АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

ЭПОХИ ИМПЕРИАЛИЗМА

Во главе ревизионизма и реформизма в Аргентине в первой четверти XX в. как политический и идеологический руководитель стал Хуан Баутиста Хусто (1865—1928). В начале своей полити­ческой деятельности он выполнял прогрессивную роль, являясь организатором социалистической партии. В 1895 г. в Аргентине была создана «Интернациональная социалистическая рабочая партия», позже переименованная в «Аргентинскую» вместо «Ин­тернациональной». Во главе ее и стал X. Б. Хусто. Партия стала важным событием в политической жизни страны и идеологиче­ской борьбе. Она объединила усилия разрозненных сторонников социализма. Партия возглавила ряд классовых битв пролета­риата. Ее деятели активно выступали на митингах трудящихся.

Постепенно удаляясь от марксистских взглядов, X. Б. Хусто отказался от марксизма. В своей книге «Теория и практика ис­тории», изданной в 1909 г., им засвидетельствованы признания позиций, которые отстаивали ревизионисты и субъективные идеалисты. Его философское учение стало эклектизмом спен-серовского вульгарного эволюционизма и маховского субъекти­визма и агностицизма. Теперь у него природа стала не чем иным, как «...совокупностью ощущений и идей человека»1. Осно­вываясь на одном ложном выводе, он в своих рассуждениях допускал и другое неверное толкование, будто «...как для само­го грубого эгоцентризма, так и для самой абстрактной науки мир нельзя представить без человека»2. Это означало, что при­рода существует только в воображении человека. Нет челове­ка — нет природы. Это был чистейшей воды идеализм. X. Хусто считал, что вопрос о первичности материи или сознания вообще не следует обсуждать, так как, по его мнению, «...материя неот­делима от идеи, а идея от материи»3. Исходя из этого, им отри­цался и объективный характер законов науки. Рассматривая вопросы общественного развития, он объяснял все изменения, происходящие в обществе, законами биологии. Классовая борь­ба, по Хусто, определялась как внутривидовая борьба в соот­ветствии с законами биологии. Это уже граничило с реакцион-

1 ^пап В. 1из1о. Теопа у ргасИса с!е 1а Ыз1опа. — Виепоз-А1гез, 1915.—
2ей. — Р. 468.

2 Там же. — С. 469.

3 Там же. — С. 472.


ностью. Толчком для развития общества X. Хусто считал тех­нику, стимулом развития которой в свою очередь являлся рост биологических потребностей. Теории Маркса о диктатуре про­летариата, революции и развитии общества были им отвергнуты. Он уже не считался с тем, что сказал К. Маркс о развитии об­щества: «В общественном производстве своей жизни люди всту­пают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответству­ют определенной ступени развития их материальных произво­дительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстрой­ка и которому соответствуют определенные формы обществен­ного сознания. Способ производства материальной жизни обус­ловливает социальный, политический и духовный процессы жиз­ни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наобо­рот, их общественное бытие определяет их сознание»4.

X. Хусто получил врачебное образование, но не в меньшей мере его интересовали вопросы политической борьбы. В конце XIX в. он стал активным деятелем рабочего движения и одним из основателей Социалистической рабочей партии Аргентины. В 1896 г. X. Хусто организовал газету «Ьа Уап§иагсНа» («Аван­гард»), которая была рупором социалистических идей. X. Хусто был редактором этой газеты. Его общественная деятельность не ограничивалась этим. Он пытался и в рамках капиталистическо­го общества решить некоторые задачи социализма. Так, широко пропагандируя в газете проблему кооперации, им были предприняты меры по организации рабочего общества «Ьа Лиг» («Свет»), которое организовало свой рабочий кооператив «Е1 Но^аг ОЬгего» («Рабочий очаг»), которому, как и опытной ком­муне Р. Оуэна, не суждено было утвердиться в условиях капи­талистического общества.

Большой заслугой X. Хусто является перевод им на испан­ский язык 1-го тома «Капитала» К- Маркса, который был издан в Мадриде в 1898 г. Это свидетельствует о том, что он доста­точно глубоко изучал марксистскую литературу. Однако в силу крайне низкого уровня развития производительных сил Арген­тины и относительно невысокого накала классовой борьбы и революционного движения малочисленного рабочего класса X. Хусто не смог понять всю глубину учения К. Маркса. Он не стал последовательным марксистом и свои политические требо­вания ограничивал реформистскими требованиями и преобра­зованиями. Он не понял Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Сантьяго Рамон-и-Кахаль (1852—1934) —испанский ученый-гистолог. В 1873 г. окончил Сарагосский университет. Через

4 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 13. — С. 6—7.


 


10 лет был уже профессором университета в Валенсии. Через 4 года (1877) Сантьяго Рамон-и-Кахаль перешел в Барселон­ский университет, а в "1892 г.— в Мадридский. Здесь им была организована лаборатория биологических исследований, кото­рая впоследствии реорганизована в научно-исследовательский институт, уже много лет носящий его имя. Он являлся автором капитального труда «Строение нервной системы человека и по­звоночных», над которым работал долгие годы. Но его философ-ско-теоретические взгляды изложены в другой работе — «Пра­вила и советы для научного исследования», изданной в 1897 г. Как философ Кахаль стоял на материалистических позици­ях, выступая против религиозно-идеалистических воззрений на природу. Он писал: «Справедливо говорится, что человеческий ум, когда он отгорожен от действительности и замкнут в самом себе, не способен раскрыть даже самую простую связь механиз­ма мира и жизни». Мир представляет объективную реальность, существующую как единое целое. Он наполнен явлениями, при­чинно взаимосвязанными между собой. Кахаль ограниченно понимал возможность познания мира, считая, что наука может раскрыть лишь связи явлений, условия их возникновения, но не может постичь их сущность. Это положение говорит о том, что он уступал позитивизму и поддерживал агностиков, утверждав­ших невозможность познания мира.

Его научная работа также имела большое значение для фи­лософии. Научные исследования, проведенные Кахалем в нача­ле 90-х годов XIX в., позволили ему создать нейронную теорию строения нервной системы. Он считал, что дифференциация и взаимоопределяемость различных структурных компонентов нервных клеток легко объясняют всеобщую связь в животном мире. Им был проведен цикл экспериментальных работ, в ре­зультате которых было доказано, что утвердившаяся в 80-е годы XIX в. теория ретикулярного представления о структуре нерв­ной системы не отвечает ее истинному состоянию. По теории ретикулярного представления, все нервные клетки связаны меж­ду собой анатомически. В результате этой связи образуется нервная сеть, которая по своей специфике и определяет функ­ции нервной системы. Благодаря гистологическим исследованиям Кахаль установил, что каждая нервная клетка выражает всю нервную систему животных и человека. Она отражает не только структуру всей системы, но и выполняет ее функции. Нервные импульсы от клетки к клетке передаются благодаря особой морфологической особенности этой ткани, заключающейся в том, что между нервными клетками имеются контакты. Благо­даря этим контактам и осуществляется физиологический пере­нос нервных импульсов. Данная нейронная теория по своей сути весьма близка принципу И. П. Павлова приурочения нервных процессов к конструкциям нервной ткани. Таким обра­зом, в своей нейронной теории он твердо встал на материали­стические позиции, выступив против неовитализма.


За большие достижения в области нейрогистологии Кахаль в 1900 г. был удостоен Московской премии, а в 1906 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

Помимо создания нейронной теории, им проведена большая исследовательская работа по изучению элементов различных отделов центральной нервной системы и их функционального взаимоотношения. Исследована кора головного мозга детей. Им изучены эмбриональный гистогенез, процессы дегенерации и ре­генерации нервной системы позвоночных, а также зрительные центры некоторых беспозвоночных животных. В процессе изу­чения нервной ткани человека и животных Кахалем были раз­работаны специальные нейрогистологические методы исследо­вания.

Его научным кредо было обязательное сочетание экспери­ментальных работ с теорией, без чего он не мыслил процесс познания. Он осуждал тех ученых, которые хотели удовлетво­риться в своих научных поисках только эмпирическими наблю­дениями или теоретическими рассуждениями без опоры на опыт. Такому метафизическому подходу к изучению различных явле­ний в биологии он противопоставлял научный подход, который начинался с кропотливого эксперимента, т. е. опыта, и заканчи­вался теоретическим обобщением.

В процессе познания большое значение он придавал также научной гипотезе, т. е. таким предположениям, которые могут объяснить объективные связи исследуемых явлений с ок­ружающей действительностью. «Гипотеза, — утверждал он, — и объективный факт находятся в тесной этиологической связи»5, понимая под этой связью причинную связь. Ведя борьбу с нео­витализмом, Кахаль разоблачал антинаучные взгляды предста­вителей этого идеалистического течения, считавших, что в осно­ве жизненных явлений имеются какие-то нематериальные непо­знанные силы. Этим взглядам он противопоставлял свое обосно­вание жизненного процесса, согласно которому жизнь является особым этапом в развитии материи, она не была вечной, а есть результат сложных химических преобразований и процессов. Он писал по этому поводу: «Жизнь возможна при условии посто­янного обновления составных частей органических молекул про­топлазмы»6.

Кахаль в своей научной работе придавал большое значение материалистической философии, признавал ее важную роль в развитии естествознания. Вместе с тем он делал неправильный вывод, что в будущем роль философии будет сведена к синте­зу важнейших научных теорий. Такое соотношение философии с естественными науками ставило его на позиции позити­визма.

5 ЗапИадо Катоп у Са/а/. ОЬгаз сотрЫаз Шегапаз. — Р. 593.

6 ЗапИацо Катоп у Са]а1. Магша! ее Апа1оппса ра1о1о§1са депега!. —
II- ей. — Майне, 1946. — Р. 56.


Кахаль — автор руководств по нормальной и патологической гистологии.

Алехандро Корн (1860—1936), аргентинский врач-психиатр. Почти четверть века преподавал философию (1906—1930) в университете в Буэнос-Айресе, зарекомендовав себя последова­тельным идеалистом. Он был приверженцем философии И. Кан­та, в честь которого в 1929 г. в Аргентине он организовал «Кан­тианское общество».

Неокантианство периода философской деятельности А. Кор­на было связано с явлениями кризиса методологических осно­ваний естественных и исторических наук XIX в. В. Дильтей зашел в тупик в методологических основаниях физиологии, фи­зического идеализма и критике исторического разума. Однако именно эти взгляды привлекали А. Корна. Он, основываясь на взглядах неокантианцев, считал, будто нет ничего вне созна­ния. И все это им понималось как сознание вообще. Отсюда вытекал его идеалистический вывод: «...объективный мир дей­ствительно находится вне «я», но не вне сознания».

Окружающий мир для него не представлял собой объектив­ной реальности и являлся лишь проблемой. Процесс познания им понимался ограниченно. Главным источником познания он считал интуицию. Философия, по его мнению, имела дело с цен­ностями, в то время как роль науки заключается в изучении мира с точки зрения количества и меры.

А. Корн не был сторонником позитивизма, широко распро­страненного в Аргентине. Он критиковал это направление в философии.

Им рассматривались и этические проблемы. Центральной проблемой в этом плане были рассуждения о свободе как выс­шей этической цели в развитии человечества.

Вместе с тем А. Корн был прогрессивным политическим дея­телем. Он признавал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и ее благотворные социалистические идеи. Им не отвергались в принципе идеи социализма. А. Корн понимал огромное значение марксизма в социальном совершенствовании общества, однако он полностью не поднялся до него и вос­принял его, оставшись в целом на идеалистических пози­циях.

Уильям Мак-Дугалл (1871—1938), получив врачебное обра­зование, занимался психологией и философией. Ему пришлось работать в психологической лаборатории в Геттингене, в уни­верситетском колледже в Лондоне преподавателем, в ряде иезуитских учебных заведений. С 1901 г. одновременно он рабо­тал и в физиологической лаборатории. В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал в США, где вначале работал в Гарвардском универ­ситете, а с 1927 г. занял должность профессора Дьюкского уни­верситета в штате Северная Каролина.


Его психология носит реакционный характер. Он является основателем психологии, которая стала называться гормической (греч. Ьогте — стремление, желание, порыв). Согласно его кон­цепции, основой всего живого является «горме», под кото­рым он имел в виду мистическую силу влечений. Главной при­чиной любого поведения, включая и социальное, по его мнению, являются инстинкты. Для него человек был существом, жизне­деятельность которого определялась прирожденными «глубин­ными» силами. Из этого у него выкристаллизовалось реакцион­ное идеологическое представление о сверхиндивидуальной на­циональной душе, предопределенной конституцией расы.

У. Мак-Дугалл называл свою теорию теологической. Она была изложена уже в первых трудах — во «Введении в соци­альную психологию» (1908) и в «Теле и разуме» (1912).

В своих первых трудах У. Мак-Дугалл мифическое «горме» распространял лишь на живую природу, позднее он перенес его и на неживую природу. Его теория близка понятию «жизненно­го порыва», принадлежащему французскому философу-идеалис­ту Анри Бергсону (1859—1941), и «воле» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра (1788—1860).

У. Мак-Дугалл мифическому «горме» приписывал способ­ность предопределять инстинкты человека, их природу, целевые действия. Он считал, что подражание имеет инстинктивную при­роду и носит врожденный характер. Это была биологизаторско-инстинктивистская концепция, оправдывающая войны, объясняя их возникновение наличием у людей «инстинкта драчливости». У. Мак-Дугалл был одним из основоположников психологизма в социологии. Он старался объяснить социальные взаимоотно­шения и структуры с помощью психологических данных. Его «горме», на котором основывались инстинкты человека, могло давать импульсы самого различного направления, руководя дея­тельностью человека как в личной, так и в общественной жизни. «Импульсы,— писал он,— являются духовной силой, которая поддерживает и формирует всю жизнь личностей и общества»7. Он придавал им такую силу, что они у него превращались в главный источник и движущие силы всякой мысли, всякого дей­ствия, независимо от того, является оно индивидуальным или коллективным. Иначе говоря, импульсы, порожденные инстинк­тами, превращались в «великие побуждающие силы»8, которые определяли жизнь человека и всего общества. Человеческое об­щество превращалось у него в систему психических сил, кото­рые формируют личность. У. Мак-Дугалл отрицал общество как историческую общность людей, движущими силами развития которого были производительные силы и производственные от­ношения.

1 МсОои§а11 Ц7. Ап ШгойисИоп 1о 5ос'1а1 РвусЬо1о§у. — Ьопйоп, 1950.— Р. 46.

8 Там же. — С. 47.


У. Мак-Дугалл отрицал и роль общественной практики в формировании личности. Будучи воинствующим идеалистом, шлразителем самых реакционных взглядов, он пытался опроверг­нуть материалистические тенденции в психологии, заменяя их надуманными, не оправданными практикой выводами. На его учение сильное влияние оказал французский психолог Т. А. Г. Ри-По своей двигательной теорией произвольного внимания и вооб­ражения, а также работами по психологии чувств.

Началом существования социальной психологии является 1908 г., когда впервые появились публикации У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса.

С точки зрения У. Мак-Дугалла, народные массы не только не способствуют общественному развитию, но и являются его тормозом, затрудняют разумное решение проблем мирного со­трудничества. У него получалось, что народ является источни­ком раздоров и войн между государствами.

Ненавидя народ, У. Мак-Дугалл в своей психосоциологии пришел к выводу, что народ следует лишить участия в политиче­ской жизни общества. Этим он выразил идеологию буржуазии, боявшейся нарастания революционной сознательности у народ­ных масс.

Жозуе ди Кастро (1908—1973)—многосторонний бразиль­ский ученый. Окончив медицинский факультет Бразильского университета в 1929 г. и философский в 1938 г., свою научную деятельность он посвятил физиологии, антропологии, гигиене и социологии. Ему пришлось преподавать физиологию, антрополо­гию, а с 1939 г. он стал возглавлять институт питания. В годы второй мировой войны Ж- ди Кастро было поручено возглавить департамент продовольствия Бразилии. Он принимал активное участие в продовольственной и сельскохозяйственной комиссиях при ООН, а с 1951 г. стал председателем Исполкома организа­ции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) при ООН.

Ж. ди Кастро проводил большую организационную рабо­ту по борьбе с голодом в развивающихся странах, многие из которых в то время еще находились в колониальной зависи­мости от крупных капиталистических метрополий, однако в 1955 г. он покинул этот пост в знак протеста против антигуман­ной политики США. Вскоре после этого (1957) по его инициати­ве была организована Всемирная ассоциация по борьбе с голо­дом, президентом которой стал Ж. ди Кастро. Спустя 4 года с его активным участием создана Международная ассоциация вра­чей «Условия жизни и здоровье», президентом которой также Пыл избран Ж- ди Кастро.

Он был не только крупным организатором высокогуманной работы по борьбе с голодом на нашей планете, активным обще­ственным деятелем, но и незаурядным ученым, труды которого п значительной степени обогатили сведения прогрессивной части


человечества о пагубной роли капитализма. Им написано много острополитических научных работ. Работы, посвященные пита­нию населения, отражают не столько физиологическую сторону данной проблемы, сколько социальную, показывающую, как ка­питализм становится рассадником и источником голода и нище­ты народных масс. Ценность его работ заключается в том, что выводы, сделанные им, не носят голословный характер, а явля­ются результатом анализа огромного количества статистических сведений, которые были в распоряжении ученого. Монография Ж. ди Кастро «География голода», в которой приводится не только описание одной из тяжелейших трагедий населения ко­лониальных стран — часто перемежающееся голодание, унося­щее из жизни не только пожилых людей, но и детей, а также мужчин и женщин цветущего трудоспособного возраста,— но и даются данные о людских потерях в результате этого бедствия, является ярким доказательством того, что причиной этих несча­стий является империализм. Определив главного виновника го­лода— империализм, Ж. ди Кастро делает вывод, что без лик­видации колониальной системы радикально проблему голода разрешить нельзя9. Эта книга была ощутимым снарядом по им­периализму, учитывая, что она была переведена во многих странах.

В книге одновременно разоблачаются и реакционные буржу­азные теории, такие как неомальтузианство, географический де­терминизм и др. Ж- ди Кастро критиковал современных маль­тузианцев и представителей других реакционных теорий, кото­рые пытались снять ответственность за нищету, голодание, тя­желое положение трудящихся с капитализма, возлагая полную ответственность за их бедственное положение на самих угнетен­ных, упрекая их за плохой контроль за рождаемостью и все прочие грехи, вплоть до нежелания работать и иметь деньги на кусок хлеба. Ж. ди Кастро опровергал эти надуманные доводы. На основании своих исследований он делал вывод: «Причина голода и нищеты на земле не в излишнем количестве людей, а скорее в том, что работают немногие, а кормить надо многих»10. Но, говоря о немногих работающих, Ж. ди Кастро имел в виду не лодырей, а людей, не имеющих работы и не могущих ее по­лучить в силу низкого уровня развития производительных сил в колониальных странах. На основании всего этого он считал, что бедствия, в том числе и голод, от колониальных народов можно устранить путем радикального решения аграрных отношений, существующих в капиталистическом обществе, а также ликви­дации всех сохранившихся феодальных отношений и тяжелого наследия неоколониализма. Конечно, это были не марксистские представления, а взгляды прогрессивного буржуазного ученого, но и они наносили свой удар по империалистической системе,


неоколониализму, звали к национально-освободительному дви­жению.

В работах Ж. ди Кастро красной нитью проходит мысль в защиту расовой справедливости. Он был противником деления рас на «высшие» и «низшие». Выступая против расистских бред­ней, он писал: «Так называемые низшие расы оказываются про­сто-напросто голодающими расами»11.

Ж. ди Кастро разоблачал пропагандистские трюки буржуа­зии, идеологи которой утверждали, что они в колониях выпол­няли высокогуманную миссию, утверждая культуру, искусство, грамотность, способствуя развитию цивилизации и производи­тельных сил. Выступая против этой ложной посылки, Ж. ди Каст­ро в другой крупной работе «Черная книга голода» писал: «Так называемые слаборазвитые народы уже разглядели, какое глу­бокое противоречие существует между моральными заповедями равенства, братства и гуманизма (подчеркнуто мной. — С. Ч.), которые проповедуют теоретики западной цивилизации, и цинич­ной, звериной борьбой из-за прибылей, которую ведут торгаше­ские объединения, господствующие в индустриальных странах»12. Ж. ди Кастро не соглашался с идеологами буржуазии, что угнетенные народы за навязываемую им силой цивилизацию должны расплачиваться неисчислимыми богатствами своей ро­дины, что ведет к разрушению экономики и истощению естест­венных богатств.

Многие взгляды Ж. ди Кастро были настолько прогрессив­ны, что его выводы приближаются к марксизму. Вместе с тем он допускал серьезные ошибки, когда пытался некоторые био­логические закономерности перенести на развитие общества и его отношений.

За свою высоко полезную научную деятельность он избран иностранным членом АМН СССР (1963).

Леонсиу Басбаум (1907)—бразильский философ-материа­лист, активный борец за внедрение идей марксизма-ленинизма в рабочее движение Бразилии. Медицинское образование он по­лучил в г. Ресифи. 1928 год стал переломным в его жизни. В этот год, когда его возраст лишь чуть превысил 20 лет, ему посчаст­ливилось побывать в СССР. Вернувшись на родину, Л. Басбаум издал книгу «На пути к рабочей и крестьянской революции», которая вышла в свет в 1934 г. После этой работы он много вре­мени посвятил своей большой философской работе, которая вышла из печати в 1943 г. и называлась «Основы материализ­ма». В этой книге на португальском языке он изложил основную сущность диалектического материализма, с убедительностью до­казывая его основные положения. Вместе с тем Л. Басбаум под­верг острой критике взгляды тех философов, которые стояли на


 


9 Ди Кастро Жозуе. География голода. —М., 1954. — С. 216, 274.

10 Там же.


11 Цит. по журн.: Вопросы философии.— 1957. — № 5. — С. 133.

12 Там же. —С. 100.


позициях иррационализма современных идеалистических учений. Однако, давая объяснения общественным явлениям и не имея о них полного всестороннего представления, он допускал ошиб­ки в их объяснении.

В 1957 г. им была выпущена книга «Правдивая история рес­публики». В ней он стремился изложить историю Бразилии в XIX в. с позиций материализма.

Одним из врачей нашего времени, ставшим крупным поли­тическим и государственным деятелем, внесшим определенный вклад в развитие социологии, был Госсенс Сальвадор Альенде (1908—1973). Окончив медицинский факультет Национального университета в Сантьяго в 1932 г., он сразу же включился в классовую борьбу, хотя ею начал заниматься еще в студенческие годы. Работая анатомом в Вальпараисо (1933), он участвовал в создании социалистической партии и стал руководителем этой организации в г. Вальпараисо. Через непродолжительный пе­риод времени (1935) С. Альенде приобрел авторитет в масшта­бах всей страны. Он стал редактором «Медицинского бюллетеня Чили» и руководителем медицинской ассоциации. В 1935 г. вышла в свет первая книга С. Альенде «Организация нацио­нального здравоохранения», в которой уже затрагивались поли­тические, общественные и государственные проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи населению. В этом же году за участие в классовой борьбе против реакционного правитель­ства Алессандри Альенде был отправлен в ссылку. Но это не остановило С. Альенде, он продолжал борьбу и в 1936 г. уже возглавил организацию Народного фронта в г. Вальпараисо. В 1937 г. его избрали в парламент от социалистической партии, а через год он стал заместителем Генерального секретаря со­циалистической партии. В 1939 г. С. Альенде был назначен ми­нистром здравоохранения и социального обеспечения. Им под­готовлен закон о социальном страховании, который был принят конгрессом в 1940 г. В этом же году вышла из печати его книга «Медицинско-социальные проблемы Чили», где красной нитью проходит мысль о том, что забота о здоровье человека должна принадлежать обществу.

Когда полыхал огонь второй мировой войны, в 1942 г., он оставил пост министра и стал Генеральным секретарем социа­листической партии. В 1945 г. был избран сенатором от ряда округов.

В 1951 г. был создан Фронт народного единства, в который входили коммунистическая и социалистическая партии, и актив­ное участие в его организации принимал С. Альенде. В после­дующие годы он активно занимался общественной, политической и государственной деятельностью, не раз был избран в сенато­ры, трижды баллотировался на выборах на должность президен­та, но не был избран. В 1970 г. его выдвижение кандидатом на пост президента было удачным. Его избрали президентом. На-


чалась бурная государственная деятельнотсь этого человека. Его соперником на выборах был небезызвестный политический деятель Чили Фрей. Оценивая сложившееся положение накану­не выборов, С. Альенде писал тогда: «Еще до начала избира­тельной кампании мы считали, что неудержимое наступление народного движения, бурные события в мире вынуждают и бу­дут вынуждать впредь реакционные силы перенимать наш язык, заставлять их идти на формальные уступки, чтобы не выглядеть заклятыми врагами социального прогресса. Основные лозунги нашей программы, которая раньше квалифицировалась как де­магогическая и нереальная, были самым бесстыдным образом подхвачены противниками всяческих перемен. Такие выражения, как «социальные перемены», «аграрная реформа», «перераспре­деление национального дохода», «торговля со всеми странами» и т. д., прочно вошли в пропагандистский лексикон реакции»14. Из этих слов президента видно, какой силой обладал Фронт на­родного единства, каким влиянием он пользовался у народа и все это благодаря тому, что врач общественный деятель сумел постичь основные противоречия капитализма и познать социаль­ные нужды народа. При этом он был не только теоретиком, но и человеком, пытавшимся свои идеи осуществить на практике. С. Альенде не был коммунистом, он поддерживал платформу социалистической партии, идейным вождем которой он был. Не все его позиции совпадали с позициями коммунистов, но для него было ясно, что без единого блока с Коммунистической пар­тией нельзя добиться успеха на выборах и тем самым успешно защищать жизненные интересы трудового народа. Он понимал, что этого достичь нелегко, нужно действовать решительно и сплоченно. Выступая на XXII съезде социалистической партии Чили, С. Альенде говорил: «Мы должны смотреть фактам в лицо. Экономическое положение страны ухудшается. Реакция усили­вается. Права народа урезываются. Конечно, в Чили в отличие от многих других стран Латинской Америки, где властвуют дик­таторы, ставленники империализма янки, действуют демокра­тические свободы. Трудящиеся нашей страны добились в упор­ной борьбе таких завоеваний, каких нет в странах, соседних с нами. Но мы должны отдать себе отчет в том, что эти завоева­ния сейчас под угрозой. Тем важнее ответить на эту угрозу спло­чением революционных сил Чили»15.

Генеральный секретарь Коммунистической партии Бразилии Луис Корвалан давал высокую оценку С. Альенде за его работу по сплочению масс. Он говорил: «Вклад Сальвадора Альенде в развитие народного движения очень ценен. Сальвадор Альенде проделал огромную работу по политическому воспитанию на­родных масс... В ходе всех избирательных кампаний, в которых он участвовал, особенно во время президентских выборов, да и

14 Лаврецкий И. Сальвадор Альенде. —М., 1975.— С. 86—87.

15 Там же. —


все остальное время, по меньшей мере в течение двух десяти­летий, он стремился разъяснить народным массам значение ре­волюционных перемен, необходимость революционных измене­ний, способных реально разрешить проблемы народа и всей страны»16.

С. Альенде не относился к тем мыслителям и политическим деятелям, которые замыкаются в узкую скорлупу небольшого мира, в пределах своей страны или какого-то ее района. Его интересовали судьбы всего латиноамериканского народа, судьба всего континента. Отвечая на вопрос: «Как отразится народная победа в Чили на будущем Латинской Америки?»,— он говорил: «Я и до и после победы говорил одно и то же, Латинская Аме­рика— действующий вулкан. Народы не могут согласиться жить впроголодь... На этом континенте имеются 120 миллионов полу-и полностью неграмотных, здесь не хватает 19 миллионов квар­тир, 70% населения недоедает, потенциально наши народы архибогаты, однако мы страдаем от безработицы, голода, неве­жества, духовной и физической нищеты. Народы Латинской Америки не имеют другого выхода, как бороться, каждый со­гласно своим условиям, но бороться. Во имя чего? Чтобы завое­вать экономическую независимость и стать подлинно свободны­ми народами и в политическом отношении. Я считаю, что имен­но в этом заключается их великое будущее. Как президент я могу сказать, в первую очередь молодежи, что путь борьбы, путь протеста, путь посвящения себя делу трудящихся — вот что открывает перед нами большую перспективу и большие возмож­ности. Наш континент должен завоевать политическую и эконо­мическую независимость. Настанет день, и Латинская Америка заговорит голосом объединенного народа, голосом, который бу­дут слушать и уважать потому, чю это будет голос народа — хозяина своей собственной судьбы»17. Все это говорит о том, что С. Альенде видел всю трагедию угнетенного народа, но он не был сторонним наблюдателем, а был живым участником всей этой сложной ситуации и искал активный выход из сложивше­гося положения. Это были не утопические мечты, а реальные дела, за которые он призывал бороться.

Став президентом, С. Альенде пытался облегчить участь чи­лийского народа. Но даже президент не все может сделать в условиях капитализма, когда всем прогрессивным начинаниям реакционные элементы противопоставляют саботаж, клевету и другие формы классовой борьбы, чтобы сорвать то, что делается в интересах широких масс общественности. С. Альенде осуще­ствил национализацию ведущей промышленности Чили — мед­ной, провел аграрную реформу, национализацию частных бан­ков. Все это вызвало не только гнев внутренней реакции, но и внешней. Против Чили была установлена экономическая блока-


да со стороны США. С. Альенде понимал все это, но он верил в силу народа, способного дать отпор реакции. Когда ему гово­рили, что в случае победы реакционных сил над силами прогрес­са страна будет ввергнута в пучину фашизма, он отвечал: «Не­сомненно, ибо империализм, стоящий за всеми действиями, на­правленными на поражение революции, не может высадить свои войска в Чили, устроить против нас прямую интервенцию. Он ищет других путей, он вдохновляет реакционные группировки, создает фашистские организации, использующие демагогию и общественные прослойки с наименее развитым социальным со­знанием. Но я верю и абсолютно уверен, что враг получит от народа беспощадный и суровый отпор. Лично я выполняю опре­деленную обязанность. Я нахожусь на своем посту не для того, чтобы удовлетворять свое личное тщеславие или добиваться почестей. Я всю жизнь был борцом. Мои способности и все мои желания были направлены на одно — открыть путь социализму в Чили. Я выполняю полученный от народа мандат. Выполняю программу, которую мы обещали политически сознательным сло­ям населения Чили. Фашистов и тех, кто всегда применял наси­лие против трудящихся, политическое насилие, ждут наш отпор и моя беспощадная решимость. Я останусь президентом рес­публики до конца своего мандата. Они должны будут продыря­вить меня пулями, как я сказал вчера, чтобы прекратить мою деятельность...»18

С. Альенде недооценил силы реакции, как фашиствующих элементов внутри страны, так и происков международного им­периализма во главе с США и их кровавой организацией ЦРУ. Он не все сделал, чтобы привлечь широкие массы народа к осу­ществлению прогрессивных мероприятий в государстве, и тем самым переоценил его значимость в конкретно сложившихся условиях. У него не было прочного союза с Коммунистической партией, за которой шла значительная часть народа. В резуль­тате всего этого фашиствующие элементы взяли верх с помощью американского империализма, экстремистской политики адми­нистрации США.

С. Альенде выполнил свое обещание, он боролся с фашизмом с оружием в руках до последнего своего дыхания и кончил свою жизнь, когда его тело было действительно продырявлено пуля­ми. 11 сентября 1973 г. его сердце перестало биться. Погиб вы­дающийся гуманист, борец за интересы трудящихся, ради кото­рых он жил и боролся. Он погиб героически на боевом посту и его имя останется вечно не только в памяти чилийского народа, но и всего прогрессивного человечества. Таков был врач-социо­лог, политический и государственный деятель С. Альенде.

Ганс Гуго Бруно Селье (1907—1982)—крупнейший канад­ский ученый в области патофизиологии и эндокринологии. Вме-


 


18 Там же. —С. 104. 17 Там же.



18 Там же. —С. 168. 20—129



сте с тем его научные труды имеют прямое отношение и к фило­софии. В период 1924—1929 гг. он учился на медицинском фа­культете в университетах Праги, Парижа и Рима. Работал в качестве ассистента в отделении экспериментальной патологии в Немецком университете Праги. В 1931 г. он переехал в США, где работал вначале в Балтиморском университете, а затем пре­подавал гистологию и биохимию в университете Мак-Гилла. По­сле второй мировой войны он переехал в Канаду, где возглавил в г. Монреале Институт экспериментальной медицины и хирур­гии, входящий в состав университета. Г. Г. Б. Селье опублико­вано более 900 научных работ, что свидетельствует о его продук­тивной научной работе. Его работы получили широкую извест­ность в большинстве стран мира в связи с созданием им кон­цепции об адаптационном синдроме и теории о стресс-реакции.

В результате длительной экспериментальной работы Г. Г. Б. Селье пришел к выводу, что при небольшой силе воз­действия различного рода раздражителями (холод, травма, вред­ное вещество) организм должен отреагировать лишь незначи­тельной реакцией в виде локального воспалительного процесса. Иначе говоря, эффект от такого непродолжительного воздейст­вия незначительный.

В случаях же более длительного и сильного раздражения возникает ряд общих реакций организма наряду со специфич­ными и характерными реакциями на данный конкретный раз­дражитель. Что касается общих реакций, то независимо от раз­дражителя организм отвечает стереотипными реакциями. Реак­ции, которые носят защитный характер для организма, Г. Г. Б. Селье назвал «общим адаптационным синдромом». Те же причины, раздражители, факторы, которые вызывают ука­занные стереотипные реакции, стали именоваться им «стрессо­рами». Ответная же реакция организма на их воздействие в его терминологии получила наименование «стресс».

Изучая механизм «общего адаптационного синдрома», Г. Г. Б. Селье пришел к выводу, что его возникновение связано с реакцией на раздражение коры надпочечников и передней доли гипофиза. Выделяемые ими адренокортикотропные и сомато-тропные гормоны под воздействием стрессоров могут быть вы­делены в таких количествах, которые и вызывают ряд общих реакций организма.

В 1956 г. он опубликовал работу «Стресс жизни». В ней из­ложено его понимание некоторых проблем социологии, которые он пытался объяснить с точки зрения своих теоретических выво­дов в области медицины. Этим самым он стал на идеалистиче­ские позиции. В этой же работе он высказал мысль об «адаптив­ной энергии», которая фактически не была зарегистрирована. Г. Г. Б. Селье дал свое объяснение механизму возникновения некроза миокарда. Он объяснял его изменением обмена элек­тролитов сердечной мышцы. Им же предложено внедрить в кли­ническую практику гормоны коры надпочечников.


Основная суть концепции Селье о «стрессе» или об «общем адаптационном синдроме» сводится к расшифровке общих гор­мональных закономерностей реагирования организма на воздей­ствие различных раздражителей. Большое значение он придавал нервной системе в жизнедеятельности каждого человека. Это видно из его слов: «И мировая литература, и эксперименты, при­веденные в этой книге, содержат многочисленные свидетельства необычайно важной роли (подчеркнуто мной.— С. Ч.), которую играют психологические и нервные факторы в реакции организ­ма на стресс»19.

Вместе с тем в его теории общей патологии фактически мало внимания уделено этой проблеме.

Он выделил особую группу болезней, названную им «болез­нями адаптации». К этой группе болезней он относил гипертони­ческую болезнь, язвенную, вес сердечно-сосудистые заболева­ния, онкологические, шизофрению и многие другие. Выделение этих болезней в особую группу является нелогичным выводом ученого.

Не все у Г. Селье излагалось правильно. Нельзя согласиться с его утверждением, что причины болезней необходимо рассмат­ривать лишь с точки зрения биологической сущности. Следова­тельно, он игнорировал роль социальных факторов в развитии заболеваний.

Он не стоял на позициях эволюционного учения, поэтому и общий адаптационный синдром не отражает историческо­го формирования, что является его методологическим про­счетом.

Двойственную позицию Селье занимал в понимании вопроса о соотношении специфического и неспецифического в адаптации организма. У него не было однозначного понимания различия между специфическими и неспецифическими реакциями. Главная его методологическая ошибка заключалась в отрицании особен­ностей реакции в зависимости от характера внешнего раздра­жителя.

Якоб (Джекоб) Морено (1892—1974) родился в Бухаресте, а университет закончил в Вене. Получил медицинское и фило­софское образование. Его врачебной специальностью стала пси­хиатрия. Вначале он работал в психиатрической больнице в Австрии, а в 1927г. переселился в США, где работал в психиат­рических клиниках, институтах. В 1936 г. им был организован первый терапевтический театр, а также в г. Бикон-Хилле — кли­ника, руководство которой он взял на себя. Ныне она является санаторием Морено. В это же время он начал заниматься соци­альной психологией, создавая постепенно философское направ­ление— социометрию. В 1937 г. им был основан журнал «5осю-те!гу», а в 1940 г.— институт социометрии и психодрамы, кото-

19 Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 1960. —С. 7.
20* 307


рый теперь также называется институтом Морено. С 1951 г. он стал профессором Нью-Йоркского университета.

В понятие социометрии Дж. Морено вкладывал такой смысл: «математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при при­менении количественного и качественного метода, называются социометрией»20.

Его научным кредо было сосредоточение внимания на психо­логических взаимоотношениях людей в небольших группах, что являлось продолжением утверждения психоанализа «гештальт-психологии, ранее пропагандируемой Зиммелем, Кули и др. Созданная им «микросоциологическая» школа свою теорию «ма­лых групп» пытается распространить на все социальные процес­сы, происходящие в обществе. Сам Я. Морено по этому поводу писал так: для «...создания полной картины взаимодействия всех факторов, действующих на психосоциальном уровне, подобно термину «организм», который применяется для общей картины всех факторов, действующих на биологическом уровне»21.

Дж. Морено «социальным птомом», или целостностью перво­го порядка, считал отдельно шштого индивида, находящегося в эмоциональном сиязи с другими людьми. Эта связь между людь­ми, по его представлению, осуществлялась будто бы через по­средство нематериальных сгустков эмоциональной энергии, иду­щих от человека к человеку и невидимых им. Эти воображаемые сгустки энергии он называл «теле».

Дж. Морено считал, что человек обильно наделен способ­ностью к спонтанным движениям, порывам, стремлениям, по­этому утверждал, будто главным качеством людей является их «спонтанность», которая ассоциировалась с «жизненным поры­вом» Бергсона.

Таким образом, в «микросоциологической» школе, идейным вождем которой был Дж. Морено, господствовала фетишизация психического фактора. Вообще, как и признавал сам Дж. Мо­рено, многие принципы его теории позаимствованы из гештальт-психологии. Он писал по этому поводу: «Психоанализ и геш-тальт-теория естественно сливаются в социометрии, поскольку последняя является синтезом их обоих»22. Его теория отличалась лишь тем, что понятие «гештальт» у него было заменено поня­тием «социальный атом», которое по сути дела сохранило основ­ное содержание гештальта, прежде всего целостность и недели­мость. Говоря о структуре общества и его первичной клетке — «социальном атоме», он так характеризовал его: «Не индивиду­ум, а социальный атом является наименьшей социальной едини­цей. Социальный атом охватывает индивидуум и тех людей, близких или далеких, с которыми он эмоционально связан в этот


момент. Мы доказали, что эти конфигурации функционируют как одна единица. Это подобно ореолу влечений и отвержений, исходящих от него и идущих к нему»23. Социальная система, по «го толкованию, так же как и введенный им социальный атом, зиждется на «предпочтении и влечении»24.

Дж. Морено считал, что, кроме находящейся на виду офи­циальной макроструктуры общества, которая является предме­том изучения социологии, есть еще так называемая неофици­альная микроструктура, образующаяся из переплетений инди­видуальных влечений, приближений и отталкиваний. Иначе говоря, «социальные атомы», наделенные им свойством притя­жения и отталкивания, оказывается, могут слиться друг с дру­гом в единую крупную социальную единицу — «в социальную молекулу», которая не утрачивает характерные свойства «соци­ального атома».

По его мнению, когда нет соответствия между внутренней и внешней структурами, возникают конфликты и неврозы. Он счи­тал, что человеческое общество в своем развитии достигло такой стадии, когда ему угрожает опасное заболевание, и от смертель­ного исхода оно может быть избавлено благодаря лишь «соци­альной психологии». Поскольку человеческое общество больно,— писал он,— мы можем ожидать, что постепенно возникает и рас­пространяется по всему земному шару психиатрическое положе-иие. Социальные ученые, психиатры, социатры и социометричес-ки ориентированные специалисы займут первое место. Пройдет еще одно столетие и ментор в Белом доме, будущий президент Соединенных Штатов, должен быть психиатром. Не начинает ли весь космос все больше и больше походить на огромный сумас­шедший дом с богом в качестве главного врача?25

Взгляды Дж. Морено выражали типичный идеализм буржу­азной социологии.

Излечение общества Дж. Морено видел в применении тера­певтических методов, а не социальных и революционных преоб­разований. Он считал, что для этого достаточно упорядочить психические взаимоотношения людей, т. е. произвести, как он выражался, так называемую социометрическую революцию, что позволит раз и навсегда установить порядок и мир, устранив все противоречия в социальном мире. Это была реакционная теория, отвлекающая людей от революционной борьбы за спра­ведливость. Даже социальные несправедливости, вызванные в современном капиталистическом мире научно-технической рево­люцией, Дж. Морено пытался свести к необходимости приспо­собления к новой технической среде. Его рассуждения по этому поводу сводились к следующему: «Технология машин и механиз­мом, может быть, была первым явлением, которое вывело чело-


 


20 Морено Дж. Социометрия. — М., 1958. — С. 39.

21 Там же. —С. 177.

22 Там же.— С.


23 Там же. —С. 107.

24 Там же.— С. 195.

25 Там же. — С. 226.



века из его розовой мечты прогресса аи тНпНит, но влияние технологии на спонтанность человеческого организма не изуча­лось и, следовательно, оставалось бесконтрольным, ее влияние внутри нашей социальной структуры осталось неиспользованным. Тогда поняли, что нужно сперва открыть основы человеческого общества, прежде чем строить из них внечеловеческую надстрой­ку, такую, как машинная технология и технология устойчивых ценностей культуры»26.

Рассматривая первую промышленную революцию и вторую научно-техническую, он произвольно, на антинаучной основе дает трактование их последствий. Первая, по его мнению, раз­рушила «первичную человеческую группу», которая зиждилась на любви, браке, семейной жизни, работе, долге. С его точки зрения, вследствие этого произошли «глубокие превращения в самой социальной структуре», произошло перемещение функций естественных положений. Вторая революция возвратит общест­во, считал философ, к состоянию доиндустриального периода. Он писал: «Локус (место локализации.— С. Ч.) местожитель­ства, работы, отдыха и культурной деятельности снова будет единым, централизованным и объединенным. Это будет движе­ние обратно к первичному локусу»27. Таким образом, утопическая мечта буржуазных социологов о возврате к изолированным семьям и общинам по-прежнему навязывается всем как проти­вопоставление революционной теории. Но этим реакционным теориям не суждено утвердиться. Анализ современной научно-технической революции буржуазными социологами проводится без учета социально-экономических изменений, которые и опре­деляют в первую очередь сущность социальной революции. И, ко­нечно, Дж. Морено преувеличивал свои возможности, когда пы­тался капиталистическое общество избавить от болезней с по­мощью «психосоциального» лечения. Он грубо извращал марк­систско-ленинское учение, когда утверждал, что «...причина прибавочной стоимости коренится в самих основах человеческо­го общества, а отнюдь не в капиталистической системе»28. Дж. Морено хотелось социальные пороки капиталистического общества объяснить не противоречием между развитием произ­водительных сил и производственными отношениями, а всего лишь влиянием техники на развитие общества.

Дж. Морено, как и многие представители этого философско­го направления, пытался пороки общества свести к порокам личности. Социология как наука о развитии общества и отдель­ных общественных групп заменена им социальной патологией и социальной медициной.

Дж. Морено считал, что можно, используя социально-психи­ческие факторы, прежде всего такие, как желание, влечение,

26 Там же. —С. 91.

27 Там же.— С. 239.

28 Там же. —С. 32.


изучить психологическую структуру определенной социальной группы и в соответствии с его методом провести социальное пла­нирование. Его планирование — социометрия — с помощью раз­работанного им теста, носящего социометрический характер, по­зволяет, с его точки зрения, устанавливать контроль за поведе­нием отдельных групп. Это, по его мнению, является важным условием в предупреждении «...социальных революций в буду­щем» и заменяет их «революциями сотрудничества»29. Согласно его тесту, влечение людей друг к другу или взаимное отвраще­ние является главной причиной в отношениях людей. Дж. Мо­рено полностью игнорировал материальные отношения, тем са­мым делая попытку увести народ от насущных социальных про­блем, от революционной деятельности, погрузив его в психиче­ские переживания. Дж. Морено выступал против К. Маркса, утверждая, что будто бы для его учения характерно сведение жизни общества к экономическим схемам, что он не признает психологических отношений между людьми. Такая оценка уче­ния К. Маркса вытекала из его гипертрофирования роли психо­логических отношений. Он абсолютизировал их и даже выводы, полученные им на небольших социально однородных группах, механически переносились на неоднородное противоречивое об­щество, состоящее из антагонистических классов.

Дж. Морено отрицал партийность в науке и считал, что его социометрия является ярким выражением принципа беспартий­ности. Он не хотел понять, что его научные искания и вся его социометрия служат только капитализму, защищают его устои, присущие ему отношения между людьми. Вместе с тем он кри­тиковал и наиболее отрицательные пороки капитализма, такие, например, как гонка вооружений, стремление к развязыванию новых военных конфликтов. В целом же он защищал интересы капиталистов.


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 504 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.021 сек.)