Самоинструкция
Метод самоинструкции в поведенческой психотерапии известен главным образом благодаря работам Дона Мейхенбаума, который, ссылаясь на работы Лурии и Выготского, подчеркивал роль внутренней речи в регуляции поведения. В соответствии с этапами формирования внутренней, интериоризованной, речи Мейхенбаум намечает путь изменения автоматических способов мысли: от внешней (и потому - контролируемой) речи к речи «про себя» и затем - к автоматизированной и интериоризованной внутренней речи.
Суть метода состоит в том, что клиент копирует предложенные терапевтом самоинструкции сначала во внешней речи - просто повторяет их вслед за терапевтом, затем учится произносить их про себя перед началом и в процессе выполнения поведенческих задач. По мере автоматизации навыка интериоризуется и вплетенная в навык (позитивная или негативная) самоинструкция.
Самоинструкция чаще всего применяется тогда, когда обнаруживаются привычные и автоматизированные негативные самовербализации, блокирующие выполнение намерений, например: «У меня все равно ничего не выйдет», «Не такой я человек, чтобы так себя вести», «Не стоит связываться - все равно откажут...» и т.д.
Копирование позитивных самоинструкций в этом случае помогает разорвать замкнутый круг, когда негативные мысли мешают выполнению поведения и не дают желаемого, что в свою оче-
69 редь укрепляет человека в его негативном способе мыслить. Примером эффективного использования этого метода могут служить многочисленные подходы в формировании позитивного мышления, силы ума и позитивного мировосприятия.
Далее, самоинструкция может также применяться в целях устранения нежелательного поведения. В этом случае самоинструкции носят либо явно запретительный характер (этот тип самоинструкций используют в крайнем случае - когда не удается найти замещающую формулировку), либо разрешают замещающее поведение. Например, мальчику, который говорит слишком быстро, для тренировки предлагается самоинструкция: «Буду говорить медленно, как удав из мультфильма» (замещающее поведение). Женщине, страдающей от переедания, предлагают практиковаться в следующей формулировке: «Я могу есть только в обществе мужа. На работе я есть не буду - займусь лучше делом».
Чаще всего метод самоинструкций применяют при излишней импульсивности или пассивности, при трудностях концентрации, нарушениях внимания, а также в тяжелых случаях смерти близких, изменах, ревности, излишней тревожности и т.д.
К самой формулировке самоинструкции предъявляется ряд важных требований. Чтобы облегчить копирование инструкции, ее первоначальная формулировка «приспосабливается» к лексике клиента и его способу строить фразы. В нескольких ролевых играх формулировка самоинструкции может быть проверена и уточнена. Иногда для облегчения усвоения самоинструкции используют отдельные техники гештальт-терапии или психодрамы. Например, техника «вспомогательного Я» в этом случае используется следующим образом. Терапевт становится за спиной у клиента, кладет ему руку на плечо, и затем детально описывает проблемную ситуацию и произносит формулировку самоинструкции. Клиент вслед за этим должен повторить формулировку, проверяя ее соответствие своим привычкам. В процессе этого повторения формулировка может быть изменена или уточнена.
Далее, нужно следить за тем, чтобы самоинструкция содержала указание на очень конкретные особенности поведения, которое нужно выполнить или от которого следует воздержаться. Формулировка «Я буду предупредительным и вежливым с учителем» не совсем удачна, поскольку подразумевает различные толкования вежливости и предупредительности. Уточнение конкретных особенностей поведения («Я буду молчать до тех пор, пока учитель не замолчит, и кивать головой время от времени») помогут выполнить самоинструкцию и организовать самоподкрепление ее выполнения.
И наконец, задачи, которые ставит самоинструкция, должны быть реально выполнимы. Слишком сложные задачи могут разрушить мотивацию выполнения самоинструкции, и в этом случае
самоинструкция станет скорее аверсивным, чем стимулирующим сигналом.
Пример. Молодой человек обращается с жалобой на экзаменационный страх, который не дает ему рассказать на экзамене то, что он прекрасно знает. Иногда он пропускает сроки экзамена из-за этого страха, до последнего оттягивая момент, когда он выйдет из дома или войдет в аудиторию. Даже зная ответ на вопрос, он часто не может «собрать свои мысли в кучу» и в результате получает плохие отметки. «Особенно обидно бывает, если я в коридоре рассказываю товарищу содержание билета, а на экзамене двух слов связать не могу».
Накануне сессии с молодым человеком отрабатывают следующую инструкцию: «Я иду туда не за оценкой. Мне нужно лишь придти вовремя, взять билет и дать ответы на вопросы. Все - пошел».
Хорошо попрактиковавшись на последней сессии, молодой человек использует тот же прием и на работе: «Я не буду искать справедливости и добиваться повышения зарплаты. Я лишь зайду в кабинет к шефу и сяду на стул. Я дождусь, когда он спросит, зачем я пришел, и скажу следующее: "Я хочу узнать, почему моя зарплата в два раза ниже, чем у других сотрудников". Затем я поблагодарю за ответ и уйду».
Из приведенного примера хорошо видно, что метод самоинструкции легко может быть дополнен другими приемами поведенческой психотерапии, нацеленными на редукцию неблагоприятных эмоциональных состояний, - борьбу со стрессом, страхами, чувством вины, депрессивными состояниями. Эти приемы мы подробнее обсудим в следующей главе. Сейчас же рассмотрим одну из разновидностей самоинструкции - метод «мысленный стоп».
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 524 | Нарушение авторских прав
|