АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

От всего человека нам остается часть

Прочитайте:
  1. A 2) периферическая часть паравентрикулярного,
  2. BBC. Паразиты в организме человека / BBC. Body snatchers (2004) TVRip
  3. C) Локализуются в эпителиальной выстилке ворсинок и крипт, клетки имеют чаще всего треугольную форму, в базальной части содержится аргирофильная зернистость.
  4. C) Локализуются в эпителиальной выстилке ворсинок и крипт, клетки имеют чаще всего треугольную форму, в базальной части содержится аргирофильная зернистость.
  5. I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  6. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  7. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  8. I. Паспортная часть
  9. II. Восходящая часть петли Генле (2В) и дистальные извитые канальцы (2Г)
  10. II. Основная часть

речи. Часть речи вообще. Часть речи.

…Жизнь, которой,

как дареной вещи, не смотрят в масть,

обнажает зубы при каждой встрече.

Дареному коню в зубы не смотрят.

«Обнажает зубы»

«Не смотрят в масть»

сравнение: жизнь – дареная вещь

От всего человека нам остается часть

речи. Часть речи вообще. Часть речи.

Часть речи – с точки зрения образности, здесь сравнивается с памятью, которая остается о человеке. Сравнение вполне логично, поскольку память хранит не только визуальные, но и текстовые образы, именно с помощью слова мы передаем информацию в коммуникации (референция).

Задание №48. Охарактеризуйте понятие «коммуникативный кодекс». Какие критерии лежат в его основе? Какие принципы выражают его суть?

Коммуникативный кодекс – представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта, базирующихся на ряде категорий и критериев. (Клюев Е.В.).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой сратегией, намерения – тактикой.

Важнейшими критериями коммуникативного кодекса выступают:

· критерий истинности, который определяется как верность действительности;

· критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

· принцип кооперации Г. Грайса;

· принцип вежливости Дж. Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». В принцип кооперации входят 4 максимы:

· максима полноты (количества) информации;

· максима качества информации;

· максима релевантности;

· максима манеры (способа).

 

Задание №49. Охарактеризуйте понятия «относительность принципов коммуникативного кодекса», «конфликт максим». Приведите примеры конфликта максим.

Дело в том, что принципы коммуникативного кодекса не имеют абсолютного характера. Из этого следует, что ни одна из максим не способна полностью гарантировать устойчивость контакта, и, тем более, благополучное завершение коммуникативного акта. Мы не должны забывать, что в обычной коммуникации принципы кодекса часто нарушаются. Многие лингвисты считают, что относительность максим обусловлена во многом тем, что нельзя устанавливать правила общения в одностороннем порядке.

Что касается конфликта максим, то несовпадение максим, наложение одной на другую и является конфликтом. Например, постулаты в речи. «Будь краток» - «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется» - конфликт может произойти из-за того, что в некоторы ситуациях краткоть не всегда гарантирует нужное количество информации. Например, при объяснении сложной темы или при чтении доклада.

Задание №50. Проанализируйте отрывок из повести М. Булгакова «Собачье сердце» (беседа профессора Преображенского и представителей домоуправления) с точки зрения соблюдения (несоблюдения) коммуникантами условий успешности общения и правил коммуникативного кодекса.

Вошедшие потоптались на ковре.

- Мы к вам, профессор, - заговорил тот из них, у кого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос, - вот по какому делу...

- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, - перебил его наставительно Филипп Филиппович, - во-первых, вы простудитесь, а во-вторых, вы наследите мне на коврах, а все ковры у меня персидские.

Тот, с копной, смолк, и все четверо в изумлении уставились на Филиппа Филипповича. Молчание продолжалось несколько секунд, и прерывал его лишь стук пальцев Филиппа Филипповича...

- Во-первых, мы не господа, - молвил наконец самый юный из четверых – персикового вида.

- Во-первых, - перебил и его Филипп Филиппович, - вы мужчина или женщина?

Четверо вновь смолкли и открыли рты. На этот раз опомнился первым тот, с копной.

- Какая разница, товарищ? – спросил он горделиво.

- Я женщина, - признался персиковый юноша и сильно покраснел. Вслед за ним покраснел почему-то густейшим образом один из вошедших - блондин в папахе.

- В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, попрошу снять ваш головной убор, - внушительно сказал Филипп Филиппович.

- Я не «милостивый государь», - смущенно пробормотал блондин, снимая папаху.

- Мы пришли к вам, - вновь начал черный с копной.

- Прежде всего, кто это «мы»?

- Мы - новое домоуправление нашего дома, - в сдержанной ярости заговорил черный. – Я – Швондер, она - Вяземская, он – товарищ Пеструхин и Жаровкин. И вот мы...

- Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?

- Нас, - ответил Швондер.

- Боже! Пропал калабуховский дом! – в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович.

- Что вы, профессор, смеетесь? - возмутился Швондер.

- Какое там смеюсь! Я в полном отчаяниии! – крикнул Филипп Филиппович, - что же теперь будет с паровым отоплением!

- Вы издеваетесь, профессор Преображенский!

- По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.

- Мы – управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

- Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

- Вопрос стоял об уплотнении...<...>

- Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем... Только... Я, как заведующий культотделом дома...

- За-ве-ду-ю-ща-я, - поправил ее Филипп Филиппович.

(М. Булгаков. Собачье сердце)

Кем и какие нормы этикета (правил поведения) нарушены?

Какие средства невербальной коммуникации использовали участники беседы? Как они характеризуют состояние коммуникантов в течение разговора и какие функции выполняют?

Приложение(справочный материал)

Словесное выражение речи подчиняется систематизированному представлению о литературной норме, а также о тропах и риторических фигурах. Если тропы – это словесная образность, то фигуры – образность синтаксическая. Тропы можно уподобить повороту, обороту в танце, тогда как фигура – более законченное построение. В различных словарях и справочниках им дается следующее толкование:

Троп слово или выражение, употребленное в переносном (непрямом) значении. Например, метафора (слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве, аналогии, контрасте): говор волн, пожар сердца. Иногда метафору называют «сравнением без слова как».

Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проявляется путем сопоставления его с другим явлением: «Как щелочка, чернеет переулок» (А. А. Ахматова).

Эпитет – образное определение, подчеркивающее свойства, качества, признаки предмета или явления, придающее ему художественную изобразительность, поэтическую яркость: чистая красота, мятежный порыв, чудное мгновенье.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: «Редкая птица долетит до середины Днепра...» (Н. В. Гоголь).

Литота (обратная гипербола) – художественное преуменьшение: мальчик с пальчик.

Аллегория – образное иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе: образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия.

Риторические фигуры особые способы построения предложения и текста, усиливающие их выразительность. К риторическим фигурам относятся:

Эллипсис (сокращение, «пропуск» слов): «Я за книжку. Та - бежать...» (К. Чуковский).

Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений: «Чин следовал ему – он службу вдруг оставил» (А. С. Грибоедов).

Риторический вопрос – такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Он не предполагает ответа, но усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: «Кому не было восемнадцати лет?».

Многосоюзие – такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами или предложениями: «И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют...» (М. Ю. Лермонтов).

Конечно, это далеко не полный перечень тропов и риторических фигур. Само по себе их наличие не является залогом выразительности. Разнообразные фигуры и тропы необходимы не для украшения речи, а для органичной передачи ее внутренней экспрессии и убеждения адресата.

 

 

Задание №51. Охарактеризуйте понятия «коммуникативная позиция», «коммуникативное равновесие».

Коммуникативная позиция – понятие, характеризующее его относительно коммуникативных позиций остальных участников общения. Позиция определяется степенью авторитетности отдельного участника общения для собеседников, влиятельности его речи в конкретной ситуации общения, а также эффективностью его потенциальнго речевого воздействия на собеседника.

Каким образом коммуникативная позиция способна повлиять на успешность комуникации?

Как ранее было сказано, позиция определяется степенью авторитетностью отдельного участника общения для собеседников. Так же, она может меняться в ходе общения. Авторитет способен повлиять на мнения участников коммуникации, либо кординально изменить его. Кроме того, существуют «лидеры мнений», которые являются не только выразителями конкретной позиции какой-либо общности, но части всего и ораторами. Грамотная речь, конечно же, будет влиять на успешность коммуникации.

Почему коммуникативное равновесие связывают с эффективностью коммуникации? С каким принципом коммуникативного кодекса соотносится коммуникативное равновесие?

Свои ответы аргументируйте.

Коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соотвтетствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника (по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др.). Соблюдение норм общения напрямую связано с эффективностью: если субъекты коммуникации адекватно относятся друг к другу, внимательно выслушивают предложения друг друга (например, по решению какого-либо вопроса), уровень эффективности будет высоким, поскольку он будет обусловлен высоким уровнем взаимопонимания.

Я думаю, что данное понятие соотносится и с двумя принципами, он больше с принципом вежливости. Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости – это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта. Соблюдение данного принципа создает благоприятный фон для реализации стратегии общения.

Задание №52. Проанализируйте невербальные сигналы как факторы усиления/ослабления коммуникативной позиции.

Невербальный факторы могут как усиливать, так и ослаблять коммуникативную позицию. Они могут быть разделены на несколько групп:

- фактор внешности – как говорит народная мудрость «встречают по одежке…”, причем важна не только одежда, важно есть ли у человека стиль, какие украшения он носит, какие пуговицы застегнуты и тд.; сюда же относится сложение тела, прическа и цвет волос;

- фактор взгляда - то как человек смотрит, “глаза - зеркало души”;

- фактор физического поведения - мимика, жесты, осанка, посадка, походка, манипуляции с предметами и тд.;

- фактор организации пространства общения - как близко человек находится к своему собеседнику, территория общения, принадлежность к этой территории;

- фактор голоса - громкость, тембр, тон и тд..

Основываясь на личном опыте, опишите и охарактеризуйте 2-3 коммуникативные ситуации, в которых тот или иной фактор играл бы более важную роль по сравнению с другими. Свой ответ аргументируйте.

Фактор организации пространства играет роль в переговорах. Например, когда делегация приезжает в стены “родного” офиса, то принимающая сторона чувствует себя уверенее, поскольку знает все плюсы и минусы своего офиса. Кроме того, это привычное место, нервное напряжение не так высоко, как могло бы быть в случае с незнакомым местом.

Фактор внешности. В приципе, этот фактор всегда важен, но опросы показывают, что первое, на что обращают внимание сотрудники компании на первом собесдовании - это то, как одет кандидат. Довольно высок процент отказов именно из-за неподходящей одежды, украшений, либо неаккуратности. Наприме, если соискатель пришел в неаккуратной одежде, в мятой рубашке на должность консультанта, либо менеджера по продажам, то высока вероятность отказа в приеме на работу.

 

Задание №53. Охарактеризуйте коммуникативные позиции секретарши и посетительницы в следующем тексте. Какие факторы формируют наши представления об их коммуникативных позициях?

Сильная со стороны секретарши - по мнению секретарши. Описание стола говорит о том, что у человека выработалось совершенно необоснованное чувство собственной значимости. По описанию ею вошедшей девушки можно понять, что не симпатия не сильна, она оцениват ее, оглядывая “с ног до головы”, выявляя малейшие недостатки.

Блондинка же старается быть дружелюбной, автору использует хорошее сравнение “широко улыбнулась, как будто увидела старую подругу”. Что мы можем сказать о ее внешнем виде? Можно понять, что девушка за собой следит, сама себя обеспечивает.

Коммуникативное равновесие возможно только в том случае, если блондинка будет симпатична секретарше, интересна как собеседник.

Рабочий стол был длинный, как взлетная полоса. Он дурно влиял на секретаршу, рождая в ней непомерное чувство собственной значимости. Благодаря этому канцелярскому бастиону она ощущала власть над всяким, кто входил в приемную, и наслаждалась ею.

Нежданную посетительницу секретарша зорко оглядела с ног до головы. Красивая блондинка! Не из тех, что вскормлены экологически чистыми продуктами, напитаны французской минеральной водой и обряжены в эксклюзивные тряпки. У этой точно нет надежного тыла. Никто не оплачивает ее маленькие глупые прихоти. Вероятно, у нее и прихотей-то особых нет. Уж слишком деловой и самостоятельной она выглядит. Скромный костюмчик, туфли на низком каблуке, светлая помада. Волосы забраны в незамысловатый пучок. Войдя в приемную, блондинка широко улыбнулась, как будто увидела старую подругу.

(Г. Куликова. Блондинка за левым углом)

Задание №54. Проанализируйте изменение коммуникативных позиций Воланда, Берлиоза, Бездомного на протяжении всей коммуникации (см. текст из задания №40). Какие факторы влияют на изменение позиций коммуникантов?

Что касается позиции Воланда, то она меняется с сильной на слабую. Изначально, он выступает в роли туриста, которого заинтересовала беседа двух литераторов и Берлиоз, и Бездомный находятся в сильной позиции, так как ими заинтересовались. Но постепенно, когда причудливое поведение Воланда становится странноватым для них, позиция меняется на слабую, поскольку процесс коммуникации зависит от него сильнее: он задает вопросы, он вступает в спор.

Какие невербальные средства коммуникации и каким образом влияют на усиление / ослабление позиций коммуникантов?

Жесты, движения, мимика, восклицания, внешний вид (глаз).

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1595 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)