При хронических гепатитах
Показанием для операций ХГ низкой активности также, как и при традиционной коррекции, был сопутствующий хронический калькулезный холецистит вне обострения. Во время видеолапароскопической холецистэктомии (ХЭ), устанавливались изменения со стороны печени, в связи с чем производилась соответствующая оперативная коррекция заболевания. В других случаях показанием к операционным вмешательствам была активация патологического процесса (повышение уровня АЛТ до 3 норм) с соответствующей симптоматикой (тяжесть и боли в правом подреберье, умеренная гепатомегалия), анамнезом и данными дополнительных методов исследования. Показания к видеолапароскопической коррекции у больных ХГ
умеренной и выраженной активности были такими же, как и при традиционных операциях. Отличительной особенностью определения показаний было сокращение срока наблюдения при малоэффективности медикаментозной терапии и выполнение операции уже через 3-4 месяца от начала заболевания.
Как и в предыдущей группе больных, основной операцией была ДПА Однако в связи с невозможностью классического удаления нервонесущей пластинки печеночной артерии, ограничивались максимальным оголением указанной артерии на протяжении 3 см при помощи лапароскопического диссектора и электрокоагулятора. Большая разрешающая способность видеотехники фирмы «Stryker» (США), дающей 16-ти кратное увеличение рассматриваемого объекта, позволила максимально удалить воспаленные и утолщенные нервные стволы переднего печеночного сплетения. ДПА в чис- том виде выполнено нами только 4 больным. В последующем для повышения эффективности операций, она дополнялась другими
видеолапароскопическими вмешательствами (СВП, ОГП, ГФП), разработанными в клинике.
Объем выполняемых операций зависел как от состояния самой печени, так и от характера сопутствующих патологических изменений внепеченочных желчных путей.
Объем видеолапароскопических операций расширялся по мере повышения активности патологического процесса, без расширения объема вмешательств на вегетативной нервной системе. Продолжительность oпера- ции на печени и ее вегетативной нервной системе составляла от 12 до 25 минут. В случаях выполнения сочетанных вмешательств она продлевалась до 34-50 минут. Ни в одном случае не наблюдалось интраоперационных осложнений, связанных с эндохирургическими вмешательствами. Непосредственные результаты операций.
Ближайший послеоперационный период у пациентов с ХГ низкой и умеренной активности протекал гладко. Все они на 3 сутки вставали, на 5-8 в
удовлетворительном состоянии выписывались на амбулаторное лечение, Причем до 7-8 дня задерживались только больные с ХГ умеренной активности, в виду более медленного развития положительной динамики в функциональных показателях крови. У больных с выраженной активностью в течение первых 5-7 дней сохранялась активность патологического процесса. Отдаленные результаты видеолапароскопической коррекции ХГ иучены в сроки от 6 месяцев до 3,5 лет. У 61,5% получены хорошие, у 35,2% - удовлетворительные, а у 2,7% неудовлетворительные результаты.
Хорошими считались исходы, когда после перенесенной эндохирургической коррекции ХГ наступало стойкое клинико-лабораторное и морфологическое улучшение. Больные чувствовали себя хорошо, жалоб не предъявляли, показатели функциональных проб печени находились в пределах нормы. Гистологическая картина характеризовалась ликвидацией воспалительно-дегенеративных процессов в паренхиме печени.
Удовлетворительными были случаи, когда после вмешательства натупала длительная ремиссия клинико-лабораторных данных и улучшение морфологической картины заболевания. На фоне удовлетворительного самочувствия у больных периодически отмечались боли или чувство тяжести в правом подреберье, в этой связи они 1-2 раза в год получали превентивную медикаментозную терапию.
К неудовлетворительным отнесены результаты
видеолапароскопических вмешательств, после которых отсутствовало клинико-лабораторное улучшение или наступала временная ремиссия этих показателей длительностью не более 3 месяцев. Отсутствовало также морфологическое улучшение или наблюдалось прогрессирование залевания с переходом в цирроз.
Внедрение видеолапароскопических методов позволило значительно расширить показания к хирургической коррекции ХГ. Но вая технология и разработанная методика осуществляется без лапаротомии, лишены интра- и послеоперационных осложнений
(кровотечения во время вмешательства, послеоперационной анемии вентральной грыжи, спаечной непроходимости), характерных для традиционных операций, значительно сокращено время хирургического вмешательства (с 68-75 до 12-25 минут - при вмешательстве на вегетативной нервной системе печени, и с 96-130 до 34-50 минут - при сочетанных операциях), следовательно и длительность анестезиологического пособия. Немаловажным оказалось выполнение операции без косметических дефектов и грубых послеоперационных рубцов, что в значительной мере уменьшило негативное отношение к операции как самих больных, так и коллег терапевтов. Внедрение предложенных методов видеолапароскопической коррекции ХГ повысило долю благоприятного послеоперационного течения (с 64% до 70,7%) и процент положительных отдаленных результатов хирургического лечения (с 93,1 до 97,1%). Неудовлетворительный результат операции, наблюдавшийся только у 1 больного, был обусловлен инфекцией HBV с суперинфекцией НDV, характеризующейся фульминантным течением.
Улучшение результатов хирургического лечения в случае сохранения активации патологического процесса в печени является дополнение в лапаротомных операциях и видеолапароскопических вмешательств лимфодренирующими операциями. Хирургическое лечение не является альтернативой консервативной терапии, а взаимодополняющим комплексным лечением.
При хронических вирусных гепатитах антивирусная терапия должна активно проводиться как в дооперационном, так и послеоперационном периодах. Показана комплексная
гепатомембранотропная, антиоксидантная, дезагрегантами
детоксикационная, лазеро- и УФО-терапия аутокрови, по показаниям ГБО и озонотерапия, местно и в виде инфузий озонированных растворов.
АУТОИМУННЫЙ ("ЛЮПОИДНЫЙ") ГЕПАТИТ.
Согласно современной классификации хронического гепатита, аутоиммунный гепатит определяется как неразрешившееся воспаление печени неизвестной этиологии, характеризующееся перипортальным или более обширным воспалительным процессом, наличием гипергамма- глобулинемией и тканевых аутоантител.
Этиология данного заболевания неизвестна. Болеют преимущественно женщины в возрасте от 10 до 30 лет. Соотношение женщин к мужчинам 3:1 (при ОВГ мужчины и женщины заболевают одинаково часто). Сущность патологического процесса сводится к дефициту иммунорегуляции. У больных, как правило, наблюдается снижение Т-супрессорной субпопуляции лимфоцитов, позже - в крови и тканях появляются антиядерные антитела к гладким мышцам, к специфическому липопротеиду печени. Частое обнаружение LE-клеточного феномена с наличием выраженных системных (внепеченочных) поражений, свойственных системной красной волчанке, дало основание J. Mackay назвать это заболевание «люпоидным гепатитом».
Примерно у 1/3 больных заболевание начинается внезапно и клинически неотличимо от острого гепатита, особенно в начале заболевания. Периоды слабости, анорексии, темной мочи предшествуют интенсивной желтухе с повышением уровня билирубина от 100 до 300 мкмоль/л и аминотрансфераз более 5-8 норм, что становится причиной госпитализации с диагнозом «острый вирусный гепатит». Но в отличие от ОВГ клиника не разрешается даже спустя несколько месяцев от начала патологического процесса. У части больных заболевание возникает незаметно, появляется тяжесть в правом подреберье, недомогание, первыми симптомами могут быть внепеченочные системные проявления. Для аутоиммунного гепатита характерно сочетание поражения печени и признаков иммунных расстройств. Наиболее часто наблюдается желтуха, гепатомегалия и спленомегалия. У 1/3 женщин наблюдается аменорея. Более чем у 1/4 больных встречаются артралгии, кожные сыпи, неспецифический язвенный
колит, гломерулонефрит, перикардит, миокардит, тиреоидит, трофические язвы. В 5-10 раз повышается активность аминотрансфераз, появляется диспротеинемия, гипергаммаглобулинемия, значительное повышение Ig G, изменения осадочных проб. Другой вариант начала аутоимунного гепатита характеризуется внепеченочными проявлениями, лихорадкой. Причем заболевание на протяжении 1-5 лет ошибочно расценивается как системная красная волчанка, ревматизм, ревматоидный полиартрит, миокардит и др.
Клиническая картина на поздних стадиях аутоимунного гепатита многообразна: медленно прогрессирующая желтуха, лихорадка, артралгии, миалгии, боль в животе, кожный зуд и геморрагические высыпания, гепатомегалия. Отдельные проявления этого симптомокомплекса достигают различной интенсивности.
Диагностическими критериями являются гистологически доказанный аутоимунный гепатит, положительный LE-феномен или наличие хотя бы одного из типов аутоантител: антинуклеарные антитела (ANA), антитела к микросомам печени и почек (анти-LKM), антитела к гладкомышечным клеткам (SMA), растворимым печеночным (SLA) и печеночно- панкреатическим (LP) антигенам, антигенам плазматической мембраны гепатоцитов (LM); наличие типичных антигенов гистосовместимости (В8, DR3, DR4), отсутствие маркеров вируса гепатитов В, С, D, F, характерные биохимические и клинические признаки заболевания, эффективность глюкокортикоидной терапии.
Международная группа по изучению аутоиммунного гепатита (1993) опубликовала диагностические критерии этого заболевания, выделив диагнозы определенного и вероятного аутоиммуного гепатита. Для постановки определенного диагноза необходимо:
- отсутствие в анамнезе гемотрансфузий, приема гепатотоксических лекарств, злоупотребления алкоголем;
- отсутствие сывороточных маркеров активной вирусной инфееции:
- уровни гамма-глобулинов и IgG, более чем в 1,5 раза превышающие норма льные;
Дата добавления: 2015-01-12 | Просмотры: 567 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|