АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Возбудители холеры. Холера – острое антропонозное особо опасное инфекционное заболевание, протекающее с дегидратацией и деминерализацией (потерей воды и солей) в результате

Прочитайте:
  1. V. Мероприятия после ликвидации очага холеры
  2. VI. Организационные мероприятия в очаге холеры
  3. XVI. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в очаге холеры
  4. XVIII. Мероприятия после ликвидации очага холеры
  5. Бруцеллы — возбудители бруцеллеза.
  6. Вирусы-возбудители ВБИ
  7. Возбудители
  8. Возбудители
  9. Возбудители анаэробной инфекции
  10. ВОЗБУДИТЕЛИ АРАХНОЭНТОМОЗОВ И БОРЬБА С НИМИ

Холера – острое антропонозное особо опасное инфекционное заболевание, протекающее с дегидратацией и деминерализацией (потерей воды и солей) в результате диареи и рвоты.

Известна с давних времен. До 1817 г. она вызывала эпидемии в странах Юго-Восточной Азии (в районах рек Ганга и Брахмапутры). С 1817 г. по 1926 г. наблюдался выход холеры за пределы эпидемических очагов с развитием 6 пандемий почти на всех континентах. В 1883 г. Р. Кох открыл возбудителя холеры – классического холерного вибриона. В 1906 г. Ф. Готшлихт на карантинной станции Эль-Тор выделил еще один биовар вибрионов – вибрион Эль-Тор, который в 1962 г. был признан возбудителем холеры.

В 1961 г. развилась 7 пандемия холеры с преобладанием вибриона Эль-Тор. В начале 1993 г. появились данные о вспышках холеры в Юго-Восточной Азии, вызванных вибрионами неизвестной ранее серогруппы О139 (Бенгал).

Морфология. Холерные вибрионы представляют собой изогнутые палочки размерами 1,5-4,0х0,2-0,4 мкм, имеют один полярный жгутик (иногда два), который окружен чехлом.

Холерные вибрионы обладают полиморфизмом. Типичные «запятые» обычно наблюдают в образцах клинического материала. В мазках из колоний преобладают палочковидные формы.

В старых культурах, на средах с крахмалом или иммунной сывороткой образуются нитевидные, S-образные, кокковидные, булавовидные формы. Под действием пенициллина образуют L-формы, спор и капсул не образуют.

Подвижность вибрионов весьма выражена, является важным диагностическим признаком.

Хорошо окрашиваются многими анилиновыми красителями, грамотрицательны.

Культуральные свойства. Факультативный анаэроб, с более выраженными аэробными свойствами.

Хорошо растет на простых питательных средах в температурном диапазоне 16-40°С, оптимум – 37°С, элективными являются щелочные среды с рН 7,6-9,0.

На жидких средах вызывает помутнение и образование нежной голубоватой пленки на поверхности. На 1% пептонной воде (рН 8,8-9,0) растут быстро, помутнение и пленка появляется через 6-8 часов.

На твердых средах (щелочной агар) образуют мелкие, прозрачные, с ровными краями, голубоватые в проходящем свете колонии.

На агаре с тиосульфатом, цитратом, солями жёлчных кислот и сахарозой (TCBS-агар) образуют желтые колонии на фоне голубовато-серой среды. На среде Монсура (щелочной таурохолат-теллурит-желатиновый агар) растут в виде серо-черных колоний.

Биохимические свойства. Холерные вибрионы сбраживают с образованием кислоты глюкозу, сахарозу, мальтозу, маннозу, маннит, гликоген, крахмал. По отношению к трем углеводам – маннозе, сахарозе и арабинозе (триада Хейберга) все вибрионы разделяют на 8 групп.

Холерные вибрионы разлагают только маннозу, сахарозу, не разлагают арабинозу и принадлежат к 1 группе Хейберга. Проявляют протеолитическую активность: разжижают желатину в виде «воронки», гидролизуют казеин. Обладают плазмокоагулирующим и фибринолитическим действием. Свертывают молоко, разлагают белки до индола и аммиака. Восстанавливают нитраты в нитриты.

Образование индола и восстановление нитратов определяют в нитрозоиндоловой реакции (холера-рот реакция).

На основании биохимических и биологических различий холерные вибрионы разделяют на 2 биовара: классический (V.сholerae asiaticae) и Эль-Тор (V.сholerae asiaticae eltor). Особенностью вибриона Эль-Тор является способность гемолизировать эритроциты, в связи с чем его относят к гемолитическим вибрионам. Дифференциальные различия возбудителей холеры представлены в табл. 13.

Таблица 13.

 

Дифференциальные признаки возбудителей холеры

 

Признак V. cholerae asiaticae V. cholerae eltor Серовар О139
Реакция Фогеса-Проскауэра ± (чаще –) ± (чаще +) ± (чаще +)
Чувствительность к полимиксину В (50ЕД) +
Гемолиз эритроцитов барана +
Агглютинация куриных эритроцитов ± (чаще +) ± (чаще +)
Чувствительность к классическому монофагу +
Чувствительность к монофагу Эль-Тор +  

Антигенная структура. У холерных вибрионов есть термостабильные О- и термолабильные Н-антигены. Н-АГ – общие для холерных и холероподобных вибрионов.

По структуре О-АГ выделяют более 200 серогрупп. Оба биовара возбудителей холеры относятся к серогруппе О1. Было установлено, что О1-АГ неоднороден и состоит из трех субъединиц: А, В, С, по которым различают серовары АВ – Огава, АС – Инаба и АВС – Гикошима. Эти свойства используются в эпидемиологических целях для дифференцировки очагов по возбудителям. Серовар О139 не агглютинируется О1-сыворотками, а также антисыворотками Огава и Инаба.

Факторы патогенности. К факторам колонизации относятся: жгутики (обеспечивают подвижность), муциназа (разжижает слизь и облегчает доступ к эпителию), нейраминидаза (обеспечивает взаимодействие с микроворсинками).

Холерные вибрионы образуют эндо- и экзотоксины. Эндотоксин – термостабильный липополисахарид, связан с клеточной стенкой, обладает иммуногенным действием, индуцирует синтез вибриоцидных антител. Основную роль в патогенезе холеры играет экзотоксин (холероген) – термолабильный белок, устойчив к действию протеолитических ферментов, разрушается фенолом и формалином.

Молекула экзотоксина состоит из 2 компонентов – А и В. Рецепторный компонент В состоит из 5 субъединиц, взаимодействует с GМ1-ганглиозидным рецептором на энтероцитах и обеспечивает проникновение в клетку токсического компонента А. В клетке происходит восстановление компонента А с образованием субъединицы А1, которая катализирует рибозилирование клеточного G-белка. Это ведет к активации аденилатциклазы, повышению в клетках уровня цАМФ, что приводит к подавлению всасывания NaCl, выходу жидкости и электролитов из железистых клеток в просвет кишечника с развитием тяжелой диареи.

Образование токсина определяется CTX-генами трансдуцирующего CTX-бактериофага. Трансдукция фага в холерный вибрион возможна только при наличии у возбудителя особых токсин-регулирующих пилей TCP. Они являются специфическим рецептором для CTX-фага. Предполагается, что образование TCP-пилей кодируется еще одним трансдуцирующим фагом.

Резистентность. Холерные вибрионы устойчивы к низким температурам; во льду сохраняют жизнеспособность до 1 месяца, в морской воде – до 47 суток, в речной – до нескольких недель, в почве – до 3 месяцев, в фекалиях – до 3 суток, на вареных продуктах, в молоке и молочных продуктах, сырых овощах – 2-5 дней, на фруктах – 1-2 дня. При 80°С погибают через 5 мин, при 100°С – мгновенно. Холерные вибрионы высокочувствительны к высушиванию, ультрафиолетовому облучению, хлорсодержащим препаратам; все вибрионы высокочувствительны к кислотам.

Характеристика заболевания

Эпидемиология. Холера – антропонозная кишечная инфекция. Резервуар и источник инфекции – больные и бактерионосители. Основной механизм заражения – фекально-оральный, который реализуется водным, алиментарным и контактно-бытовым путями.

Определенную роль играют мухи, способные переносить возбудителя с испражнений на пищевые продукты.

Ведущим путем передачи, приводящим к эпидемиям, является водный. Заражение происходит как при питье инфицированной воды, так и при использовании ее для мытья овощей, фруктов и во время купания. Недостаточная термическая обработка продуктов приводит к заражению. Как и при других кишечных инфекциях, заболеваемость холерой увеличивается в летне-осенний период.

Восприимчивость людей к холере высокая. Наиболее подвержены заболеванию лица с пониженной кислотностью желудочного сока, с анацидными гастритами.

Патогенез. Попадающие через рот с водой или пищей холерные вибрионы частично погибают под действием кислой среды желудка. Оставшиеся возбудители проникают в тонкую кишку, локализуются в просвете кишки или в поверхностных слоях слизистой оболочки. Выделение эпителиальными клетками щелочного секрета, высокое содержание пептонов и желчи способствуют интенсивному размножению холерного вибриона. Воспалительная реакция не развивается. Действие выделяемого вибрионом экзотоксина приводит к гиперсекреции воды и электролитов из энтероцитов в просвет тонкой кишки. Наряду с этим возникает понижение всасывания воды в толстой кишке. Это обусловливает основные клинические проявления холеры: водянистую диарею и рвоту. В результате обезвоживания и нарушения электролитного баланса развиваются гиповолемия со сгущением крови и нарушением микроциркуляции, что приводит к артериальной гипотензии, сердечной недостаточности, нарушению сознания и гипотермии.

Клиническая картина. Инкубационный период колеблется от нескольких часов до 5 дней (в среднем 2-3 дня). Заболевание может развиваться в типичной и атипичной формах. При типичном течении в зависимости от степени дегидратации различают легкую, средне-тяжелую и тяжелую формы холеры. В типичных случаях болезнь развивается остро, часто внезапно. Появляются позывы на дефекацию, диарея (от 3 до 15-20 раз в сутки) и рвота. Стул обычно обильный, водянистый, напоминает «рисовый отвар», с запахом рыбы или тертого картофеля. Рвота «фонтаном», без тошноты, многократная, с примесью желчи. В тяжелых случаях человек теряет до 30 л воды в сутки, температура тела снижается до 35-34°С (холерный алгид – от лат. аlgus – холодный).

Отмечается характерное появление facies hippocratica (запавшие глаза с заостренными чертами лица). При отсутствии лечения летальность больных в алгидной стадии достигает 60%.

В современных условиях большинство случаев холеры вызваны вибрионом Эль-Тор и протекают в легкой форме. Соотношение тяжелых поражений к количеству легких, стертый форм для классической холеры составляет 1:5-10, для холеры Эль-Тор 1:25-100.

Иммунитет после перенесенного заболевания прочный, длительный, повторные случаи наблюдаются редко. Он обусловлен антитоксическими и антимикробными антителами, клетками иммунной памяти и фагоцитами.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1055 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)