В III группе наиболее выражено угнетение клеточных и гуморальных защитных механизмов в первой половине откорма, когда терморегуляция и другие физиологические процессы в организме протекали особенно напряженно. Во втором периоде откорма с развитием приспособительных реакций неблагоприятное действие температурного фактора сказывалось в меньшей степени.
В условиях низких температур чаще регистрировали заболевания дыхательной и пищеварительной систем, значительно большими были выбраковка отставших в росте и отход. Во II и III группах по сравнению с I группой заболеваемость была выше соответственно на 5—5,1 и 18,5—20,8%, в том числе болезнями органов дыхания —на 6,2—11,9 и 26,7—28,2 %.
Отрицательное влияние продолжительного воздействия низких температур на физиологическое состояние телят отмечал А. Ф. Кузнецов (1972). Автор наблюдал снижение выработки антител, уменьшение количества лейкоцитов, снижение их фагоцитарной активности. В результате этого устойчивость организма снижалась и создавались благоприятные условия для возникновения заболеваний. Неудовлетворительные условия температурного режима в телятнике сказались на животных и в последующем, когда прямого воздействия неблагоприятных факторов на организм уже не было.
Фактор влияния температурного стресса на некоторые показатели иммунобиологической реактивности организма имеет большое значение в формировании поствакцинального иммунитета. Установлено, что у большинства вакцинированных животных против чумы, рожи, болезни Ауески и других заболеваний, подвергавшихся охлаждению, формировался иммунитет недостаточной напряженности, несмотря на введение активного антигена.
Крупный рогатый скот менее чувствителен к холоду, чем свиньи. Однако холодовый стресс и у этого вида животных приводит к снижению использования энергии, поэтому при указанных условиях в их рационах целесообразно повысить уровень клетчатки.
Таким образом, низкие температуры могут быть стресс-фактором широкого диапазона. При этом значительное влияние оказывают уровень кормления, состояние шерстного покрова, а также период адаптации к холоду. При неполноценном кормлении и плохом микроклимате адаптационные способности организма снижаются. При кормлении вволю развивается адаптационный синдром в стадии резистентности, однако он сопровождается увеличением потребления кормов на единицу продукции в 1,5—2 раза. Например, для бычков при уровне кормления, обеспечивающем среднесуточный прирост 450 г, критической является температура 1 °С, при поддерживающем кормлении — 6°С, а при голодании — 18 С. У коров теплопродукция возрастает при температуре ниже 10 °С.
Большое влияние на характер температурной реакции животных оказывает подвижность воздушных масс (рис. 8). Так, при безветрии средняя критическая температура для молодняка крупного рогатого скота равна —9°С, а при скорости ветра 5 м/с — 3,4 °С.
Тепловой стресс. Если температура внешней среды поднимается выше верхней границы термонейтральной зоны, то животные испытывают тепловой стресс, сопровождающийся учащением дыхания и работы сердца, снижением уровня газообмена и теплопродукции, изменением морфологического и биохимического состава крови, а также пониженным аппетитом, замедлением слюноотделения, угнетением секреторной деятельности желудка и кишечника. В крови накапливаются токсические продукты, снижаются гликогенообразовательная и антитоксическая функция печени, увеличивается удельная масса крови, а рН ее уменьшается. Вследствие указанных нарушений происходит ослабление защитных сил организма.
Повышение температуры в помещении выше 30 °С сопровождается у молочных коров падением теплообразования на 27— 28%, дыхание учащается до 150—180 движений в минуту. Накопление тепла при этом уменьшается, но не устраняется. При дальнейшем повышении температуры одновременно с увеличением теплоотдачи постепенно ускоряется теплообразование вследствие раздражения нервных центров нагретой кровью, усиливаются распад белков и углеводов и накопление токсических недоокисленных продуктов. Все это обусловливает расстройство деятельности нервной системы и обмена веществ в целом. В результате длительное пребывание животных в условиях высокой температуры, особенно если она сочетается с повышенной влажностью, может привести к тепловому удару и даже гибели животного.
Повышение температуры и влажности в помещении отрицательно влияет на продуктивность животных. Это подтверждается результатами наших исследований, приведенными в табл. 8.
Молочная продуктивность коров снижалась на 10 % уже при температуре воздуха 27 °С, а с повышением ее до 32 °С удои уменьшались на одну треть.
У коров одним из основных механизмов устойчивости к жаре служит потоотделение. Наиболее хорошо Высокие температуры переносит зебувидиый скот. Потовые железы у него крупнее, а количество их на единицу площади кожи больше, чем у коров умеренного пояса. Более высокая устойчивость зебу не только к температурному фактору, но и к другим факторам внешней среды объясняет интерес к этой группе животных и их использование при скрещивании с культурными породами скота.
Величина снижения удоев в условиях высоких температур зависит от породы, возраста коров, уровня их продуктивности и адаптации организма к жаре. Снижение продуктивности животных Может продолжаться достаточно долгое время, что зависит от адаптационных способностей организма и интенсивности воздействия теплового стресс-фактора. Стабилизироваться продуктивность может через 4—5 нед при воздействии умеренного теплового стрессора и лишь через 11— 14 нед при воздействии высоких температур. Высокие температуры являются значительным стрессом и при выращивании молодняка.