Клиническая симптоматика ТЭЛА неспецифична, так как сходные симптомы могут наблюдаться при целом ряде различных заболеваний. В то же время, правильная интерпретация клинических данных позволяет обоснованно заподозрить эмболию и наметить адекватный план обследования. Клиническая картина ТЭЛА определяется объемом поражения легочных артерий и преэмболическим кардиопульмональным статусом пациента (ХСН, ХНЗЛ).
Внезапно возникшая одышка - самая частая жалоба при ТЭЛА, усиливающаяся при переходе пациента в положение сидя или стоя, когда уменьшается приток крови к правым отделам сердца. При наличии блока кровотока в легком уменьшается наполнение левого желудочка, что способствует снижению МО и падению АД. При СН одышка уменьшается при ортопозиции пациента, а при пневмонии и ХНЗЛ она не меняется при изменении положения больного.
Периферическая боль в грудной клетке при ТЭЛА, наиболее характерная для поражения мелких ветвей легочной артерии, обусловлена вовлечением в воспалительный процесс висцеральных листков плевры. Боль в правом подреберье свидетельствует об остром увеличении печени и растяжении Глиссоновой капсулы.
Загрудинная стенокардитическая боль характерна для эмболии крупных ветвей легочной артерии. Она возникает в результате расширения правых отделов сердца, приводящего к сдавлению коронарных артерий между перикардом и расширенными правыми отделами сердца. Чаще всего загрудинная боль имеет место у пациентов с ИБС, переносящих ТЭЛА.
Кровохарканье при инфаркт-пневмонии в результате ТЭЛА в виде кровяных полосок в мокроте отличаются от кровохарканья при стенозе митрального клапана - кровяная мокрота.
Парадоксальные эмболии представляют собой внезапно развивающиеся симптомы массивной ТЭЛА в сочетании с острым нарушением мозгового кровообращения.
В основе развития данной формы ТЭЛА лежит наличие внутрисердечного шунта со сбросом крови справа налево, самая частая причина которого - открытое foramen ovale.
Возникновение указанных выше симптомов у пациентов с признаками тромбоза в системе нижней полой вены любой врач не замедлит связать с возможностью ТЭЛА. Трудность заключается в том, что в половине случаев в момент развития эмболии (даже массивной) венозный тромбоз протекает бессимптомно, то есть легочная эмболия является первым симптомом наличия тромбоза глубоких вен нижних конечностей или таза.
Физикальные признаки ТЭЛА также многообразны и требуют особого внимания со стороны практикующих врачей.
Шум трения плевры диагностируется, в среднем, у 53% пациентов.
Усиление II тона над легочной артерией и появление систолического ритма галопа при ТЭЛА свидетельствует о повышении давления в системе легочной артерии и гиперфункции правого желудочка и встречаются, в среднем, у 53% пациентов.
Тахипноэ при ТЭЛА чаще всего превышает 20 дыхательных движений в 1 минуту и характеризуется стойкостью и поверхностным характером дыхания. Данный симптом вместе с выраженной одышкой, в среднем, проявляется у 60-82% пациентов.
Уровень тахикардии при ТЭЛА находится в прямой зависимости от размеров поражения сосудов, выраженности нарушений центральной гемодинамики, дыхательной и циркуляторной гипоксемии.
Повышенная потливость имеет место в 34% случаев среди пациентов преимущественно с массивной ТЭЛА и является следствием повышенной симпатической активности, сопровождающейся чувством тревоги и кардиопульмональным дистрессом.
Боль за грудиной проявляется у 49% пациентов, кашель - у 20%, обморок - у 14%, кровохарканье - у 7% пациентов. Периферический флебит проявляется у 33% больных, цианоз - у 18%. Лихорадка (>37°) наблюдается при массивной ТЭЛА - у 42% больных.