Предупреждение о возможной опасности является первейшей задачей врача как просветителя. Врач знает больше больного, поэтому должен делиться необходимой информацией. Отсутствие информации и неизвестность психологически переносится гораздо тяжелее, чем информированность даже о неблагоприятных моментах диагностики и лечения. Пытка неизвестностью является одной из самых мучительных, поэтому любые запросы на информацию необходимо удовлетворять как можно быстрее. Многие страхи пациентов рассеиваются, как утренний туман, при первых разъяснениях, чего надо опасаться или чего надо избегать. Чаще всего предупреждения строятся по формуле: Если X, то Y: "Если поковыряете рану (X), то будет заражение крови (Y)"', "Если будете переутомляться (X), то сердце не выдержит (неУ)"; "Если не откажитесь от вредных привычек (неЛ), то скоро состаритесь (Y)"; "Если не будете меня слушать (неЛ), то не вылечитесь (неУ)". Наименее травмируют психику и не вызывают состояний "симптомного транса" те предупреждения, которые содержат способ избегания опасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой небольшой книге автор хотел свое уважительное отношение к традиционной медицине, т.е. к тем традициям врачевания, которые складывались веками, видоизменялись сообразно времени, по-разному освещались то одной, то другой "новейшей теорией", но никогда не уничтожались и тем более не отменялись.
В наше время нетрадиционные методы агрессивно вторглись на рынок медицинских услуг, протаранив корпус врачебного клана и создав огромную дыру, в которую хлынули толпы непрофессионалов, "любителей нетрадиционной медицины", — экстрасенсы, колдуны, народные целители, знахари, "бабки", "гуру", "мессии", астрологи, скороспелые "психотерапевты" и прочее. К сожалению, средства массовой информации поддерживают мифы о могучей целительной силе людей, далеких от медицины, среди которых есть и откровенные жулики, и психически больные, "загруженные" галлюцинациями о невидимых силах, и психопаты, жаждущие признания, и добросовестные дилетанты, убедившие себя в умении управлять "тайной мудростью человеческого организма", "космическими энергиями" или кармой.
Многие врачи-практики испытывают комплекс неполноценности от того, что общество не сопротивляется внедрению идеи "Медицина бессильна" ("Бог умер!"), от того, что их труд так низко оценивается, от того, что они поставлены в ситуацию конкуренции с теми, кто научился мастерству саморекламы (100% исцеления), кто научился не испытывать сомнений и манипулировать сознанием легковерных клиентов по новейшим западным психотехнологиям, кто убедил себя в том, что человека можно разбирать и собирать, как простенький телевизор.
Автор надеется, что читатель сможет убедиться после прочтения книги в том, что он, профессиональный медик, обладает огромным запасом средств психологического воздействия на своих больных. Этими средствами "необъявлен-
ной психотерапии" буквально нашпигованы все так называемые рутинные врачебные процедуры: методы обследования и диагностики, методы лечения и ухода за больными, методы общения и предоставления больному необходимой информации.
В книге нашли отражение лишь самые популярные в медицинском обиходе процедуры. Автор попытался только выдвинуть саму идею о скрытой в этих рутинных процедурах силе целебного воздействия, которая высвобождается в форме плацебо и/или терапевтического транса. Читателю предоставляется возможность самому открыть доступ к этой силе, внимательно всмотревшись в то, что автор ежедневно делает при работе с пациентами. Осознание этих мелочей внесет в профессиональное мастерство и ответственность еще один мощный поток — творчество и искусство. А там, где есть искусство, там всегда есть личность, индивидуальный стиль, радость от повседневных микрооткрытий, разнообразие деятельности, отсутствие рутины в рутинных процедурах.
Новосибирск, 1999 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Проблема алкоголизма.— М.,1973. - 112 с.
2. Банщиков В.М., Завьялов В.Ю., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение; клинико-психологическое исследование — М.: Всероссийское общество невропатологов и психиатров, 1975.- 221 с.
3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — Л.: Наука, 1983. — 192 с.
4. Благой Д.Д. Достоевский и Пушкин //Достоевский — художник и мыслитель.— М.: Художественная литература, 1972. - с.344-427.
5. Вышеславский Б.П. Этика преображенного эроса.— М.: Республика, 1994.- 368 с.
6. Гарифуллин Р. Энциклопедия блефа. Казань: Реноме, 1995. - 160 с.
7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988. — 448 с.
8. ГовиндаА. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993.— 470 с.
9. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987.— 218 с.
10. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. — М.: Советская Россия, 1987.- 191 с.
12. Дмитриева СИ. Слово и обряд в мезенских заговорах // Обряды и обрядовый фольклор. — М.: Наука, 1982. — с.36-49.
13. Дремов СВ. Психолого-психиатрические, культурно-исторические и философские аспекты измененных состояний сознания. — Дисс.канд. мед.наук. — Томск, 1998. — 218 с.
14. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. — Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние,1988.- 198 с.
16. Иванов П.К. Я не боюсь природы... — Новосибирск: Художественные промыслы, 1990. — 60 с.
17. Кастанеда К. Учение Дона Хуана // Путь познания индейцев яки. — М.: Миф, 1991. — 156 с.
18. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага: Авиценум, 1983.— 405 с.
19. Кураев А. Наследие Христа: что не вошло в Евангелие? — М.: Фонд «Благовест», 1998. — 221 с.
20. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию.— Л.: Медицина, 1966. — 430 с.
21. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.— М.: Мысль,1993. - 959 с.
22. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф — Число — Сущность. — М.: Мысль, 1993. — 959 с.
23. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1998.
- 750 с.
24. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М.: Право и Закон, 1996. — 222 с.
25. Прыжов И. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. - СПб: ЭЗРО, М.: Интрада,1996.- 213 с.
26. Росси Э.Л. Волновая природа сознания: Новое направление эволюции психотерапии // Эволюция психотерапии. Том 4. - М.: Класс, 1998. - с. 45-73.
27. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987.- 782 с.
28. Смоляк А.В. Шаман: личность, функция, мировоззрение (народы Нижнего Амура). — М.: Наука, 1991. — 278 с.
29. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм. — СПб.: Наука, 1991.-320 с.
30. Трунгпа Ч. Стать вполне человеком // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав. В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока.
- Мн.: Вида-Н, 1998.- с. 196-204.
31. Уильяме Д.Л. Пересекая границу...: Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды. — Воронеж: Модек, 1994. - 192 с.
32. Фромм Э. Природа благополучия // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав.В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока. — Мн.: Вида-Н, 1998.- с.101-116.
33. Харди И. Врач, сестра, больной: психология работы с больными.— Будапешт: Академия наук, 1988. — 338 с.
34. Хан И.Х. Мистицизм звука. Сборник. — М.: Сфера, 1997.- 336 с.
35. Хол М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. — Новосибирск: ВО «Наука», 1992. -Т.1.- 368 с, Т.2.- 440 с.
36. Хора Т. Задавать правильные вопросы // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Состав. В.Хохлов; пер. с англ. Н.В.фон Бока. — Мн.: Вида-Н, 1998. - с.205-215.
37. Чалидзе В. Иерархический человек. — М.: Терра, 1991. - 223 с.
38. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. - с.209-233
39. Шерток Л. Гипноз: Пер. с франц. — М.: Медицина, 1992.-224 с.
40. Balis G.U. Placebogenic Aspects of the Doctor-Patient Relationship // The Behavioral and Social Sciences and the Practice of Medicine: The Psychiatric Foundations of Medicine. v.2. - Butterworth Publ. Inc. London, 1978. - p.407-464.
4\.Gilligan S.G Therapeutic Trances: The Cooperation Principle in Ericsonian Hypnotherapy. — Brunner/Mazel, Publ., New York, 1987.-366 p.
42. Glasser W. The Identity Society. — Harper&Row, Publ.-1972.-257 p.
43. Haley J. Problem-solving Therapy. — New York: Harper&Row, Harper Colophon Books, 1976. — 276 p.
44. Dittrich A., and other. International Study on Altered States of Consciousness. — Summary of the Results. / The German Journal of Psychology, 1986, N 4, p. 319-339.
45. Maslow A.H. Motivation and Personality (2-nd ed.). New York: Harper&Row, 1970.
46. Sicorsky I. Jr. A A'Godparents. — CompCare Publ., 1990. - 50 p.
47. Volgyesi F.A. Hypnose bei Mensch und Tier. — Leipzig: S.Hirzel Verlag, 1969.-216 s.
48. Weil A. The natural mind. Boston: Houghton Miffling, — 1972.