АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Возрастные и фармакогенетические энзимопатии. Примеры возрастных и наследственных ферментопатий. Практическая значимость для фармакотерапии.
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
Фармацевтический факультет
Контрольная работа по фармакологии
Выполнила:
студентка 4 курса 3 группы
фармацевтического факультета
заочного отделения
Ондар Малика Ким-ооловна
8-923-263-65-55
Проверил:
Новосибирск 2015г.
Задание №21.
Возрастные и фармакогенетические энзимопатии. Примеры возрастных и наследственных ферментопатий. Практическая значимость для фармакотерапии.
Энзимопатии - общее название болезней, развивающихся вследствие отсутствия или снижения активности тех или иных ферментов - белков, выполняющих функцию специфических катализаторов превращения веществ в организме. Различают явные и скрытые энзимопатии.
При явных энзимопатиях наблюдаются как изменения фармакокинетики и фармакодинамики, так и нарушения биохимических процессов в организме вне приема лекарственных средств. При скрытых энзимопатиях нарушения возникают только в результате приема лекарственных средств. Атипичную реакцию на лекарственные средства, примененные в терапевтических дозах, называютидиосинкразией. К явным наследственным дефектам относится недостаточность глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы.Известно около 150 атипичных вариантов фермента. Носителями такого дефекта являются 200 млн человек, более 1 % населения страдает в Азербайджане, Таджикистане, арабских странах, Пакистане, Турции, Индокитае, Индии, Южной Америке. Глюкозо-6-фосфатдегидрогеназа катализирует пентозофосфатный шунт, имеющий большое значение для нормальной функции эритроцитов. В этом цикле образуется НАДФ٠Н, участвующий в восстановлении глутатиона (фактор антиперекисной защиты) и метгемоглобина. При недостаточности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы прием лекарственных средств со свойствами сильных окислителей, транспортируемых эритроцитами, ведет к развитию массивного гемолиза и гемолитического криза. В число опасных препаратов входят некоторые местные анестетики, кислота ацетилсалициловая, парацетамол, нитрофураны, сульфаниламиды, противомалярийные средства хинин, хлорохин и примахин, левомицетин, метиленовый синий, синтетический витамин К (викасол). Аналогично действуют вицин и конвицин — продукты гидролиза B -гликозидов конских бобов. По окислительной активности эти вещества в 10 — 20 раз превосходят кислоту аскорбиновую. Гемолитическое состояние при употреблении конских бобов людьми с дефектом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы получило название фавизм. Болезнь начинается внезапно. Появляются озноб, резкая слабость, сонливость, коллапс, снижается количество эритроцитов, развивается желтуха в результате интенсивного образования билирубина.Люди с недостаточностью глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы не должны принимать лекарственные средства со свойствами сильных окислителей. Им необходимо исключить из пищевого рациона конские бобы, красную смородину и крыжовник, избегать контакта с нафталином.
При недостаточности каталазынарушается нейтрализация перекисей. Эта явная энзимопатия проявляется рецидивирующими изъязвлениями и атрофией десен, гангреной ротовой полости и носоглотки, выпадением зубов. Впервые акаталазия была описана японским отоларингологом Такахарой. У 11-летней девочки после обработки полости рта раствором перекиси водорода не образовались пузырьки молекулярного кислорода, а цвет крови стал коричнево-черным. Люди, страдающие акаталазией, обладают высокой чувствительностью к алкогольным напиткам из-за уменьшения скорости окисления спирта этилового. Напротив, при отравлении метиловым спиртом нарушения у них менее выражены, так как замедляется превращение метанола в формальдегид.
Скрытой энзимопатией является дефект псевдохолинэстеразы крови. Этот фермент представляет собой гликопротеин и катализирует гидролиз сложных эфиров (миорелаксант дитилин, местные анестетики кокаин, новокаин, дикаин, анестезин). Атипичная псевдохолинэстераза медленно гидролизует дитилин, поэтому паралич дыхательной мускулатуры и остановка дыхания при действии этого миорелаксанта пролонгируются с 6 — 8 мин до 2 — 3 ч. Наследование атипичной псевдохолинэстеразы происходит по рецессивному типу. В европейской популяции число людей, гетерозиготных по мутантному аллелю, составляет 2 — 4%, количество больных — 0,03 — 0,05 %. Однако у чехов и словаков частота гетерозиготного носительства достигает 7 %, гомозиготного носительства — 0,25 %. В Южной Индии люди с дефектом псевдохолинэстеразы составляют 7 % населения. Атипичная псевдохолинэстераза выявляется во время хирургических операций с применением дитилина. При отсутствии самостоятельного дыхания после обычного срока действия этого миорелаксанта определяют активность псевдохолинэстеразы в крови, продолжая искусственную вентиляцию легких. В вену больным вливают либо донорскую кровь с нормальной активностью фермента, либо препарат псевдохолинэстеразы.
N-холиномиметики. Локализация N-холтнорецепторов, функциональные способности. Токсическое действие никотина. Симптомы отравления, лечение острого и хронического отравлений никотином.
Холинорецепторы представляют собой гликопротеины, состоящие из нескольких субъединиц.Большинство холинорецепторов являются резервными. На постсинаптической мембране в нервно-мышечном синапсе расположено до 100 млн холинорецепторов, из них не функционируют 40 — 99%. В холинергическом синапсе на гладкой мышце находятся около 1,8 млн холинорецепторов,резервными являются 90 — 99%.В 1914г. Генри Дейл установил, что эфиры холина могут оказывать как мускариноподобный, так иникотиноноподобный эффекты. В соответствии с химической чувствительностью холинорецепторыклассифицируют на мускариночувствительные (М) и никотиночувствительные (Н).Ацетилхолин имеет гибкую молекулу, способную в различных стереоконформациях возбуждать М-и Н-холинорецепторы.
Н-холинорецепторывозбуждаются алкалоидом табака никотином в малых дозах, блокируются никотином в больших дозах. Н-холинорецепторы находятся в ионных каналах, в течение миллисекунд они повышают проницаемость каналов для Na+, K+ и Са2+ (через один канал мембраны скелетной мышцы проходит 5 — 107 ионов натрия за 1 с). Н-холинорецепторы широко представлены в организме. Их классифицируют на Н-холинорецепторы нейронального (Нн) и мышечного (Нм) типов. Нейрональные Нн -холинорецепторы представляют собой пентамеры и состоят из субъединиц a2—a9, и β2 — β4 (четыре трансмембранные петли). Локализация нейрональных Н-холинорецепторов
следующая:
· кора больших полушарий, продолговатый мозг, клетки Реншоу спинного мозга, нейрогипофиз (повышают секрецию вазопрессина);
· вегетативные ганглии (участвуют в проведении импульсов с преганглионарных волокон на постганглионарные);
· мозговой слой надпочечников (повышают секрецию адреналина и норадреналина);
· каротидные клубочки (участвуют в рефлекторном тонизировании дыхательного центра).
Мышечные Нм -холинорецепторы вызывают сокращение скелетных мышц. Они представляют собой смесь мономера и димера. Мономер состоит из пяти субъединиц (a1 — a2, β, γ, ε, δ), окружающих ионные каналы. Для открытия ионных каналов необходимо связывание ацетилхолина с двумя a-субъединицами.
Н-холиномиметики (ганглиостимуляторы). Н-холиномиметическим влиянием обладают агонисты нейрональных НН-холинорецепторов каротидных клубочков, симпатических и парасимпатических ганглиев и мозгового слоя надпочечников. Препараты этой группы не влияют на Нм-холинорецепторы скелетных мышц. Терапевтическое значение имеет возбуждение Н-холинорецепторов каротидных клубочков. Как известно, в каротидных клубочках ацетилхолин играет роль медиатора, но не эфферентных, как обычно, а афферентных импульсов. Клетки каротидных клубочков богаты митохондриями и синаптическими пузырьками, содержащими ацетилхолин. К этим клеткам подходят окончания каротидной веточки языкоглоточного нерва. Ткань каротидных клубочков отличается богатым кровоснабжением и значительным потреблением кислорода. Между тем, каротидные клубочки не производят механической сократительной работы и не несут энергетических затрат на химический синтез. Энергия расходуется на функционирование Na+, К+-насоса, так как через мембрану клеток каротидных клубочков входят ионы натрия даже при потенциале покоя (мембрана легко деполяризуется). Остановка насоса при гипоксии сопровождается деполяризацией и освобождением ацетилхолина. Медиатор, возбуждая Н-холинорецепторы на окончаниях каротидного нерва, создает поток импульсов для рефлекторного тонизирования дыхательного центра.
Н-холиномиметики, рефлекторно тонизирующие дыхательный центр, имеют растительное происхождение:
· цитизин— алкалоид ракитника и термопсиса ланцетолистного, производное пиримидина, сильный Н-холиномиметик (используется в 0,15 % растворе под названием цититон).
· лобелии— алкалоид лобелии, произрастающей в тропических странах, производное
пиперидина.
Оба средства действуют кратковременно — в течение 2 — 5 мин. Их вводят в вену (без раствора глюкозы) при угнетении дыхательного центра у больных с сохраненной рефлекторной возбудимостью, например, при отравлении наркотическими анальгетиками, угарным газом. Лобелии, возбуждая центр блуждающего нерва в продолговатом мозге, вызывает брадикардию и артериальную гипотензию. Позже АД повышается вследствие стимуляции симпатических ганглиев и мозгового слоя надпочечников. Цитизин обладает только прессорным влиянием. При введении Н-холиномиметиков под кожу и в мышцы для тонизирования дыхательного центра требуется применять дозы в 10 — 20 раз больше, чем дозы для внутривенного введения. При этом цитизин и лобелии как третичные амины проникают в ЦНС и, возбуждая Н-холинорецепторы головного мозга, вызывают рвоту, тонико-клонические судороги, брадикардию и остановку сердца. Следует отметить, что при нарушениях дыхания искусственная вентиляция легких всегда надежнее и эффективнее любых дыхательных аналептиков. К последним прибегают лишь тогда, когда невозможно провести искусственное дыхание. Н-холиномиметики противопоказаны при артериальной гипертензии, атеросклерозе, кровотечении из крупных сосудов, отеке легких. Цитизин, лобелии и близкий к ним по действию алкалоид ежовника безлистного Анабазиннашли
применение в качестве средств для отвыкания от курения. Прием таблеток «ТАБЕКС» (цитизин), «Лобесил» (лобелии), наклеивание в полости рта пленок с цитизином и анабазином и использование жевательной резинки «ГамИбазин» (анабазин) уменьшают влечение к никотину и облегчают тягостные явления, связанные с прекращением курения. Механизм действия этих средств обусловлен возбуждением центральных Н-холинорецепторов (происходит замена сильного наркотика более слабым). Успех такой терапии возможен при твердом решении курящего человека прекратить курение. Применение таблеток с лобелином, цитизином и анабазином противопоказано при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, органической патологии сердечно -сосудистой системы. При передозировке препаратов развиваются слабость, раздражительность, головокружение, тахикардия, артериальная гипертензия, расширение зрачков, тошнота, рвота.
Никотин действует на хеморецепторы, на синапсы в центральной нервной системе и в ганглиях вегетативной нервной системы, на надпочечники и нейроэффекторные соединения. Кроме того, за его преходящим стимулирующим начальным действием следует более длительная угнетающая фаза. Неудивительно, что проявления отравления никотином очень сложны и до некоторой степени непредсказуемы.
Небольшие дозы никотина вызывают тошноту, рвоту, понос, головную боль, головокружение и стимуляцию нервной системы, проявляющуюся в тахикардии, гипертензии, усиленном, сильно учащенном дыхании, потоотделении и слюнотечении. Большие дозы никотина вызывают повышенную возбудимость коры головного мозга, прогрессирующую в судороги и сердечные аритмии. В конечном итоге могут развиться кома, угнетение и остановка дыхания, остановка сердца или фибрилляция. Тяжелое отравление может вызвать смерть от дыхательной недостаточности в течение нескольких минут.
Лечение. У больного необходимо вызвать рвоту или промыть желудок, затем ввести активированный уголь и осмотическое слабительное средство. Перманганат калия окисляет никотин и для промывания желудка можно использовать его раствор 1:10000. Атропин в дозе 2 мг и фентоламин в дозе 5 мг можно вводить внутримышечно или внутривенно и далее повторно по мере необходимости для контролирования симптомов и признаков, связанных с парасимпатической или симпатической гиперактивностью. Однако эти препараты не могут предотвратить паралич дыхательных мышц и нарушения ритма сердечных сокращений. Особое внимание должно быть уделено проведению искусственной вентиляции кислородом и лечению по поводу сердечных аритмий, индуцированных катехоламинами. В последнем случае предпочтителен пропранолол. Никотин активно обезвреживается в печени, и если больной преодолеет начальный период отравления, выздоровление наступает быстро.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1096 | Нарушение авторских прав
|