело большой философский смысл.
Г. Гельмгольц внес большой вклад в изучение органов чувств — зрения и слуха, понимание функциональной деятельности которых имеет большое значение для познания окружающего мира. На его труды о роли мышечного чувства в формировании восприятий ссылался в своих работах выдающийся русский физиолог И. М. Сеченов.
Его работы об органах чувств имели большой материалистический смысл, так как они способствовали научному пониманию причинной зависимости ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Такова была объективная сторона его учения. Сам же он, находясь под влиянием своего соотечественника философа И. Канта, стоял на позициях понятия «о специфической энергии органов чувств». Он не сделал, да и не мог сделать на основании выводов по своим работам обобщения материалистического характера. И вместо этого создал «теорию иероглифов». Согласно этой теории, ощущения у него не являются субъективными образами, отражающими объективно существующую реальность в виде каких-то конкретных вещей, а есть не что иное, как знаки, которые не имеют ничего общего с обозначаемыми вещами.
Будучи стихийным материалистом в естествознании, Г. Гельмгольц придавал большое значение опыту, изучению отдельных факторов, что было типичным для ученых того времени, не сумевших преодолеть метафизический подход к изучению явлений. Даже абстрактные области знаний он пытался постигнуть с помощью опыта. Он доказывал, что все основные положения геометрии можно постичь с помощью опыта. Опытным путем, — утверждал он, — можно выяснить и форму пространства. Однако в исходном пункте изучения пространства он допускал коренную ошибку. Исходя из кантианской позиции, Г. Гельмгольц утверждал априорность пространства как формы созерцания. Им подтверждалась реакционная теория Рихтера о вечности жизни.
88 Маркс К.. Энгельс Ф7/Соч. — 2-е изд. — Т. У). — С. 420.
За колебание в философских позициях, за его непоследовательность и наличие противоречий во взглядах В. И. Ленин подверг философские позиции острой критике. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин писал: «Он склонялся к кантианству, но и этой точки зрения не выдерживал в •своей гносеологии последовательно»27. И далее, подчеркивая его непоследовательность, В. И. Ленин отмечал: «Гельмгольц был непоследовательным кантианцем... то выводившим ощущения человека из внешних предметов, действующих на наши органы чувств, то объявлявшим ощущения только символами, т. е. какими-то произвольными обозначениями, оторванными от «совершенно различного» мира обозначаемых вещей»28. Именно так получалось у Г. Гельмгольца. С одной стороны, он признавал существование объективной реальности, подтверждая это тем, что понятия и представления у человека образуются в результате воздействия внешних предметов на его органы чувств. С другой стороны, им была создана теория иероглифов, или символов, которые не отражают объективной реальности, а являются лишь обозначением предметов, и из этой совокупности символов складывается представление о внешнем мире. Такое идеалистическое толкование есть результат воздействия на него учения И. Мюллера — создателя физиологического идеализма.
Г. Гельмгольц пытался стать на позиции материализма. Он считал, что истинность знаний определяется практической целесообразностью. С этой точки зрения им отдавалось предпочтение материализму, «гипотезы» которого более полезны для естествознания, чем доводы идеализма.
Следуя за своим кумиром И. Кантом, по словам В. И. Ленина, он пытался «...провести подобие принципиальной грани между «явлением» и «вещью в себе»»29.
В. И. Ленин критиковал его за то, что он не признавал объективной истины и в конечном счете скатывался на позиции субъективного идеализма и агностицизма. Характеризуя данную позицию Г. Гельмгольца, В. И. Ленин писал: «Агностицизм Гельмгольца тоже похож на «стыдливый материализм» с кантианскими выпадами в отличие от берклианских выпадов
Гексли»30.
Будучи убежденным механицистом, он был далек от диалектики и все явления природы ограничивал рамками механистических представлений.
Несмотря на непоследовательность Г. Гельмгольца, В.И.Ленин считал, что в целом он все-таки сыграл положительную роль не только в развитии естественных наук, но и философии. Он писал по этому поводу: «От кантианца Гельмгольца, как
27 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.— Т. 18.— С. 245.
28 Там же. — С. 246. *> Там же. — С. 247.
30 Там же. — С. 247—248.
и от самого Канта, материалисты пошли влево, махисты — вправо»31.
Для Гельмгольца были характерны черты механистической ограниченности в физике.
В 40-е годы XIX в. Гельмгольц, так же как и другие крупные ученые — Роберт Майер (Германия), Джоуль (Англия), разрабатывал учение об энергии. Особенно подробно им изучена математическая сторона закона сохранения и превращения энергии. В его работах обращает на себя внимание односторонний подход к количественному направлению. Он, как и физики-механисты; игнорировал качественную сторону этой проблемы, т. е. превращение энергии в различные формы. Им учитывалось только сохранение энергии. А все формы движения материи сводились к простому механическому движению.
Закон сохранения и превращения энергии позволил Гельм-гольцу сделать шаг вперед и в области физиологии.
Среди неевропейских врачей-философов этого периода следует назвать представителей Бразилии.
Во второй половине XIX в. в Бразилии философией начинают заниматься не представители религиозного культа, а люди, посвятившие себя философии и социологии. К этому времени в стране начала зарождаться национальная буржуазия, и появившиеся философы выражали интересы вновь нарождающегося класса. Они были более последовательны и прогрессивны по сравнению со своими предшественниками, вели борьбу против схоластики и спиритуалистического эклектизма. Их идеологическим оружием был позитивизм и естественнонаучный материализм. 50-е годы этого столения ознаменовались появлением позитивизма. В 70-х годах он получает широкое распространение. Видным представителем позитивизма был врач Луис Перейра Баррету (1840—1922). Будучи сторонником так называемого научного диссидентского позитивизма, Баррету критически относился к учению Канта и вел борьбу против сторонников консервативного, так называемого религиозно-ортодоксального позитивизма. Позитивизм сыграл определенную роль в борьбе против схоластики и спиритуалистического эклектизма. Будучи представителями умеренного крыла бразильской буржуазии, позитивисты выступали против рабства и монархии, проводили политику реформ и компромисса.
Домингус Гедис Кабрал (1852—1883), бразильский врач-материалист. После окончания медицинского факультета в г. Байя им была представлена диссертация на степень доктора наук «Функция мозга». Защитить эту диссертацию ему не удалось, так как реакционно настроенные профессора и руководство факультета не захотели на своем совете обсуждать работу, бросающую вызов их убеждениям. Однако его друзья
31 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч.— Т. 18.— С. 251.
собрали средства и в знак протеста в 1876 г. издали книгу •«Функция мозга». Уже в предисловии автор резко критиковал тиранию, царившую в стране, осуждал антигуманные реакционные законы правительства, выражал протест против ско-вывания развития науки и превращения ее в служанку католической церкви. Он выступал также против порочной системы просвещения, которая не уменьшает, а в еще большей степени.порождает невежество, приобщает людей к суевериям, делает их фанатиками. В этой книге он выступил как бескомпромиссный атеист. Им опроиергалась религиозная теория происхождения человека.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 491 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|