АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Чудо Господне - это, прежде всего, дар любви
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это, все приложится вам.
Евангелие от Матфея, 6, 33
Теперь, дорогие соратники, подумаем вот над чем. Сочинение, которое предстоит написать, это ведь не только воспоминание о нашей «вчерашней жизни», пусть даже и сдобренное сожалениями о растраченном времени и потерянных друзьях. Это, прежде всего, размышление о том, как жить дальше.
Собственно говоря, наличие в теме сочинения вопроса «почему я решил отказаться от алкоголя и табака» предполагает и ответ на вопрос «каким образом я собираюсь это сделать».
И поскольку мы в нашем курсе подходим к решению стоящих задач с православных позиций, в нашем сознании неизбежно возникает вопрос о Божией помощи при избавления от дьявольской алкогольно-табачной зависимости.
Мы уже говорили, что Господь — не покровитель лодырям, не помощник тунеядцам. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28), — эти слова Христа показывают, что непременным условием помощи Господь ставит труд.
Знаем мы с вами также и то, что не всё в жизни решает физический труд. Где-то необходим труд интеллектуальный, знаем, может и не очень уверенно, что никогда не обойтись и без духовного труда, не обойтись без молитвы.
В молитве люди по-разному просят Бога о помощи. Нет ни одинаковых молитв, ни одинаковых мыслей на молитве. Да и религиозное воспитание людей различно, а у некоторых его и просто нет.
Поэтому не исключено, что, обращаясь в повседневной жизни к Богу, люди могут рассуждать приблизительно так: «Вот я решил навсегда оставить алкоголь и табак, ну, а поскольку дело это богоугодное, попрошу я у Бога помощи. А Господь со Своей стороны чудесным образом поможет мне и избавит от греха пьянства и табакокурения».
Другие соратники, возможно уже не раз обращавшиеся к Богу с подобной просьбой, подумают таким образом: «Сколько людей на земле обращаются к Богу со своими горестями, а Бог-то один, до меня ли грешного?»
Ну, и наконец, всегда найдутся люди, которые категорично заявят: «Исцелит меня Господь — уверую в Него!»
Думается мне, что все они будут неправы. И вот почему. Все перечисленные люди совершенно справедливо связывают имя Божие с понятием чуда, только вот забывают, что в чуде необходимо участие не только Бога, но и человека. Поговорим об этом подробнее.
Для начала вспомним суровый ответ Христа неким книжникам и фарисеям[27], приступившим к Нему: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12, 39). Обратите внимание, это говорит Христос, сотворивший к этому времени среди Своего народа сотни чудес. Так почему бы Ему не сотворить еще одно?
Нет, и это знает каждый, любви нельзя добиться силой, любви надо соответствовать, любовь надо заслужить. А теперь обратите внимание вот на что: книжники и фарисеи просили ведь не чуда, они просили некоего знамения.
В чем тут дело? Ведь, приступив к Христу, не могли они не знать о многочисленных чудесах исцеления, совершенных Спасителем. Не могли не знать, иначе и не «приступили» бы к Нему, не давая прохода. Все дело в том, что эти люди не увидели в действиях Иисуса Христа никакого чуда. Пусть это не покажется вам странным. Чудо всегда прикровенно, интимно, обращено к конкретному человеку, даже если в нем участвуют тысячи людей, собравшихся послушать Христа на берегу моря Галилейского (Мф. 15, 29—38). Так это и было с чудом насыщения немногими хлебами множества людей. Чудо, как и хлеб, было обращено к конкретному человеку.
К конкретному, потому что чудо всегда обращено к сердцу, к сознанию, к нуждам личности. Оно всегда конкретно, как всегда конкретна сама любовь. И мы с вами, будь у нас двое, трое или десять детишек, всегда любим каждого из них конкретно. Отдельно любим каждого, хотя и любим всех.
Так вот, книжники и фарисеи хотели от Христа не чуда, чуда любви, а хотели некого знамения, громкого, явного, обращенного не к человеку, а к толпе. Они хотели от Христа демонстрации Своего величия, Своей силы, хотели того, что спустя века назовут пиаром[28] и рекламой.
Но не в силе величие Христа, а в любви. Не понимали этого многие 2000 лет назад, не хотят понять и сегодня. Да и незачем всемогущему Богу демонстрировать Свою силу, а любовь демонстрировать и не надо, она либо есть, либо ее нет, и это всегда видно.
Более того, все мы знаем: где начинается демонстрация любви, там любовь кончается, не начавшись. Поэтому то, что было желанно лицемерам, было противно Богу, отсюда и Его ответ, как им, так и нам, ответ на века!
А вот то, что Господь — наш Отец, это надо помнить всегда, как и молитву Господню — «Отче наш», о которой я уже говорил в первой лекции[29]. Но знать надо также и то, что молитва — это не таблица умножения, и держать ее надо не столько в уме, сколько в сердце.
Обратитесь вы к невесте со словами любви формально, «по бумажке», не услышит она вас, не поймет. А вот на трепетное слово, на боль сердечную или на радость откликнется, и услышит вас, будь вы рядом с ней или за тысячи километров.
Людям же думающим, что отдельный человек слишком мал и ничтожен, и некогда Богу заботится о таком огромном количестве людей, что их и не пересчитаешь, я бы ответил словами епископа Александра (Милеанта)[30]: «Говорят, что живых существ чересчур много. Но какое мы имеем право нашу ограниченность приписывать Богу? Ведь Он бесконечен в Своих совершенствах. И если бы Он, кроме нашего мира, сотворил еще много миллиардов таких миров с бесчисленным количеством в них людей, животных, насекомых и бактерий, то и тогда бы Господь нисколько не утрудился, заботясь о жизни всех их в отдельности.
Кто-нибудь скажет, что все эти существа слишком малы и ничтожны. Но понятия о величине мы создаем в сравнении с самим собой. Что велико в наших глазах, то ничтожно перед величием Божиим, и что нам представляется малым, то велико перед благостью и любовью Божией. Обо всем промышляет Господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра» [65].
Ну, а теперь давайте спросим себя, а можем ли мы, конкретно мы, отягченные неправыми поступками или постыдными стремлениями, надеяться на помощь Божию в такой степени, чтобы эта помощь, будучи явлена нам, оказалась чудом?
Здесь надо сказать, что отношение к чуду у разных людей разное. Наверное, в душе каждого из нас лежит вера в чудесное. Вера эта заложена с детских лет. Она вошла в наше сознание вместе со сказками, неким примером нарушения физических законов, происходящих в придуманном, нереальном мире.
И иногда, с этой верой в чудесное, мы обращаемся к Богу с призывом сотворить над нами чудо. Но чудо — это нечто иное. Это нечто, происходящее в реальном, окружающем нас мире. И это не нарушение законов бытия, ибо нелепо думать, что Создатель вселенной нарушает созданные законы — тогда это все, что угодно, но не законы бытия.
Чудо — это проявление непостижимой для нас силы, силы, исходящей от Создателя мира. Но главное в любом, исходящем от Господа чуде, это то, что это чудо любви. Прочитайте Евангелия: все чудеса, совершенные Иисусом Христом, совершены Им во имя любви к человеку.
Но кто-то может сказать: «Это было давно. А как в наше время?»
Неужели же время чудес миновало? Неужели же Тот, Кто «смертию смерть попрал», отвел от нас Свою щедрую руку? Конечно же, нет! Просто заботы, печали и радости, из которых ткется ткань человеческой жизни, мешают разглядеть ее дивный узор.
Забвение, утрата идеалов любви в современном обществе мешают человеку осознавать происходящее с ним события именно как дар Божией любви. Вот вам пример, рассказанный моим недавним слушателем.
Желая избавиться от алкогольной зависимости, этот человек приехал в Серпухов, где в Высоцком мужском монастыре хранится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Здесь, помолившись перед образом Матери Божией, он причастился Святых Животворящих Таинств.
Дальнейшие его действия трудно объяснить с позиций христианской морали, но что было, то было. Так вот, причастившись, этот человек вышел из монастыря и решил закурить. Решить решил, а вот выполнить не мог. Хочет достать из пачки сигарету — руку судорога сводит. И так не раз. Что это, по-вашему? Чудо? Нет, не чудо! Вот прислушайся он к происходящему, прояви добрую волю, растопчи ту пачку, оставь навсегда саму мысль о табаке, и я уверен, Господь послал бы ему силы оставить свои табачные пристрастия. И произошло бы чудо! Но нет, человек не внял событию, отравил-таки себя табаком.
Так что же это было? С медицинской точки зрения — обыкновенная судорога, привести к которой могли различные нервные и физические недомогания. И это совершенно правильно.
А вот с рассматриваемой нами духовной точки зрения что здесь было помимо судороги? Я думаю, было знамение, но человек тот не принял и его! Не внял он знамению, как и не пожелал чуда. Потому что, если бы внял, не пытался бы в такой святой день, наперекор всему, отравлять свою жизнь.
Много людей ездит по монастырям, ходит в церковь, кощунственно приобщается Таинствам в надежде, что эти действия сами по себе принесут им решение проблем. Зря они суетятся. Вера их так и называется — суеверие!
На сайте Саратовской епархии размещены «Беседы с русским народом» архиепископа Иоанна Сан-Францисского (в миру князя Шаховского), где он приводит рассказ старшей сестры писателя А. Н. Толстого, повествующей о другом, достойном восприятии чудесного.
Речь идет о случае, определившем жизнь знаменитого русского адвоката Ф. Н. Плевако[31]. Вот что пишет Елизавета Николаевна: «Был он тогда совсем молоденький студент, и такой бедный, что не имел чем заплатить за семестр в университете. Он искал, хлопотал, и всё напрасно... Когда исчезла последняя надежда, вышел он из университета, как потерянный... Глядит, а в придорожной пыли ветерок крутит бумажку, те самые 25 рублей, которые ему нужно было заплатить. Да. И Плевако-то ведь, не колеблясь, признал, от Кого послана ему эта спасительная бумажка! Конечно, она не с неба упала, а была оттиснута в Экспедиции государственных бумаг, но разве это меняет дело?» [66]. Очень верно подмечено, «дело это не меняет».
Думаю, что каждый из нас может, при желании, припомнить события, оказавшие на нашу жизнь судьбоносное влияние. События, о которых в Православии говорят — Промысел Божий. Можно сказать, что это события, в которых проявляется воля Божия. События, в которых любовь Господа находит нас.
А вот можем ли мы упросить Бога сотворить чудо по нашей просьбе, по нашей мольбе? Многочисленные чудеса Господа, явленные Им как при земной жизни, так и по Вознесении, однозначно свидетельствуют - да!
И чем же тогда станет для нас чудо? Оно будет, прежде всего, успешным поиском Бога, пришедшего к нам на встречу. И здесь необходимо открытое сердце и искреннее приглашение Ему войти в это сердце, войти в горницу нашей души.
Поскольку вы радушный хозяин, вы ведь выметете мусор из горницы, приберете ее, украсите к приходу дорогого гостя. А если нет? Если вы нерадивы, ленивы сердцем и душой - ваша горница останется заброшенной, пустой.
И тогда придут ли к вам в гости люди? И можно ли позвать в такую неубранную горницу Бога, позвать и попросить Его о милости? Подумайте об этом.
Но как быть, если горница души так запущена, так грязна, что не отчистить ее быстро, а помощь Создателя необходима, да и не терпит время! Так выйдите, выползите за порог своего жилища под солнце или под звезды. Сделайте шаг Богу навстречу!
И делая этот шаг, вы увидите людей. Вы, просящий милостыни у Бога, подайте милостыню им. Вы, надеющийся на любовь Божию, не откажите людям в любви. Сделайте самый главный в жизни шаг, подарите людям любовь. Сделайте этот шаг. Господь сделает к вам навстречу все остальные!
И еще. К чуду надо готовиться. И хотя его нельзя заслужить, его надо желать. Желать и просить той великой молитвой, которая по слову Господню «двигает горы, низвергая их в морскую пучину». Эта великая молитва — молитва веры. А обретение веры — величайший труд. Не по объему или по тяжести, а по величию. Величию в очах Божи-их. Ибо стремление к вере, стремление к правде Божией, к Самому Богу — и есть величие цели.
«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть», — сказал Господь простым людям, окружавшим Его. А совершенство это — в любви. Любовь же каждый сможет найти в сердце своем, каждый может дать любовь людям — этого надо только захотеть.
И если хотите чуда — станьте его соавтором! Объединитесь с Господом в любви. Делайте ближним то, что хотели бы получить себе. И тогда не будет невозможного в жизни. Ибо все чудеса в мире подчинены основному закону — закону любви.
Шестые выводы:
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 663 | Нарушение авторских прав
|