АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЛИШНИЙ ВЕС И ТАБАКОКУРЕНИЕ

Прочитайте:
  1. БОЛЕЗНИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ТАБАКОКУРЕНИЕМ
  2. ТАБАКОКУРЕНИЕ
  3. Табакокурение, классификация, зависимость.

 

Сколько сил, вре­ме­ни, нер­вов, а по­рой и средств ухо­дит у лю­дей на борь­бу с та­ки­ми неп­ри­ят­нос­тя­ми, как лиш­ний вес или прис­т­рас­тие к ни­ко­ти­ну. И здесь гим­нас­ти­ка Стрель­ни­ко­вой спо­соб­на пре­под­нес­ти вам нас­то­ящий сюр­п­риз. Все, кто на­чи­нал ре­гу­ляр­но за­ни­мать­ся ею, от­ме­ча­ли са­моп­ро­из­воль­ную ре­гу­ля­цию ве­са и пос­те­пен­ное уга­са­ние тя­ги к ку­ре­нию.

Что же про­ис­хо­дит в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка в слу­чае по­те­ри им лиш­не­го ве­са бла­го­да­ря за­ня­ти­ям ды­ха­тель­ны­ми уп­раж­не­ни­ями?

Я уже го­во­рил о том, что при вы­пол­не­нии стрельни­ков­с­ких ды­ха­тель­ных уп­раж­не­ний улуч­ша­ет­ся ра­бо­та всех цен­т­ров, на­хо­дя­щих­ся в го­лов­ном моз­ге, в том чис­ле и пи­ще­во­го, что при­во­дит к его са­мо­ре­гу­ля­ции.

При по­вы­ше­нии энер­го­зат­рат ор­га­низ­ма ап­пе­тит у че­ло­ве­ка по­вы­ша­ет­ся, а при сни­же­нии - по­ни­жа­ет­ся. Кро­ме то­го, пос­коль­ку гим­нас­ти­ка Стрель­ни­ко­вой ак­ти­ви­зи­ру­ет об­мен­ные про­цес­сы на кле­точ­ном уров­не, чис­ло жи­ро­вых кле­ток в ор­га­низ­ме не уве­ли­чи­ва­ет­ся, а уже су­щес­т­ву­ющие жи­ро­вые клет­ки быс­т­ро "сго­ра­ют".

С по­мощью на­шей гим­нас­ти­ки мо­жет осу­щес­т­вить­ся за­вет­ная меч­та мно­гих жен­щин: на­ко­нец-то из­ба­вить­ся от лиш­не­го ве­са и при­об­рес­ти строй­ную фи­гу­ру!

Ярким при­ме­ром то­му бы­ла са­ма Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на Стрель­ни­ко­ва, ко­то­рая в 77 лет но­си­ла об­ле­га­ющие фи­гу­ру платья со­рок вось­мо­го раз­ме­ра и туф­ли на вы­со­ких каб­лу­ках. Ни­ка­кие ди­еты она не приз­на­ва­ла и не соб­лю­да­ла. Обо­жа­ла слад­кое и муч­ное, мог­ла есть пи­рож­ные да­же на ночь. Алек­сан­д­ра Ни­ко­ла­ев­на к то­му же не лю­би­ла го­то­вить, пи­та­лась где по­па­ло, чем по­па­ло и ког­да по­па­ло, и при этом аб­со­лют­но не­нор­маль­ном пи­та­нии у нее ни­ког­да не бы­ло ни гас­т­ри­та, ни ко­ли­та, ни яз­вы же­луд­ка и две­над­ца­ти­пер­с­т­ной киш­ки.

"Почему у нее не бо­лел же­лу­док?" - спро­сит чи­та­тель. Да по­то­му, что она нес­коль­ко раз в день де­ла­ла свою гим­нас­ти­ку!

Я не при­зы­ваю чи­та­те­лей пи­тать­ся так, как пи­та­лась А.Н. Стрель­ни­ко­ва. Я при­зы­ваю чи­та­те­лей ды­шать так, как она ды­ша­ла! То есть ежед­нев­но де­лать стрель­ни­ков­с­кую ды­ха­тель­ную гим­нас­ти­ку.

Итак, ре­ко­мен­да­ции тем, кто хо­чет сбро­сить лиш­ние ки­лог­рам­мы: три ра­за в день (утром, днем и ве­че­ром по 30 ми­нут) де­лай­те ос­нов­ной ком­п­лекс стрельни­ков­с­ких уп­раж­не­ний (см. гла­ву вто­рую). Тре­ни­руй­тесь ак­тив­но, ув­ле­чен­но, са­мо­заб­вен­но! Тех­ни­ка вы­пол­не­ния уп­раж­не­ний дол­ж­на быть бе­зуп­реч­ной - те­ло нас­лаж­да­ет­ся каж­дым дви­же­ни­ем, а не из­ны­ва­ет от них. Стрель­ни­ков­с­кая ды­ха­тель­ная гим­нас­ти­ка при пра­виль­ном ее ис­пол­не­нии дол­ж­на при­но­сить толь­ко удо­воль­с­т­вие! Ре­зуль­тат не за­мед­лит ска­зать­ся: вы бу­де­те иметь под­виж­ное, плас­тич­ное, пос­луш­ное те­ло, строй­ную фи­гу­ру и здо­ро­вый ор­га­низм. Ес­ли вы ку­ри­ли, обя­за­тель­но, хо­ти­те то­го или нет, но бро­си­те эту вред­ную при­выч­ку.

Помню, как-то пос­ле од­ной мо­ей лек­ции в Ин­с­ти­ту­те по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков прос­ве­ще­ния ко мне по­дош­ла учи­тель­ни­ца од­ной из мос­ков­с­ких школ и ра­дос­т­но со­об­щи­ла, что бла­го­да­ря на­шей гим­нас­ти­ке ей уда­лось бро­сить ку­рить. До это­го она пы­та­лась не­од­нок­рат­но по­кон­чить с этой па­губ­ной при­выч­кой и каж­дый раз бе­зус­пеш­но: пос­ле оче­ред­но­го стрес­са (а они у нас бы­ва­ют чуть ли не каж­дый день) ее ру­ки са­ми хва­та­лись за си­га­ре­ту, и она, жад­но де­лая за­тяж­ку за за­тяж­кой, при­во­ди­ла се­бя та­ким об­ра­зом в нор­маль­ное урав­но­ве­шен­ное сос­то­яние. Че­го она толь­ко не де­ла­ла, что­бы бро­сить ку­рить! Да­же ко­ди­ро­ва­лась. Не по­мог­ло…

Регулярные ежед­нев­ные за­ня­тия стрель­ни­ков­с­кой ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­кой пос­те­пен­но све­ли ко­ли­чес­т­во вы­ку­ри­ва­емых за день си­га­рет к ми­ни­му­му, и в те­че­ние трех ме­ся­цев эта жен­щи­на от­ка­за­лась от па­губ­ной при­выч­ки. И та­ких слу­ча­ев в мо­ей прак­ти­ке бы­ло мно­жес­т­во.

Остается до­ба­вить, что на­ша гим­нас­ти­ка сни­ма­ет ни­ко­ти­но­вый на­лет с го­ло­со­вых свя­зок, тра­хеи и брон­хов (он от­тор­га­ет­ся ор­га­низ­мом вмес­те со слизью и мок­ро­той). Со вре­ме­нем при ре­гу­ляр­ных ежед­нев­ных за­ня­ти­ях лег­кие пол­нос­тью очи­ща­ют­ся от вред­ных на­коп­ле­ний.

 

Глава четвертая
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

 

Помните глав­ную ге­ро­иню ста­ро­го со­вет­с­ко­го филь­ма "При­хо­ди­те зав­т­ра" Фро­сю Бур­ла­ко­ву? Ка­за­лось бы, при­ро­да да­ла ей не­обык­но­вен­ный го­лос - силь­ный, чис­тый, кра­си­вый. Но де­вуш­ка с да­ле­ко­го си­бир­с­ко­го ху­то­ра стре­мит­ся во что бы то ни ста­ло пос­ту­пить в му­зы­каль­ный ин­с­ти­тут. По­то­му что по­ни­ма­ет: что­бы поль­зо­вать­ся этим го­ло­сом, рас­к­рыть все его воз­мож­нос­ти, нуж­но пос­та­вить его.

Существуют раз­лич­ные ме­то­ди­ки пос­та­нов­ки го­ло­са раз­ны­ми пев­чес­ки­ми шко­ла­ми. Стрель­ни­ков­с­кая ды­ха­тель­ная гим­нас­ти­ка, как вы уже зна­ете, соз­да­ва­лась как ме­то­ди­ка, поз­во­ля­ющая вы­ле­чить про­фес­си­ональ­ные за­бо­ле­ва­ния пев­цов, пос­та­вить го­лос.

Но преж­де чем об­ра­тить­ся к кон­к­рет­ным ре­ко­мен­да­ци­ям, ко­то­рые при­го­дят­ся не толь­ко про­фес­си­она­лам, но и лю­би­те­лям, то есть всем, кто лю­бит петь, да­вай­те за­ду­ма­ем­ся над тем, что та­кое пе­ние, пев­чес­кий го­лос.

 

ПРОТЯЖНАЯ РЕЧЬ ПОВЫШЕННОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

 

Пение - один из спо­со­бов об­ще­ния и са­мо­вы­ра­же­ния че­ло­ве­ка, ес­тес­т­вен­ный и прос­той, дос­туп­ный поч­ти каж­до­му.

Если при­ро­да по­да­ри­ла че­ло­ве­ку хо­ро­ший го­лос, ему хо­чет­ся петь точ­но так же, как то­му, у ко­го от при­ро­ды Дан­ные бе­гу­на, хо­чет­ся бе­гать.

Пение име­ет от­но­ше­ние не толь­ко к эс­те­ти­чес­кой и эмо­ци­ональ­ной сфе­рам, но и к ра­бо­те ком­п­лек­са мышц, свя­зан­ных с ды­ха­ни­ем, бес­соз­на­тель­но ор­га­ни­зо­ван­ной твор­чес­ким эмо­ци­ональ­ным нас­т­ро­ем. Итак, про­цес­сом пе­ния ру­ко­во­дит эмо­ция. Из это­го сле­ду­ет, что про­фес­си­онал дол­жен уметь соз­да­вать ее и сох­ра­нять во вре­мя пе­ния.

У лю­дей, по­ющих го­ло­са­ми, ко­то­рые мы на­зы­ва­ем "пос­тав­лен­ны­ми от при­ро­ды", свя­зи зву­ко­ве­де­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся бес­соз­на­тель­но, но пра­виль­но и лег­ко и ды­ха­ние ор­га­ни­зо­ва­но вер­но. В та­ких слу­ча­ях един­с­т­вен­ное, что обя­зан сде­лать пе­да­гог, - это по­мочь пев­цу осоз­нать, что про­ис­хо­дит в его прек­рас­ном ин­с­т­ру­мен­те во вре­мя пе­ния, что­бы он мог сбе­речь го­лос и вос­ста­но­вить ес­тес­т­вен­ные свя­зи, ес­ли их на­ру­шит ка­кая-то слу­чай­ность.

Но в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев пев­чес­кие шко­лы пред­ла­га­ют вос­п­ри­ни­мать пе­ние не как спо­соб вы­ра­же­ния мыс­лей и чувств, а как сред­с­т­во для мыс­лен­но­го нап­рав­ле­ния на каж­дую но­ту. За­бо­тясь о но­те, пе­вец те­ря­ет ес­тес­т­вен­ное чув­с­т­во кан­ти­ле­ны (на­пев­ной плав­ной ме­ло­дии) и ос­мыс­лен­ность фра­зы и ду­ма­ет не о том, ко­му, по­че­му и для че­го по­ет, а о том, по­пал ли звук на нуж­ную но­ту. Хо­тя нап­ра­вить звук ни­ку­да не­воз­мож­но. Звук воз­ни­ка­ет в гор­та­ни от смы­ка­ния го­ло­со­вых скла­док (ко­то­рые ча­ще на­зы­ва­ют связ­ка­ми), и един­с­т­вен­ное, что звук мо­жет сде­лать, это вый­ти из гор­та­ни в по­лость рта, а от­ту­да - в зал. А вот ка­ким он по­па­дет в зад, за­ви­сит от ва­ше­го зву­ко­ве­де­ния.

Увлеченность пе­ни­ем вы­зы­ва­ет бес­соз­на­тель­ное стрем­ле­ние к син­те­зу, то есть к объ­еди­не­нию мышц, учас­т­ву­ющих в нем, к ор­га­ни­за­ции ко­ор­ди­ни­ру­юще­го цен­т­ра. Ана­ли­зиро­ва­ние сво­их ощу­ще­ний во вре­мя пе­ния ос­лаб­ля­ет и на­ру­ша­ет свя­зи зву­ко­ве­де­ния, по­то­му что ана­лиз - разъ­еди­не­ние. А иног­да вни­ма­ние пев­ца сос­ре­до­то­чи­ва­ет­ся на ка­кой-ни­будь од­ной груп­пе мышц, нап­ри­мер при вы­пол­не­нии ко­манд: "В мас­ку! В мас­ку!", "На зу­бы!", "В ку­пол!" и т.п., и это на­ру­ша­ет свя­зи зву­ко­ве­де­ния.

Если глу­бо­кие внут­рен­ние свя­зи не на­ру­ше­ны пев­цом - го­лос зву­чит. Ка­жет­ся толь­ко стран­ным, что хо­ро­шо по­ющий че­ло­век нек­ра­си­во от­ва­ли­ва­ет ниж­нюю че­люсть или бес­смыс­лен­но улы­ба­ет­ся. Но, к нес­час­тью, мож­но по­те­рять и глу­бо­кие внут­рен­ние свя­зи, а с ни­ми и чув­с­т­во ра­дос­т­но по­юще­го те­ла, ко­то­рое есть у че­ло­ве­ка от при­ро­ды, как есть оно у со­ловья или жа­во­рон­ка. По­те­ря это­го чув­с­т­ва - сим­п­том на­ру­ше­ния ес­тес­т­вен­нос­ти пе­ния.

Необходимость глу­бо­ких внут­рен­них свя­зей в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев осоз­на­на пев­ца­ми. Имен­но их соз­да­ет и сбе­ре­га­ет пев­чес­кий эмо­ци­ональ­ный нас­т­рой, но до тех пор, по­ка ему не ме­ша­ют или ме­ша­ют не слиш­ком ак­тив­но. При гру­бом же вме­ша­тель­с­т­ве свя­зи рвут­ся в ка­ком-то зве­не, и го­лос пе­рес­та­ет зву­чать. Вот по­че­му так лег­ко те­ря­ют го­ло­са да­же пред­с­та­ви­те­ли зна­ме­ни­той италь­ян­с­кой шко­лы. Ведь по­те­ря го­ло­са - это на­ру­ше­ние свя­зей зву­ко­ве­де­ния, а его воз­в­ра­ще­ние - вос­ста­нов­ле­ние этих свя­зей - не­дос­ти­жи­мо (да прос­тят ме­ня кол­ле­ги) ни­ка­ки­ми ме­ди­ка­мен­та­ми и элек­т­роп­ро­це­ду­ра­ми в ми­ре!

Что же на­до де­лать, что­бы сох­ра­нить и раз­вить свя­зи зву­ко­ве­де­ния? Са­мое прос­тое - их на­до знать!

Голос по­ет и го­во­рит ме­ло­дию. А ме­ло­дия - это дви­же­ние. Про­из­вес­ти дви­же­ние мо­жет толь­ко то, что са­мо под­виж­но. Мяч по­ле­тел - его бро­си­ла ру­ка, вет­ка кач­ну­лась - ее тол­к­нул ве­тер и т.п. Сле­до­ва­тель­но, из ра­бо­ты над го­ло­сом ло­ги­чес­ки ис­к­лю­ча­ют­ся так на­зы­ва­емые "мас­ки" и "зу­бы". Они аб­со­лют­но не­под­виж­ны и по­то­му не мо­гут вес­ти ме­ло­дию. Под­виж­ны ор­га­ны ды­ха­ния, их мус­ку­ла­ту­ра­ми мус­ку­ла­ту­ра внеш­няя, с ни­ми свя­зан­ная. Вот что мо­жет в че­ло­ве­ке го­во­рить, кри­чать и петь!

Пение - единственная раз­но­вид­ность му­зы­ки, в ко­то­рой ин­с­т­ру­мент - часть те­ла му­зы­кан­та, и при том од­на из на­ибо­лее важ­ных и на­име­нее уп­рав­ля­емых: ор­га­ны его ды­ха­ния. Мы не ви­дим дви­же­ний, ко­то­рые про­ис­хо­дят внут­ри них, эти дви­же­ния по тем­пу, сти­лю К/рит­му за­ви­сят от эмо­ци­ональ­ных сос­то­яний.

Учиться петь - это учить­ся уп­рав­лять ды­ха­ни­ем и пев­чес­ким эмо­ци­ональ­ным нас­т­ро­ем. Ведь ес­ли ды­ха­ние под­чи­ня­ет­ся эмо­ци­ям, эмо­ции мо­гут под­чи­нять­ся ды­ха­нию. И мож­но ав­то­ма­ти­чес­ки соз­да­вать вдох взвол­но­ван­ных и спо­кой­ных сос­то­яний и под­чи­нять ему пе­ние, речь и са­мо­чув­с­т­вие.

У ак­те­ров и пев­цов есть про­фес­си­ональ­ный тер­мин - "опо­ра". Все сог­лас­ны, что "опер­тый" звук - хо­ро­шо, "не­опер­тый" - пло­хо и что "опер­тый" звук воз­мо­жен толь­ко там, где есть "опер­тый" вдох, хо­тя, чем от­ли­ча­ет­ся "опер­тый" вдох от "не­опер­то­го", не­из­вес­т­но. А меж­ду тем все прос­то.

"Опертый"голос - это звон­кий го­лос. А что та­кое "опер­тый" вдох? При­кос­нуть­ся к пле­чу пар­т­не­ра - еще не зна­чит на не­го опе­реть­ся. Опе­реть­ся - зна­чит пе­ре­нес­ти на чу­жое пле­чо часть тя­жес­ти сво­его те­ла, по­чув­с­т­во­вать, что мус­ку­ла­ту­ра пле­ча ста­ла соп­ро­тив­лять­ся на­жи­му ва­шей ру­ки. Сле­до­ва­тель­но, "опер­тый" вдох - это вдох пре­дель­ной глу­би­ны. Воз­дух, взя­тый во вре­мя та­ко­го вдо­ха, не мо­жет ид­ти даль­ше. Он "опер­ся", го­во­ря поп­рос­ту, упер­ся в стен­ки ор­га­нов ды­ха­ния. Мус­ку­ла­ту­ра, ок­ру­жа­ющая их, ста­ла соп­ро­тив­лять­ся на­жи­му воз­ду­ха, и вы чув­с­т­ву­ете; это. И если вдох сде­лан пра­виль­но, вам сра­зу за­хо­чет­ся кри­чать иди петь!

Вдох - движение воз­ду­ха внутрь те­ла. Соз­на­тель­но сде­лать вдох - это мыс­лен­но ус­та­но­вить связь с дном лег­ких. Нап­рав­ле­ние гор­та­ни ди­аго­наль­но по от­но­ше­нию к лег­ким, сле­до­ва­тель­но, ей удоб­но петь, ес­ли вы сде­ла­ли, соз­на­тель­но или бес­соз­на­тель­но, вдох, "опер­тый" в спи­ну. Лег­кие рас­ши­ря­ют­ся к ос­но­ва­ни­ям не в гру­ди, а в спи­не. Сле­до­ва­тель­но, этот вдох лег­ко за­дер­жать, хо­тя объ­ем его ве­лик.

Звучание - вы­дох, ко­леб­лю­щий го­ло­со­вые связ­ки. Сле­до­ва­тель­но, что­бы сох­ра­нить во вре­мя зву­ча­ния чув­с­т­во "опо­ры", на­до ос­та­вить воз­дух там, от­ку­да вы его "взя­ли". Сквоз­ное дей­с­т­вие пев­ца - за­дер­жи­вать пра­виль­но сде­лан­ный вдох. А вы­дох ухо­дит сам: вы­дох -это звук.

Не ду­май­те о до­ро­ге, по ко­то­рой вы по­ве­де­те этот вдох. Ду­май­те о мес­те, в ко­то­рое он мгно­вен­но при­хо­дит, по­то­му что, ес­ли вы ду­ма­ете о до­ро­ге, там воз­ни­ка­ют нап­ря­же­ния. (Кста­ти, боль­шин­с­т­во проф­за­бо­ле­ва­ний го­ло­са яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том гру­бо­го на­ру­ше­ния ус­ло­вий дав­ле­ния в сис­те­ме тра­хеи и брон­хов.) Не ищи­те этот вдох умом. Ищи­те дви­же­ни­ем и эмо­ци­ональ­ным нас­т­ро­ем. Ча­ще все­го нак­ло­ном во вре­мя вдо­ха. За­та­ите его и пой­те, ни­ку­да не нап­рав­ляя звук.

Существует мне­ние, что "за­пи­рать" ды­ха­ние вред­но, чуть ли не опас­но. Да, вдох, ис­ка­жа­ющий фор­му лег­ких, за­дер­жи­вать, да и де­лать вред­но. Вдох, за­пол­ня­ющий лег­кие, не ис­ка­жая, мо­жет вер­нуть и го­лос, и здо­ровье.

Лучшая в ми­ре пос­та­нов­ка го­ло­са - не рус­ская, не фран­цуз­с­кая, не не­мец­кая и да­же бо­ги мои! - не италь­ян­с­кая, а при­род­ная!

Следовательно, ес­ли вы соз­на­тель­но про­из­вел" пра­виль­ный вдох и за­дер­жи­ва­ете его, все ос­таль­ное сде­ла­ет ва­ша пев­чес­кая ин­ту­иция. Мож­но по­мо­гать ей дви­же­ни­ем и мыс­лью.

Прежде все­го, ка­кие свя­зи воз­ни­ка­ют в те­ле пев­ца? Ис­точ­ник зву­ка - го­ло­со­вые связ­ки. Что­бы проз­ву­чать, они дол­ж­ны сом­к­нуть­ся - встреч­ное дви­же­ние на уров­не шеи. Воз­душ­ная струя, ко­то­рая ко­леб­лет их, что­бы они зву­ча­ли, идет из двух брон­хов в од­ну тра­хею - встреч­ное дви­же­ние на уров­не гру­ди. Оба эти дви­же­ния не­уп­рав­ля­емы. Но лег­кие, как на фун­да­мен­те, ле­жат на ди­аф­раг­ме и под­чи­ня­ют­ся ей, а она - им. Ес­ли, что­бы проз­ву­чать, две го­ло­со­вые связ­ки смы­ка­ют­ся, а две воз­душ­ные струи встре­ча­ют­ся, сле­до­ва­тель­но, по­мо­гая им, ди­аф­раг­ма дол­ж­на во вре­мя зву­ча­ния объ­еди­нять лег­кие.

Как? С по­мощью вдо­ха, ко­то­рый, за­пол­няя лег­кие воз­ду­хом, не разъ­еди­ня­ет их. И так как ди­аф­раг­ма са­мый силь­ный мус­кул сре­ди всех, свя­зан­ных с ды­ха­ни­ем, ей под­чи­нят­ся и смы­ка­ние го­ло­со­вых свя­зок в гор­та­ни, и встреч­ное дви­же­ние воз­душ­ных струй в гру­ди. За­пол­нить лег­кие, не разъ­еди­няя их, мо­жет толь­ко один вдох - вдох в спи­ну.

Вспомните стро­евую пес­ню в ар­мии, хо­ро­вую за сто­лом и пес­ню кол­лек­тив­но­го тру­да, нап­ри­мер на­шу "Ду­би­нуш­ку". Во всех слу­ча­ях пес­ня под­ни­ма­ет нас­т­ро­ение, ос­во­бож­да­ет от при­выч­ной сдер­жан­нос­ти и объ­еди­ня­ет лю­дей, ко­то­рых не мо­гут объ­еди­нить сло­ва. Но не бы­ва­ет во­ка­ли­зи­ру­ющих сол­дат, бур­ла­ков, и да­же са­мая пьяная ком­па­ния ста­ра­ет­ся вы­го­во­рить сло­ва. И это по­нят­но: же­лая вы­ра­зить мыс­ли и чув­с­т­ва, лю­ди ищут преж­де все­го сло­ва и по­ют их, ког­да эмо­ци­ональ­ный нас­т­рой вы­ше сред­не­го или его хо­тят под­нять. Сле­до­ва­тель­но, для че­ло­ве­ка, по­юще­го ес­тес­т­вен­но, пе­ние - это про­тяж­ная речь по­вы­шен­ной эмо­ци­ональ­нос­ти.

И в про­фес­си­ональ­ном пе­нии, в эс­т­рад­ной, роман­со­вой, опе­ре­точ­ной и да­же опер­ной му­зы­ке во­ка­лиз - ис­к­лю­че­ние, ча­ще все­го на вер­х­них но­тах, где про­из­не­се­ние слов зат­руд­не­но. И нет ес­тес­т­вен­ной гра­ни­цы меж­ду раз­го­во­ром и ре­чи­та­ти­вом, а ре­чи­та­тив - вступ­ле­ние к арии. Сле­до­ва­тель­но, и про­фес­си­ональ­но­му пев­цу нет смыс­ла пред­с­тав­лять се­бе пе­ние как во­ка­лиз со сло­ва­ми, да еще с пос­та­нов­кой го­ло­са. Ведь тог­да оно - дей­с­т­вие за­ум­ное и слож­ное. И сло­ва ме­ша­ют петь. А ка­ко­во слу­шать пев­ца, ко­то­ро­му сло­ва ме­ша­ют петь? Ес­ли для вас пе­ние - про­тяж­ная речь, то это дей­с­т­вие эмо­ци­ональ­ное и прос­тое и сло­ва по­мо­га­ют петь, ор­га­ни­зу­ют кан­ти­ле­ну. На­до толь­ко уметь про­из­нес­ти, по­то­му что хо­ро­шо про­из­не­сен­ное на­по­ло­ви­ну спе­то.

Принято ду­мать, что про­тяж­ность зву­ка за­ви­сит от ра­бо­ты внут­рен­ней мус­ку­ла­ту­ры (ди­аф­раг­мы, брюш­но­го прес­са), а про­из­не­се­ние слов - от мус­ку­ла­ту­ры внеш­ней (гу­бы, че­люс­ти). Пе­вец, по­ве­рив­ший в это, сто­ит пе­ред вы­бо­ром: луч­ше тя­нуть или луч­ше про­из­но­сить? Его вни­ма­ние раз­д­ва­ива­ет­ся: кан­ти­ле­на - вни­ма­ние на брюш­ной пресс и ди­аф­раг­му, дик­ция - на дви­же­ния че­люс­тей и губ. Ак­тив­ная ар­ти­ку­ля­ция - по су­щес­т­ву гри­ма­са, ко­то­рая раз­ру­ша­ет внеш­ний об­лик пев­ца. Кро­ме то­го, че­люсть - кость. Она тя­же­лая. Гор­тань - хрящ. Он лег­кий. Ка­ко­во гор­та­ни петь, ког­да над ней ак­тив­но ляз­га­ют че­люс­ти? И сколь­ко вре­ме­ни она мо­жет это вы­дер­жать? Пред­с­тавь­те се­бе Ве­не­ру, от­ва­лив­шую ниж­нюю че­люсть, или Апол­ло­на, сде­лав­ше­го "моп­са". Как они бу­дут выг­ля­деть? Не луч­ше ли вспом­нить об­раз­ное на­род­ное вы­ра­же­ние, зву­ча­щее пох­ва­лой пев­цу, - "нут­ром по­ет"? И не ду­май­те, что петь нут­ром - зна­чит петь осо­бо вы­ра­зи­тель­но. Нет!

Народ го­во­рил как слы­шал: по­ет нут­ром, - зна­чит, те­ло зву­чит как му­зы­каль­ный ин­с­т­ру­мент. Зву­чит дуд­ка и зву­чит грудь. Они под­виж­ны и ак­тив­ны. А "мас­ка", "ку­пол", "зу­бы" - не­под­виж­ная над­с­т­рой­ка над тем, что по­ет. По­это­му ду­май­те, что про­из­но­си­те сло­ва все той же ди­аф­раг­мой. И не на­си­луй­те ее. Она все зна­ет.

Достаточно толь­ко по­ду­мать о том, что она про­из­но­сит сло­ва, и по­тя­нуть ска­зан­ное. Про­тяж­ность рас­ши­рит ваш ди­апа­зон, про­де­мон­с­т­ри­ру­ет ваш тембр и прев­ра­тит речь в од­ну из раз­но­вид­нос­тей му­зы­ки - ме­ло­дию с тек­с­том.

Музыка име­ет три из­ме­ре­ния - вы­со­ту, тембр и си­лу. Пе­вец дол­жен по­мо­гать го­ло­со­вым склад­кам смы­кать­ся, что­бы точ­ной бы­ла вы­со­та каж­дой но­ты, ос­во­бож­дать тембр от пос­то­рон­них зву­ков. А вот о си­ле ду­мать нель­зя, фор­си­ров­ка ее не соз­даст. На­до ду­мать о звон­кос­ти - звон­кий го­лос хо­ро­шо ле­тит в зал. Что ка­са­ет­ся ди­апа­зо­на, то оче­вид­но, что на вер­х­них но­тах ак­тив­но дол­ж­ны ра­бо­тать брюш­ной пресс и ди­аф­раг­ма, а на низ­ких - груд­ные мыш­цы. У нас это де­ла­ет­ся кон­к­рет­ны­ми дви­же­ни­ями, ко­то­рые тре­ни­ру­ют­ся "актер­с­ки­ми уп­раж­не­ни­ями" (см. гла­ву третью, раз­дел "За­ика­ние").

 

"ПОТЕРЯ" ГОЛОСА

 

У всех на­ших па­ци­ен­тов-пев­цов, жа­ло­вав­ших­ся на ко­рот­кий ди­апа­зон, сла­бость зву­ка, быс­т­рую утом­ля­емость от пе­ния и раз­го­во­ра, су­хость и бо­ли в гор­ле, пев­чес­кие и фиб­ро­ма­тоз­ные узел­ки, бы­ло мел­кое клю­чич­ное или груд­ное пе­ре­рас­ши­рен­ное и нап­ря­жен­ное ды­ха­ние. Оно­ахэ и яв­ля­лось глав­ной при­чи­ной бо­лез­ни.

Звучание - вы­дох, ко­леб­лю­щий го­ло­со­вые склад­ки. Сле­до­ва­тель­но, ес­ли в уз­ких вер­хуш­ках лег­ких воз­ду­ха слиш­ком мно­го, ему тес­но, и он стре­мит­ся уй­ти во вре­мя зву­ча­ний та­кой ши­ро­кой стру­ей, что ме­ша­ет го­ло­со­вым связ­кам смы­кать­ся. Он да­вит сни­зу на гор­тань так, что стре­мит­ся вы­тол­к­нуть гор­тань с сом­к­ну­ты­ми го­ло­со­вы­ми связ­ка­ми квер­ху. За­мол­чать пе­вец, ак­тер, да и прос­то че­ло­век, ко­то­ро­му на­до го­во­рить, не мо­жет. Он про­дол­жа­ет петь или го­во­рить на не­досом­к­ну­тых или с тру­дом смы­ка­ющих­ся го­ло­со­вых связ­ках и в ре­зуль­та­те ста­но­вит­ся боль­ным.

Идет к вра­чу. Бюл­ле­тень. Ме­ди­ка­мен­ты. Со­ве­ты бе­речь го­лос. Бо­лезнь усу­губ­ля­ет­ся стра­хом. А это пло­хой со­вет­чик. Че­ло­век ве­дет внут­рен­ний мо­но­лог неп­ре­рыв­но, иног­да да­же во сне. Он на­чи­на­ет нап­ря­жен­но ду­мать о гор­та­ни и го­ло­со­вых связ­ках, а они нап­ря­га­ют­ся в от­вет на его мыс­ли. Гор­тань и го­ло­со­вые связ­ки ли­ша­ют­ся по­коя. Они ра­бо­та­ют неп­ре­рыв­но и неп­ра­виль­но, по­то­му что че­ло­век мень­ше все­го ду­ма­ет, что го­ло­со­вым связ­кам на­до по­мо­гать смы­кать­ся. Он бо­ит­ся встреч­ных дви­же­ний внут­ри те­ла, ста­ра­ет­ся от­к­рыть гор­ло ши­ре и, де­лая вдох, рас­п­ра­вить пле­чи. От не­вер­но­го зву­ко­ве­де­ния на­чи­на­ет рас­ти узе­лок. Бюл­ле­те­ни все ча­ще и про­дол­жи­тель­нее, и, ес­ли мол­ча­ние и ме­ди­ка­мен­ты не по­мо­га­ют, сле­ду­ет опе­ра­тив­ное уда­ле­ние узел­ка. Но как бы ни был ис­ку­сен хи­рург, улуч­ше­ние са­мо­чув­с­т­вия и зву­ка крат­ков­ре­мен­но, по­то­му что ды­ха­ние и зву­ко­ве­де­ние ос­та­лись не­вер­ны­ми. Воз­мож­но пов­тор­ное воз­ник­но­ве­ние узел­ка.

И сно­ва опе­ра­тив­ное уда­ле­ние и в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев пред­ло­же­ние сме­нить про­фес­сию…

Надо не бе­речь го­лос, а сра­зу ина­че ор­га­ни­зо­вать ды­ха­ние и зву­ко­ве­де­ние. Бюл­ле­тень на­до ис­поль­зо­вать имен­но для это­го. И он дол­жен быть неп­ро­дол­жи­тель­ным, что­бы пе­вец не по­те­рял уве­рен­ность в се­бе.

Первое, что я ре­ко­мен­дую и ак­те­рам, и пев­цам, - уб­рать из­бы­ток воз­ду­ха из вер­х­ней до­ли лег­ких (упраж­не­ние "Обни­ми пле­чи"). Тре­ни­руй­те вдох, са­мый удоб­ный для за­дер­жа­ния. Это соз­да­ет воз­душ­ный ре­зерв в ос­но­ва­ни­ях лег­ких и не до­пус­ка­ет в гор­тань из­бы­ток воз­ду­ха. Петь и го­во­рить сра­зу ста­но­вит­ся лег­че, нас­т­ро­ение под­ни­ма­ет­ся.

Затем де­лай­те зву­ко­вые уп­раж­не­ния на тех же дви­же­ни­ях, на ка­ких де­ла­ли вдо­хи (см. гла­ву третью, раз дел "За­ика­ние"). Ди­аф­раг­ма и брюш­ной пресс на­чи­на­ют ак­тив­но ра­бо­тать во вре­мя зву­ча­ния, и бо­ле­вые ощу­ще­ния (или узе­лок) пос­те­пен­но ис­че­за­ют. А ког­да вы тре­ни­ров­кой при­учи­ли их ра­бо­тать в по­мощь зву­ку, вы мо­же­те сто­ять, си­деть или ле­жать - как хо­ти­те. Они сра­бо­та­ют по при­выч­ке. Но при­выч­ка тре­бу­ет под­к­реп­ле­ния, по­это­му ды­ха­тель­ные уп­раж­не­ния на­до пов­то­рять. Кро­ме то­го, они яв­ля­ют­ся мас­са­жем для го­ло­со­вых свя­зок и гор­та­ни, де­ла­ют их силь­нее и под­виж­нее.

Если во вре­мя пе­ния в ка­кой-то час­ти те­ла у вас воз­ни­ка­ет неп­ри­ят­ное ощу­ще­ние, знай­те, там ошиб­ка. Не­об­хо­ди­мо най­ти дви­же­ние, ко­то­рое это ощу­ще­ние убе­рет (поп­ро­буй­те в те­че­ние нес­коль­ких дней про­де­лать пол­ный ком­п­лекс стрель­ни­ков­с­ких уп­раж­не­ний). Это не зна­чит, что нап­ря­же­ний во вре­мя про­фес­си­ональ­но­го пе­ния нет. Есть! Обя­за­тель­но есть! Но они при­ят­ны и соз­да­ют вы­со­кий эмо­ци­ональ­ный нас­т­рой.

Проверьте все са­ми. Спой­те что-ни­будь ра­за че­ты­ре под­ряд, что­бы не ду­мать, что. вы еще "не рас­пе­лись". А за­тем сде­лай­те уп­раж­не­ние "На­сос" 9 раз по 32 вдо­ха-дви­же­ния, то есть вы­пол­ни­те три "сот­ни" (см. гла­ву вто­рую). И пов­то­ри­те ту же са­мую вещь. Вы по­чув­с­т­ву­ете, что петь нам­но­го лег­че, и ус­лы­ши­те, что го­лос зву­чит луч­ше. Ды­ха­ние, ко­то­рое вы тре­ни­ро­ва­ли, про­дер­жит­ся по инер­ции не­ко­то­рое вре­мя.

Сделав мгно­вен­ный нес­лыш­ный мяг­кий вдох ртом, прак­ти­чес­ки не ощу­ти­мый внут­ри те­ла, "за­та­ите" ды­ха­ние и про­не­си­те этот вдох во­семь ша­гов. Ру­ки при этом дви­же­нии буд­то при­жи­ма­ют к гру­ди мяч. За­тем "за­та­ите" ды­ха­ние и про­не­си­те вдох две­над­цать ша­гов, шес­т­над­цать ша­гов. Нап­рав­ляй­те воз­дух в спи­ну.

Тренируйте вдох на нак­ло­не впе­ред. И на нем пой­те, то есть го­во­ри­те на­рас­пев, ду­мая о смыс­ле слов и ме­ло­дии. Вско­ре вы по­чув­с­т­ву­ете, как чис­тые, силь­ные зву­ки бук­валь­но поль­ют­ся из ва­ше­го гор­ла.

"Неужели все так прос­то?" - мо­же­те уди­вить­ся вы.

Нам ведь не­ред­ко вну­ша­ют, что хо­ро­шо петь труд­но и слож­но, а пло­хо - лег­ко и прос­то. На са­мом де­ле все на­обо­рот: пло­хой пе­вец по­ет труд­но и слож­но, а хо­ро­ший - лег­ко и прос­то!

Дыхательная гим­нас­ти­ка Стрель­ни­ко­вой по­мог­ла очень мно­гим ак­те­рам и пев­цам. К ним от­но­сит­ся и ху­до­жес­т­вен­ный ру­ко­во­ди­тель Мос­ков­с­ко­го дет­с­ко­го му­зы­каль­но-дра­ма­ти­чес­ко­го те­ат­ра, зас­лу­жен­ный ар­тист Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции Ген­на­дий Чи­ха­чев.

"В кон­це 70-х го­дов, - вспо­ми­на­ет он, - судь­ба по­да­ри­ла мне встре­чу с уди­ви­тель­ным че­ло­ве­ком - Алек­сан­д­рой Ни­ко­ла­ев­ной Стрель­ни­ко­вой. Встре­ча эта про­изош­ла в Те­ат­раль­ном учи­ли­ще им. Б. Щу­ки­на на за­ня­ти­ях по сце­ни­чес­кой ре­чи. И она оп­ре­де­ли­ла мою твор­чес­кую жизнь. Де­ло в том, что с дет­с­т­ва я час­то бо­лел ан­ги­ной - 6-8 раз в год. Бы­ли проб­ле­мы с го­ло­со­вы­ми связ­ка­ми, с брон­ха­ми. И вот от Стрель­ни­ко­вой я уз­наю, что эти проб­ле­мы мо­гут быть ре­ше­ны, и до­воль­но быс­т­ро. На­до толь­ко чуть-чуть при­ло­жить уси­лия. Я скеп­ти­чес­ки выс­лу­шал Алек­сан­д­ру Ни­ко­ла­ев­ну: мно­го док­то­ров би­лось над мо­ими бо­ляч­ка­ми, а тут обе­ща­ет по­мощь пе­да­гог по сце­ни­чес­кой ре­чи.

Но ока­за­лось, что гим­нас­ти­ка А.Н. Стрель­ни­ко­вой мо­жет де­лать чу­де­са. 20 лет прош­ло с тех пор, как я пос­тиг азы ее гим­нас­ти­ки, и все это вре­мя и не вспо­ми­нал об ан­ги­не. По­это­му и сво­их сту­ден­тов я учу ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­ке по Стрель­ни­ко­вой.

Люди на­ших про­фес­сий, те­ат­раль­ных про­фес­сий, с бла­го­дар­нос­тью вспо­ми­на­ют Алек­сан­д­ру Ни­ко­ла­ев­ну и ее гим­нас­ти­ку. Ме­то­ди­ка Стрель­ни­ко­вой зна­чи­тель­но ук­реп­ля­ет всю ды­ха­тель­ную сис­те­му, ко­то­рая яв­ля­ет­ся ос­но­вой ос­нов ак­тер­с­кой про­фес­сии. И не толь­ко ак­тер­с­кой - всех про­фес­сий, свя­зан­ных с го­ло­сом, - ре­жис­се­ра, учи­те­ля, по­ли­ти­ка…"

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 692 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)