АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

МАТЬ И ДОЧЬ

 

Перед вой­ной Алек­сан­д­ра Се­ве­ров­на жи­ла в Но­во­си­бир­с­ке, она ра­бо­та­ла в мес­т­ной фи­лар­мо­нии пе­да­го­гом-во­ка­лис­том, а Стрель­ни­ко­ва-млад­шая про­жи­ва­ла в Мос­к­ве, ее приг­ла­си­ли петь в Му­зы­каль­ный те­атр име­ни К.С. Ста­нис­лав­с­ко­го и Вл.И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко. Ког­да на­ча­лась вой­на, Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на пе­ре­еха­ла к ма­те­ри в Но­во­си­бирск. Здесь она ру­ко­во­ди­ла ху­до­жес­т­вен­ной са­мо­де­ятель­нос­тью, разъ­ез­жая с агит­б­ри­га­дой по Но­во­си­бир­с­кой об­лас­ти,

В 1953 го­ду Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на вер­ну­лась в Мос­к­ву, при­ве­зя тро­их уче­ни­ков-во­ка­лис­тов. Двое из них пос­ту­пи­ли в Мос­ков­с­кую кон­сер­ва­то­рию, тре­тий - в Ин­с­ти­тут име­ни Гне­си­ных. Чуть поз­же пе­реб­ра­лась в сто­ли­цу и Алек­сан­д­ра Се­ве­ров­на. Дочь ста­ла ра­бо­тать пе­да­го­гом-во­калис­том в Цен­т­раль­ном До­ме куль­ту­ры же­лез­но­до­рож­ни­ков, а мать - с ар­тис­та­ми Мос­ков­с­кой го­су­дар­с­т­вен­ной эс­т­ра­ды.

Молва об уди­ви­тель­ной гим­нас­ти­ке, бла­го­да­ря ко­то­рой го­лос зву­чит чи­ще и звон­че, пос­те­пен­но рас­п­рос­т­ра­ня­лась по Мос­к­ве. К Стрель­ни­ко­вым на уро­ки пе­ния ста­ли при­хо­дить из­вес­т­ные пев­цы и дра­ма­ти­чес­кие ар­тис­ты.

Народная ар­тис­т­ка СССР Люд­ми­ла Ка­сат­ки­на (тог­да уже из­вес­т­ная всей стра­не ак­т­ри­са, сняв­ша­яся в филь­ме "Укро­ти­тель­ни­ца тиг­ров"), по­бы­вав­шая на уро­ках у Стрель­ни­ко­вых, убе­ди­ла ру­ко­вод­с­т­во Те­ат­ра Со­вет­с­кой Ар­мии взять в штат этих уни­каль­ных пе­да­го­гов, за счи­тан­ные дни лик­ви­ди­ро­вав­ших у нее кро­во­из­ли­яние в го­ло­со­вые связ­ки, ко­то­рое по­лик­ли­ни­ка Боль­шо­го те­ат­ра не мог­ла вы­ле­чить в те­че­ние нес­коль­ких ме­ся­цев. Из этой же по­лик­ли­ни­ки к Стрель­ни­ко­вым на­чи­на­ют нап­рав­лять пев­цов и ак­те­ров хи­рург-фо­ни­атр В.А. За­го­рян­с­кая-Фель­д­ман и врач-ото­ри­но­ла­рин­го­лог Д.А. Ша­хо­ва. Из лор­ка­би­не­та Ин­с­ти­ту­та име­ни Гнеси­ных к Стрель­ни­ко­вым ста­ли при­хо­дить сту­ден­ты-во­ка­лис­ты, а так­же дик­то­ры, учи­те­ля с "сор­ван­ны­ми" го­ло­са­ми, нап­рав­ля­емые фо­ни­ат­ром В. Л. Чап­ли­ным.

Окрыленная под­дер­ж­кой на­уч­ных све­тил и сво­им ус­пе­хом, Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на ре­ша­ет­ся по­дать во Все­со­юз­ный на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­с­кий ин­с­ти­тут го­су­дар­с­т­вен­ной па­тен­т­ной эк­с­пер­ти­зы (ВНИ­ИГ­ПЭ) за­яв­ку на изоб­ре­те­ние.

Ей бы­ло что ре­гис­т­ри­ро­вать. Ее ды­ха­тель­ная гим­нас­ти­ка не толь­ко вос­ста­нав­ли­ва­ла пев­цам ды­ха­ние и го­лос, но и во­об­ще не­обы­чай­но бла­гот­вор­но воз­дей­с­т­во­ва­ла на ор­га­низм в це­лом.

28 сен­тяб­ря 1973 го­да ВНИ­ИГ­ПЭ впер­вые в ис­то­рии му­зы­ки за­ре­гис­т­ри­ро­вал ав­тор­с­кое пра­во пре­по­да­ва­тель­ни­цы пе­ния на "Спо­соб ле­че­ния бо­лез­ней, свя­зан­ных с по­те­рей го­ло­са", ус­та­но­вив его при­ори­тет от 14 мар­та 1972 го­да. Сви­де­тель­с­т­во бы­ло за­ре­гис­т­ри­ро­ва­но под № 411865.

Сколько раз по­том этот до­ку­мент бу­дет вы­ру­чать А.Н. Стрель­ни­ко­ву! Сколь­ко раз она бу­дет мне го­во­рить: "Ка­кое счас­тье, что у ме­ня есть ав­тор­с­кое сви­де­тель­с­т­во, ина­че ме­ня бы уже дав­но стер­ли с ли­ца зем­ли!"…

Применение стрель­ни­ков­с­кой ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­ки на прак­ти­ке по­ка­за­ло, что спектр бо­лез­ней, при ко­то­рых она по­мо­га­ет, очень ши­рок. Об уни­каль­ной це­леб­ной гим­нас­ти­ке ста­ла пи­сать цен­т­раль­ная прес­са. Но вмес­те с на­род­ным приз­на­ни­ем рос­ло и неп­ри­ятие офи­ци­аль­ной ме­ди­ци­ны. Вы­со­ко­пос­тав­лен­ные чи­нов­ни­ки из Мин­з­д­ра­ва не хо­те­ли ми­рить­ся с тем, что ка­кая-то "са­моз­ван­ка", у ко­то­рой не толь­ко ме­ди­цин­с­ко­го, но и пе­да­го­ги­чес­ко­го об­ра­зо­ва­ния, в об­щем-то, не бы­ло, пос­ме­ла про­ник­нуть на их "тер­ри­то­рию" и де­лать то, что им са­мим не уда­ва­лось. Ис­поль­зуя пре­дос­тав­лен­ное в их рас­по­ря­же­ние но­вей­шее ме­ди­цин­с­кое обо­ру­до­ва­ние для раз­лич­ных ис­сле­до­ва­ний, пуль­мо­но­ло­ги тем не ме­нее ока­за­лись, как сей­час вы­ра­жа­ют­ся, не­кон­ку­рен­тос­по­соб­ны­ми пе­ред ме­то­ди­кой Стрель­ни­ко­вой.

Александры Се­ве­ров­ны Стрель­ни­ко­вой уже не бы­ло в жи­вых. Че­рез нес­коль­ко лет пос­ле по­лу­че­ния до­черью сви­де­тель­с­т­ва, зак­реп­ля­юще­го за ней пра­во на изоб­ре­те­ние "Спо­со­ба ле­че­ния бо­лез­ней, свя­зан­ных с по­те­рей го­ло­са", Стрель­ни­ко­ва-стар­шая в воз­рас­те 88 лет скон­ча­лась от тя­же­лых травм, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те на­ез­да ав­то­мо­би­ля. (Страш­ное сов­па­де­ние: ее дочь смерть то­же бу­дет под­с­те­ре­гать на ули­це.)

К со­жа­ле­нию, я не знал Алек­сан­д­ру Се­ве­ров­ну, так как поз­на­ко­мил­ся с Алек­сан­д­рой Ни­ко­ла­ев­ной в на­ча­ле 1978 го­да. К то­му вре­ме­ни она пе­ре­еха­ла из Со­коль­ни­ков в кро­хот­ную квар­тир­ку на ули­це Ту­ха­чев­с­ко­го. Ви­дел лишь хра­нив­шу­юся у Алек­сан­д­ры Ни­ко­ла­ев­ны ста­рую лю­би­тель­с­кую ки­ноп­лен­ку, на ко­то­рой ее мать вы­хо­дит в сад и са­дит­ся в крес­ло-ка­чал­ку. Кад­ры длят­ся нес­коль­ко се­кунд.

- Маму лю­би­ли все, - рас­ска­зы­ва­ла мне Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на. - И она очень по-доб­ро­му от­но­си­лась к лю­дям. Я - сов­сем дру­гая, я не мо­гу лю­бить всех!

- Шуронька! - ска­за­ла как-то Люд­ми­ла Ива­нов­на Ка­сат­ки­на, ког­да мы с Алек­сан­д­рой Ни­ко­ла­ев­ной бы­ли у нее в гос­тях. - Вы зна­ете, как я к вам от­но­шусь…

Но ка­кая у вас бы­ла ма­ма! Она бы­ла свя­тая!

Только че­рез нес­коль­ко лет пос­ле мо­его зна­ком­с­т­ва с Алек­сан­д­рой Ни­ко­ла­ев­ной она как-то приз­на­лась, что не­за­дол­го до смер­ти Алек­сан­д­ра Се­ве­ров­на ска­за­ла ей:

- Через год к те­бе при­дет маль­чиш­ка, его бу­дут звать так же, как и тво­его му­жа (вто­рой муж Алек­сан­д­ры Ни­ко­ла­ев­ны, Ми­ха­ил, по­гиб в 1943 го­ду). На­учи его все­му, он бу­дет ле­чить пос­ле нас!

- Почему ты ска­за­ла "ко мне", ма­ма? - спро­си­ла удив­лен­но Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на. - По­че­му не "к нам"?

- А ме­ня уже не бу­дет в жи­вых, доч­ка! - от­ве­ти­ла стар­шая Стрель­ни­ко­ва.

 

"ЯЗЫЧНИЦА"

 

Александра Ни­ко­ла­ев­на Стрель­ни­ко­ва не толь­ко бы­ла за­ме­ча­тель­ным пе­да­го­гом, но и са­ма об­ла­да­ла прек­рас­ным го­ло­сом. Она счи­та­ла, что это в не­ма­лой сте­пе­ни зас­лу­га ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­ки.

Когда в 1953 го­ду в Мос­ков­с­кой кон­сер­ва­то­рии прос­лу­ши­ва­ли ее уче­ни­ков-во­ка­лис­тов, кон­сер­ва­тор­с­кие све­ти­ла за­сом­не­ва­лись: "То, что они все прек­рас­но по­ют и вла­де­ют хо­ро­шей шко­лой, еще не до­ка­зы­ва­ет пра­виль­нос­ти ме­то­ди­ки… Вы, Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на, прос­то соб­ра­ли луч­ших са­мо­де­ятель­ных пев­цов Мос­к­вы!"

И тог­да Стрель­ни­ко­ва вста­ла и за­тя­ну­ла "ка­тор­ж­ное" по слож­нос­ти ис­пол­не­ния ари­озо Ку­мы ("Гля­нуть с Ниж­не­го") из опе­ры П.И. Чай­ков­с­ко­го "Ча­ро­дей­ка". Все оце­пе­не­ли… За­ме­рев от вос­тор­га, слу­ша­ли жен­щи­ну, чьи зас­лу­ги они еще нес­коль­ко ми­нут на­зад от­вер­га­ли. Ну как же! Ка­кая-то выс­коч­ка го­во­рит о соб­с­т­вен­ной ме­то­ди­ке пос­та­нов­ки го­ло­са, иду­щей враз­рез со все­ми об­щеп­ри­ня­ты­ми ре­ко­мен­да­ци­ями, тра­ди­ци­он­ны­ми для пев­чес­ких школ Ан­г­лии, Фран­ции и да­же Ита­лии!

Декан во­каль­но­го фа­куль­те­та Гу­го На­та­но­вич Тиц бук­валь­но впал в прос­т­ра­цию, а быв­шая со­лис­т­ка Боль­шо­го те­ат­ра про­фес­сор Еле­на Ка­туль­с­кая вос­к­лик­ну­ла: "Бо­же! Ка­кая пе­ви­ца!… Я от­ка­зы­ва­юсь учас­т­во­вать в этой гнус­ной трав­ле!"…

Каждый раз, при­сут­с­т­вуя на до­маш­них "са­бан­ту­ях" у Алек­сан­д­ры Ни­ко­ла­ев­ны, где со­би­ра­лись пев­цы и ак­те­ры, ко­то­рым мать и дочь Стрель­ни­ко­вы ког­да-то "чи­ни­ли" го­ло­са или ко­то­рых прос­то учи­ли петь, я да­вил­ся сле­за­ми, слу­шая, как ис­пол­ня­ет Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на не­апо­ли­тан­с­кие на­род­ные пес­ни и ро­ман­сы Вер­тин­с­ко­го… А так, как пе­ла она рус­скую на­род­ную пес­ню "Но­чень­ка", не спо­ет боль­ше ник­то и ни­ког­да! Она об­ла­да­ла та­ким тем­пе­ра­мен­том и страс­тью, что, ка­за­лось, буд­то ее энер­гия мо­жет сок­ру­шить все на сво­ем пу­ти.

Стройная, по­ры­вис­тая, стре­ми­тель­ная… Рас­сы­пан­ные по пле­чам ры­жие во­ло­сы, прон­зи­тель­ный, де­мо­ни­чес­кий взгляд го­ря­щих глаз…

И го­лос, этот не­обы­чай­ный го­лос… Те, ко­му до­ве­лось его слы­шать, бу­дут пом­нить всю жизнь.

Когда она пе­ла, хо­те­лось пла­кать… Она пе­ла так, как буд­то ее сжи­га­ли на кос­т­ре!

"Язычница!" - го­во­ри­ла она о се­бе.

А еще эта та­лан­т­ли­вая жен­щи­на пи­са­ла сти­хи. Вот од­но из поз­д­них ее чет­ве­рос­ти­ший:

На по­ро­ге Зи­мы я хо­чу

Увлекаться на час, опь­яня­ясь…

Не тор­гу­ясь - за все зап­ла­чу!

И ни в чем ни­ког­да не рас­ка­юсь!

У Алек­сан­д­ры Ни­ко­ла­ев­ны бы­ло ка­кое-то свер­хъ­ес­тес­т­вен­ное внут­рен­нее чутье: она не мог­ла объ­яс­нить, по ка­ким приз­на­кам, но со­вер­шен­но точ­но оп­ре­де­ля­ла бо­лезнь че­ло­ве­ка, дос­та­точ­но ему бы­ло сде­лать нес­коль­ко уп­раж­не­ний гим­нас­ти­ки.

Уже по­том, че­рез нес­коль­ко лет сов­мес­т­ной ра­бо­ты, я по­нял, что по то­му, как че­ло­век дви­га­ет­ся, как он ды­шит, как он смот­рит, она мог­ла ска­зать, чем он бо­лен.

Но бы­ли и дру­гие слу­чаи нас­то­яще­го яс­но­ви­де­ния, Пом­ню, как-то ле­том мы от­ды­ха­ли с Алек­сан­д­рой Ни­ко­ла­ев­ной в Кры­му, в Су­да­ке. Вдруг не­ожи­дан­но на пля­же ее ох­ва­ти­ло силь­ное бес­по­кой­с­т­во. Я спро­сил, в чем де­ло.

- Что-то слу­чи­лось, - ска­за­ла Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на и, нем­но­го по­ду­мав, гля­дя на мор­с­кой го­ри­зонт, до­ба­ви­ла: - Слу­чи­лось в те­ат­ре… - и еще че­рез нес­коль­ко се­кунд уве­рен­но и твер­до про­из­нес­ла: - В Те­ат­ре Мос­со­ве­та…

Тут на­до уточ­нить, что пос­лед­ние лет пят­над­цать-двад­цать Стрель­ни­ко­ва ра­бо­та­ла пе­да­го­гом-во­ка­лис­том в Те­ат­ре Са­ти­ры и в Те­ат­ре име­ни Мос­со­ве­та.

На сле­ду­ющий день ут­ром я ку­пил в ки­ос­ке га­зе­ту "Со­вет­с­кая куль­ту­ра". Ког­да я вслух про­чел: "Умер­ла Фа­ина Ге­ор­ги­ев­на Ра­нев­с­кая", Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на вздрог­ну­ла, ли­цо ее на нес­коль­ко мгно­ве­ний' по­мер­т­ве­ло…

Однажды ве­че­ром, при­дя до­мой из Те­ат­ра Са­ти­ры, она ска­за­ла:

- Миронов и Па­па­нов из­ме­ни­ли ма­не­ру иг­ры, и ЭТО мне не нра­вит­ся.

Я по­нял, что ей не нра­вит­ся не са­ма но­вая ма­не­ра иг­ры выда­ющих­ся ак­те­ров, а те при­чи­ны, ко­то­рые зас­та­ви­ли ее из­ме­нить. Вско­ре, воз­в­ра­тив­шись с ра­бо­ты поз­д­но ве­че­ром, не раз­де­ва­ясь, в при­хо­жей, она со­об­щи­ла ка­ким-то стран­ным, не­ес­тес­т­вен­но глу­хим го­ло­сом:

Умер Па­па­нов, - и, прис­ло­нив­шись спи­ной к две­ри, гля­дя ос­та­но­вив­шим­ся взгля­дом в глубь ком­на­ты, ти­хо и об­ре­чен­но про­из­нес­ла: - И мне ка­жет­ся, сле­ду­ющим бу­дет Ан­д­рю­ша…

Она мед­лен­но спол­з­ла по две­ри на пол и нес­коль­ко ми­нут си­де­ла так в при­хо­жей, гля­дя не­ви­дя­щи­ми гла­за­ми ку­да-то в пус­то­ту. За­тем тя­же­ло вста­ла (это при ее-то лег­кос­ти и по­ры­вис­тос­ти!) и, не раз­де­ва­ясь, прош­ла в ком­на­ту.

Андрея Ми­ро­но­ва не ста­ло очень ско­ро…

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 689 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)