АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Глава 1. Эмоциональная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом. Эмоциональная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом
Эмоциональная травма дочери, присущая ее отношениям с отцом
тора. Она удивлялась, когда узнавала, что окружающие люди, в особенности мужчины, воспринимали ее как сильную и компетентную личность, тогда как внутри себя она чувствовала робость и застенчивость.
Мне до сих пор сложно ответить на вопрос, почему развитие одной женщины следует паттерну «вечной девушки», развитие другой - паттерну «амазонки в панцире»; это обстоятельство требует дальнейшего исследования. Я склоняюсь к тому, что на особенности развития каждой женщины влияет множество разных факторов. По моему мнению, главными из них являются темперамент женщины, а также ее положение и роль в семье. Еще один фактор - ее отношения с матерью. Очень существенно физическое состояние женщины, особенности ее телосложения, а также расовые и социально-экономические различия. Довольно часто я сталкивалась с тем, что у старшей дочери существует тенденция к развитию паттерна «амазонки», тогда как развитие младшей дочери следует паттерну «вечной девушки». Но так случается не всегда. Еще один фактор состоит в том, идентифицируется ли она с отцом или матерью и повторяет ли она паттерн доминирующего родителя или, наоборот, бунтует против него. Согласно моему представлению, эти два паттерна («вечной девушки» и «амазонки в панцире») присутствуют у большинства женщин, хотя при этом кто-то из них может проживать их более или менее осознанно.
И «вечная девушка», и «амазонка в панцире» довольно часто испытывают отчаяние в связи со своим внутренним состоянием. Они ощущают отчуждение от своего внутреннего ядра, ибо они обе лишены связи с очень важными частями своей личности. Метафорически можно привести такое сравнение: в их распоряжении имеется целый огромный особняк, но они занимают в нем всего несколько комнат.
Философ Серен Кьеркегор помог мне понять истоки этого самоотчуждения и отчаяния, существовавшего и у меня самой, и у моих клиенток. В своем труде «Болезнь к смерти» Кьеркегор считает, что отчаяние не связано с Самостью, с источником человеческого бытия14. Согласно Кьеркегору, существует три основ-
14 Soren Kierkegaard, "Fear and Trembling", "The Sickness Unto Death" trans. Walter Lowrie (New York: Doubleday & Co., Inc., 1954). (В рус. переводе: Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993.)
ные разновидности отчаяния: бессознательное отчаяние; сознательное отчаяние, которое проявляется как слабость, и сознательное отчаяние, которое выражается в форме неповиновения.
Бессознательное отчаяние нарушает связь человека с Самостью, однако об этом не подозревает. Согласно Кьеркегору, такой человек ведет гедонистическую жизнь, растворяется в чувственном ощущении текущего момента и не ощущает себя причастным к тому, что оказывается выше влечений его Эго. Таково состояние человека, склонного к эстетизму и донжуанству. В данном случае речь идет о таком виде бытия, при котором люди не имеют сознательного представления о своем отчаянии, хотя, как отмечает Кьеркегор, навязчивое стремление к нескончаемому чувственному наслаждению, к которому периодически примешиваются характерные всплески черной меланхолии и тревоги, свидетельствует о том, что дело обстоит не так уж хорошо.
Если человек позволяет темным силам скуки и тревоги завладеть своим сознанием, он начинает осознавать свое отчаяние и разобщенность с Самостью, и у него появляется ощущение, что он слишком слаб для выбора Самости - выбора, который потребует признания своей силы, чтобы принимать решения. В данном случае человек отчаивается вследствие своей слабости, не позволяющей ему посвятить себя чему-то более высокому, чем влечения Эго. На мой взгляд, многие пуэллы мучительно страдают, испытывая отчаяние из-за слабости: они хотят быть мужественными и принимать на себя риск, связанный с реальной жизнью и ответственностью, но вместе с тем боятся и не могут совершить этот решительный шаг.
Но если человек еще глубже осознает причину своей слабости, то к нему приходит осознание того, что эта извиняющая его слабость является лишь способом избежать признания своей силы. То, что человек изначально принимал за слабость, теперь рассматривается как неповиновение, то есть отказ от исполнения долга! Для Кьеркегора отчаяние неповиновения является высшей степенью осознания - осознания того, что человек обладает достаточной силой, чтобы выбрать Самость или, как выражается Кьеркегор, совершить качественное изменение веры, требующее признания неподвластного и трансцендентного. Однако он делает свой выбор, отказываясь от изменения, упрямо не повинуясь силам, лежащим за пределами разума и человеческой смертности! В отчаянии неповиновения он отвергает возмож-
38
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 547 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 |
|