АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВРАЧИ-ФИЛОСОФЫ ЕВРОПЫ XVII и XVIII ВЕКОВ
Галилео Галилей (1564—1642) внес значительный вклад в развитие научных знаний и материалистического мировоззрения. Он родился в г. Пизе в семье обедневшего дворянина. Его
отец мечтал, чтобы сын стал врачом, и настойчиво готовил к этой выгодной в то время карьере. Г. Галилей поступил на медицинский факультет Пизанского университета, но огромная тяга к математике привела к тому, что он не окончил медицинский факультет и перешел в университет Флоренции, где с упоением изучал математику. Окончив университет, Г. Галилей вернулся в Пизу, где начал обучаться медицине, а в Пизанском университете стал преподавать математику в качестве профессора; через непродолжительное время был приглашен в Паду-анский университет, где проработал 18 лет профессором математики (1592—1610). В этот период он активно занимался изучением механики и астрономии. Его вклад в развитие механики был одновременно вкладом в развитие естествознания и философии. Г. Галилей первым построил телескоп и с его помощью открыл для человечества ранее неизвестный, невидимый звездный мир со своими сложными закономерностями. Он открыл на Луне кратеры и хребты (по его терминологии моря и горы. — С. Ч.), выделил из Млечного Пути ряд звезд, на который до этого человек смотрел как на белую звезд^ ную полосу, обнаружил спутники Юпитера. Его сообщение об этом в «Звездном вестнике» принесло ему славу крупнейшего ученого во всех странах Европы. Неофициально ему даже при-, своили имя «Колумба Вселенной».
Галилей вместе с врачами-физиологами и прежде всего с Сантарио участвовал в изобретении и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, что имело важное значение и для медицины.
После Падуи Галилей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжал делать одно открытие за другим. Им были открыты пятна на Солнце, обнаружены фазы Венеры. Все его открытия были убедительным доказательством гелиоцентрической теории Коперника. Они наносили сильнейший удар по выдумкам схоластов, которые, например, считали, что Млечный Путь является ничем иным, как спайкой двух небесных полушарий. Из его же теории вытекали выводы, что мир бесконечен и во Вселенной имеется бесчисленное число миров. Эти взгляды привели Галилея к неразрешимым противоречиям со схоластами.
Своей механикой Галилей опроверг взгляды схоластов, опиравшихся на Аристотеля, в том, что движение тел происходит под действием постоянных сил с постоянной скоростью. Он доказал, что оно происходит равномерно-ускоренно. Скорость все время возрастает, в равный промежуток времени возрастает на одну и ту же величину. Им было также доказано, что если предмет получил от другого предмета, тела силу, сообщившую ему движение, то приобретенное движение само по себе никогда не угаснет, пока какая-либо внешняя сила не отнимет ее. Так был создан закон инерции, который до сих пор сохраняется как элементарный закон физики. Им был также открыт микон падения тел: в безвоздушном пространстве все тела
независимо от своей массы падают вниз с одинаковой скоростью. Схоласты же придерживались мнения Аристотеля, что тела падают со скоростью, пропорциональной их массе. Галилей разрабатывал не только теоретические вопросы, но и много делал для практических запросов жизни, изобретая различные машины, предлагая трактаты о строительстве крепостей, устройстве каналов, пособия для мореплавателей.
В отличие от всех предшествующих итальянских ученых Г. Галилей свои труды писал не на латинском, а на итальянском языке. Это позволяло знакомиться с его трудами более широкому кругу людей.
Уже с первых своих опубликованных работ Г. Галилей начал преследоваться церковниками за свои идеи. Особенно яростно на него нападали, когда он ушел из университета. Инквизиторы возбудили против него судебный процесс, но Г. Галилей, сменив тактику, продолжал вести борьбу против упрямых схоластов и представителей культа. В 1632 г. он написал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», в которой один из героев вроде и защищает теорию Аристотеля — Птолемея о том, что центром мироздания является Земля, но фактически в убедительной форме излагает взгляды Н. Коперника. Каждый читающий понимает, что правда находится на его стороне.
Работы Галилея имели большое значение для дальнейшего развития философии, хотя его философия носила механистический характер. Но и эта философия сыграла значительную роль в борьбе с теологией и схоластикой. Как мыслитель он признавал объективно существующий мир. Для него, больше чем для кого-либо, он был необъятным и бесконечным. Ему было понятно, что в природе ничто бесследно не исчезает и из ничего не создается. Происходит лишь изменение материи за счет изменения расположения частей материи. Материя у него состоит из неизменных атомов. Он признавал движение материи, но это движение у него носит механистический характер.
Материя для него была выражением реально существующего бытия, которое можно учесть количественным анализом. На природу он также смотрел с механистических позиций. «Думая о материи, или телесной субстанции, — писал Г. Галилей,— я пэдразумеваю, что она ограничена или обладает той или иной формой, что она находится в том или другом месте, в то или другое время, что она или движется, или находится в покое, что она касается или не касается другого тела, что она единственная, что ее мало или много, и никакое воображение не в состоянии отделить ее от этих условий»1. Этой фразой Галилей по существу изложил свой механистический материализм.
Галилей считал, что окружающий мир можно познать только путем опыта. Поэтому он отвергал мнение схоластов, что
^ ОаШе1 ОаШео. Ье ореге, Т. №. Ртэтго.— 1844. — Р. 333.
истину можно получить путем сравнения двух мнений авторитетных ученых. Для них, конечно, не имело значения, что это за ученые и на каких позициях они стоят, кроме тех, которые выражали материалистические тенденции. Галилей же считал, что все истинные знания должны черпаться из самой природы, ее лишь нужно научиться понимать. И дело не в том, что сказали о том или ином явлении ученые мужи, а дело в том, что свидетельствует опыт при изучении окружающего мира.
Галилей считал, что религия не должна быть причастной к науке. Одновременно он стоял и на той позиции, что наука не должна вмешиваться в религию, так как в сферу ее деятельности входят моральные проблемы и разум некомпетентен в религиозных делах.
Галилей считал, что первый толчок природа получила от бога, а далее она развивалась по своим собственным законам, в результате чего сложился «естественный порядок вещей».
Открытия Галилея способствовали развитию экспериментов в медицине. До него эксперименты на животных делались от случая к случаю и им не придавалось столь существенного значения. Новое пробуждение философии в его время, всплеск в развитии многих естественных наук толкали Галилея на новые методы исследования в различных областях науки. Все это не могло не 'отразиться и на медицинской науке. Мышление в медицине вступало как бы в новый этап. Можно сказать, что Галилей дал мощный толчок развитию многих направлений в медицине. Механика и математика были использованы в изучении различных биохимических процессов в организме человека, в изучении кровообращения, процесса дыхания, пищеварения.
Когда инквизиция составила обвинение против Галилея, то один из пунктов гласил, что его работы в области медицины ниспровергают учение церкви о душе и человеческом теле как вместилище души. Это был один из пунктов, гласящий об отрицании им бога. Инквизиция заставила его формально отказаться от своего главного астрономического открытия и он провел конец своей жизни в качестве «гостя» на квартире прокурора, находясь под неусыпным наблюдением.
Английский врач Уильям Гарвей (1578—1657) прославил свое имя одним из величайших открытий в медицине. Им была открыта система кровообращения в организме животных и человека. Оценивая важность этого открытия, академик И. П. Павлов писал: «...среди глубокого мрака и трудно вообразимой сейчас путаницы, царивших в представлениях о деятельности животного и человеческого организма, но освященных неприкосновенным авторитетом научного классического наследия, врач Вильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций орга-юизма — кровообращение и тем заложил фундамент новому от-
делу точного человеческого знания — физиологии животных»2. Будучи врачом-хирургом, У. Гарвей вместе с тем постоянно занимался экспериментальной работой, изучая на животных путь движения крови от сердца ко всем органам. До него уже был открыт малый круг кровообращения испанским врачом
М. Серветом.
Опыт в области анатомии, накопленный Герофилом, Эрази-стратом, Галеном, Везалием, позволил У. Гарвею сделать великое открытие XVII в. — учение о кровообращении (1628). При этом им были применены также для физиологических исследований количественные измерения и законы гидравлики, открытые к тому времени. Учение о кровообращении явилось результатом накопленных знаний в различных разделах науки за всю предысторию. Им было предсказано существование капилляров,, которые позже открыл Мальпиги.
У. Гарвей вошел в историю медицины не только открытием, системы кровообращения, но и разработкой вопросов эмбриологии. Им создан значительный труд «Исследования о зарождении животных» (1651). В своих воззрениях он стоял на позициях эпигенеза и одним из первых стал бороться против преформизма. Этот термин введен им.
У. Гарвей впервые изложил суть своего открытия в одной из лекций в 1615 г. в Лондоне. Однако и после этого еще 13 лет вместе со своими учениками он продолжал тщательно изучать пути движения крови от сердца ко всем органам и тка» ням и обратно к сердцу и лишь после, в 1628 г., он опубликовал научный труд, имеющий поистине историческое значение: «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Этот труд полностью разрушал ставшее уже традиционным понимание кровообращения, описанное Галеном, которому суждено было владеть умами людей, прежде всего всех врачей, на протяжении 1500 лет.
С помощью своих экспериментов У. Гарвей установил ошибочность взглядов Галена о том, что в артериях находится особая «жизненная сила» (у1з риЫса), которая и обеспечивает пульсацию сосудов. Материалистическое открытие У. Гарве» наносило значительный удар по идеализму, религии, влияншо сверхъестественных сил на человека.
Опубликованный труд У. Гарвея вызвал ожесточенную атаку на него со стороны церковников, а также ученых-схоластов. Атакующие увидели в прогрессивном ученом своего врага, который своим открытием явно разрушал прочно устоявшееся религиозно-идеалистическое мировоззрение в естествознании. Открытие У. Гарвея обострило идеологическую борьбу в естествознании, так как наряду со злобными нападками людей, стоявших на идеалистических позициях, появились и такие, которые выступили в защиту передовых взглядов У. Гарвея. И первым
Павлов И. Я.//Полн. собр. соч. —Т. 5.—С. ЗШ
П'О
* среди них был выдающийся французский философ и физиолог Р. Декарт. Как настоящий рыцарь свое открытие отстаивал и сам У. Гарвей, смело идя наперекор врагам.
Заслуга У. Гарвея как врача-мыслителя заключается не только в открытии феномена кровообращения. Им были сделаны и другие важные открытия.
При примитивной технике того времени он изучал эмбриональное развитие отдельных животных. Не зная еще о микроскопе, У. Гарвей первым сформулировал теорию эпигенеза. Еще в середине XVII в. (1651) ему удалось постигнуть, как в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное образование органов и отдельных частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Эти первые понятия были и последующем развиты и легли в основу научной теории эпигенеза в противоположность идеалистическому представлению — преформизму (Ое ^епега1юпе— «х оуо).
Изучая развитие зародыша цыпленка, У. Гарвей опроверг представление Аристотеля, что будущий цыпленок начинает развиваться из желтка, и мнение Фабриция, что он развивается из белка. Им было установлено, что зародыш цыпленка развивается из зародышевого кружка. Изучая эмбриологию, он пришел к выводу, что в процессе своего эмбрионального развития зародыш животного проходит все ступени развития животного мира, или, иначе говоря, в период онтогенеза, т.е. в период индивидуального развития, организм повторяет филогенез — процесс исторического развития животного мира. Таким образом, он предвосхитил биогенетический закон, позднее сформулированный Э. Геккелем, смысл которого заключался в том, что индивидуальное развитие особи (т.е. онтогенез) является кратковременным повторением основных этапов эволюции (филогенез) той группы животных, к которому она относится. Этим Гарвей впервые по существу показал отличие живой природы от неживой. Продолжателями его в этом направлении явились Ф. Реди и М. Мальпиги. Следует отметить, что два этих важнейших открытия он изложил всего на 4 страницах, тогда как менее значимые работы его имеют значительно больший объем.
У. Гарвей вошел в историю как родоначальник научной физиологии. Несмотря на свой значительный вклад в развитие «етественно-биологических и медицинских наук, сыгравший важную роль и в развитии диалектического материализма. У. Гарвей в своих концепциях допускал и неправильные толкования. В частности, он неправильно понимал причины зародышевого развития, объясняя этот процесс с точки зрения витализма.
В целом же положения из его учения в области эмбриологии •имеют большое значение в медицинской практике. Многие из «их были поддержаны передовыми учеными, которые внесли «вой вклад в дальнейшее развитие физиологии с позиций материалистического ее понимания.
Открытие У. Гарвеем принципа кроовообращения у человека сразу же было принято выдающимся философом и физиологом Р. Декартом. Большую роль теория кровообращения У. Гарвея сыграла и в формировании английского философа-материалиста Т. Гоббса. Высоко ценил открытие У. Гарвея долгие годы работавший в России врач-философ Д. К. Кантемир.
Гендрик Леруа (де Руа) (1598—1679)—голландский врач и философ — жил в эпоху нидерландской буржуазной революции. Был физиологом и педагогом. Долгие годы работал профессором Утрехтского университета. Леруа является основателем школы материалистических последователей Р. Декарта. Иначе эта школа называлась картезианской, так как латинизированное имя Р. Декарта было Картезий. К- Маркс высоко ценил взгляды Леруа. В «Святом семействе», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом, мы читаем: «Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии антиметафизики, а именно — физики... Врач Леруа кладет начало этой школе...»3. Леруа, став на позиции материализма, порвал с дуализмом картезианской философии. Это объясняется тем, что, будучи сторонником физики и физиологии Декарта, он взял из них только материалистические начала, отвергнув дуалистическую метафизику, в частности существование особо мыслящей субстанции. В своих произведениях «Основания физики» и «Разъяснение о человеческом уме» он объявил материю единственной субстанцией. Душа им определялась как модус (свойство) тела, т. е. вторичной производной по отношению к телу. С точки зрения теории познания окружающего мира он отрицал рационалистическую теорию познания и стоял на позициях материалистического сенсуализма, считая, что ощущения отражают реальный объективный мир. Леруа отрицал врожденные идеи, т. е. понятия, которые, согласно положениям идеалистической гносеологии, присущи человеческому мышлению изначально, врожденно. Вместе с врожденными идеями он отвергал и бога. Леруа смело боролся против подчинения философии религии и утверждения религиозной веры с помощью философии.
Из всех наук на первое место он ставил физику, за что преследовался церковниками и теологами. Несмотря на нападки духовной власти и теологов, Г. Леруа смело отстаивал свои прогрессивные взгляды.
К. Маркс относил его к зачинателям той философской школы, которая достигла своего высшего развития во французском материализме XVIII в. Однако в своих трудах он не избежал
8 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд. — Т. 2. — С. 1401.
недостатков. Для его в целом прогрессивной философии был характерен метафизический подход к изучению явлений.
Ян Йонстон (1603—1675), хотя и являлся польским врачом и философом, родился в семье английского эмигранта в польском городе. Университет окончил в Англии. В Сент-Андрусе Я. Йонстон установил деловой контакт с известным чешским педагогом Я. А. Коменским. Это содружество вылилось в единство взглядов по вопросу социально-религиозного движения Моравских братьев, в котором оба они принимали активное-участие. Окончательно как философ он сформировался под, влиянием Ф. Бэкона и Я. А. Коменского.
Я- Йонстон был выразителем эмпирической философии, В принципе им правильно понималась роль науки, которая в его представлении слагалась из сведений, полученных в результате опыта и обработанных разумом.
Главное его произведение «Постоянство природы», изданное в 1632 г., посвящено изучению прогресса, характеризующего' развитие науки и искусства. Он выступал также против хириаз-ма, т. е. против антинаучной концепции ортодоксальной религии,, утверждавшей, что мир постоянно неизбежно ухудшается.
Касаясь проблемы науки и познаваемости, Я. Йонстон считал, что наука должна утверждаться на опыте и умозаключении.
Его взгляды на окружающий мир, природу были пантеистическими. По представлению Я. Ионстона, все мироздание обладает жизнью. Человеку же в этом мироздании отводится место-в виде малого космоса, и в этом микрокосмосе отражается весь мир, все его устройство.
В целом Я. Йонстон для своего времени стоял на прогрессивных позициях.
Французский врач Франсуа Бернье (1625—1688) был путешественником и писателем. О своих странствиях по Среднему и Ближнему Востоку он написал 2-томную книгу «Путешествия,, содержащие описание государства Великого Могола, Индостана, Кашмирского царства и т.д.», вышедшую в свет в Париже спустя более 140 лет после его смерти. В этой книге не толька описаны виденные им картины быта и нравов людей тех стран, где он побывал, но и раскрыта социальная сущность их бытия, тех общественных отношений, которые складывались в феодальных обществах Востока. На это произведение обратили свое внимание К- Маркс и Ф. Энгельс, увидев в нем яркую картину общественных отношений в условиях феодальной общественно-экономической формации и зарождения в ее недрах первых очагов капитализма в виде роста новых городов. В письме к Ф. Энгельсу от 2 июня 1853 г. К. Маркс писал: «По вопросу об образовании восточных городов нет ничего более блестящего, наглядного и яркого, чем книга старого- Франсуа Бернье
8—129
девять лет был врачом у Аурангзеба4)... Он также очень жорошо описывает состояние военного дела, организацию снабжения продовольствием этих громадных армий и т.д.»5.
В своей книге Бернье дает объяснение, как удается властителю прокормить такую огромную армию. Он обращал внимание на выносливость и неприхотливость в еде индусов, на активность торговцев, которые во время военных походов государя оставляли свои города и следовали со своими лавками вместе с армией. Он дал социальное объяснение этому фактору, подчеркивая, что такая мобилизация огромного количества людей возможна была в связи с тем, что все они были лишены права на землю.
Высоко ценил труды Ф. Бернье и Ф. Энгельс. В своем письме К- Марксу от 6 июня 1853 г. он писал: «Отрывки из старого Бернье действительно прекрасны. Как приятно снова прочесть что-нибудь, написанное старым, трезвым, здравомыслящим французом, который всегда попадает в самую точку, не подавая и вида, что он это замечает»6.
Шефлер Иоганн (1624—1677) имел псевдоним Ангелус Си-лезиус. В историю немецкой философии вошел как мыслитель, •стоящий на мистических позициях. Свои философские труды он •выражал в поэтической форме в виде афоризмов. Увлечение «философией успешно сочетал с врачебной деятельностью, удостаиваясь чести приглашения работать придворным врачом «-различным высокопоставленным лицам. Но в душе лейб-медика с детских лет было заложено мистическое настроение. •С ранних лет он ознакомился с трудами Беме. Кроме того, он •выл знаком с другими немецкими авторами, традиционно освещавшими мистическое понимание окружающего мира.
Он сблизился с А. фон Франкенбергом и Д. Чепко, которые 'Параллельно с теологией пытались создать философию, синтезировавшую в себе пантеистическую идею понятия бога и натурфилософское понятие мира. Мистический настрой И. Шеф-лера не мог слиться с широко распространенной в то время «Германии лютеранской верой. В этой вере он не находит простора для своей мистики, и, еще не достигнув 30 лет (в 1653г.), он переходит в католицизм. В 1657 г. издает книгу «Херувимский странник». В ней он в виде поэтических афоризмов, глубоких по смыслу, отразил мистические идеи, пропагандировавшиеся в Германии в период от Экхарта (1260—1327) до Беме '(1575—1624). Главная идея книги заключается в том, что суть -философии должна сводиться к признанию человека в центре мироздания. Человеческое «Я» является неисчерпаемым и по
4 Правитель Могольской империи в Индии с 1658 г. В войне за престол уничтожил своих братьев-соперников, арестовал отца. Завершил завоевание Южной Индии. Преследовал индусов.
5 Маркс К, Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 28 — С 214
6 Там же. — С. 222.
сути дела «философским камнем». В представлении И. Шефле-ра, от «Я» зависит реальность времени и пространства. Он считал, выражаясь своими афоризмами, что «не ты —в пространстве, но пространство — в тебе». Человеческое «Я» им прочно связывалось с космическим «Я», т.е. с богом, которого он считал значительно превосходящим человека. По воле бога происходит все на земле. И когда человек умирает и попадает в царство «вечного молчания», он остается в его власти, лишаясь своей воли. Однако следует отметить взаимосвязь человека с богом, которая на разных этапах творчества представлялась ему различной. В ранний период своей философской деятельности бог и человек у пего связывались неразрывной нитью. Эта сущностная связь так выражена в одном из его афориа-мов: «Я знаю, что без меня бог не может прожить мгновения; если я обращусь в ничто, он должен по необходимости испустить дух». Любовь к богу и бога к человеку, по философии И. Шефлера, является смыслом всего сущего. Однако эти его взгляды не были постоянными. Так он думал лишь в начале своей философской деятельности. Позже И. Шефлер перешел к обычным религиозным трактовкам.
Философия И. Шефлера нашла своих последователей, в том числе в лице русского философа Н. А. Бердяева.
Томас Сиденгам (1624—1689) жил в эпоху, когда в науке и обучении еще господствовала схоластика. Он был одним из тех, кто выступал против схоластики. Т. Сиденгам был учителем выдающегося английского врача-философа Д. Локка, стоявшего на материалистических позициях. Его заслуга заключается не только в том, что он сделал попытку освободить клиническую медицину от ненаучного вздора, но и в научном материалистическом осмысливании борьбы с болезнями. Для него болезнь была как процесс борьбы организма («природы») с болезнетворными началами, попавшими в организм. Это в корне отличало его от множества предшественников, которые рассматривали болезнь как мистическое явление. Он поддерживал мнение Гиппократа о том, что врач должен содействовать борьбе организма с болезнью. Т. Сиденгам внес значительный вклад в описание отдельных болезней как нозологических единиц, имеющих свою характерную специфику. Не во всем, конечно, он был последователен и не мог полностью преодолеть давление религии. Так, по его представлению, острые болезни ниспосланы богом, и лишь хронические болезни им связывались с окружающей средой и поведением человека. За свои глубокие труды в медицине и широкое мышление о здоровье он был наречен английским Гиппократом.
Своей научной и философской деятельностью в XVII в. обращает на себя внимание Роберт Бойль (1627—1691), английский химик, физик, философ. Будучи известным химиком, имея
8* 115
свои лаборатории и заводы, в 1665 г. он получил степень доктора физики (Нопопз саиза) в Оксфордском университете. У него мало времени оставалось на медицину, но тем не менее он занимался ею как любитель.
Как химик, он поставил перед собой задачу: исследовать состав тел путем химических анализов. В результате проведения множества анализов Р. Бойль вплотную подошел к открытию химических элементов, т. е. таких веществ, которые не поддаются разложению под действием каких бы то ни было веществ. Однако, будучи механистом, он старался объяснить различие между веществами, имея в виду и их качественные различия, механическим движением и сцеплением, присущим первичным бескачественным корпускулам. Естественно, что он к веществам отнес и химические элементы и тем самым впал в ошибку, считая, что никаких элементов не существует. Качественные же различия веществ, в том числе элементов, определяются лишь различным соотношением корпускул, или, иначе говоря, первичной материи, за основу которой он брал воду. В своей теории Р. Бойль впал в противоречие. С одной стороны, он открыл химические элементы и определил основное назначение предмета химии, с другой стороны, он лишил мельчайшие вещества — корпускулы всяких качеств, т. е. характерных свойств вещества.
Виной этому был метафизический метод мышления, который ие только приводил к подобным ошибкам, но и нередко толкал ученых на путь признания бога. Это в равной мере касалось я Р. Бойля, который как химик, физик и врач стоял в основном на позициях материализма, а как философ впадал в прямой идеализм, пытаясь примирить религию и науку. Это было отражением политики английской буржуазии XVII—XVIII вв.
Его корпускулы — это те же атомы Демокрита и Эпикура. •Однако взгляды этих философов Древней Греции были для «его «дурной атомистикой», так как они не признавали божественного происхождения природы.
Между тем он одним из первых всецело отказался от старо-то учения Аристотеля и других древних философов, считавших, что все тела состоят из 4 «элементов» — огня, воды, земли, воздуха, возродил учение об атоме !и поставил химию на материалистическую основу. Его экспериментальные работы способствовали открытию важной закономерности, свидетельствующей •о том, что объем воздуха (газов) под давлением уменьшается обратно пропорционально давлению и наоборот.
Им открыт закон, носящий имя Бойля — Мариотта. Два ученых независимо друг от друга установили (Бойль — в 1662 г., а Мариотт — в 1672 г.), что произведение объема данной массы идеального газа на его давление постоянно при постоянной температуре.
Большое значение для дальнейшего развития науки имела «го корпускулярная теория. Великий русский ученый М. В. Ло-
моносов писал по этому поводу: «С тех пор как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет»7.
Из всех научных трудов Р. Бойля менее известными являются работы «О совместимости специфических лекарств с корпускулярной философией» и «Трактат о преимуществах применения простых лекарств». Важным его выводом является, что «ели корпускулярная теория верна т уМго, то она должна подтвердиться и т у^уо. Р. Бойль подробно анализировал фармацевтические действия лекарств, изучая их специфические свойства. Основываясь на корпускулярной теории, он рекомендовал пользоваться простыми рецептами, приводя ряд доводов в доказательство их большей пользы перед сложными. Этим Р. Бойль хотел доказать, что дсйстние лекарств вполне совместимо с принципами корпускулярной теории.
Хотя в целом Р. Бойль стоял на метафизических позициях, тем не менее в его учении о корпускулах были элементы диалектики.
Заслуживает внимания научное открытие итальянского врача Марчелло Мальпиги (1628—1694). В описании системы кровообращения, сделанном У. Гарвеем, был один существенный недостаток. Артериальные и венозные сосуды кровеносной системы должны иметь непосредственный контакт, который в силу низкого еще технического вооружения не мог быть обнаружен. Капиллярную сеть кровеносной системы обнаружить невооруженным глазом или с помощью линзы с небольшой разрешающей силой было невозможно. М. Мальпиги свои исследования проводил, когда уже был изобретен микроскоп. С его помощью он открыл капиллярную сеть кровеносных сосудов и тем самым замкнул цепь кровообращения в организме, вставив ту недостающую деталь, которая превратила кровообращение в стройную систему, обеспечивающую жизнедеятельность живого организма. Им были изучены микроскопические структуры легочных альвеол, печени, селезенки, кожи и почек.
М. Мальпиги не только изучил мельчайшую капиллярную сеть кровеносной системы, но и многое сделал по более глубокому изучению строения кожи, желез, почек, легких, селезенки, кровяных телец. Своими работами по изучению развития шелковичного червя, мозга и позвоночного столба у цыпленка М. Мальпиги наносил существенные удары по преформизму.
Ф. Энгельс высоко ценил труды М. Мальпиги. Он писал: «Какой длинный ряд промежуточных ступеней от Галена до Мальпиги был необходим для того, чтобы правильно установить такую простую вещь, как кровообращение у млекопитающих! Как мало знаем мы о происхождении кровяных телец и как много не хватает нам еще и теперь промежуточных
1 Ломоносов М. б.//Полн. собр. соч.— Т. 3.—1952.— С. 241.
звеньев, чтобы привести, например, в рациональную связь явления какой-либо болезни с ее причинами!»8
Кайбара Эккен (1630—1714), японец по национальности,, был врачом по профессии и крупным философом. Он был представителем философии просвещения, колеблясь между буддизмом и конфуцианством. Вначале он отдавал предпочтение буддизму, под влиянием которого воспитывался, обучаясь в университете. После того как Кайбара Эккен ознакомился с учением* Конфуция, он начал проповедовать эту философию. Это был. период, когда в Японии отмечался процесс упадка господствующей философии, а господствовала тогда и определяла идеологию властвующих людей чжусианская философия. Происшедшие изменения во взглядах в философии Кайбара Эккен отражали упадок философии в стране.
О философских взглядах К. Эккена мы можем судить по* его философским сочинениям, среди которых особое место занимает трактат «Великие сомнения». В нем автор выразил свое сомнение в состоятельности и научной достоверности господствовавшей до него философии — чжусианской. Он усомнился* в том, что данная философия правильно утверждает первичность духа «(ри», или «ли» в японской транскрипции) и вторич-ность материи («ки», или «ци»). Кайбара Эккен правильно», усомнился в идеалистической сущности чжусианской философии, однако он остановился на этом и не стал активным борцом за материализм. Известно, что китайский философ Чжу Си, положивший начало этой философии, был представителем неоконфуцианства. В его учении систематизированы все 6 основных идей неоконфуцианства. Но они к тому же были и развиты.
Чжу Си усилил дуалистическую позицию о двух началах — идеальном, которое у него было первичным («ли»), и материальном, или вторичном («ци»). Его философия сводилась к тому, что «ли» нуждается в какой-то причастности к определенной «ци», «ци» в свою очередь нуждается в «ли» как в законе, своего существования, поэтому их разделить нельзя.
Кайбара Эккен сумел преодолеть дуализм. Кайбара Эккен стоял на материалистических позициях и по вопросу познания окружающего мира. Он утверждал, что истинна только та наука, выводы которой проверены и подтверждены практикой.
Научно-философская и просветительная деятельность Кай-бары Эккена сыграла значительную роль в развитии материалистических мировоззрений в Японии.
Бернардино Рамаццини (1633—1714), итальянский врач, после окончания в 1659 г. Пармского университета изучал условия работы рабочих в ряде отраслей промышленности. С 1671 г. начал работать в Моденском университете, где трудился почти
30 лет. С 1700 г. работал в Падуанском университете. Главный его труд «О болезнях ремесленников». Он впервые осветил •вопросы влияния производственных факторов на здоровье рабочих, показав, как профессиональные заболевания разрушают здоровье трудящихся, как неблагоприятные условия на производстве порождают болезни, как продолжительный труд с удлиненным рабочим днем порождает необратимую патологию в отдельных органах и системах организма. Серьезные выводы о состоянии здоровья рабочих были сделаны им на основании.личного обследования рабочих 52 профессий. Среди них были самые различные специалисты — горняки, каменщики, рыбаки, печатники, ткачи и др. Помимо личных наблюдений Б. Рамаццини использовал труды зарубежных ученых. В его книге отражены условия труда и их нлпяипе. па здоровье человека не только в Италии, но и в других странах, где капитализм уже становился реальной силой, определяющей развитие общества.
Его труд явился свидетельством того, что зародившееся капиталистическое производство разрушающе действует на здоровье пролетариата.
В произведениях Б. Рамаццини отражено влияние окружающей среды на человека, прежде всего географической среды и водных источников. Изучение им этих «опросов позволило •сделать важный вывод о широкой профилактике заболеваний и о профилактическом направлении в медицине. «Гораздо лучше предупредить болезни, чем лечить их, — писал он,—подобно тому, как лучше заранее предупредить бурю и спастись от нее, чем быть унесенным ею».
Б. Рамаццини не только констатировал факты о разрушающем действии условий труда на здоровье человека, но и делал предложения, направленные на улучшение этих условий. Его наблюдения, метод исследования положили начало развитию новой науки — гигиены труда, выводами и наблюдениями которой широко пользовались авторы социологических исследований, в том числе К- Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.
Немецкий врач Иоганн Иоахим Бехер (1635—1682) был разносторонне подготовленным человеком, хорошо разбирающимся во многих науках. Помимо знания медицины, он был крупным химиком, одним из первых разработавших теорию флогистона, согласно которой вещество, способное к горению, при горении и обжиге теряет часть вещества. Теория флогистона была опровергнута трудами выдающегося французского химика А. Лавуазье, который объяснил горение как явление сильного окисления. Однако, несмотря на неправильное понимание процесса горения, И. И. Бехер и другие химики его времени, по словам •Ф. Энгельса, способствовали тому, что «химия... освободилась от алхимии...»9. Дальнейшее развитие науки показало, какие
8 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 89.
9 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 348.
элементы могут в результате радиоактивного распада превращаться в другие.
И. И. Бехер был выразителем идей утопического коммунизма, а также экономистов-меркантилистов.
В 1669 г. им был написан «Моральный трактат». В нем изложен проект общества будущего, основным принципом которого является общность имущества при равенстве в труде. Воображаемое им общество не должно было иметь денег.
Спустя пять лет, в 1674 г., он издает новый труд «Мудрость души». В нем автор защищал веротерпимость, свободу и равенство всех людей.
Одновременно И. И. Бехер занимался проблемами химии. В 1669 г. он издал книгу «Подземная физика». Его мысли близки взглядам Парацельса. По мнению И. И. Бехера, все минеральные тела, в том числе и металлы, состоят из трех «земель». Различие между ними определяется качественными характеристиками. Он различал стеклующиеся, горючие, или жирные, летучие, или ртутные, составные части. Он также считал, что во всех минеральных веществах в качестве основного начала содержится вода. Однако в отличие от Парацельса, который рассматривал качественные характеристики как отвлеченные принципы, И. И. Бехер под началом веществ понимал материальные элементы. Это свидетельствует о том, что в понимании окружающего мира И. И. Бехер стоял на материалистических позициях, а в области исторического материализма — на идеалистических позициях.
Точные даты жизни немецкого врача Урбана Готфрида Бу-хера до сих пор неизвестны. Предполагают, что он родился примерно в 1670 г., а умер после 1723 г. Помимо занятий врачебной практикой, которой он длительное время занимался, будучи врачом саксонского штатгальтера князя фон Фюрстенберга, У. Г. Бухер был еще и ученым. Наиболее известным его трудом является работа в области философии. В 1713 г. была опубликована анонимная работа «Переписка о сущности души», авторство которой установлено лишь в XX в. По своим взглядам он стоял на позициях механистического материализма. Будучи материалистом, он отрицал мнение многих своих современников, что душа является нематериальной субстанцией. Он убежденно доказывал, что идеи являются продуктом деятельности мозговых волокон, которые берут свое начало из органов чувств. Есть сведения, что его труды оказали определенное влияние на Ламетри.
Немецкий ученый Эренфрид Вальтер фон Чирнгаузен10
(1651—1708) занимался не только математикой и физикой, но и врачебной деятельностью и философией. Он написал ряд научных работ по математике и оптике. Э. В. фон Чирнгаузен жил
10 Иногда эта фамилия приводится в другой, транскрипции — Чирнхауз.
в одно время с известным немецким математиком и философом Лейбницем, с которым не только был знаком, но и находился в постоянной переписке. Авторитет Лейбница оказал определенное влияние на его мировоззрение. Однако его философские взгляды были ближе к Декарту.
Изучая труды философов, Э. В. фон Чирнгаузен не формально воспринимал их положения, а пытался осмыслить их. Он даже считал возможным делать критические замечания знаменитым философам, чей авторитет был непререкаемым. Так, ознакомившись с трудами Б. Спинозы, Э. В. фон Чирнгаузен недоумевал, «каким образом (раз протяжение, поскольку оно мыслится само через себя, является неделимым, неизменным и т.д.) мы можем а рпоп вывести возможность возникновения столь многих различных модификаций его...?»11. Свое мнение он высказал Б. Спинозе, который вынужден был признаться в ошибочности своего вывода.
Э. В. фон Чирнгаузен критиковал философов Декарта и Спинозу за отсутствие в их учении четкой методологии. Критика изложена в его книге «МесНста тегШз» («Исцеление ума»), изданной в 1687 г. в Амстердаме. Но, критикуя Декарта за непоследовательность его методологии. Э. В. фон Чирнгаузен вместе с тем разделял его взгляды на возможность существования истин лишь в разуме.
Себастьян Бассо жил в XVII в. Даты его рождения и смерти неизвестны. Жил он вначале на своей родине во Франции и занимался не только врачебной деятельностью, но и был естествоиспытателем-физиком и философом. Им был написан большой труд «Естественная философия против Аристотеля в 12 книгах». Это был еще период господства схоластики, когда критика утвердившихся догм была невозможна. Поскольку С. Бассо выступал против многих концепций Аристотеля, еще владевшего умами философов средневековья, ему пришлось в 1621г. свои научные труды из-за предосторожности издать в Женеве.
С. Бассо в основу своей теории положил атомистическое учение древних греков, однако его материалистический атомизм отличался от взглядов Демокрита, у которого атомы размещались в пустоте, в то время как С. Бассо считал, что они находятся в тончайшей материальной среде — эфире, который является источником их движения.
По мнению С. Бассо, все тела, в том числе и живые организмы, состоят из различных по своему качеству, но неизменных атомов. Эта часть его взглядов носила материалистический характер. Но, когда он ставил перед собой вопрос: откуда произошли эти атомы, то давал идеалистический ответ — атомы — результат деяния бога. Он не смог дойти вплотную до материа-
11 Спиноза б.//Избран. произвел. — М., 1957.— Т. 2.— С. 595.
листического атеизма и стоял на позициях пантеизма, отожде» ствляя бога с природой.
Что касается атомов, то, по его мнению, качество их сохраняется как в условиях изолированного существования, так и в различных связях.
Сложные образования — молекулы состоят, конечно, из атомов, но разница между различными телами определяется их движением. С. Бассо считал, что между атомами и молекулам» имеются поры, которые заполнены эфиром.
На том уровне развития науки движение им рассматривалось ограниченно с механистических позиций. Он различал лишь два момента — притяжение и отталкивание.
На природу смотрел как на творца и хранителя всех вещей и организатора существующего порядка. Поэтому он и обожествлял ее, видя в ней источник жизни. Пантеизм им был воспринят от Д. Бруно. В свою очередь своими философскими взглядами он повлиял на мировоззрение Декарта.
Герман Бургаве (1668—1738) был крупным голландским ученым. Его время жизни совпало с периодом больших научных открытий. Предметом научных исследований Г. Бургаве были медицина, химия, ботаника и философия. Он родился 31 декабря 1668 г. в Ворхауте, близ Лейдена. В 16 лет поступил в Лейденский университет, где изучал натурфилософию.
Закончив Лейденский университет, в 22-летнем возрасте в 1690 г. он стал доктором философии. А спустя 3 года Г. Бургаве получил диплом врача и начал активно заниматься медицинской практикой. В 1709 г., т.е. через 16 лет после окончания Лейденского университета, стал руководителем кафедры в нем. Г. Бургаве стал ведущим ученым-теоретиком в области медицины и ботаники. Через год, в 1710 г., он издал каталог Лейденского ботанического сада, в котором впервые описал и классифицировал некоторые новые виды растений. В 1718 г. он стал профессором кафедры химии, а спустя два года, в 1720 г., возглавил кафедру практической медицины того же университета. Эти перемещения с одной кафедры на другую говорили о его разносторонних научных интересах. С каждым годом росла слава Г. Бургаве. Его имя стало известно во многих странах мира. Многие крупные государственные деятели считали за большую честь посетить его лекцию, послушать этого мудрого-ученого, узнать то новое, что предлагал он в развитии практической и теоретической медицины. На лекциях Г. Бургаве бывал и русский царь-реформатор Петр I (1717). К нему на выучку приезжали известный французский врач-философ Ламетри и многие выдающиеся ученые из других стран.
Г. Бургаве искал все новые подходы в изучении патологических процессов. Им были введены в практику медицины лупа и термометр, которые в значительной степени расширили воэ-
можности врачей в диагностике и лечении заболеваний. Как крупному ученому-химику ему был известен и терапевтический эффект от применения глауберовой соли, сурьмы и ртути. Особенностью научных трудов Г. Бургаве являлось тесное увязывание теоретических обоснований с клиникой. Его метод обучения будущих врачей был признан во многих странах мира. Его использовали в своей педагогической практике такие известные русские ученые-медики, как Н. Бидлоо, К. И. Щепин, С. Г. Зы-•белин. В 1761 г. в России были изданы его труды на латинском языке. Они имели широкое распространение среди студентов-медиков.
Для своего времени Г. Бургаве был крупным химиком. В двухтомном учебнике «Основания химии» он уже четко разграничивал понятия химических смесей и соединений. Он проверял выводы алхимиков и после тщательных изучений опровергал их. Так, им был опровергнут вывод алхимиков, что ртуть после длительного нагревания превращается в твердый металл. Для этого ему пришлось сделать 500 опытов в течение,15 лет.
Пользуясь большой популярностью, он дважды избирался ректором Лейденского университета (в 1714 и в 1730 гг.). За огромный вклад в науку в 1725 г. его избрали действительным членом Парижской Академии Наук, а в 1730 г. — членом Лондонского Королевского общества.
Философские взгляды Г. Бургаве были весьма эклектичны. Все процессы жизнедеятельности организма он объяснял с позиций законов химии и механики. Вместе с тем он стоял на позициях витализма, считая, что в организме имеется «жизненная сила», управляющая жизненными явлениями. На основании этого, будучи теоретиком в области медицины, он ввел в медицинский обиход понятия о «жизненных показаниях» и «жизненных истечениях». Поэтому, материалистически объясняя происходящие процессы в живом организме, он жизнедеятельность человека в целом трактует с позиций идеализма.
Иоганн Конрад Диппель (1673—1734)—немецкий врач, который занимался алхимией, выступал против догм богословия. Преследуемый за свои взгляды, он вынужден был скитаться по разным странам. Виной этому были его книги «ОгШо<1ох1а Ог1-"побахогшп», изданная в 1697 г., и «Рар1зтиз рго1ез1апИит уо-ри!ап8», увидевшая свет через год после первой. В этих книгах •с беспощадным юмором он разоблачал антинаучные обряды церковников. Вместе с тем И. К. Диппеля обвиняли в приверженности к зародившемуся тогда новому течению в богословии — пиетизму. Представители нового течения призывали отказаться от окостенелых религиозных догм, формально-обрядной стороны религии, заменив все это обновленным религиозным мистическим чувством. Пиетизм не утвердился. И тогда И. К. Диппель начал высмеивать представителей пиетизма, их
напыщенное тупоумие, а вместе с этим его острой критике подвергались и представители ортодоксальной церкви за их мертвящий педантизм. Он обвинял тех и других за пренебрежение к моральной стороне религии, о которой церковники пытаются во все времена умалчивать, потому что в ней говорится о справедливом отношении к человеку. Хотя И. К. Диппель полностью не освободился от религии, тем не менее его вечная борьба с церковниками говорит о том, что он не воспринимал религию такой, какой ее проповедовали церковники, и пытался в большой мере использовать для человека. Таким образом, И. К. Диппель был страстным борцом против церковной ортодоксии. Он провозглашал братский союз людей всех вероучений, считая, что основой этого союза должна являться общая «естественная мораль».
Как химик он много занимался различными химическими реакциями в фармации и получил широкую известность в связи с получением животного масла.
Английский философ Джон Локк (1632—1704) родился в семье адвоката. Учился в Оксфордском университете, одновременно изучая философию, естествознание и медицину. Успешно окончив университет, он был рекомендован на преподавательскую работу в этом же университете. Однако преподавательской деятельностью занимался недолго, и в 1667 г. его основным занятием была врачебная деятельность. Поработав непродолжительное время домашним врачом и воспитателем детей, он перешел на работу секретаря к лорду Эшли (графу Шефтсбери), с которым на долгие годы связал свою судьбу. В 1667 г. Д. Локк начал заниматься политической деятельностью. Его политические взгляды совпали с партией вигов. Но когда Стюартам удалось реставрировать свою власть, ему вместе с Шефтсбери пришлось эмигрировать из-за преследований. Он путешествовал по странам Европы, возвращался в Англию и вновь эмигрировал. В 1683 г. ему пришлось бежать в Голландию, так как над ним нависла угроза жестокой расправы за политические взгляды. Здесь он закончил работу над своей книгой «Опыт о человеческом разуме», писать которую начал еще в 1671 г. В 1690г. эта книга увидела свет.
У него, как и у Гоббса, государство возникло на договорных началах. Д. Локк признавал частную собственность, поощрял развитие экономики, промышленности, торговли. Он считал, что в естественном состоянии все люди равны между собой, а следовательно, и свободны. При этом свобода регулируется разумом, что не тождественно произволу. Истинным государством он считал то, которое создается по взаимному соглашению людей и обеспечивает естественное состояние людей, их жизнь, индивидуальную свободу и частную собственность. Локковские идеи о государстве частично легли в основу английской буржуазной конституции. Она не отражала интересов народа, но на
нее с вожделением смотрела буржуазия других стран, где еще господствовала феодальная монархия.
После очередного переворота в 1688 г. Д. Локк вернулся? в Англию и в течение 12 лет до начала XVIII в. занимал различные административные посты. Одновременно он углубленно-занимается философией.
Д. Локк стоял на позициях Ф. Бэкона, продолжая развивать его эмпиризм, пытаясь обосновать сенсуалистическое направление в теории познания. Его «исправление» Ф. Бэкона заключалось в том, что он считал, будто бы опыт складывается-из чувственных данных, т.е. из ощущений (зепзиз), в то время как Ф. Бэкон утверждал о получении знаний из опыта. М. В. Ломоносов одним из первых признал сенсуалистическую теорию Д. Локка.
Д. Локк стоял на материалистических позициях, хотя и не всегда был последовательным. Его теория познания тесно связана с психологией. Д. Локк исходил из того положения, что-человеческий разум получает информацию извне, от чувств, благодаря которым воспринимаются раздражения от внешнего-окружающего мира. Ничего не может быть в интеллекте, что не было раньше в чувствах, подчеркивал он.
Душа у него — это «гладкая дощечка», или «белая бумага»,, на которой фиксируется чувственный образ. Что касается абстрактного мышления, то оно у него было результатом накопления данных опыта и их соединения в уме человека. Это свидетельствует о метафизическом понимании мышления.
Возникновение нашего сознания под воздействием материального мира на органы чувств четко сформулировано в «Очерках истории этики». В них говорится: «Утверждение Локка об объективном содержании нашего сознания, порождаемом воздействием внешнего материального мира на наши органы чувств, было материалистическим решением вопроса об отношении-мышления к бытию и позволило Локку выступить с уничтожающей критикой идеалистической теории врожденных идей и существования души вне тела»12. Д. Локк отрицал врожденные идеи богопочитания. Этот вывод он распространял и на этику, утверждая, что человек не имеет и никаких нравственных врожденных принципов. Эти принципы приобретаются в процессе общественной жизни человека. Врожденными он признавал только инстинкты самосохранения. Несмотря на то что человек, согласно Д. Локку, являлся продуктом среды и рассматривался им как пассивный элемент общества, все поступки которого подчинены-и обусловлены непосредственной причинно-следственной связью, тем не менее даже этот метафизический подход в то время имел большое прогрессивное значение. Он наносил удар по религии, расшатывая ее устои. Этой критикой он также высказывал свое несогласие со взглядами Ф. Бэкона о «врожденных идеях». От-
и Очерки истории этики. —М., 1969. —С. 122.
рицая их, он утверждал, что если бы они были врожденными, то были бы присущи всем людям, в том числе детям, больным, умственно отсталым и др. Д. Локк твердо стоял на позициях зависимости психики от окружающей среды, что наносило серьезный удар по идеализму и стало основным положением для французских материалистов XVIII в.
Д. Локк считал, что нравственными принципами должны быть практические интересы человека, которые диктует ему жизнь. В гармоническом развитии личности большое значение он придавал воспитанию чувств.
Как и многие материалисты его времени, Д. Локк придерживался мнения о неизменности «человеческой природы», которая сложилась под действием «естественной среды» в далекие времена.
Он признавал «моральным» такое государство, которое не угрожает свободе каждого гражданина, его праву распоряжаться собой и своим имуществом. Таким обществом ему представлялась конституционная монархия, которая могла бы защищать «этические принципы» английской буржуазии, идеологом которой он и являлся.
Д. Локком была также создана теория рефлексии — «... наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления...»13. Рефлексия, по его мнению, является вторым источником мышления, но возникает на основе чувственного опыта.
Французский философ-материалист Ж. Р. Робине (1735— 1820) отверг это учение.
В этических взглядах Д. Локка отчетливо видны две тенденции. Согласно первой, добро и удовольствие не являются врожденными чувствами. Согласно второй тенденции, добро определяется в результате добровольного подчинения людей божественным и гражданским законам, а также общественному мнению своей страны за те поступки, которые они совершили. Эти взгляды хотя и отражали идеологию буржуа, но отрицали, что мораль определяется всевышним, она неизменна и перед нею все равны. К. Маркс положительно оценивал эти взгляды Д. Локка, считая, что «не может быть философии, отличной от рассудка»14.
Д. Локк допускал ошибку и колебался между материализмом и идеализмом, когда говорил о своей концепции «первичных» и «вторичных» качеств. «Первичными» качествами материи, по его теории, были протяженность, фигура (форма), непроницаемость, движение, покой. «Вторичными» качествами являлись цвет, звук, запах, вкус, которые не имели объективной значимости для предмета. У него это как бы субъективные ощущения человека, которые образуются в сознании человека
на основе ощущений. Это положение послужило основанием дла субъективных идеалистов, которые, отбрасывая материалистическую тенденцию сенсуализма Д. Локка, прочно* обосновывав лись на идеалистических позициях. Ярким примером этого является английский философ Беркли, который объединил «вторичные» и «первичные» качества и все это превратил в свои* ощущения.
Своим двойственным восприятием окружающего мира Д. Локк дал пищу как материалистам, так и идеалистам. В связи с этим В. И. Ленин заметил: «И Беркли и Дидро вышли из Локка»15. Тем не менее механистический материализм^, которого придерживался Д. Локк, несмотря на его ограничен^ ность и односторонность, был в науке шагом вперед.
Его материалистическая теория вместе с теориями других философов-материалистов (Бэкона, Гоббса, Толанда) положила начало новой форме материализма — метафизическому материализму. Эта теория и метод нашли свое более полное развитие в трудах французских и русских материалистов XVIII в. Особенно много сделал французский просветитель Э. Б. Кондиль-як (1715—1780), который были искренним поклонником сенсуализма Локка. К- Маркс в «Святом семействе» по этому поводу писал: «Непосредственный ученик и французский истолкователь Локка Кондильяк немедленно направил локковский сенсуализм против метафизики XVII века. Он доказал, что-французы с полным правом отвергли эту метафизику как неудачный плод воображения и теологических предрассудков»16.
Высоко ценил материалистические основы, которые заложил Д. Локк, и французский философ К. А. Гельвеции (1715 —. 1771). К- Маркс, говоря об отношении К-А. Гельвеция к философии Д. Локка, писал в «Святом семействе»: «У Гельвеция, который тоже исходит из Локка, материализм получает собственно французский характер. Гельвеции тотчас же применяет его к общественной жизни (Гельвеции. «О человеке»). Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его» системы»17. Это говорит о значительном влиянии Д. Локка на мировоззрение многих философов. Подтверждением этому являются и слова самого К. А. Гельвеция:
Для наших первых дней полезен будет Локк, И начинающим он ценный даст урок. Хоть цели не достиг и этот мудрый гений, Он путь нам указал для новых достижений.
13 Локк Д.//Избр. филос. произв. — М., 1960. —Т. I. — С. 129.
14 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 2. — С. 144.
16 Ленин В. Я.//Полн. собр. соч. — Т. 18. — С. 127. » Маркс К.., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 2. — С. 144.
17 Там же.
Прилежно он следил развитие ума
От колыбельных дней до смертного холма,
И, человеческой души открыв строенье,
Он в чувствах всех нашел основу размышленья18.
Д. Локк ограничивал познание ощущениями, в связи с чем подвергался критике. Так, Кондильяк писал: «Недостаточно повторять вслед за Локком, что все наши знания происходят из ощущений: если я не знаю, каким образом они происходят от них, то я стану думать, будто, тотчас же по получении от предметов впечатлений мы оказываемся обладателями всех тех •идей, которые могут содержать в себе наши ощущения. Думая так, я ошибусь. В свое время я впал в эту ошибку, и в нее продолжают впадать все те, кто пишет по этому вопросу. Люди не знают, по-видимому, что существует разница между тем, чтобы.видеть, и тем, чтобы смотреть; а между тем мы вовсе не образуем тотчас же, как только мы видим; мы образуем их лишь тогда, когда смотрим в определенном порядке, методически»19.
Говоря о слабых сторонах философии Д. Локка, следует ^отметить, что он был недостаточно решительным в критике феодализма, непоследовательным в отношении к религии, колеблющимся в признании материалистического мира в своей теории сенсуализма, когда все ощущения делились на первичные, и вторичные. Д. Локк идеалистически представлял себе вопрос об образовании государства. Характеризуя его непоследовательную позицию, Ф. Энгельс писал: «Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года»20.
Положительным в учении Д. Локка было то, что он признавал реально существующую материю, которую мы познаем через ощущения и опыт. Он признавал, что человек, его характер есть продукт среды и воспитания. Им отрицалась концепция врожденных идей, разработана теория воспитания, сыгравшая большую роль в дальнейшей разработке этой проблемы последующими поколениями философов-материалистов и социалистов-утопистов XIX в.
Д. Локк был таким ярым противником врожденных идей, что асю первую книгу своего «Опыта человеческого разума» он посвятил критике этого учения. Известный французский философ-просветитель Э. Б. Кондильяк, творческий период которого приходится на вторую половину XVIII в., заметил по этому поводу: «Локк оказал много чести учению о врожденных идеях числом «солидностью своих возражений, ибо для опровержения столь лустой и фантастической теории не требовалось столько усилий»21.
Вместе с тем Э. Б. Кондильяк отмечал его положительную роль в вопросах познания окружающего мира. Он писал, что
18 Гельвеции К- А. Счастье. — М., 1936. — С. 52.
19 Кондильяк 3.//Соч. — М., 1982. — Т. 2. — С. 300.
20 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 37. —С. 419.
*' Кондильяк Э. Б.//Соч. —М, 1982. —Т. 2. —С. 63—64.
128"
Локк «...вскрыл происхождение наших знаний, но не изложил достаточно подробно и ясно их дальнейшего развития. Он — на пути к истине как человек, вынужденный первым прокладывать себе дорогу»22.
Бернард де Мандевиль (1670—1733)—по происхождению француз, но живший в Англии; помимо врачебной деятельности, занимался литературой и экономикой. Как писатель он принадлежал к демократическому направлению, интересуясь проблемами морального характера. Его философские взгляды формировались под влиянием материалистического мировоззрения английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка. В историю философии Бернард де Мандевиль вошел благодаря своей басне-сатире «Ропчущий улей, или Плуты становятся добродетельными» (1705), затрагивающей ряд философских проблем. Первое издание этой книги вышло анонимно в Лондоне. При последующих изданиях, которые начали осуществляться спустя 9 лет, это произведение уже вышло под названием «Басня о пчелах». В 1723 г. книга вышла с новыми комментариями и дополнениями. В новом издании появились «Исследования о происхождении нравственной добродетели» и «Изыскание о природе общества». Книга получила широкое распространение, вызвавшее поток брани со стороны реакционных сил. Особенно неистовствовал реакционный философ Беркли (1685— 1753), стоявший на позициях субъективного идеализма. Откликнулся на нее и Вольтер, написавший басню сатирического характера «Марселец и лев».
В этой сатире Б. Мандевиль, используя аллегорический прием, подверг острой критике современное ему только что зародившееся буржуазное общество. Выявившиеся его пороки в результате классовых противоречий были изображены им аллегорически в виде пчел — хозяев улья, которые беспокоились только о своем благополучии. Жизнь между насекомыми в улье им представлена на фоне пороков, где господствуют мошенничество и подкуп. Конец для этой подкупной и несправедливой жизни автор увидел п гневе Юпитера, который наказал их тем, что установил честный порядок. Однако это привело к невозможности его существования, так как обитатели улья при честной жизни стали жить бедно и их царство разорилось. Таким концом автор хотел подчеркнуть, что капиталистическому обществу объективно присущи пороки, от которых нельзя избавиться, и что они являются движущей силой развития этого несправедливого общества. Он показал, что господствующая мораль используется эксплуататорскими классами как орудие закабаления угнетенных. Б. Мандевиль считал, что для каждого общественного строя характерна своя специфичная мораль. Для капиталистического же общества характерен эгоизм, яв-
22 Кондильяк Э. Б, //Соч. — М., 1982. —Т. 2. — С. 63—64. 9—129 129
ляющийся пружиной личного и общественного совершенствования. Но это была не защита буржуазного общества, а вскрытие наиболее характерных его черт. Это видно из множества примечаний автора к басне. Б. Мандевиль был одним из первых «хирургов», который вскрывал гнойные язвы капитализма. Он показал нарастающие противоречия в нем между господствующим классом и угнетенным большинством страны. Его вывод сводился к тому, что роль бедных — работать на богачей, а существование богатых невозможно без наличия угнетенной массы. Богатые и бедные в капиталистическом обществе — это закономерный социальный процесс, изменить который невозможно в рамках данного общественно-экономического строя. Б. Мандевиль первым высказал мысль о неизбежности и даже полезности зла в условиях социального неравенства, выступив тем самым против взглядов Шефтсбери. Позже эту идею Ман-девиля развил в своей философии Гегель.
На его труд обратил внимание К. Маркс, назвав его,«...честным человеком и ясной головой»23. К. Маркс писал, что Мандевиль был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества»24.
Анализируя его труды, можно сказать, что он был философ-материалист, стоящий на позициях деизма. Как и его предшественник англичанин Г. Черберн (1583—1648), ставший родоначальником этого философского направления, он считал, что мир сотворен богом, но развивался под действием своих собственных законов.
В «Очерке истории этики» (1969) говорится, что Б. Мандевиль «...утверждал, что голод, нужда, инстинкт продолжения рода пробудили стремление к сытости, отдыху, страх перед тяжелым трудом развили леность, жадность, эгоизм, волю к власти. Основу личности человека и жизни общества составляет не доброе начало, а злое. Счастье достигается не осуществлением нравственных идеалов, а их попранием. Мандевиль раскрывал резкие противоречия между показным, ханжеским характером нравственности «добродетельного гражданина» и бесчеловечностью политики Англии в колониях, проводимой представителями тех же «добродетельных» буржуа через парламент».
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 1045 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
|