АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Несовершенство правил соревнований и необъективность судейства
Не только правила соревнований, но и их трактовка судьями влияет на частоту и характер травм. Так, в футболе один судья строго карает любое проявление силовой борьбы, а другой довольно либерально относится к явным нарушениям правил. Это приводит, с одной стороны, к тому, что футболисты порой не готовы к жесткой силовой борьбе в пределах установленных правил, а с другой - нарушители чувствуют себя безнаказанными.
Неправильные действия судей можно объяснить или их низкой квалификацией, или необъективностью. В первом случае судья не может правильно разобраться в конфликтной ситуации, возникшей во время игры, поединка, по ходу соревнования и как следствие не может своевременно предотвратить возможное возникновение травмы. Во втором - судья намеренно не замечает опасных действий одного из спортсменов, что в конечном счете приводит к травме, порой тяжелой. Таким образом, вопросы квалифицированного судейства в профилактике травматизма имеют большое значение (рис. 8). Их решению способствует и совершенствование существующих правил.
Рис. 8. Критическая ситуация, требующая особого внимания от судьи на ковре.
| Многие положения правил в единоборствах и спортивных играх носят чисто оценочный характер, и эту оценку "ставит" судья, опираясь только на свое субъективное восприятие, личный опыт. Однако этого зачастую бывает недостаточно.
Проиллюстрируем это на примере боксерского поединка. Один из боксеров получил сильный удар после команды "Стоп!", повлекший за собой нокдаун. Что должен делать судья? В правилах имеется оговорка: "За удар после команды "Стоп!" (даже повлекший нокдаун) судья на ринге, руководствуясь своим внутренним, личным и только ему одному известным убеждением, может вынести одно решение из двух - либо объявить предупреждение нарушителю и продолжить бой, либо дисквалифицировать его". Но чем конкретно должен руководствоваться в этом решении судья, как должен определить возможные последствия от полученного удара, об этом в правилах не говорится. В том случае, если судья продолжает бой, возникает алогичная ситуация: боксер, нарушивший правила, получает определенное преимущество и может сразу же нанести нокаутирующий удар еще не до конца оправившемуся сопернику, тем самым отяжеляя уже полученную им травму.
Даже в тех видах спорта, где имеется объективная оценка результатов и, казалось бы, не должно быть никаких проблем такого рода, качество судейства может сыграть существенную роль в возникновении травм. Примеров можно привести множество. Остановимся на одном. Как известно, перед забегом на дистанцию легкоатлетам дается определенное, строго ограниченное время на подготовку. И если судья затягивает по какой-либо причине старт, то спортсмены расслабляются или начинают излишне нервничать, их готовность к большому физическому напряжению снижается (особенно при неблагоприятных погодных условиях) и создаются все предпосылки к возникновению травмы.
Таким образом, судья должен обладать достаточной квалификацией, не допускать никаких нарушений, точно следовать судейскому кодексу, вовремя разбираться в сложной ситуации и мгновенно принимать правильное решение. В этом он должен опираться на конкретно разработанные и научно обоснованные правила соревнований.
Правила соревнований также оказывают влияние на характер и причины возникновения травм. Например, введение в прыжках в высоту правила, разрешающего переходить планку головой раньше, чем ногами, привело к изменению способа прыжка. У прыгунов резко уменьшилось количество поврежденной в области голеностопного сустава и стопы, но увеличилось количество повреждений в области коленного сустава. То же самое можно сказать и о тяжелой атлетике, где замена троеборья на двоеборье - толчок и рывок привела к тому, что изменилась типография силы: при сильном развитии разгибателей рук, ног и туловища некоторые мышечные группы (груди, брюшного пресса и др.) стали несколько отставать в развитии. Ослабилась силовая выносливость. Исключение же жима из правил соревнований в этом виде спорта уменьшило количество травм.
Если мы обратимся к бронзовой скульптуре "Голова кулачного бойца из Олимпии" (около 330 г. до н. э., рис. 9) или к статуе кулачного бойца Аппология, сына Нестора (бронза, I в. до н. э., рис. 10), относящимся к тому периоду, когда бойцы наносили удары кулаками, перевитыми кожаными ремнями со свинцовыми пластинами - цестами, то увидим следы характерных профессиональных повреждений. В отличие от многих статуй этого периода с правильными, классическими формами лица на этих заметны утолщения и выбухание лобных костей, надбровных и скуловых дуг, деформация носа, ушных раковин и губ, наличие множества шрамов в области надбровья и скуловой области.
Введение во второй половине XIX в. боксерских перчаток в корне изменило способы ведения боя. В отличие от кулачного боя, когда каждый удар угрожал серьезными повреждениями и мог быть решающим, бой в перчатках стал более насыщенным, динамичным. Намного уменьшилась возможность возникновения травм, что в конечном итоге привело к расширению арсенала технических и тактических средств в этом виде спорта. Перчатки, конечно, сделали бокс более гуманным и зрелищным, но этого оказалось мало, так как слишком жестокими и несовершенными оставались правила профессионального бокса.
Для боксеров-профессионалов характерна особая форма лица, по которой можно всегда определить род их занятий (рис. 11). Их лица носят следы тех же повреждений, которые были свойственны кулачным бойцам. Но у них появляется и новая деформация - утолщение и выбухание мягких тканей в области верхних век, иногда настолько сильное, что глаза оказываются наполовину закрытыми. Микротравматический краниоз (утолщение лобных костей) и гиперостоз надбровных дуг у боксеров-профессионалов были описаны в 1948 г.
В отличие от грубого и жесткого профессионального бокса любительский бокс служит делу физического совершенствования человека. Правила любительского бокса значительно отличаются от правил профессионалов и направлены на уменьшение количества травм и охрану здоровья спортсменов.
Однако и любительский бокс по мере своего развития подвергался значительным изменениям. Это относится и к становлению бокса в СССР. Формирование советской школы бокса можно условно разделить на два периода. В первый период (примерно до 1955 г.) преобладал силовой бокс. Сам принцип тренировки, основным средством которой был вольный бой, методы отбора при подготовке к соревнованиям, правила соревнований, поощряющие силовой бокс, - все это приводило к значительному количеству травматических повреждений и даже нарушениям в состоянии здоровья спортсменов. Лицо боксера в этот период характеризуется гипертрофией надбровных дуг и лобных костей, наличием шрамов в над- и подглазной областях, деформацией носа и губ, утолщением и выбуханием мягких тканей верхнего века (рис. 12).
Рис. 12
| Рис. 13
| Во втором периоде (с 1955 г. до настоящего времени) начал реализовываться принцип оздоровительной направленности бокса. Научные достижения в области физического воспитания и спорта сделали методику учебно-тренировочного процесса более совершенной. Этому во многом способствовали и специальные медицинские исследования, позволившие повысить качество врачебного контроля за боксерами. Значительно изменились правила соревнований, строго ограничивающие силовой бокс, был выработан особый стиль бокса с тактикой искусного обыгрывания.
Увеличение веса тренировочных перчаток, использование защитных шлемов снизили суммарное количество получаемых боксерами ударов, а это привело к ликвидации такой деформации, как выбухание мягких тканей лица, лобных костей и надбровных дуг. Применение кап предотвратило деформацию губ. На рис. 13 - олимпийский чемпион, неоднократный чемпион Европы В. Лемешев, занимающийся боксом 14 лет: видна умеренно выраженная гипертрофия надбровных дуг; других же характерных изменений лица определить практически невозможно.
В настоящее время в большинстве случаев весьма трудно определить, глядя на лицо человека, занимается ли он боксом. Единственное, что выдает боксера, - это умеренная гипертрофия надбровных дуг и шрамы в области надбровья (следы рассечений, которых не избегает ни один боксер).
Все это говорит о снижении травматизма в боксе и дает возможность предположить, что при дальнейшем совершенствовании учебно-тренировочного процесса и правил соревнований эти травмы будут сведены до минимума.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 728 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|