АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ. Предупреждение или снижение отрицательных последствий стрессов — один из важнейших факторов сохранения здоровья

Прочитайте:
  1. Нормы расхода материалов на капитальный ремонт без смены обмоток трехфазных общепромышленных и печных трансформаторов, на 100 чел. – ч ремонта
  2. Определение устойчивости работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях
  3. ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ
  4. ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ
  5. ПРОМЫШЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ. НОМЕНКЛАТУРА
  6. Технология производства суппозиториев в промышленных условиях

Предупреждение или снижение отрицательных последствий стрессов — один из важнейших факторов сохранения здоровья, повышения продуктивности животных и снижения затрат кормов на получение продукции. Мероприятия по предупреждению или снижению последствий стрессов базируются на двух основных принципах. Первый из них — инженерно-технологический — предусматривает создание благоприятных условий эксплуатации животных при максимальной оптимизации внешней среды. Сюда относят обеспечение животных биологически полноценным кормом, создание оптимального зоогигиенического режима, применение наиболее совершенных технологий, выведение пород животных, устойчивых к стрессам. Об этих мероприятиях подробно говорилось в предыдущих разделах книги. Однако достичь желаемого результата указанными приемами удается далеко не всегда. Поэтому в случаях, когда стрессовых ситуаций избежать невозможно (транспортировка, вакцинация, взвешивание и др.), большое значение приобретает второй принцип—применение химических и гормональных препаратов, витаминов, антибиотиков для активного воздействия на течение стрессовых реакций. Однако следует помнить, что фармакологические средства сами по себе не ликвидируют стрессового состояния, а лишь способствуют лучшей мобилизации защитных сил организма для противодействия стресс-факторам.

В медицине при невротических и неврозоподобных расстройствах, сопровождающихся состоянием напряжения, страха, тревоги, беспокойства и другими симптомами, применяют психотропные средства. В зооветеринарной практике при стрессовых ситуациях для снятия напряжения, страха и беспокойства у животных используют вещества с психоседативным действием — нейролептики, транквилизаторы и седативные средства.

Нейролептики обладают успокаивающим (седативным, транквилизирующим) действием. Транквилизирующее действие характеризуется общим успокоением—устранением аффективных реакций, снижением тревоги, беспокойства, понижением двигательной активности.

Седативное (транквилизирующее) действие нейролептиков частично связано с их влиянием на восходящую ретикулярную формацию ствола головного мозга. Блокируя норадренергические рецепторы, нейролептики угнетают передачу нервных импульсов с коллатералей специфических афферентных путей на нейроны ретикулярной формации. По-видимому, в седативном действии нейролептиков важную роль играет также их влияние на лимбическую систему. Помимо блокирования рецепторов, чувствительных к дофамину и норадреналину, нейролептики также снижают проницаемость пресимпатических мембран, нарушая высвобождение катехоламинов и их обратный захват.

Д. А. Харкевич и др. (1981) в зависимости от химического строения разделили нейролептики на следующие группы: производные фенотиазина (аминазин, метаразин, этаперазин, трифтазин, фторфеназин); производные тиоксантена (хлорпротиксен); производные бутирофенона (галоперидол).

Г. Е. Батрак и др. (1980) в зависимости от характера действия психотропных средств классифицируют их следующим образом: транквилизаторы (седативные средства), нейролептики («большие транквилизаторы», антипсихотические средства), антидепрессанты, психостимуляторы, психодислептики. Транквилизаторы авторы подразделяют на производные бензодиазепина (хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам), производные пропандиола (мепротан), производные дифенилметана (амизил).

Транквилизаторы подавляют активность возбужденной центральной нервной системы, оказывая тем самым успокаивающее действие, подавляя беспокойство, страх, уменьшая внутреннее напряжение.

Как антистрессовые препараты в животноводстве применяют производные фенотиазина, у которых ярко выражено успокаивающее действие на центральную нервную систему. К этим производным прежде всего относится аминазин (хлорпромазин, ларгактил). Он имеет широкий спектр действия. Препарат оказывает выраженное влияние не только на центральную нервную систему, но и на периферическую иннервацию, исполнительные органы и обмен веществ.

Характерной чертой действия аминазина является адреноблокирующий эффект, что, вероятно, связано с блокадой адренореактивных структур или рецепторов на постсинаптической мембране либо конкуренцией с норадреналином. Вовлечение в реакцию подбугорной области, а также других близкорасположенных структур сопровождается снижением центрального влияния на секреторную деятельность надпочечников и других эндокринных желез, что приводит к уменьшению секреции адреналина и кортикостероидов, играющих важнейшую роль в развитии стрессовых реакций. Обмен веществ и температура тела при этом понижаются. В механизме гипотермии, с одной стороны, играют роль снижение тонуса симпатических сосудодвигательных центров, расширение периферических сосудов и увеличение теплоотдачи, а с другой стороны— уменьшение теплопродукции в связи со снижением обмена веществ. Кроме того, понижаются секреция слюнных, бронхиальных и пищеварительных желез, а также артериальное давление. Механизм гипотензии связан с угнетением центров гипоталамуса, с подавлением компенсаторных сосудосуживающих рефлексов, а также с уменьшением силы сердечных сокращений.

Под действием аминазина происходит мышечное расслабление, уменьшается подвижность животных. Внутримышечное введение аминазина способствует кратковременному лейкоцитозу, сменяемому в последующем лейкопенией, и повышению фагоцитарной активности лейкоцитов. В крови увеличивается содержание эритроцитов, гемоглобина, эозинофилов. Изменяются белковый и углеводный обмены — увеличивается количество бета- и гамма-глобулинов, снижается содержание альфа-глобулинов, повышается концентрация сахара.

Таким образом, изменения, вызываемые нейролептиками, в конечном итоге создают щадящее состояние организма, что положительно влияет на рост и развитие животных. Однако следует помнить, что на реактивность животных в этом случае действует целый ряд факторов сила и продолжительность действия стрессора, состояние нервной системы животного, доза и продолжительность применения нейролептиков и др.

Для снижения неблагоприятного влияния стрессоров нейролептики применяют при транспортировке, перегруппировках, отъеме, для снижения агрессивности животных в неблагоприятных условиях среды, при повышенной плотности размещения их, для ускорения установления социальной иерархии в группе, при подготовке к хирургическим операциям, проведении технологических мероприятий (мечение, взвешивание и др.), смене технологии, для успокоения животных при проведении диагностических и терапевтических мероприятий.

Использование транквилизаторов для снятия стрессового состояния у животных дает положительные результаты. В частности, аминазин широко применяют при транспортном стрессе и в период предубойного содержания на базах мясокомбинатов.

Однократное введение 2,5 %-наго раствора аминазина на 0,5 %-ном растворе новокаина в дозе 1 мг/кг живой массы перед транспортировкой молодняка крупного рогатого скота снижает потери массы тела на 2,1—4,2 % по сравнению с контролем, при этом выход туш повышается на 0,5—1 %. Особенно эффективно применение транквилизатора в летнее время, когда потери массы транспортируемого скота достигают 10,6 %.. Эти потери происходят не только за счет освобождения желудочно-кишечного тракта, но и за счет обезвоживания тканей организма.

Введение аминазина уменьшает потери гликогена мышцами вследствие затормаживания процессов гликолиза. Одновременное снижение концентрации гликогена в печени и сохранение его запасов в мышцах животных положительно влияет на вкусовые качества мяса при его созревании. С указанными изменениями связаны более высокая влагоудерживающая способность мяса и величина рН.

Некоторые авторы рекомендуют применять анти-стрессовые препараты при интенсивном выращивании и откорме. Например, молодняк свиней, получающий аминазин в дозе 15—25 мг на голову в сутки, более спокоен, менее драчлив, больше отдыхает, половая активность у него ниже. Благодаря этому прирост увеличивается, сокращается срок откорма на 8—12 дн. Подкожное введение аминазина бычкам на откорме в дозе 2,5—10 мг на голову повысило прирост на 8— 12 %, сократило срок откорма на 2—9 дн. Имеются данные о повышении жизнестойкости и оплодотворяющей способности спермы быков при добавлении аминазина в дозах 0,1—0,2 мг/мл спермы. Введение аминазина в рацион бройлеров в дозе 5 мг на 1 кг корма снижает отход птицы, увеличивает прирост на 9—13 %, повышает сортность тушек. Применение антистрессовых препаратов сокращает смертность птицы при транспортировке, перегруппировке и пересадке, отлове, фиксации, удалении крыльев и гребня и других обработках, способствует более быстрой адаптации птицы к новым условиям, не оказывает отрицательного влияния на яйценоскость несушек и качество яиц.

Отмечено положительное влияние транквилизаторов на организм животных при использовании в пушном звероводстве и кролиководстве.

Аминазин и другие антистрессовые препараты назначают и после транспортировки для ускорения адаптации животных к новым условиям содержания. Хороший эффект они дают при отъемном стрессе, перегруппировках и других массовых зооветеринарных мероприятиях.

П. Д. Волощик, В. Курчатов (1977), применяя аминазин при отъемном стрессе, установили, что среднесуточный прирост поросят в опытной группе в первые 18 дн. после отъема снизился лишь на 16,5 %, в то время как в группе, не получавшей препарата, — на 26,9 %. Сохранность поросят за указанный период в опытной группе была на 4 % выше, чем в контрольной. Подобные результаты получены нами при использовании диазепама при отъемном стрессе свиней.

Наиболее эффективно применение аминазина при стрессе, вызванном перегруппировкой ремонтного молодняка в 2,5-месячном возрасте.

Применение аминазина перед операцией обезроживания тормозит развитие стрессового состояния телят и приводит к более быстрой их адаптации к условиям комплекса и повышению среднесуточных приростов.

В Чехословакии для профилактики транспортного стресса у телок используют хлорпротиксен. Его вводят внутримышечно в виде 10 %-ного раствора в дозе 0,5 — 2 мг/кг живой массы непосредственно перед транспортировкой. С этой же целью назначают и диазепам в дозе 1 мг/кг живой массы. В Болгарии диазепам спешно применяют для профилактики отъемного стресса у поросят.

В Дании считают, что обработка поросят антистрессовыми препаратами при отъеме, перед транспортировкой или переводом в откормочные свинарники снижает количество последующих травм, заболеваний желудочно-кишечного тракта, потери живой массы, улучшает использование кормов, сокращает период откорма. Например, у поросят, обработанных после отъема азапероном, среднесуточный прирост живой массы за 17 дн. составил 418 г, или на 15 % выше, чем у необработанных животных.

Наиболее выраженный профилактический эффект достигается при применении антистрессовых препаратов в сочетании с другими веществами (витаминами, антибиотиками, ферментами и др.), благоприятно влияющими на общее состояние организма, его защитные функции и обменные процессы. Получены положительные результаты при применении телятам за 30—40 мин до транспортировки аминазина в комплексе с глюкозой, тетрациклином, витаминами A, D и Е. При транспортировке на расстояние 60—260 км использование указанной смеси позволило снизить потери живой массы телят до 1,2 %.

Таким образом, научные исследования и практика подтверждают целесообразность применения нейролептиков для профилактики стрессов, особенно в условиях промышленной технологии. Использование их позволяет снизить потери, вызванные уменьшением продуктивности животных при воздействии различных факторов окружающей среды, благодаря чему повышается рентабельность животноводства. Более выраженный эффект наблюдается при совместном применении транквилизаторов и некоторых фармакологических средств, способствующих адаптации животных к стрессовым воздействиям окружающей среды. О. И. Кириллов (1966) предполагает возможность фармакологической регуляции стресса в организме с помощью предварительного введения адаптогенов — фармакологических средств разной химической природы, повышающих сопротивляемость организма к различным неблагоприятным факторам благодаря их общетонизирующему действию. К их числу относят препараты женьшеня, золотого корня, лимонника, заманихи, левзеи, элеутерококка и др. Адаптогены не влияют на организм, находящийся в нормальных условиях, и начинают оказывать свое защитное действие при чрезмерных нагрузках- или заболеваниях. Адаптогены нормализуют функцию коры надпочечников, препятствуют развитию гипертрофии их, а также инволюции тимуса, селезенки, печени и почек, задерживают появление кровоизлияний в желудке и пищеводе. Основное действие адаптогенов при стрессах состоит в задержке развития дистрофических процессов в организме стрессированных животных. При действии адаптогенов изменяется углеводный обмен, что вызывает цепь других метаболических сдвигов, включая стимуляцию синтеза некоторых белковых ферментов.

Результаты применения адаптогенов для сельскохозяйственных животных свидетельствуют о возможности их использования в животноводческой практике в качестве веществ, повышающих общую резистентность организма к неблагоприятным факторам среды и положительно влияющих на здоровье и продуктивность животных.

В заключение следует отметить, что несмотря на некоторые положительные результаты, полученные при применении антистрессовых препаратов и адаптогенов, более эффективным и надежным способом предупреждения стрессов или снижения их отрицательных последствий служит исключение причин, их вызывающих. В случае невозможности избежать стресса не следует допускать совпадений нескольких стрессовых воздействий. На первый план выступают полноценное питание животных, создание благоприятных зоогигиенических условий, строгое соблюдение технологии.

 


Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 501 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)