АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Что такое выученная беспомощность?

Прочитайте:
  1. I. Что такое асфиксия?
  2. А знаете ли Вы, что такое ПНЖК?
  3. Вера. Что же это такое?
  4. Врачи часто применяют словосочетание «врачебная интуиция». Что это такое? Имеет ли врач право рисковать здоровьем пациента и ориентироваться на собственную интуицию?
  5. Глава 1. Что такое целлюлит
  6. Есть такое переходное «нейтральное» состояние, через которое все и происходит.
  7. Задать отношение инцидентности - значит указать, какие вершины и ребра графа являются инцидентными. Такое отношение задается матрицей инцидентности.
  8. Запомните, какие существуют типы ГС-корреляции. Что такое предрасполагающие и протективные факторы среды?
  9. Запомните, что такое генетический груз, в чем заключаются ключевые моменты концепции генетического груза и разберитесь в основных причинах роста мутаций.
  10. Игровая терапия – что же это такое?

Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как со­стояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внеш­ние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции перено­сятся на другие ситуации, то, значит, налицо выученная беспо­мощность. Очень непродолжительной истории неконтролируемо­сти окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.

Пример. Двум группам людей предлагалось решать простые логические задачи, где в серии картинок нужно было обнаружить «лишний» элемент, сле­дуя какому-либо принципу. В одной группе испытуемые получали оценки «вер­но» или «неверно» в случайном порядке (т.е. асинхронно), в другой они (син­хронно) получали за правильный ответ оценку «верно», за неправильный - «неверно». В результате в группе с правильными, «синхронными» последстви­ями количество правильных ответов быстро возрастало, при асинхронности же не наблюдалось значительного улучшения результатов и многие испытуе­мые довольно быстро отказывались от продолжения эксперимента. Если на их участии настаивали, то они совершали даже большее количество ошибок, чем в начале, поскольку для простых закономерностей пытались найти очень сложные объяснения, искали сложные решения там, где они были очевидны.

Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладе­вать ими. Ответственны за возникновение этого не столько непри­ятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.

Именно этим объясняется тот факт, что относительно пози­тивных последствий Селигман получил схожие результаты. Ин­тенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых, точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

 

 

 

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируе­мостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в ран­нем детстве - в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоя­тельства:

полное отсутствие последствий (депривация);

однообразие последствий;

асинхронность, или отсутствие видимой связи между действи­ями и их последствиями.

 

Отсутствие последствий. Никому в России не нужно объяс­нять, с чем сталкиваются сироты в большинстве детских домов. Однообразная серая одежда, такая же однообразная и пресная пища, скудная библиотека, занятые своими делами воспитатели и учителя. Однообразие среды дополняется депривацией простого человеческого общения. В замкнутый мирок поступает слишком мало стимулов, слишком мало информации, чтобы растущий че­ловек научился связывать плохие и хорошие поступки с плохими и хорошими последствиями. Разные поступки так или иначе есть всегда - разных последствий не хватает. Поэтому к моменту вы­пуска молодых людей в большинстве случаев трудно назвать адап­тивными, приспособленными и оптимистичными людьми.

По аналогии с этим «экстремальным» примером мы легко об­наружим зоны потенциальной беспомощности в далеком сибир­ском поселке, глухой деревне в центре России, в семье начинаю­щего предпринимателя и его жены - учительницы, с утра до поздней ночи занятых каждый своим «бизнесом».

Общее во всех этих случаях - бедная на последствия и обще­ние среда, в которой ребенок просто не в состоянии соотнести разное поведение с разными реакциями окружения. Этих реак­ций просто нет.

 

Пример. Женщина обращается к психологу с просьбой помочь. Ее уже взрослый сын ничего не желает делать. Семья довольно обеспеченная, у каждого из супругов свой бизнес, сыну они тоже ни в чем не отказывают. Чтобы помочь сыну стать на ноги, отец зарегистрировал для того собствен­ную фирму с поставленным уже бизнесом. Нужно только работать. Но сын и этого не хочет! Он либо сидит весь день дома, либо, что еще хуже, берет машину и отправляется проведывать своих дружков. В общем, делом зани­маться не хочет - у него нет к нему никакого интереса. Психолог предлага­ет попробовать изменить кое-что в отношении к сыну (а сыну уже 26!). Из­менить последствия, которые имеют его действия. Отобрать машину и от­дать тому, кто ведет дела в фирме. Вернуть машину, если он займется делами фирмы. Выплачивать ему в фирме зарплату в точном соответствии с рабочими часами, которые он там проведет. Если управление фирмой не даст нужных результатов, продать ее или забрать себе в управление. Но в этот момент - перестать платить зарплату.

 

Спустя 2 месяца сын начал вести дела фирмы сам и купил себе на за­работанные в удачной сделке деньги собственную машину, чтобы не зави­сеть от родителей.

 

Однообразие последствий. Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, последствия как минимум должны быть в нали­чии. И они должны быть разными. Любой психолог, работаю­щий в милиции или детприемнике, расскажет вам массу ужас­ных случаев, главным действующим лицом которых были дети из очень благополучных семей. Неожиданные асоциальные по­ступки эти благополучные дети совершают так же часто, как и дети из детских домов и интернатов. Совершенно неожиданные и немотивированные побеги из семьи, агрессивные действия, кражи, вандализм, не имеющие, на первый взгляд, никакого разумного объяснения, легко можно объяснить в рамках теории выученной беспомощности. Гиперопека детей из богатых семей, чаще всего связанная с однотипно позитивными последствия­ми, так же опасна, как и гиперконтроль со стандартно следую­щим штрафом за любые нарушения. Опасность состоит в одно­типности последствий.

Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) пове­дение получает совершенно одинаковые (безразлично - прият­ные или неприятные) последствия, точно так же теряет ориенти­ры для управления собственной активностью, как и ребенок, во­обще никакой обратной связи не получающий.

 

Пример. Девочка Саша ходит в I класс с большой охотой, ей все в шко­ле нравится. Но вдруг родители замечают, что интерес стремительно улету­чивается, ребенок не хочет делать уроки, с нежеланием идет в школу.

Ребенка как бы подменили. Лишь случайно родители узнают, что в классе появился новый учитель, который часто ставит четверки и требует выпол­нять работу над ошибками. Сначала Саша это делала охотно, поскольку сама видела эти ошибки и знала, как их можно исправить. Но новый учи­тель даже после прекрасно выполненной повторной работы все равно ста­вит четверку. С его точки зрения это - справедливо. Ведь ошибка-то была допущена.

Саша очень расстроена. Для нее исчез всякий смысл исправлять ошиб­ки. Как бы хорошо она ни работала над ошибками - все равно оценка не улучшается. Мотивация к учебе стремительно, в течение двух-трех дней, исчезает.

Родителям, к счастью, удалось убедить учителя поощрять ребенка, но интерес к школе восстанавливался очень и очень медленно.

 

Есть еще одна форма беспомощности, возникающей по при­чине однообразия последствий. Ребенок или взрослый, который, совершая разные - хорошие и плохие, добрые или злые - дей-

 

 

ствия, знает, что все равно его родители (или его статус) защитят его от неприятностей, оказывается беспомощным в такой же сте­пени, как и тот, кто наталкивается на массивную критику, что бы он ни делал.

Если приблизить эти результаты к реальной жизни, то беспо­мощность возникает тогда, когда человек (ребенок), пытающий­ся решить некоторую поведенческую проблему, не находит ника­кой системы в том, как реагируют окружающие на его действия, и никто ему не помогает обнаружить эту систему.

Асинхронность. Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так мно­го времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая слу­чайно и довольно редко зарплата - все это, последствия, кото­рые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зар­плата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей - с ошибками, допущенными в домашнем задании. Итог тот же.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 433 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)