АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ы Вёрстка. Вставить портрет Романовского, файл: Романовский
Д.Л. Романовский
Красители. Пауль Эрлих и его сотрудник Киёси ШЋга испытали более 500 красителей (от бриллиантового зелёного до генцианового фиолетового) и обнаружили один, способный защищать от гибели мышей, заражённых трипаносомами. Авторы так его и назвали — трипановый красный, но вскоре оказалось, что препарат не действует на микроорганизмы, укрывшиеся в тканях. Дальнейшие их поиски выявили трипановый синий и другие красители, обладавшие бактерицидным эффектом in vitro, но не in vivo.
Производные мышьяка. Неудача с красителями не остановила Эрлиха, им овладела другая идея — излечивать сифилис. К этому времени медицина обогатилась новым противотрипаносомозным средством атоксилом (органическое производное мышьяка). Атоксил с успехом применил Роберт Кох для лечения сонной болезни, но через несколько месяцев выяснилось страшное побочное действие препарата — дегенерация зрительного нерва. Эрлиха это не смутило, так как атоксил эффективно применяли для лечения малокровия у кур, возбудитель которого был поразительно похож на возбудителя сифилиса. Под своим любимым девизом «не спеша и без устали» (ohne Hast, ohne Rast) Эрлих с легендарным упорством испытывал всё новые и новые производные атоксила. Успех ждал исследователя на 606-м соединении. Он назвал его сальварсаном (спасающим), и, действительно, препарат спас жизни тысячам больным различными спирохетозами (сифилис, фрамбезия и др.).
Теория волшебнойпули. Основываясь на собственных результатах изучения АТ, «повреждающих» микробы и их токсины, но не собственные клетки организма, Эрлих разработал постулат о «волшебной пуле» (die Zauberkugel) — веществе с минимальной органотропностью и максимальной паразитотропностью. Этот постулат стал основным принципом поиска новых химиотерапевтических средств.
Сульфаниламиды. После блестящих открытий Эрлиха все поиски ЛС окутались покровом тайны. Специалисты ведущих фармацевтических фирм исследовали каждое новое соединение, не разглашая полученные результаты. В 1908 г. австрийский химик П. ГельмЏ получил p -аминобензолсульфамид (сульфаниламид) из каменноугольной смолы. Позднее химик фирмы «Байер» Х. Герлќйн установил, что присоединение сульфаниламида к кислым красителям улучшает качество окраски, и предложил новый кирпично-красный краситель — хризоидин. Уже в 1913 г. специалисты фирмы «Байер» установили его способность убивать различные бактерии. В 1932 г. фирма «ИГ Фарбениндустрие» запатентовала оранжево-красное вещество с необычным для красителей названием стрептозон. В лабораториях фирмы его детально изучил выдающийся бактериолог Г. ДЏмагк, опубликовавший свои результаты в знаменитой статье «Ein Beitrag zur Chemiotherapie der bacteriellen Infectionen» («Вклад в химиотерапию бактериальных инфекций»), ознаменовавшей рождение нового класса химиотерапевтических агентов. Монопольные права на стрептозон (получивший название «пронтозил» или «красный стрептоцид») позволили «ИГ Фарбениндустрие» захватить рынок антимикробных ЛС. Но дельцы от фармацевтики не придали значения открытию П. ГельмЏ и не запатентовали сульфаниламид, а исследования группы Э. ФурнЏ из парижского Пастеровского института показали, что действующим началом пронтозила является его бесцветная фракция. Под названием «белый стрептоцид» этот препарат стали широко тиражировать во многих странах.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 578 | Нарушение авторских прав
|