Принципы: Каждое высказывание отражает всю систему мировоззрения говорящего. Данная позиция основана на предположении, что каждое высказывание выводится из всей системы мировоззрения человека. Высказывание в отрыве от мировоззрения совершенно непонятно. Дело затрудняется тем, что мировоззрение вовсе не всегда осознается. Вербальная продукция может порождаться без малейшего сознательного учета мировоззрения подобно тому, как не всякий идущий человек может сформулировать биомеханические условия сохранения равновесия.
- Открытие того, что точка зрения есть только точка зрения, а не реальность, может привести к снятию проблемы. Рассматриваемый круг явлений выступает не так часто, но его возможное присутствие надо иметь в виду, когда мы встречаемся с упорно держащимися проблемами. В этих случаях речь может идти о существовании комплекса мировоззренческих установок, которые я называю «основой бытия». Бывает, что проблемы возникают лишь потому, что в «основе бытия» пациента существует значительные деформации и противоречия, затрудняющие адаптацию.
Открытие пациентом факта, что его точка зрения является лишь точкой зрения, а не реальностью, часто приводит к снятию (а не решению) проблемы. Достаточно того, чтобы само собой разумеющееся стало предметом критического осознания.
Каждое высказывание пациента укоренено в пластах установок, лежащих за ее пределами сознания. Если он осознает существование той или иной установки (принципа), определяющей его поведение, то либо сознательно признает ее истинность и будет следовать ей в дальнейшем, либо сознательно отвергает ее и не будет ею руководствоваться по крайней мере на этом уровне.
Во втором случае все, что пациент собирался сказать и, что опираясь на «ложное» убеждение, теряет смысл и способ рассмотрения (точка зрения) проблемы или темы может подвергнуться решительному изменению. Мы не можем и не должны предвидеть, какова будет новая точка зрения и влиять на ее содержание и формирование - достаточно, что ранее неосознаваемый принцип поведения вошел в поле сознания.
СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ: Проблема «мировоззренческих» предпосылок подробно изложена во втором разделе. Здесь мы приведем лишь одни пример, иллюстрирующий процесс «вслушивания» в предпосылки и его целевое назначение.
Одна из пациенток сказала как-то с отчетливо выраженной неприязнью: «Мой бывший муж даже не помогал мне при ходьбе, когда мы отправлялись куда-нибудь вдвоем». Для того, чтобы составить такое высказывание, она должна была полагать, что ее экс-муж мог или должен был ей помогать. Когда я спросила у нее: «Вы всерьез думаете, что он должен был это делать?», она выглядела смущенной (этим чувством сопровождается осознание предпосылки), но быстро сориентировалась, что не только не было причин ожидать от него помощи, но она сама не захотела бы принять помощь с его стороны, учитывая их тогдашние отношения. Это позволило ей перенести центр тяжести с выражения неприязни к бывшему мужу на рассмотрение собственных экспектаций, существовавших в то время, и мешающих ей по-новому устроить свою жизнь.
В рассматриваемой позиции слушатель-терапевт вслушивается не в содержание высказывания, сколько в логически??? его, слой предпосылок и установок. Затем терапевт выносит на обсуждение предпосылки (в нашем случае вопрос: «Вы действительно думаете, что он должен был вам помогать?). Если пациент сознательно принимает предпосылку, он просто говорит: «Да, должен», и продолжает свою речь. В приведенном примере было не так: пациентка должна была задержаться и разрешить выявленное противоречие.
Принципиальный момент действий терапевта в этой позиции – не выражать сомнений относительно услышанного высказывания и протеста по поводу его содержания. Его задача – установить логические предпосылки высказываний и продемонстрировать его пациенту, чтобы убедиться, что он полностью принимает, или чтобы дать ему возможность выявить самому противоречие в своих рассуждениях.
КОММЕНТАРИЙ: Способность использовать рассматриваемую позицию на практике зависит от того, насколько сам терапевт способен выявлять в собственных словах скрытые предпосылки. Если у терапевта и пациента есть общий выбор недоступных сознанию установок, их сотрудничество в данной позиции будет невозможным.